Конспект урока обществознания в 7 классе №22-23
Тема: Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.
Цели: Познакомить учащихся с основными экономическими процессами в области торговли, а так же с механизмами купли-продажи, обмена, рекламной деятельности. Сформировать умения соотносить понятия с определением, пользоваться понятийным аппаратом.
Оборудование: учебник «Обществознание. 7 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, проектор, компьютер, маркеры, бумага, презентация, таблички, листочки с понятиями и определениями.
Основные понятия: рынок, товар, стоимость, цена, ассортимент, бартер, торговля, реклама.
Ход урока:
Оргмомент.
Актуализация знаний. 2.1.Фронтальный опрос (7 мин.)
- Как экономика служит людям?
- Назовите основных участников экономики. (производители и потребители)
- Почему люди занимаются бизнесом?
- Назовите различные виды бизнеса (торговый, финансовый, производственный, страховой, посреднический).
- Как они взаимосвязаны?
Решение тестов. (7 мин)
Почему люди занимаются бизнесом?
а) чтобы заработать денег, ничего не делая
б) для получения прибыли
в) для расширения круга знакомств
2. Какую функцию выполняет экономика?
а) удовлетворяет потребности людей
б) следит за экологией
в) обеспечивает соблюдение законов в стране
На размер заработной платы влияет
а) квалификация работника
б) внешний вид работника
в) умение работника красиво говорить
Зависит ли размер заработной платы работника от его опыта?
а) да, зависит
б) нет, не зависит.
Чтобы увеличить прибыль предприятия, необходимо
а) сократить рабочий день
б) повысить заработную плату работникам
в) снизить затраты на производство
Объявление темы и цели урока
Объяснение нового материала.
Вопросы классу:
Что создается трудом? (продукт)
Какими ремеслами может овладеть человек?
Как влияет на экономику разделение труда?
Какая форма хозяйствования лучше отвечает целям экономики – натуральное хозяйство или товарное?
Объяснение учителя.
Ты уже знаешь, что человек может удовлетворить свои потребности тремя способами:
Изготовить все необходимое для жизни самостоятельно.
Обменять часть излишков, созданных своим трудом, на необходимые вещи, изготовленные другими.
Купить нужные вещи.
Вопрос: Как вы думаете, в чем преимущества обмена по сравнению с самостоятельным изготовлением продукта?
Человеку не нужно все добывать и делать самому, особенно, если у него на это не хватает мастерства.
В свое пользование можно получить больше разнообразных благ.
Что же необходимо, чтобы обмен состоялся?
Произвести необходимый продукт и вынести его на рынок, т.е сделать его товаром.
На листочке с определениями найдите понятие «рынок» и прочитайте определение.
1. Теперь понятие «товар».
Но и этого недостаточно. У товара должна быть стоимость. Прочитайте определение.
Вам, конечно, приходилось обмениваться. Сережа сейчас поменяет свой карандаш на ластик Мустафы, а Надя поменяет свой телефон на ручку Амета. В каком случае будет обмен равным, а в каком неравным? Почему?
Совершенно верно, потому, что эти вещи имеют разную цену.
Прочитайте определение понятия.
Еще в Древней Руси существовали рынки, основанные на бартере (понятие на доску), т.е товарообмене, происходящем без помощи денег. Этот способ обмена дошел до наших дней. Он возникает тогда, когда денег мало или нет вообще, либо денег слишком много, но они теряют свою ценность. В обоих случаях бартер – это вынужденная мера. Бартер, как и натуральное хозяйство, пережиток прошлого, к тому же не очень удобный и не всегда равноценный. Поэтому, когда в экономике все стабильно и благополучно, для товарообмена используются деньги.
Регулярный обмен товарами и услугами стал основой еще одного вида экономической деятельности – торговли Прочитайте определение в листочках-словариках.
Она появилась еще в эпоху Древнего мира. Люди постепенно убедились в ее преимуществах, ведь возможность торговать позволяла получить не только большее количество благ, но и быстрее, и в большем ассортименте (понятие на доску).
Торговля может быть оптовой и розничной, внутренней и внешней. Оптовая торговля занимается продажей товаров крупными партиями, а розничная – продажей единичных товаров.
Внутренняя торговля осуществляется в пределах одной страны, а внешняя – с зарубежными странами. Внешняя торговля ведется по особым правилам, принятым во всем мире.
Торговля играет огромную роль в жизни общества и стала неотъемлемым элементом нашей жизни. Сопровождает современную торговлю еще один вид деятельности, без которой она уже не может существовать.
Где узнать, что «blend-a-med»
Нас спасет от многих бед,
Что «Растишка» нам поможет
Сил набраться, подрасти
И тяжелый груз познанья
Все успешнее нести.
Где живут те витамины,
Что избавят от ангины?
Почему «Фруктовый сад»
Очень нужен для ребят?
Кто поможет маме в череде забот
Справиться с проблемами
Без больших хлопот:
Где одежду всем купить,
Что братишке подарить,
Как найти шампунь без слез
И полезный для волос.
Есть волшебница одна,
Очень всем она нужна.
Устная и письменная,
Печатная и наружная
РЕКЛАМА!
Да, действительно, нам сейчас сложно представить нашу жизнь без рекламы. Но мало, кто знает, что появилась она в глубокой древности в Древней Греции и Риме. Само слово «реклама» в переводе с латинского означает «Выкрикивать». Торговцы на площадях и рынках крупных городов наперебой расхваливали свой товар, крича о его достоинствах.
В эпоху средневековья появилась наружная реклама. Над мастерской ремесленника обязательно была вывеска или цеховой знак. Родина современной рекламы – США. Там в XIX веке возникли рекламные агентства, превратившие рекламу в самостоятельный вид деятельности. В области рекламы трудятся художники, инженеры, артисты и т.д. и используются современные средства информации – печать, телевидение, Интернет. Реклама стала частью облика современных городов. Для чего нужна реклама? Чтобы рассказать потребителям о новом товаре, напомнить об уже известном. Представить его свойствах и преимущества перед другими.
Задание группам. Составить 3 предложения и 4 словосочетания с понятиями: 1 группа – торговля, 2 группа – обмен, 3 группа – цена, 4 группа – реклама.
Выполнение задания.
Представление результатов работы групп.
Вы получили задание на опережение: самостоятельно разделиться на группы и подготовить рекламу товара, которая, на ваш взгляд поможет производителю или продавцу лучше реализовать товар.
Каждая группа должная сейчас представить рекламу одного товара. Это может быть презентация, рекламный плакат, ролик, устная реклама, инсценировка.
Домашнее задание: вклеить листочек с понятиями в тетрадь и выучить их, п. 16 учебника Вопрос к классу:
Что нового сегодня вы узнали на уроке?
Ответы учащихся.
Понятийный аппарат:
Товар – продукт труда, произведенный для обмена или продажи.
Стоимость – мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность.
Цена – мера ценности (стоимости) полезного товара.
Бартер – натуральный товарообмен, происходящий без помощи денег.
Торговля – отрасль хозяйства, реализующая товары путем купли-продажи.
Ассортимент – набор разнообразных товаров и услуг.
Реклама – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи.
Рынок – место обмена, купли-продажи товаров и услуг.