СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Областная очная школа детско-юношеского туризма (из опыта работы)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спортивный туризм – вид спорта, который с каждым годом приобретает все большую популярность и массовость. Дети приходят в спорт, ожидая многого. Важно дать им не только новые знания и компетенции, но и помогать реализовать их интересы.

Развитие (становление) спортивного туризма, как вида спорта (включён в единый реестр видов спорта России) требует иного подхода к принципу формирования команд для участия в Межрегиональных и Всероссийских соревнованиях -  подбор талантливых спортсменов в одну команду   для достижения максимального результата. (Традиции выступления командой секции \ клуба в туристских слётах Межрегионального и Всероссийского масштаба уходят в прошлое – удельный вес спортивной составляющей приближается к 100%, стандартизация дистанций и их составляющих позволяет формировать команды из участников различных секций / клубов).                                   

Абсолютное  большинство педагогов дополнительного образования Иркутской области (ведущих занятия в туристских секциях и клубах) не имеют специального физкультурного  образования.  Создание областной очной школы детско – юношеского туризма позволило в рамках дополнительной общеразвивающей программы: «Туризм для одарённых юношей и девушек  Иркутской области» объединить всех «звёздочек» в единое целое, не ущемляя интересов личных тренеров.

При разработке программы был учтен передовой опыт обучения и тренировки спортсменов-туристов, спортсменов-ориентировщиков, лыжников-гонщиков, легкоатлетов, а так же практические рекомендации по возрастной физиологии и педагогике, спортивной медицине, гигиене и психологии.

Просмотр содержимого документа
«Областная очная школа детско-юношеского туризма (из опыта работы)»

Автор: Оксана Владимировна Сибирякова,

педагог дополнительного образования,

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение г. Иркутска средняя

общеобразовательная школа №24


Областная очная школа детско-юношеского туризма

(из опыта работы)


Спортивный туризм – вид спорта, который с каждым годом приобретает все большую популярность и массовость. Дети приходят в спорт, ожидая многого. Важно дать им не только новые знания и компетенции, но и помогать реализовать их интересы.

Развитие (становление) спортивного туризма, как вида спорта (включён в единый реестр видов спорта России) требует иного подхода к принципу формирования команд для участия в Межрегиональных и Всероссийских соревнованиях - подбор талантливых спортсменов в одну команду для достижения максимального результата. (Традиции выступления командой секции \ клуба в туристских слётах Межрегионального и Всероссийского масштаба уходят в прошлое – удельный вес спортивной составляющей приближается к 100%, стандартизация дистанций и их составляющих позволяет формировать команды из участников различных секций / клубов).

Абсолютное большинство педагогов дополнительного образования Иркутской области (ведущих занятия в туристских секциях и клубах) не имеют специального физкультурного образования. Создание областной очной школы детско – юношеского туризма позволило в рамках дополнительной общеразвивающей программы: «Туризм для одарённых юношей и девушек Иркутской области» объединить всех «звёздочек» в единое целое, не ущемляя интересов личных тренеров.

При разработке программы был учтен передовой опыт обучения и тренировки спортсменов-туристов, спортсменов-ориентировщиков, лыжников-гонщиков, легкоатлетов, а так же практические рекомендации по возрастной физиологии и педагогике, спортивной медицине, гигиене и психологии.

Программа « Туризм для одарённых юношей и девушек Иркутской области»:

  1. Включает в себя практический опыт работы автора с юношескими и юниорскими сборными Иркутской области (4 года) и практику работы Куксенко Л.М. тренером – преподавателем по спортивному туризму в МБОУ ДОД ДЮСШ №1 г. Усолье – Сибирское (11 лет).

  2. При написании учтены принципы доступности, индивидуализации, систематичности и последовательности обучения, прочности усвоения знаний, единства оздоровительных, обучающих, развивающих и воспитательных задач.

