СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обмен опытом. Конспект урока окружающего мира 2 класс на тему:. Наша дружная семья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обмен опытом. Конспект урока окружающего мира 2 класс на тему:. Наша дружная семья.»

Тема урока: «Наша дружная семья.»

Класс 2

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: через понятие «семья» способствовать формированию навыков культуры общения и поведения в семье, раскрытию ценностей взаимоотношений в семье.

Задачи:

1.Образовательные: раскрыть понятия «семья», «культура общения», познакомить с родословной семьи

2.Развивающие: способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, речи: навыки работы в творческих группах,  общеучебные умения и навыки (работы с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и синтеза прочитанного материала).

3.Воспитательные: воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям, уважительное отношение к семейным ценностям патриотизм учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками

  • Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.

  • Объяснять отгошение к семье с позиции традиционных нравственных ценностей.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.

  • Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.

  • Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

  • Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

  • Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

  • Отбирать из предложенных пунктов важные для семейной жизни условия

  • Уметь различать родственные взаимосвязи.

  • Определять роль в жизни человека культуры семейного общения

Оборудование: разработка урока, учебник, раздаточный материал, компьютер, экран, презентация.

Форма работы: творческая группа

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Психологический настрой.

-Урок окружающего мира. Сегодня необычный урок для нас, в нашем классе много гостей, поприветствуйте, пожалуйста. Постараемся, чтобы нашим гостям было уютно, интересно. Сядьте те ребята, кто уже приготовился быть внимательным, старательным, активным. Все готовы. Можем начинать урок.

2.Проверка домашнего задания

-Чему учились на прошлом уроке?

Карточки ПДД

Инсценировка

Самопроверка

3. Определение темы и цели урока.

-Чему будем учиться сегодня на уроке?

- Внимание на экран.

Слайд 1. Без чего не может прожить человек?

-Ответ на этот вопрос и будет темой урока.

(Ответы детей)

Слайд 2

-Рассмотрите картинки, что объединяет всех этих людей?(Ответы детей)

-Определите тему нашего урока.( Ответы детей)

-Верно, сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека. Тема нашего урока Семья

Слайд 3.

Логотип семьи

-По решению президента этот год объявлен в нашей стране Годом Семьи.

-Семья-это самое важное и главное, что есть у человека. А почему? Об этом мы сегодня узнаем на уроке.

Слайд 4.

-Дополните вопросительные предложения словами. Сформулируйте вопросы, на которые нам предстоит ответить. (Раздаточный материал на парте)

1.Что такое … ?                                        

2.Кто являются … …?                            

3.Какая бывает ?  

4.Какие бывают семейные … ?  

(Слайд 3 выбегающая строка)            

-Давайте проверим задание, вместе прочитаем, какие вопросы вы поставили.

1.Что такое семья?                                        

2.Кто являются членами семьи?

3.Какая бывает дружная семья ?

4.Какие бывают семейные традиции?  

4.Актуализация знаний.

1.Мозговой штурм

- Ответим на первый вопрос. Как вы думаете, что же такое семья?

(Ответы детей)

2.Работа по словарю

- (Ученик)…выполнял особое задание. Он нашел в словаре, какое определение дал этому понятию составитель словаря Д.И.Ушаков .

(Зачитывание определения обучающимся)

Слайд 5

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и  ближних родственников,  живущих вместе.

-Как назвал семью профессор?

( Ответы детей: родственниками)

-Как вы понимаете слово родственники?

(Ответы детей: родители, братья, сестры, бабушка, дедушка, тетя, дядя)

5.Усвоение учебного материала.

1. Семья. Члены семьи.

-Я хочу познакомить вас с Катей и Мишей. Они расскажут вам о своей семье.

Слайд 6.

(Просмотр видеоролика)

-На какой вопрос вы сейчас услышали ответ в рассказе Кати и Миши ( Ответы детей: члены семьи)

- Что же такое семья и члены семьи? (Ответы детей: семья-наши мама, папа, брат, сестра, так же семья-все наши родные, родственники, каждый родственник – член семьи)  

-А все вместе родственники образуют родню, или, по–другому, род.

-Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову «род»

(Ответы детей: родители, родня, родичи, родственник, Родина, народ, родник, рождать, родовой, родимый).

- Подумайте, как корень род связывает между собой эти слова?

(Ответы детей: родственники образуют семью, а семьи образуют народ, а народ- это Родина)

-Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, Отечеству, ручейку, морю. В старину родственные связи берегли, ценили, гордились ими и говорили: «Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через это сам срамится».

2. Предки, потомки.

- Ребята, предположите, кого называют в семье предками, потомками?

(Ответы детей: жили впереди, понятие уходит в древность предки, тогда мы живем после них, т.е. потом, значит мы - потомки)

- Ребята, как узнать о своих предках? (Ответы детей: расспросить пап и мам, дедушек и бабушек).

