Автор: Оксана Владимировна Сибирякова,
педагог дополнительного образования,
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г. Иркутска средняя
общеобразовательная школа №24
Областная очная школа детско-юношеского туризма
(из опыта работы)
Спортивный туризм – вид спорта, который с каждым годом приобретает все большую популярность и массовость. Дети приходят в спорт, ожидая многого. Важно дать им не только новые знания и компетенции, но и помогать реализовать их интересы.
Развитие (становление) спортивного туризма, как вида спорта (включён в единый реестр видов спорта России) требует иного подхода к принципу формирования команд для участия в Межрегиональных и Всероссийских соревнованиях - подбор талантливых спортсменов в одну команду для достижения максимального результата. (Традиции выступления командой секции \ клуба в туристских слётах Межрегионального и Всероссийского масштаба уходят в прошлое – удельный вес спортивной составляющей приближается к 100%, стандартизация дистанций и их составляющих позволяет формировать команды из участников различных секций / клубов).
Абсолютное большинство педагогов дополнительного образования Иркутской области (ведущих занятия в туристских секциях и клубах) не имеют специального физкультурного образования. Создание областной очной школы детско – юношеского туризма позволило в рамках дополнительной общеразвивающей программы: «Туризм для одарённых юношей и девушек Иркутской области» объединить всех «звёздочек» в единое целое, не ущемляя интересов личных тренеров.
При разработке программы был учтен передовой опыт обучения и тренировки спортсменов-туристов, спортсменов-ориентировщиков, лыжников-гонщиков, легкоатлетов, а так же практические рекомендации по возрастной физиологии и педагогике, спортивной медицине, гигиене и психологии.
Программа « Туризм для одарённых юношей и девушек Иркутской области»:
Включает в себя практический опыт работы автора с юношескими и юниорскими сборными Иркутской области (4 года) и практику работы Куксенко Л.М. тренером – преподавателем по спортивному туризму в МБОУ ДОД ДЮСШ №1 г. Усолье – Сибирское (11 лет).
При написании учтены принципы доступности, индивидуализации, систематичности и последовательности обучения, прочности усвоения знаний, единства оздоровительных, обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Содержание сформировано с учётом:
приоритетного направления - формирования из числа одарённых к спортивному туризму детей и подростков сборных команд Иркутской области
актуальных для сборной Иркутской области условий - пространственно-временной разобщённости участников процесса обучения
физиологических и психологических особенностей детского и подросткового возраста
современных подходов к формированию учебных программ для дополнительного образования (применение заочно-очной формы обучения с использованием технологии дистанционного обучения);
практические и методические рекомендации ведущих специалистов в области детского спорта;
Предназначена для, тренеров - преподавателей, работающих со сборными командами мальчиков и девочек; юношей и девушек; юниоров и юниорок Иркутской области.
Направленность программы: физкультурно-спортивная, туризм. Программа имеет физкультурно-спортивную направленность, ориентирована на активное приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни и носит образовательный характер.
Отличительные особенности программы:
С целью реализации «программы развития» федерации спортивного туризма Иркутской области, в 2011 году была создана юношеская сборная команда Иркутской области (далее сборная).
В типовых программах дополнительного образования по туризму не рассматривается вопрос о работе со сборными командами, что, потребовало разработку авторской дополнительной общеразвивающей программы: «Туризм для одарённых юношей и девушек Иркутской области».
Актуальность программы заключается в том, что её реализация позволяет не только привлечь к занятиям по туризму учащихся как продолжение системы физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек в общеобразовательных организациях, но и целенаправленно организовать работу с одарёнными учащимися-спортсменами по подготовке к региональным, межрегиональным и всероссийским соревнованиям по спортивному туризму, тем самым вести отбор в юношескую сборную команду Иркутской области по спортивному туризму.
Учебный процесс организован в форме интенсивной школы в виде учебно-тренировочных сборов (далее ИШ УТС). Учебные занятия по данной программе способствуют развитию физических способностей у учащихся, формированию основ здорового образа жизни подростков. Данная форма образовательного процесса позволяет за короткий период времени нивелировать физическую и техническую подготовленность учащихся, вывести их на соревновательный уровень.