  3. Содержание сформировано с учётом:

  • приоритетного направления - формирования из числа одарённых к спортивному туризму детей и подростков сборных команд Иркутской области

  • актуальных для сборной Иркутской области условий - пространственно-временной разобщённости участников процесса обучения

  • физиологических и психологических особенностей детского и подросткового возраста

  • современных подходов к формированию учебных программ для дополнительного образования (применение заочно-очной формы обучения с использованием технологии дистанционного обучения);

  • практические и методические рекомендации ведущих специалистов в области детского спорта;

  • Предназначена для, тренеров - преподавателей, работающих со сборными командами мальчиков и девочек; юношей и девушек; юниоров и юниорок Иркутской области.

Направленность программы: физкультурно-спортивная, туризм. Программа имеет физкультурно-спортивную направленность, ориентирована на активное приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни и носит образовательный характер.

Отличительные особенности программы:  

С целью реализации «программы развития» федерации спортивного туризма Иркутской области, в 2011 году была создана юношеская сборная команда Иркутской области (далее сборная).

В типовых программах дополнительного образования по туризму не рассматривается вопрос о работе со сборными командами, что, потребовало разработку авторской дополнительной общеразвивающей программы: «Туризм для одарённых юношей и девушек Иркутской области».

Актуальность программы заключается в том, что её реализация позволяет не только привлечь к занятиям по туризму учащихся как продолжение системы физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек в общеобразовательных организациях, но и целенаправленно организовать работу с одарёнными учащимися-спортсменами по подготовке к региональным, межрегиональным и всероссийским соревнованиям по спортивному туризму, тем самым вести отбор в юношескую сборную команду Иркутской области по спортивному туризму.

Учебный процесс организован в форме интенсивной школы в виде учебно-тренировочных сборов (далее ИШ УТС). Учебные занятия по данной программе способствуют развитию физических способностей у учащихся, формированию основ здорового образа жизни подростков. Данная форма образовательного процесса позволяет за короткий период времени нивелировать физическую и техническую подготовленность учащихся, вывести их на соревновательный уровень.

Большинство педагогов дополнительного образования по туризму не имеют специальной подготовки. Приехав в качестве руководителей команд, активно включаются в процесс обучения и подготовки, делятся своим опытом, перенимают опыт других наставников. При большом числе участников ИШ УТС, участники делятся на группы (по полу, по возрасту, по уровню физических кондиций) и, следовательно, у каждого педагога имеется возможность принять участие в учебно-тренировочных сборах.

Цель реализации программы: выявление, развитие и поддержка талантливых юных спортсменов; формирование и подготовка « успешной» сборной команды Иркутской области по спортивному туризму на 2015-2020 годы.

Основными задачами подготовки сборной являются:

  • обучающие:

  • обучить учащихся разным технико – тактическим навыкам для успешного выступления на региональных, межрегиональных и всероссийских соревнованиях в соответствии с календарным планом федерации спортивного туризма Иркутской области и планом массовых мероприятий ГАУДОИО;

  • содействовать гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся;

  • развивающие: развивать у учащихся

  • стремление к самообразованию, самосовершенствованию;

  • умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • самооценку, умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся

  • самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;

  • ориентации на здоровый образ жизни;

  • навыков сотрудничества, умения избегать конфликтных ситуаций и находить решения выхода из спорных ситуаций;

  • воли, смелости, дисциплинированности, социальной активности.

Механизм и условия реализации

На основании опыта работы со сборной (учитывая его успешность) была разработана следующая стратегия подготовки обучающихся.

• а) Просмотр всех возможных кандидатов среди мальчиков и девочек (11-12 лет) на соревнованиях и учебно – тренировочных сборах, в течении двух лет (период начальной подготовки (набор и отбор).

• б) Обучение с целью повышения (выравнивания) уровня индивидуальной технико-тактической подготовки (до уровня «смоделированного» участника сборной – призёра всероссийских соревнований) юношей и девушек (13-15 лет) в течении трёх лет (учебно-тренировочный период - базовый этап).

  • в) Накопление соревновательного опыта, выявление и ликвидация слабых сторон подготовки, выход на уровень подготовки 1 разряда, КМС юниоров/юниорок (16-18 лет) в течении трёх лет (учебно-тренировочный период - этап специализации).

