Поурочный план по биологии в 6 классе.
Дата_________________
Тема: Обмен веществ – главный признак жизни
Цель: познакомить учеников с обменом веществ живых организмов
Задачи:
Образовательные: знать особенности обмена веществ у живых организмов
Развивающие: развить понятий «обмен веществ», «образование веществ», «разрушение веществ, использование энергии»; развитие умений различать биологические процессы обмен веществ у живых организмов, знать значимость обмена веществ, обобщать результаты и делать выводы; развитие мышления.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения на примере изучения обмена веществ живых организмов; нравственное воспитание на примере цельно направленного использования энергии организмами.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация презентации и видеофрагментов).
Оборудование: компьютер и проектор для мультимедийной презентации.
Ход урока.
Организационный момент
а) что необходимо к уроку биологии
б) требования к изучению предмета
Изучение нового материала
Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим разнообразием живых существ. Они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, строением. Но объединяет всех их одно - жизнь.
Ребята, давайте вспомним признаки живых организмов. (высказывают свое мнение)
Проникнуть в тайны жизни человек пытался давно. Было доказано, что различие между живой и неживой природой заключается в особом строении живого существа и в специфических химических процессах, постоянно происходящих между организмом и внешней средой. Совокупность этих процессов и представляет собой основу жизни.
Давайте запишем тему нашего урока: Тема: Обмен веществ – главный признак
Давайте же разберемся что такое обмен веществ.
Тезаурус
Обмен веществ – это процессы поступления нужных организму веществ, их сложных превращений внутри и выведения ненужных веществ в окружающую среду. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды.
Гетеротрофы – (др.-греч. heteros – «различный» и trophos – «питание») – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами и не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза.
Автотрофы - (др.-греч. αὐτός — сам + τροφή — пища) — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.
*Ассимиляция (Образование веществ) - совокупность процессов синтеза веществ в живом организме.
*Диссимиляция (Разрушение веществ) - это комплекс химических реакций, в которых происходит постепенный распад сложных органических веществ до более простых.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
С момента рождения и до смерти в организме происходит обмен веществ и энергии. Для этого из окружающей среды в любой живой организм какие – то вещества должны поступать, а какие – то должны выделяться. Но за счёт каких процессов это возможно? Сегодня на уроке мы будем искать ответ на этот вопрос.
Мы восхищаемся великим разнообразием живых существ. Все они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, строением. Но объединяет всех их одно – жизнь.
Проникнуть в тайны жизни человек пытался давно. Было доказано, что различие между живой и неживой природой заключается в особом строении живого существа и в специфических химических процессах, постоянно происходящих между организмом и внешней средой. Совокупность этих процессов и представляет собой основу жизни.
Исходя из выше сказанного попробуйте дать характеристику понятия обмен веществ.(дети предлагают свои версии)
Молодцы, давайте запишем понятие в тетрадь:
Как вы думаете, а полученную энергию в ходе процесса обмена веществ как используют организмы? А для этого прочитайте материал в учебнике на стр 88, последний абзац и ответьте на вопросы:
На какие процессы используют энергию растения?
На какие процессы использую энергию животные?
Рассмотрим рис 54 а, что наблюдаете на нем (процесс прорастания семян). Является ли он процессом использования энергии? (да) Как вы думаете, а способны ли сами семена при прорастании выделять тепло? А для этого давайте проведем виртуальный опыт (использование ЭОР прорастание семя).
И так, какой вывод можно сделать после проведенного опыта? (растения и их семена выделяют тепло, следовательно, они используют и преобразовывают энергию в процессе жизнедеятельности).
Теперь рассмотрим рис. 54б, что наблюдаете (процесс вскармливание птенцов), а он является процессом использования энергии? (да) Как вы думаете, почему данный процесс очень энергетически затрачен для птиц? (дети говорят, что энергия тратиться на поиск пищи, полет и процесс самого кормления птенца)
Как вы думаете, а что или кто является источниками поступления органических веществ в организмы? Давайте прочитаем материал со стр 89, и постараемся ответить на вопросы:
Какие вещества являются основными источниками энергии?
Какие организмы сами создают органические вещества, а какие питаются готовыми?
Благодаря какому процессу организмы получают питательные вещества в организм и как именно они их используют?
Закрепление материала.
Давайте же попробуем сформулировать, на что именно тратят энергию живые организмы, а для этого запишем в тетрадь схему со слайда:
Значение обмена веществ для организма | Обмен веществ – это процесс |
Без обмена веществ невозможно поступление веществ в организм. Без обмена веществ невозможен рост и обновление клеток организма. | Выведение вещества из организма. Потребления, превращения, использования и выделения вещества. Поступления вещества в организм. |
Домашнее задание.
Учит параграф 23, готовит устно вопросы после параграфа, записать понятия в словарь из последней схемы.
Рефлексия.
Удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились?