Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сапожковская средняя школа имени Героя России Тучина Алексея Ивановича
Сапожковского муниципального района Рязанской области»
Обновление содержания и методик преподавания географии в условиях формирования и оценки функциональной грамотности учащихся.
Выступление на РМО учителей естественного цикла
Учитель географии
высшей квалификационной категории
Добычина Валентина Николаевна
Сапожок, 2022
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на выпускника, который должен осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, уметь применять полученные знания на практике.
Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.
Важнейшая компетентность личности школьника – умение учиться, поэтому современная школа должна работать на формирование личности творческой, способной самостоятельно решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться любой информацией, пополнять знания, отстаивать свои убеждения, саморазвиваться, применять знания на практике, то есть образование нацелено на развитие функциональной грамотности, когда теоретические знания должны использоваться в повседневной жизни.
Исследования выявили, что современные учащиеся недостаточно владеют навыками применения знаний на практике, умением использовать различную информацию. Современный учитель и должен на своих уроках формировать у школьников умения и навыки применения знаний на практике. В процессе обучения не выдавать знания, а стимулировать их к получению, возможность добиться успеха.
Проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения географии реализуется в аспекте формирования умения решать ситуационные задания и самостоятельно применять знания в новых ситуациях.
Ситуационные задачи позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
Выполняя ситуационные задачи, предложенные в разработке, учащиеся смогут закрепить свои знания по предмету.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит практико-ориентированный характер и для ее решения необходимо конкретное предметное знание; зачастую требуются знания нескольких предметов и такая задача имеет интересное название; обязательный элемент такой задачи – проблемный вопрос, который должен вызвать у ученика желание найти на него ответ.
В качестве примера можно рассмотреть следующие ситуационные задачи:
Ситуационная задача № 1 (6 класс)
В один из детских лагерей отдыха по выходным дням приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700 детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия сказались очень скоро. Какие?
Наблюдая за детьми во время обсуждения, я могу определить готовность класса к уроку. На данном этапе ребята могут общаться между собой, возможны дискуссии между группами.
Мы видим, что в данной задаче затрагивается тема экологии, но в то же время проверяются знания материала курса ботаники.
Ситуационная задача № 2 (6 класс)
Каждый из нас, увидев плесень, восклицает: «Фу, какая гадость!». Она портит продукты питания, разрушает постройки, приводит в негодность одежду, вызывает заболевания человека и животных.
В начале XX века некоторые ученые предлагали уничтожить все плесневые грибы. Было ли это предложение правильным?
Ситуационная задача № 3 (8 класс)
Все помнят эти слова из фильма «Бриллиантовая рука» и не менее знаменитую фразу: «У тебя там не закрытый перелом, а открытый!».
Травмой называют внезапное острое нарушение здоровья, связанное с повреждением тканей и органов. Переломы, растяжения, вывихи, ушибы, сотрясение мозга - это различные виды травм опорно-двигательной системы. Травмы можно разделить на открытые и закрытые. При открытых травмах нарушена целостность кожных покровов, и организм подвергается атаке микробов. К закрытым травмам относятся повреждения, при которых внешние покровы не нарушены, но они не менее опасны. Как определить тот или иной вид травмы, и какую первую помощь оказать пострадавшему?
Ситуационная задача № 4 (8 класс)
Приходит мать, которую беспокоит, что сын отстает в росте от одноклассников, причем родители нормального роста (другой вариант – мать невысокая, отец нормального роста).
Что вы ей посоветуете?
Ситуационная задача № 5 (8 класс)
Больной приносит результаты анализов – сахар в крови 8, у следующего больного – 16 при норме 5,5. Какие рекомендации?
Ситуационная задача № 6 (8 класс)
Музыкант утверждает, что для шумного успеха при работе в ночном клубе ему требуется много адреналина.
Посоветуйте, что принимать для постоянного выделения адреналина в большом количестве. Что такое допинг?
Ситуационная задача № 7 (9 класс)
Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней белье, вторая довела воду до кипения, прокипятила 5 минут, а затем охладила до 60 градусов и только после этого начала стирку. У кого белье лучше отстирается? Каким простым опытом это можно доказать и как объяснить?
Ситуационная задача № 8 (9 класс)
Многим известен способ лечения простудных заболеваний (насморка) с помощью поваренной соли. Нагретую соль помещаю в мешочек из плотной ткани, а мешочек прикладывают к больному месту на несколько часов. Какие свойства поваренной соли используют при лечении насморка?
Ситуационная задача № 9 (8 класс)
Если вы посадили на одежду жирное пятно за праздничным столом и нет возможности сразу же заняться его выведением, рекомендуется немедленно засыпать пятно солью. Иногда после такой обработки пятно полностью исчезает. К каким способам выведения можно отнести этот прием – к физическим или к химическим?
Задание № 1.
У учёных-химиков есть методы, с помощью которых они могут определить, из чего состоят растения. Оказалось, что на втором месте после воды в составе растений содержится больше всего углерода.
Вопрос: Откуда попадает углерод в растение?