Накопительная система обучения предусматривает:

    • Регулярный (согласно календарного плана федерации спортивного туризма Иркутской области) контроль достижений, обучающихся в соревновательной остановке, коррекцию индивидуальной траектории обучения, обучающегося через выдачу рекомендаций личному ПДО и самому обучающемуся. Включение индивидуальных достижений обучающегося в годовой рейтинг с целью самооценки личностных результатов в течении учебного года.

    • Организацию и проведение:

  • 2-4 дневных совместных учебных занятий в каникулярное время

  • 10-15дневных учебных сборов в спортивно-оздоровительном лагере (летний период).

    • Количество отработанных часов учитывается по накопительной системе (до 8 часов за один день соревнований или учебных занятий – согласно годового графика распределения часов, затраченных в данном месяце на совместные занятия в каникулярное время или соревнования.

    • Всего 128 часов за учебный год на одну учебную группу (при 4 часовой нагрузке в неделю, 32 учебных недели с 1 октября по 31 мая). Три группы 128*3=384 часа за учебный год (4 часа * 3 группы = 12 часовая недельная нагрузка)

    • Учебные группы формируются по возрастным категориям:

    • мальчики и девочки (11-12 лет) 1-2 год обучения

    • юношей и девушек (13-15 лет) 3-5 год обучения

    • юниоров/юниорок (16-18 лет) 6-8 год обучения

С января 2015 года Федерация спортивного туризма России ввела гендерное деление на всех соревнованиях Межрегионального и Всероссийского уровня. (Состав команды: 4-6 женщин \ юниорок \ девушек \ девочек и 4-6 мужчин \ юниоров \ юношей \ мальчиков).

Что потребовало внести коррективы в количественный и гендерный состав учебных групп:

  • на первом этапе 16 человек (8 мальчиков и 8 девочек)

  • на втором этапе двенадцать человек (6 юношей и 6 девушек)

  • на третьем этапе восемь человек (4 юниоров и 4 юниорок).

Планируемые результаты

Предметные результаты освоения программы включают:

  • знания о виде спорта «спортивный туризм»; представление о виде спорта «спортивное ориентирование»;

  • знания нормативных документов вида спорта «спортивный туризм» «спортивное ориентирование»;

  • технико - тактические умения и навыки, необходимые для прохождения дистанций 2-5 классов по спортивному туризму ( прохождения дистанций спортивного ориентирования кроссовой и лыжной дисциплин);

  • знания, умения и навыки, необходимые для выполнения нормативов инструкторской, судейской деятельности.

Личностные результаты освоения программы включают:

  • Личность обладающая общей физической и специальной физической подготовкой, необходимой для выполнения нормативов массовых спортивных разрядов, 1 спортивного разряда и КМС.

  • Личность проявляющая уважение, гордость за свой край и свою Родину; гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества

  • Личность, стремящаяся к саморазвитию и самовоспитанию; обладающая силой воли, дисциплинированностью, способностью к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы включают:

  • Умение принимать решения, найти выход из любой ситуации;

  • Навыки аналитической деятельности.

Ожидаемые результаты

На первом этапе 11-12 лет (период начальной подготовки):

  • Набранная учебная группа в количестве до 20 человек (первый год) → не менее 16 человек (второй год) из числа победителей и призёров открытых соревнований административных образований, областных стартов по спортивному туризму на дистанциях (кандидатов в сборную Иркутской области)

  • Постановка на учёт в городском, областном физкультурном диспансере (получение допуска к занятиям спортивным туризмом)

  • Достижение уровня физического развития, отвечающего технико-тактическим требованиям пешеходных дистанций по спортивному туризму на уровне 1юн. разряда.

  • Выход на уровень подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями функционального развития и биологического возраста обучающегося.

  • Выполнение объёмов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой, освоение теоретического раздела программы.