Большинство педагогов дополнительного образования по туризму не имеют специальной подготовки. Приехав в качестве руководителей команд, активно включаются в процесс обучения и подготовки, делятся своим опытом, перенимают опыт других наставников. При большом числе участников ИШ УТС, участники делятся на группы (по полу, по возрасту, по уровню физических кондиций) и, следовательно, у каждого педагога имеется возможность принять участие в учебно-тренировочных сборах.
Цель реализации программы: выявление, развитие и поддержка талантливых юных спортсменов; формирование и подготовка « успешной» сборной команды Иркутской области по спортивному туризму на 2015-2020 годы.
Основными задачами подготовки сборной являются:
обучить учащихся разным технико – тактическим навыкам для успешного выступления на региональных, межрегиональных и всероссийских соревнованиях в соответствии с календарным планом федерации спортивного туризма Иркутской области и планом массовых мероприятий ГАУДОИО;
содействовать гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся;
стремление к самообразованию, самосовершенствованию;
умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
самооценку, умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;
ориентации на здоровый образ жизни;
навыков сотрудничества, умения избегать конфликтных ситуаций и находить решения выхода из спорных ситуаций;
воли, смелости, дисциплинированности, социальной активности.
Механизм и условия реализации
На основании опыта работы со сборной (учитывая его успешность) была разработана следующая стратегия подготовки обучающихся.
• а) Просмотр всех возможных кандидатов среди мальчиков и девочек (11-12 лет) на соревнованиях и учебно – тренировочных сборах, в течении двух лет (период начальной подготовки (набор и отбор).
• б) Обучение с целью повышения (выравнивания) уровня индивидуальной технико-тактической подготовки (до уровня «смоделированного» участника сборной – призёра всероссийских соревнований) юношей и девушек (13-15 лет) в течении трёх лет (учебно-тренировочный период - базовый этап).
в) Накопление соревновательного опыта, выявление и ликвидация слабых сторон подготовки, выход на уровень подготовки 1 разряда, КМС юниоров/юниорок (16-18 лет) в течении трёх лет (учебно-тренировочный период - этап специализации).
Накопительная система обучения предусматривает:
Регулярный (согласно календарного плана федерации спортивного туризма Иркутской области) контроль достижений, обучающихся в соревновательной остановке, коррекцию индивидуальной траектории обучения, обучающегося через выдачу рекомендаций личному ПДО и самому обучающемуся. Включение индивидуальных достижений обучающегося в годовой рейтинг с целью самооценки личностных результатов в течении учебного года.
Организацию и проведение:
Количество отработанных часов учитывается по накопительной системе (до 8 часов за один день соревнований или учебных занятий – согласно годового графика распределения часов, затраченных в данном месяце на совместные занятия в каникулярное время или соревнования.
Всего 128 часов за учебный год на одну учебную группу (при 4 часовой нагрузке в неделю, 32 учебных недели с 1 октября по 31 мая). Три группы 128*3=384 часа за учебный год (4 часа * 3 группы = 12 часовая недельная нагрузка)
Учебные группы формируются по возрастным категориям:
мальчики и девочки (11-12 лет) 1-2 год обучения
юношей и девушек (13-15 лет) 3-5 год обучения
юниоров/юниорок (16-18 лет) 6-8 год обучения
С января 2015 года Федерация спортивного туризма России ввела гендерное деление на всех соревнованиях Межрегионального и Всероссийского уровня. (Состав команды: 4-6 женщин \ юниорок \ девушек \ девочек и 4-6 мужчин \ юниоров \ юношей \ мальчиков).
Что потребовало внести коррективы в количественный и гендерный состав учебных групп:
на первом этапе 16 человек (8 мальчиков и 8 девочек)
на втором этапе двенадцать человек (6 юношей и 6 девушек)
на третьем этапе восемь человек (4 юниоров и 4 юниорок).
Планируемые результаты
Предметные результаты освоения программы включают:
знания о виде спорта «спортивный туризм»; представление о виде спорта «спортивное ориентирование»;
знания нормативных документов вида спорта «спортивный туризм» «спортивное ориентирование»;
технико - тактические умения и навыки, необходимые для прохождения дистанций 2-5 классов по спортивному туризму ( прохождения дистанций спортивного ориентирования кроссовой и лыжной дисциплин);
знания, умения и навыки, необходимые для выполнения нормативов инструкторской, судейской деятельности.
Личностные результаты освоения программы включают:
Личность обладающая общей физической и специальной физической подготовкой, необходимой для выполнения нормативов массовых спортивных разрядов, 1 спортивного разряда и КМС.