3.Поколение. Кластер.

-По какому признаку я сейчас разделила членов семьи?(Предметные картинки на магнитной доске)

(Ответы детей: младшие члены семьи, средние члены семьи, старшие члены семьи)

-Перед вами на парте лежит схема, рассмотрите ее, назовите новое слово, которое есть в этом задании, подумайте, что оно обозначает?

(Ответы детей : поколение)

-Поработайте с таблицей, заполните пробелы в этой схеме, определите понятие этого слова.

(Фронтальная проверка)

-Как мы будем называть младших членов семьи, средних, старших?

(Ответы детей: старшее поколение, среднее поколение, младшее поколение)

- Как вы думаете, сколько поколений могут жить вместе в одном доме?

- Назовите представителей каждого поколения в вашей семье?

4.Культура семейного общения.

-Какой должна быть семья, чтобы всем в ней было хорошо?

(Ответы детей: дружная, добрая

- Послушайте одну легенду.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

-Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.

(Ответы детей)

-Правильный ответ «понимание».

Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал «Мы счастливы, когда счастливы в семье». Все чувствуют себя хорошо и комфортно. Мы говорим дружная семья.

- В этом домике живёт дружная семья. Отложите карточки только с качествами дружной семьи. (Наглядное пособие на магнитной доске, раздаточный материал у обучающихся)

-Какие качества вы не выбрали? Почему?

(Ответы детей: прикрепить карточки с выбранными ответами на доску)

5.Работа с пословицами.

- Посмотрите, наши мнения о хорошей и дружной семье совпали. Так же думали на Руси с давних времён, поэтому народ сложил много пословиц о семье.

Слайд 7 (выплывающие строки)

-Давайте их узнаем. Я читаю начало, а вы быстро ищите концовку и дружно читаете.

Не нужен и клад коли в семье лад

Согласную семью и горе не берёт.

Вся семья вместе так и душа на месте.

В семье согласно, так и дело прекрасно.

6. Игра «Это я»

 -А вы умеете правильно общаться в семье, чтобы ваша семья была добрая и дружная? Сейчас проверим. Я буду задавать вопросы, если вы такой поступок совершаете, вставайте

  • Кто часто говорит маме, что любит её?

  • Папа уставший приходит с работы. Кто сразу же обращается к нему с какой -либо просьбой?

  • Кто спрашивает бабушку, как её здоровье?

  • Кто готов поделиться шоколадкой с дедушкой?

  • Сестра или брат разбили вазу, кто сразу же бежит к маме и папе, рассказать о случившемся?

-Итак, сделаем вывод, важна ли культура общения в семье?

(Ответы детей: нужно стараться быть внимательными к членам своей семьи.)

Слайд 8. Вывод: семья – это постоянная помощь и поддержка друг другу)

7.Физминутка.

8. Семейные традиции.

1. Работа по учебнику. Работа с текстом. Работа с иллюстрацией. ( стр 44-45. )

-А что объединяет в семье все поколения? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике. (Чтение по цепочке текста)

(Ответы детей)

- О каких семейных традициях вы узнали из текста?

- Рассмотрите иллюстрации, о каких традициях они нам рассказывают? (Ответы детей)

2.Инсценировка

-Каждая группа попробует изобразить действием, без слов, одну из традиций по заданию так, чтобы другие ребята смогли отгадать.

(Выступление детей: забота о старших, семейные праздники, семейное чтение, трудовые поручения, семейный отдых)

6. Домашнее задание

- Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях! Я уверена, что в ваших семьях тоже есть интересные традиции. Узнайте о них и расскажите нам. Это будет вашим дом. заданием.

    1. Читать по учебнику с.44-45, нарисовать рисунок «Семейные традиции»

    2. Читать по учебнику с.44-45, составить устно мини-рассказ о традициях в вашей семье.

-Выберите одно из двух заданий

7.Первичное закрепление нового материала.

Составление синквейна к слову семья.

(Ответы детей:

Что? Семья

Какая? Дружная, добрая

Что делает? Любит, понимает, помогает

Семья- это мой дом.

- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, заботятся друг о друге.

8.Обощение изученного материала

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (Ответы детей: семья)

Семья – это то, что мы делим на всех.

Всем понемножку: и радость, и смех.

Взлет и падение. Радость, печаль,

Дружбу и ссоры. Молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года.

Но стены родные. Отчий твой дом,

Сердце навеки останется в нем.

Слайд 9

9.Подведение итогов урока.

-Вот и подошёл к концу наш урок. На все ли вопросы учебных задач мы нашли ответы?

Ребята, что вам запомнилось на уроке больше всего? Какое задание больше всего понравилось?

10. Рефлексия.

- А теперь оцените свою работу на уроке.

-Вы сегодня все очень хорошо поработали.  Спасибо за урок.