СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обмен опытом: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях в учреждении дополнительного образования"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья поможет перенять опыт использования здоровьесберегающих технологий в УДОД.

Просмотр содержимого документа
«Обмен опытом: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях в учреждении дополнительного образования"»

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в учреждении дополнительного образования


Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Здоровье ребенка постоянно находится под влиянием различных факторов – образа жизни, генетических и экологических факторов, уровнем здравоохранения. В программе «Здоровье» мы учли многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО, которые позволили выявить факторы риска, негативно сказывающиеся на росте, развитии и здоровье школьников. Среди основных факторов можно выделить:

  1. Стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий).

  2. Интенсификация учебного процесса.

  3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

  4. Нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы).

  5. Низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

  6. Слабая мотивация школьников на здоровый образ жизни.

Некоторые из них действуют на ребенка комплексно и системно, а некоторые – длительно и непрерывно (ежедневно, в течение 10-11 лет).

Мы – педагоги, методисты, педагог-психолог, - считаем, что научить ребенка беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача родителей и образовательных учреждений. В процессе многолетней работы в данном направлении, мы пришли к выводу, что это можно сделать через:

- непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;

- привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.);

- через использование здоровьеразвивающих технологий процесса обучения;

- проведение массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники здоровья, выход на природу);

- а также в работе с семьей, с педагогическим коллективом.

Мы уверены, что освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для обучающегося, четко определив стратегию развития – здоровье через образование.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий наши педагоги используют следующие средства обучения и воспитания:

- средства двигательной направленности;

- оздоровительные силы природы;

- гигиенические средства.

Среди средств двигательной направленности можно выделить:

- физические упражнения, физкультминутки;

- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

- гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);

- подвижные игры;

- массаж и самомассаж и др.

Использование оздоровительных сил природы, например, посредством проведения занятий, тематических праздников и мероприятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления. Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить:

- солнечные и воздушные ванны;

- водные процедуры;

- ароматерапию.

Наши педагоги убедились в том, что гигиенические средства достижения целей здоровьесберегающих технологий содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма. Я уверена, что все вы о них знаете и эффективно используете на своих занятиях, и сейчас их просто перечислим:

- выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;

- личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.);

- проветривание и влажная уборка помещений;

- соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;

- привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.;

- обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение.

Также хотелось подчеркнуть, что помимо воспитательных мероприятий, направленных на привитие детям здорового образа жизни, есть образовательные занятия, которые также опираются на принципы здоровьесберегающей педагогики. В соответствии с этими принципами во время занятий наши педагоги учитывают:

  1. обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете), а именно - температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

  2. следят за тем, чтобы происходило смена и чередование видов учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.) но и видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;

  3. стараются использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся и позволяющие им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

  4. обращают внимание на позы обучающихся во время занятия, так как степень естественности позы ребенка служит хорошим индикатором психологического воздействия педагога, степени его авторитаризма: чем авторитарнее педагог, тем больше напряжение в позе ребенка и его внутреннем состоянии;

  5. сейчас все без исключения знают и используют на своих занятиях физкультминутки и другие оздоровительные моменты – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого упражнения. Это делается для обеспечения детям кратковременного отдыха, снятия застойных явлений, вызываемых продолжительным сидением на одном месте. Перерывы в работе необходимы для органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц спины;

  6. благоприятный психологический климат на занятии, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных обучающимися и самим учителем определяет позитивное воздействие образовательного учреждения на здоровье.

В программе «Здоровье» обобщен опыт педагогов Центра по использованию здоровьесберегающих технологий. Данный опыт очень эффективен, например, педагоги вокально-хорового направления используют дыхательную гимнастику, которая развивает мышцы спины, брюшного пресса, мышцы бронхов и диафрагму. Такую гимнастику могут использовать не только педагоги вокала, но и других направлений, так как благодаря различным дыхательным гимнастикам можно достигнуть как тонизирующего, так и расслабляющего эффекта.

Обними плечи. Встать, руки согнуты в локтях и находятся на уровне плеч. Нужно бросать руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя. И одновременно с «объятием» резкий вдох. Руки двигаются параллельно друг другу, нельзя их менять (все равно какая рука сверху); руки расслаблены и широко не разводятся.

Ладошки. Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и ладони раскрыты и развернуты как бы к зрителю. Выполнять шумные ритмичные вдохи носом и одновременно делать хватательные движения кистями рук. Так 4 раза подряд затем отдых 3-4 секунды с опущенными руками. Далее снова 4 вдоха и пауза. Плечи в момент вдоха неподвижны! Выполнять 24 раза по 4 вдоха-движения. Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Педагоги ИЗО и ДПИ используют пальчиковую гимнастику, которая благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, подготавливает ребенка к рисованию, письму. А как мы все знаем развитие мелкой моторики рук взаимосвязано с развитием речи. Таким образом, пальчиковая гимнастика является неотъемлемой частью занятий направления ИЗО и ДПИ.

«Крестики-нолики». Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

«Засолка капусты». (пальчиковые игры)

Мы капусту рубим, (Движения прямыми кистями вниз-вверх)

Мы морковку трем, (Движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, (движения пальцев, имитирующие посыпку солью)

Мы капусту жмем. (Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.)

Педагоги театрального и социально-педагогического направления используют помимо прочего мимическую гимнастику для лица, с целью развития лицевых мышц и формирования более выразительной мимики; артикуляционную гимнастику, которая помогает добиться четкого произношения звуков, слов, фраз; тренируют дикцию, то есть четкую, ясную, членораздельную речь, необходимую каждому ребенку для успешного общения, обучения и для гармоничного развития, используя скороговорки.

Физкультминутка или оздоровительная гимнастика является одним из полезнейших методов оздоровления и укрепления организма в целом. Ее испоьзуют все наши педагоги с удовольствием, а дети с интересом ее деляют. Особенно полезно заниматься гимнастикой ослабленным, болезненным детям, имеющим низкий иммунитет, подверженным многочисленным сезонным заболеваниям. Ее могут использовать все педагоги, так как она влияет на формирование правильной осанки, развитие мышечного торса, связок и суставов, укрепление иммунитета, профилактику плоскостопия, обеспечение физического и психического развития. Основные упражнения - это приседания с ровной спиной, прогибы спины, наклоны в разные стороны. При выполнении упражнений хорошо использовать гимнастический мяч, палку.

1.«Насос». Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки вытянуты вдоль туловища. После вдоха следует наклон в сторону на выдохе, одна рука скользить при этом вдоль ноги, другая поднимается к мышечной впадине. При распрямлении – опять вдох, наклон на выдохе. Упражнение повторяется 5-6 раз. 

2.«Вырастем большими». Исходное положение – стоя, ноги вместе. Руки поднимаются вверх, хорошо потянувшись, на вдохе следует подняться на носках. Опустить руки вниз и на выдохе опуститься на всю ступню, произнося «у-у-у-х». Повторить движение 5-6 раз.

3.«Аист». И.п. — стоя, ноги вместе. Поднять руки в стороны, одну ногу приподнять и согнуть (вдох). Медленно опустить руки и ногу (выдох). На выдохе произносить звук «ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз.

4.«Птица летит». Быстрая ходьба и бег по комнате (15 — 20 сек.).
Руки расставлены в стороны — движение вверх, вниз. Дыхание произвольное. По окончании бега ритмическая ходьба с замедлением.

Также ежегодно в нашем учреждении осенью проходит День здоровья, в котором ребята и педагоги активно принимают участие. Каждый год мероприятие проходит по-разному, например, в этом году он проходил в форме туристического слета, где дети участвовали не только в эстафетах с различным спортивным инвентарем, но и пели походные песни.