Личность проявляющая уважение, гордость за свой край и свою Родину; гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества
Личность, стремящаяся к саморазвитию и самовоспитанию; обладающая силой воли, дисциплинированностью, способностью к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы включают:
Ожидаемые результаты
На первом этапе 11-12 лет (период начальной подготовки):
Набранная учебная группа в количестве до 20 человек (первый год) → не менее 16 человек (второй год) из числа победителей и призёров открытых соревнований административных образований, областных стартов по спортивному туризму на дистанциях (кандидатов в сборную Иркутской области)
Постановка на учёт в городском, областном физкультурном диспансере (получение допуска к занятиям спортивным туризмом)
Достижение уровня физического развития, отвечающего технико-тактическим требованиям пешеходных дистанций по спортивному туризму на уровне 1юн. разряда.
Выход на уровень подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями функционального развития и биологического возраста обучающегося.
Выполнение объёмов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой, освоение теоретического раздела программы.
На втором этапе 13-15 лет (учебно-тренировочный период - базовый этап):
Сформированная учебная группа (основной состав сборной Иркутской области из талантливых обучающихся) в количестве до 14 человек (третий год) → не менее 12 человек (четвёртый год) → не менее 10 человек (пятый год).
Состояние здоровья, позволяющее осваивать физические нагрузки пешеходных дистанций 3-4 класса,
Достижение уровня физического развития, отвечающего технико-тактическим требованиям пешеходных дистанций по спортивному туризму на уровне 1-2 разряда.
Выход на уровень подготовленности лидеров сборной (с учётом индивидуальных особенностей пола, функционального развития и биологического возраста обучающегося).
Выполнение объёмов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой, освоение теоретического раздела программы.
На третьем этапе 16-18 лет (учебно-тренировочный период - этап специализации):
Сформированная учебная группа основной состав сборной Иркутской области из талантливых обучающихся) в количестве до 10 человек (шестой год) → не менее 8 человек (седьмой год) → не менее 6 человек (восьмой год).
Состояние здоровья, позволяющее осваивать физические нагрузки пешеходных дистанций 4-5 класса,
Достижение уровня физического развития, отвечающего технико-тактическим требованиям пешеходных дистанций по спортивному туризму на уровне 1 разряда, КМС.
Выход на уровень подготовленности лидеров Всероссийских соревнований (с учётом индивидуальных особенностей функционального развития и биологического возраста обучающегося).
Выполнение объёмов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой, освоение теоретического раздела программы.
Способы определения результативности
Подготовка обучающихся строится на основе следующих методических положений.
Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах.
Целевая направленность по отношению к спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп.
Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе тренировки.
Неуклонный рост объёма средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объёму тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес средств общей подготовки.
Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, их неуклонный рост на протяжении многолетней подготовки. Каждый период очередного годичного цикла начинается и завершается на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующим периодом предыдущего годичного цикла.
На первом этапе 11-12 лет (период начальной подготовки):
Выполнение (или показать результаты близко к ним) норм ОФП (в приложениях – таблица нормативов по ОФП).
Занять призовое место на пешеходных дистанциях спортивного туризма в дисциплине дистанция пешеходная (личная), дистанция пешеходная – связка, дистанция пешеходная – группа (минимум – войти в десятку лучших) на открытых соревнованиях административных образований, областных стартов по спортивному туризму на дистанциях
сдать зачёт, по теоретическим сведениям, (согласно программного материала)
На втором этапе 13-15 лет (учебно-тренировочный период - базовый этап):
Выполнение (или показать результаты близко к ним) норм ОФП (в приложениях – таблица нормативов по ОФП).
Выполнение (или показать результаты близко к ним) норм СФП (в приложениях – таблица нормативов по СФП).
Занять призовое место на пешеходных дистанциях спортивного туризма в дисциплине дистанция пешеходная (личная), дистанция пешеходная – связка, дистанция пешеходная – группа на первенстве Иркутской области (минимум войти в десятку лучших);
войти в десятку лучших на Межрегиональных соревнованиях (минимум войти в двадцатку лучших) и во Всероссийских соревнованиях (минимум войти в тридцатку лучших) по группе юношей и девушек 14-15 лет.