На втором этапе 13-15 лет (учебно-тренировочный период - базовый этап):

  • Сформированная учебная группа (основной состав сборной Иркутской области из талантливых обучающихся) в количестве до 14 человек (третий год) → не менее 12 человек (четвёртый год) → не менее 10 человек (пятый год).

  • Состояние здоровья, позволяющее осваивать физические нагрузки пешеходных дистанций 3-4 класса,

  • Достижение уровня физического развития, отвечающего технико-тактическим требованиям пешеходных дистанций по спортивному туризму на уровне 1-2 разряда.

  • Выход на уровень подготовленности лидеров сборной (с учётом индивидуальных особенностей пола, функционального развития и биологического возраста обучающегося).

  • Выполнение объёмов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой, освоение теоретического раздела программы.

На третьем этапе 16-18 лет (учебно-тренировочный период - этап специализации):

  • Сформированная учебная группа основной состав сборной Иркутской области из талантливых обучающихся) в количестве до 10 человек (шестой год) → не менее 8 человек (седьмой год) → не менее 6 человек (восьмой год).

  • Состояние здоровья, позволяющее осваивать физические нагрузки пешеходных дистанций 4-5 класса,

  • Достижение уровня физического развития, отвечающего технико-тактическим требованиям пешеходных дистанций по спортивному туризму на уровне 1 разряда, КМС.

  • Выход на уровень подготовленности лидеров Всероссийских соревнований (с учётом индивидуальных особенностей функционального развития и биологического возраста обучающегося).

  • Выполнение объёмов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой, освоение теоретического раздела программы.

Способы определения результативности

Подготовка обучающихся строится на основе следующих методических положений.

  • Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах.

  • Целевая направленность по отношению к спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп.

  • Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе тренировки.

  • Неуклонный рост объёма средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объёму тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес средств общей подготовки.

  • Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, их неуклонный рост на протяжении многолетней подготовки. Каждый период очередного годичного цикла начинается и завершается на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующим периодом предыдущего годичного цикла.

На первом этапе 11-12 лет (период начальной подготовки):

  • Выполнение (или показать результаты близко к ним) норм ОФП (в приложениях – таблица нормативов по ОФП).

  • Занять призовое место на пешеходных дистанциях спортивного туризма в дисциплине дистанция пешеходная (личная), дистанция пешеходная – связка, дистанция пешеходная – группа (минимум – войти в десятку лучших) на открытых соревнованиях административных образований, областных стартов по спортивному туризму на дистанциях

  • сдать зачёт, по теоретическим сведениям, (согласно программного материала)

На втором этапе 13-15 лет (учебно-тренировочный период - базовый этап):

  • Выполнение (или показать результаты близко к ним) норм ОФП (в приложениях – таблица нормативов по ОФП).

  • Выполнение (или показать результаты близко к ним) норм СФП (в приложениях – таблица нормативов по СФП).

  • Занять призовое место на пешеходных дистанциях спортивного туризма в дисциплине дистанция пешеходная (личная), дистанция пешеходная – связка, дистанция пешеходная – группа на первенстве Иркутской области (минимум войти в десятку лучших);

  • войти в десятку лучших на Межрегиональных соревнованиях (минимум войти в двадцатку лучших) и во Всероссийских соревнованиях (минимум войти в тридцатку лучших) по группе юношей и девушек 14-15 лет.

  • сдать зачёт, по теоретическим сведениям, (согласно программного материала)

На третьем этапе 16-18 лет (учебно-тренировочный период - этап специализации):

  • Выполнение (или показать результаты близко к ним) норм ОФП (в приложениях – таблица нормативов по ОФП).

  • Выполнение (или показать результаты близко к ним) норм СФП (в приложениях – таблица нормативов по СФП).

  • Занять призовое место на пешеходных дистанциях спортивного туризма в дисциплине дистанция пешеходная (личная), дистанция пешеходная – связка, дистанция пешеходная – группа на первенстве и Чемпионате Иркутской области (минимум войти в десятку лучших);

  • войти в двадцатку лучших на Межрегиональных соревнованиях (минимум войти в тридцатку лучших) и во Всероссийских соревнованиях (минимум войти в пятьдесят лучших) по группе юниоров и юниорок 16-21 год.

