СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обмен опытом. Реализация учебно-познавательных и учебно-практических задач на уроках географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе учитель показывает как на практике реализуются учебно-познавательные и учебно-практические задачи урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Обмен опытом. Реализация учебно-познавательных и учебно-практических задач на уроках географии.»

Учителю географии

(обмен профессиональным опытом)

Реализация учебно-познавательных и учебно-практических задач на уроках географии.

Работа выполнена учителем географии – Радьковой Л.М. 2018 год

Учебно-познавательные задачи – это задачи на поиск и анализ информации, необходимой для решения учебно-практических задач, то есть задачи, обеспечивающие сам процесс научения (формирования понятий и способов предметной и метапредметной деятельности).

Учебно-практические задачи

описывают реальные жизненные задачи, для решения которых необходимо применить те или иные предметные знания.


Практический пример.

Тема урока Ветры. 6 класс

Урок – исследование.

Личностные осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.


Предметные планируемые результаты. Ученик узнает: что такое ветер, главные причины образования, от чего зависит скорость ветра, какие ветры преобладают в нашей местности, как ветер влияет на состояние погоды, значение ветра в природе и жизни человека.

Метапредметные планируемые результаты.

Познавательные

Сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать со схемами, таблицами, рисунками); развивать логическое мышление (взаимосвязь между шарообразностью Земли, широтой места, температурой воздуха, значением атмосферного давления и ветром), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять понятие ветер, причины его образования, виды, значение.


Регулятивные:

планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать розу ветров, используя табличные данные построить розу ветров, сформировать образное представление о ветре, его причинах, видах и значении.), контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке


Коммуникативные:

умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем



Элемент Удивления. Видео и звуки ветра в природе, в том числе,

урагана, торнадо.

Знаете ли вы: Что такое бриз? Знакомы ли вы с муссонами?



Деятельность учащихся на уроке, в ходе которой реализуются

- учебно-познавательные задачи, направленные на формирование навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств, логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, соотнесения с известным;

- учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе: первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

- учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей;

- учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;

- учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста, высказывания с заданными параметрами;

- учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам их действий.

Пути решения:

  • Через содержание учебного материала

  • Через организацию учебной деятельности обучающихся

Исследование на уроке проводится по актуальным вопросам данного урока, с активным использование учебник: текст параграфа, рисунки, иллюстрации, дневников наблюдений за погодой учащихся, метеорогических приборов (модели, рисунки), физической и климатической карты, а также учебного материала предыдущего урока по теме «Атмосферное давление».

Работа организована в парах.

1 пара- «Что такое ветер? Каковы его причины?».

2 пара- «Как можно ветер охарактеризовать? Каким образом можно изобразить движение воздуха на схеме и карте?».

3 пара - « Правила построения розы ветров».

4 пара - «Бризы и муссоны, что это за ветры?»

5 пара- « Ветер – друг или враг?».

В ходе самостоятельной исследовательской работы с учебной книгой на стр. 154-159 (текстовый и внетекстовый материал)

- первая пара находит определение понятию «ветер», выясняет главную причину его образования. Для объяснения причины, ученикам необходимо вспомнить материал предыдущего урока и установить причинно-следственные связи значения атмосферного давления с силой ветра. Приводят примеры, доказывающие эту закономерность.

Данный этап исследовательской работы желательно предоставить ребятам с более высоким уровнем познавательной активности, так как необходимо не только разобраться в причине образования ветра, но и суметь доказать правильность своих суждений другим ученикам.

- вторая пара определяет три характеристики ветра: направление, скорость и силу ветра, используя рис. 126 и 127 учебника. Составляют описание ветра разной силы, определяют соответствие между скоростью ветра и его силой в баллах, объясняют уровень разрушительной работы ветра в зависимости от его скорости и силы, приводят примеры метеорологических приборов, при помощи которых измеряют направление и силу ветра, в том числе демонстрируя их. Используя дневники наблюдения за погодой, и показывая на карте, отвечают на вторую часть своей работы.

Этот этап работы не вызывает сложностей ни в понятийном смысле, ни в объяснении: ученики уже знакомы с правилами показа направления ветра в дневнике наблюдения за погодой в своей местности, который они ведут сначала учебного года, а обращаясь к карте атласа, приводят примеры способа изображения направления ветра на карте.

- третья пара проводит Практическую работу « По­строение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой в своей местности». Результат своей деятельности представляет на доске с объяснением правил построения розы ветров, а так же приводит примеры практического значения данного вида диаграмм.

Это этап исследовательской работы на уроке имеет практическую направленность и очень важен. Поэтому, одним из пунктов домашнего задания, будет предложено составить розу ветров, согласно показателям в дневнике наблюдения всем ученикам класса. Результаты будут известны после проверки, на последующем уроке.

- четвёртая пара работает над материалом наименее известным для шестиклассников. Ведь не зря ребятам было предложены вопросы с этими словами. Вы думаете, они забыли о них??? Конечно, нет. Именно поэтому, учащиеся класса с большим интересом будут слушать тех, кто расскажет о бризах и муссонах, ну, конечно, самые нетерпеливые уже прочитали об этом, но это не так и важно, главное, с каким желанием и старанием будет работать четвёртая пара, чтобы удивить своих одноклассников. Это задание я, конечно же, предложу самым неусидчивым и не очень старательным ученикам. Обязательно необходимо обратить внимание учащихся на причинно-следственный компонент образования бриза и муссона, на цепочку причина-следствие – вывод.

- пятая пара предложит свой вариант ответа на вопрос, так кто же ветер для нас «друг» или «враг», изучив статью в учебнике «Значение ветров», проанализировав свои личные наблюдения, известные лично факты по данному вопросу из фильмов, телепередач, книг, энциклопедий и т.д. Возможно, на уроке возникнет и другая точка зрения, это прекрасно, когда возникают разные мнения.

Рефлексивная оценка:

  • «Что нового вы узнали на уроке?»;

  • «Чему научились? Какие открытия для себя сделали?»

  • « С какими сложностями вам пришлось столкнуться и что вам удалось сделать?»

  • «Как вы считаете, был ли для вас урок успешным?»

  • «Насколько вы удовлетворены своей работой».


Домашнее задание: составить розу ветров на основе Дневника наблюдения за октябрь месяц, составить кластер «Ветры» (по выбору).