сдать зачёт, по теоретическим сведениям, (согласно программного материала)
На третьем этапе 16-18 лет (учебно-тренировочный период - этап специализации):
Выполнение (или показать результаты близко к ним) норм ОФП (в приложениях – таблица нормативов по ОФП).
Выполнение (или показать результаты близко к ним) норм СФП (в приложениях – таблица нормативов по СФП).
Занять призовое место на пешеходных дистанциях спортивного туризма в дисциплине дистанция пешеходная (личная), дистанция пешеходная – связка, дистанция пешеходная – группа на первенстве и Чемпионате Иркутской области (минимум войти в десятку лучших);
войти в двадцатку лучших на Межрегиональных соревнованиях (минимум войти в тридцатку лучших) и во Всероссийских соревнованиях (минимум войти в пятьдесят лучших) по группе юниоров и юниорок 16-21 год.
сдать зачёт, по теоретическим сведениям, (согласно программного материала)
Нормативы ОФП и СФП, теоретические тесты сдаются согласно календарно-тематического планирования участие в соревнованиях согласно календарного плана областных соревнований и Всероссийского календаря.
Нормативная часть программы
Группа начальной подготовки 11-12 лет (первый этап):
формируется, согласно регламента пешеходных дистанций, начиная с 11 летнего возраста.
Учебно-тренировочная группа - базовый этап (второй этап):
формируется, согласно регламента пешеходных дистанций, положения о Всероссийских соревнованиях, (возрастная группа юношей-девушек 14-15 лет, с допуском 13 летних) начиная с 13 летнего возраста.
Учебно-тренировочный группа – этап спортивного совершенствования (третий этап): формируется по результатам отбора в основной состав юниорской сборной Иркутской области, прошедших необходимую подготовку не менее 4-5 лет, начиная с 16 летнего возраста и выполнивших 1-2 спортивные разряды по виду спорта согласно Единой Всероссийской спортивной классификации.
При объединении в сборную учитываются требования правил соревнований к оптимальным возрастным границам, в пределах которых спортсмены выступают на соревнованиях (дистанциях 1-5 классов).
Для соблюдения техники безопасности и норм САНПИНа учитывается минимальное и максимальное количество обучающихся в группах.
Режим учебно-тренировочной работы и требования по физической и технической подготовке
Таблица 1
Этапы обучения | год обучения | минимальный возраст для зачисления | минимальное число учащихся в группе | максимальное число учащихся в группе | максимальное количество учебных часов в неделю | требования по физической, технической подготовке |
первый | 1-2 год | 11 | 15 | 20 | 4 | Выполнение нормативов по ОФП, по технической подготовке (1 юн. разряд) |
второй | 3-5 год | 13 | 10 | 12 | 4 | Выполнение нормативов по ОФП, СФП и технической подготовке (1-2 разряд) |
третий | 6-8 год | 16 | 6 | 8 | 4 | Выполнение нормативов по ОФП, СФП и технической подготовке (1 разряд, КМС) |
При объединении в одну группу обучающихся разных по возрасту и спортивной подготовленности не рекомендуется превышать разницу в уровне их спортивного мастерства свыше трёх разрядов.
Перевод обучающихся (в том числе досрочно) в группу следующего этапа обучения проводится решением тренерского совета
Учитывая специфику мест занятий (арендуемые, не охраняемые) продолжительность занятий по возрастным группам увеличивается на 1 час (время подготовки мест занятий и завершение занятий).
Продолжительность одного занятия для первого этапа – до 3 часов (академический час = 45 минут) + 1 час для подготовки мест занятий и завершение занятий.
Объем программы.
Годовой объем ДОП «Туризм для одарённых юношей и девушек Иркутской области» – 384 ч : по 128 часов на каждый этап обучения; по 4 ч. в неделю по каждому этапу. Количество часов определяется по накопительной системе.
Комплекс организационно-педагогических условий.
Личное специальное снаряжение:
- для учебных занятий приобретено на средства родителей и спонсоров,
Групповое специальное снаряжение:
- для организации соревнований ЦР и ФСТ Иркутской области предоставляет судейское снаряжение.
Специально оборудованные с\залы для занятий в зимний период:
- используются на правах аренды согласно договора о сотрудничестве (СОШ №10 г. Усолье-Сибирское; СОШ №24. г. Иркутска, СОШ №36 г. Ангарска, Новомальтинская СОШ №13).