  • сдать зачёт, по теоретическим сведениям, (согласно программного материала)

Нормативы ОФП и СФП, теоретические тесты сдаются согласно календарно-тематического планирования участие в соревнованиях согласно календарного плана областных соревнований и Всероссийского календаря.

Нормативная часть программы

Группа начальной подготовки 11-12 лет (первый этап):

формируется, согласно регламента пешеходных дистанций, начиная с 11 летнего возраста.

Учебно-тренировочная группа - базовый этап (второй этап):

формируется, согласно регламента пешеходных дистанций, положения о Всероссийских соревнованиях, (возрастная группа юношей-девушек 14-15 лет, с допуском 13 летних) начиная с 13 летнего возраста.

Учебно-тренировочный группа – этап спортивного совершенствования (третий этап): формируется по результатам отбора в основной состав юниорской сборной Иркутской области, прошедших необходимую подготовку не менее 4-5 лет, начиная с 16 летнего возраста и выполнивших 1-2 спортивные разряды по виду спорта согласно Единой Всероссийской спортивной классификации.

При объединении в сборную учитываются требования правил соревнований к оптимальным возрастным границам, в пределах которых спортсмены выступают на соревнованиях (дистанциях 1-5 классов).

Для соблюдения техники безопасности и норм САНПИНа учитывается минимальное и максимальное количество обучающихся в группах.


Режим учебно-тренировочной работы и требования по физической и технической подготовке


Таблица 1

Этапы обучения

год

обучения

минимальный возраст для зачисления

минимальное число учащихся в группе

максимальное число учащихся в группе

максимальное количество учебных часов в неделю

требования по физической, технической подготовке

первый

1-2 год

11

15

20

4

Выполнение нормативов по ОФП, по технической подготовке (1 юн. разряд)

второй

3-5 год

13

10

12

4

Выполнение нормативов по ОФП, СФП и технической подготовке (1-2 разряд)

третий

6-8 год

16

6

8

4

Выполнение нормативов по ОФП, СФП и технической подготовке (1 разряд, КМС)


При объединении в одну группу обучающихся разных по возрасту и спортивной подготовленности не рекомендуется превышать разницу в уровне их спортивного мастерства свыше трёх разрядов.

Перевод обучающихся (в том числе досрочно) в группу следующего этапа обучения проводится решением тренерского совета

Учитывая специфику мест занятий (арендуемые, не охраняемые) продолжительность занятий по возрастным группам увеличивается на 1 час (время подготовки мест занятий и завершение занятий).

Продолжительность одного занятия для первого этапа – до 3 часов (академический час = 45 минут) + 1 час для подготовки мест занятий и завершение занятий.

Объем программы.

Годовой объем ДОП «Туризм для одарённых юношей и девушек Иркутской области» – 384 ч : по 128 часов на каждый этап обучения; по 4 ч. в неделю по каждому этапу. Количество часов определяется по накопительной системе.

Комплекс организационно-педагогических условий.

  • Условия реализации программы 

Личное специальное снаряжение:

- для учебных занятий приобретено на средства родителей и спонсоров,

Групповое специальное снаряжение:

- для организации соревнований ЦР и ФСТ Иркутской области предоставляет судейское снаряжение.

Специально оборудованные с\залы для занятий в зимний период:

- используются на правах аренды согласно договора о сотрудничестве (СОШ №10 г. Усолье-Сибирское; СОШ №24. г. Иркутска, СОШ №36 г. Ангарска, Новомальтинская СОШ №13).

Полигоны для занятий в природных условиях

- оборудуются по месту организации занятий. В Усолье-Сибирское, согласно договора о сотрудничестве в парке, принадлежащем ДК «Химик» оборудован стационарный полигон.

  • Краткое описание диагностических методик

Контроль качества реализации программы осуществляется через текущий контроль, промежуточный контроль, итоговую аттестацию. В начале учебного года проводится входной контроль.