Полигоны для занятий в природных условиях
- оборудуются по месту организации занятий. В Усолье-Сибирское, согласно договора о сотрудничестве в парке, принадлежащем ДК «Химик» оборудован стационарный полигон.
Контроль качества реализации программы осуществляется через текущий контроль, промежуточный контроль, итоговую аттестацию. В начале учебного года проводится входной контроль.
Формы контроля: тестирование, нормативы, соревнования, врачебный контроль
Минимальный уровень
Выполнение нормативов ОФП.
Занять призовое место на пешеходных дистанциях спортивного туризма в дисциплине дистанция пешеходная (личная), дистанция пешеходная – связка, дистанция пешеходная – группа (минимум – войти в десятку лучших) на открытых соревнованиях административных образований, областных стартов по спортивному туризму на дистанциях
сдать зачёт, по теоретическим сведениям, (согласно программному материалу)
Максимальный уровень
Выполнение нормативов ОФП.
Выполнение нормативов СФП.
Занять призовое место на пешеходных дистанциях спортивного туризма в дисциплине дистанция пешеходная (личная), дистанция пешеходная – связка, дистанция пешеходная – группа на первенстве и Чемпионате Иркутской области (минимум войти в десятку лучших);
на Межрегиональных соревнованиях (минимум войти в тридцатку лучших) во Всероссийских соревнованиях (минимум войти в пятьдесят лучших) по группе юниоров и юниорок 16-21 год.
сдать зачёт, по теоретическим сведениям, (согласно программному материалу)
Нормативы ОФП и СФП сдаются согласно плану учебных сборов, участие в соревнованиях - согласно календарному плана областных соревнований и Всероссийского календаря, сдача теоретических тестов согласно программе.
Для успешного учебно-воспитательного процесса и полной реализации программы имеются:
- Правила вида спорта «спортивный туризм», утвержденными приказом Министерства спорта России от 22 июля 2013 г. № 571 (далее - Правила);
- «Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция– пешеходная» (далее – Регламент);
-Положения о проведении соревнований;
- Условия соревнований, утвержденных ГСК.
При организации образовательного процесса используются следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, технология индивидуализации обучения. Данные технологии позволяют, учитывая индивидуальные физические способности учащихся разработать индивидуальный маршрут каждого ученика, способного выполнить нормативы общей физической подготовки, а отдельными учащимися – разрядные нормативы.
Технология коллективного способа обучения через работу в группе, в парах, в группе на принципах дифференциации позволяет организовать отработку нормативов общефизической подготовки при состязательности в группе, парах.
Методы обучения в физическом воспитании:
- метод использования слова (объяснения, рассказ);
- метод обеспечения наглядности (показ выполнения упражнений);
- метод практических упражнений (изучение действия в целом, изучение действий по частям);
Методические приёмы непосредственного руководства практическими действиями занимающихся:
- указания;
- команды;
- подсчёт;
- от простого к сложному;
- выполнение имитационных упражнений.
При реализации данной программы применяются разнообразные формы и методы работы.
Методы:
Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция.
Наглядные методы: просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.
Практические методы: спортивные тренировки, полигоны, соревнования, походы, зачетные занятия. Для эффективного усвоения учебного материала практическую деятельность следует проводить на местности в форме соревнований, походов, сборов
Заключение
Четырёхлетний опыт работы со сборной показал, что избранная методика работы с командой (отбор, обучение и совершенствование обучающихся) эффективна и приносит положительный результат. По результатам выступлений, за последние четыре года, сборная постоянно входит в шестёрку сильнейших команд юношей и девушек России, занимает одну из лидирующих позиции в Сибирском федеральном округе. Её участники, в личном зачёте, постоянно занимают призовые места. Программа « Туризм для одарённых юношей и девушек Иркутской области» составлена на основе многолетней практики педагогов, накопленного опыта работы с юными спортсменами, положительной динамики роста их спортивных результатов. Данная программа предназначена для тренеров–преподавателей и педагогов дополнительного образования по спортивному туризму. Она может помочь в организации процесса подготовки спортсменов (группа - дисциплин - дистанции), а также практическому построению учебно-тренировочного процесса. Представленный в работе материал, поможет тренерам и педагогам проводить учебно-тренировочные занятия как в помещениях (учебных классах и спортивных залах) так и на местности со своими командами – от новичков до мастеров спорта на более высоком качественном уровне.