Формы контроля: тестирование, нормативы, соревнования, врачебный контроль

Минимальный уровень

  • Выполнение нормативов ОФП.

  • Занять призовое место на пешеходных дистанциях спортивного туризма в дисциплине дистанция пешеходная (личная), дистанция пешеходная – связка, дистанция пешеходная – группа (минимум – войти в десятку лучших) на открытых соревнованиях административных образований, областных стартов по спортивному туризму на дистанциях

  • сдать зачёт, по теоретическим сведениям, (согласно программному материалу)

Максимальный уровень

  • Выполнение нормативов ОФП.

  • Выполнение нормативов СФП.

  • Занять призовое место на пешеходных дистанциях спортивного туризма в дисциплине дистанция пешеходная (личная), дистанция пешеходная – связка, дистанция пешеходная – группа на первенстве и Чемпионате Иркутской области (минимум войти в десятку лучших);

  • на Межрегиональных соревнованиях (минимум войти в тридцатку лучших) во Всероссийских соревнованиях (минимум войти в пятьдесят лучших) по группе юниоров и юниорок 16-21 год.

  • сдать зачёт, по теоретическим сведениям, (согласно программному материалу)

Нормативы ОФП и СФП сдаются согласно плану учебных сборов, участие в соревнованиях - согласно календарному плана областных соревнований и Всероссийского календаря, сдача теоретических тестов согласно программе.

  • Краткое описание методических материалов:

Для успешного учебно-воспитательного процесса и полной реализации программы имеются:

- Правила вида спорта «спортивный туризм», утвержденными приказом Министерства спорта России от 22 июля 2013 г. № 571 (далее - Правила);

- «Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция– пешеходная» (далее – Регламент);

-Положения о проведении соревнований;

- Условия соревнований, утвержденных ГСК.

При организации образовательного процесса используются следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, технология индивидуализации обучения. Данные технологии позволяют, учитывая индивидуальные физические способности учащихся разработать индивидуальный маршрут каждого ученика, способного выполнить нормативы общей физической подготовки, а отдельными учащимися – разрядные нормативы.

Технология коллективного способа обучения через работу в группе, в парах, в группе на принципах дифференциации позволяет организовать отработку нормативов общефизической подготовки при состязательности в группе, парах.

Методы обучения в физическом воспитании:

- метод использования слова (объяснения, рассказ);

- метод обеспечения наглядности (показ выполнения упражнений);

- метод практических упражнений (изучение действия в целом, изучение действий по частям);

Методические приёмы непосредственного руководства практическими действиями занимающихся:

- указания;

- команды;

- подсчёт;

- от простого к сложному;

- выполнение имитационных упражнений.

При реализации данной программы применяются разнообразные формы и методы работы.

Методы:

Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция.

Наглядные методы: просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.

Практические методы: спортивные тренировки, полигоны, соревнования, походы, зачетные занятия. Для эффективного усвоения учебного материала практическую деятельность следует проводить на местности в форме соревнований, походов, сборов

Заключение

Четырёхлетний опыт работы со сборной показал, что избранная методика работы с командой (отбор, обучение и совершенствование обучающихся) эффективна и приносит положительный результат. По результатам выступлений, за последние четыре года, сборная постоянно входит в шестёрку сильнейших команд юношей и девушек России, занимает одну из лидирующих позиции в Сибирском федеральном округе. Её участники, в личном зачёте, постоянно занимают призовые места. Программа « Туризм для одарённых юношей и девушек Иркутской области» составлена на основе многолетней практики педагогов, накопленного опыта работы с юными спортсменами, положительной динамики роста их спортивных результатов. Данная программа предназначена для тренеров–преподавателей и педагогов дополнительного образования по спортивному туризму. Она может помочь в организации процесса подготовки спортсменов (группа - дисциплин - дистанции), а также практическому построению учебно-тренировочного процесса. Представленный в работе материал, поможет тренерам и педагогам проводить учебно-тренировочные занятия как в помещениях (учебных классах и спортивных залах) так и на местности со своими командами – от новичков до мастеров спорта на более высоком качественном уровне.