Выберите один ответ. А. Из почвы. Б. Из воды. В. Из воздуха. Г. Из солнечного света.
Задание № 2
Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот в больших городах на деревьях лишайников не встретишь. Задание: Предположите свои гипотезы, объясняющие данное явление.
Одной из главных проблем обучения становится формирование умений смыслового чтения при работе с текстом учебника и другими источниками, которые предлагаются для работы на уроках биологии. Формирование умений смыслового чтения– необходимое условие функциональной грамотности. Смысловое чтение - умения максимально точно и полно понимать содержание текста, практически осмысливать извлеченную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать, оценивать и применять при выполнении предложенных заданий с использованием учебных, учебно-познавательных текстов по биологии и химии. Работа с текстом на уроках биологии мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху, создает атмосферу сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить требование ФГОС – развивать умение учиться, самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием.
Стратегии смыслового чтения:
- работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
- работа с текстом: преобразование информации и ее интерпретация;
- работа с текстом: оценка информации;
- приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.
Результаты смыслового чтения:
Общая ориентация в тексте. Глубокое понимание текста. Применение полученной информации в практической деятельности.
Задание 1
Прочитай текст и ответь на вопросы 1-3.
Необычное растение – мать-и-мачеха.
Растение издавна так называется. Произошло название от одной особенности листьев. если взять в руку лист, то можно почувствовать, что его нижняя сторона, опушённая волосками, мягкая, создает ощущение теплоты. Это – «мать». Верхняя же сторона листа, наоборот, гладкая, жёсткая, холодная. Это – «мачеха». Золотисто-желтые соцветия мать-и-мачехи появляются очень рано, порой в середине апреля. Листья появляются лишь после цветения. Мать-и-мачеха – лекарственное растение. О ее лечебных свойствах знали ещё древние римляне. Недаром латинское название мать-и-мачехи – туссиляго (происходит от слова «туссис» - кашель). На ее соцветиях можно встретить множество пчел, собирающих нектар и цветочную пыльцу. Она как бы открывает календарь цветения остальных травянистых медоносных растений.
Вопрос 1. Почему растение получило такое название?
Вопрос 2. Какое заболевание можно лечить с помощью этого растения?
Вопрос 3. Подумайте и ответьте, почему растение зацветает ранней весной?
Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную работу над поставленной проблемой, способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения практических задач. Вследствие чего формируются навыки функциональной грамотности.
Метод проектов приводит к деятельности, т.е. расширяет границы функциональной грамотности различных компетенций.
Итак, проектная деятельность представляется особой формой учебной работы, которая формирует не только умение работать с различными источниками информации, видеть и формулировать проблему, определять задачи для решения поставленной проблемы, найти эффективные методы и способы для достижения цели, но, самое главное, получить результат, т.е. итоговый продукт, который имеет практическое значение или применение.
Организуя проектную деятельность учащихся, мы ставим перед ними следующие задачи:
формирование функциональной грамотности;
перестановка акцентов с традиционных образовательных технологий на инновационные;
приближение обучения к потребностям будущим работодателям;
освоение технологии проектной деятельности.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:
- читательские способности
- естественнонаучное
- математическое.
Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех трех направлениях.
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:
- работу с текстом
- работу с географической картой
- работу со статистическими данными.
Именно здесь пока наблюдается больше всего проблем. Об этом можно судить, проанализировав результаты выполнения определенных заданий, нацеленных на оценку функциональной грамотности, в ОГЭ, и ВПР.
Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.
Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:
- умения читать карту
- владеть приемом наложения карт
- развитого пространственного представления картографической информации.
К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания:
- задания на определение географического объекта по его координатам и обратная – нахождение географических координат объекта
- задание, требующее владения приемом наложения карт
- задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.
Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.
К таким типовым заданиям в ОГЭ,и ВПР можно отнести следующие:
- определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы
- работа с климатограммами
- выявление эмпирических зависимостей на основе данных таб
При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Наиболее часто используемые:
- комментированное чтение (в 5 – 6 классах), которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное
- составление простой таблицы на основе параграфа учебника (в 5 – 6 классах)
- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений (7 – 9 классы)
- высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы (9 – классы)
- составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме
- составление развернутых планов и конспектов параграфов
- создание схематичного рисунка по тексту
- нахождение географических ошибок в предложенном тексте
- заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу
- составление кроссвордов (в 5 – 7 классах)
- чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса. Данный прием успешнее всего можно использовать при подготовке команды учебного заведения к участию в различных географических конкурсах.
Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке. Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:
1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например:
- укажите материки западного и восточного полушарий;
- расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.
2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:
- Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты
- Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.
Данные задания лучше всего проводить в 5 – 7 классах.
3) Ассоциативные задания – объединить географические объекты и объяснить причину объединения. Например:
- Буэнос-Айрес – Бухара – оба начинаются на букву «Б»
- Буэнос-Айрес – Будапешт – являются столицами государств
- Буэнос-Айрес – Копенгаген – оба лежат на берегу моря
- Буэнос-Айрес – Кейптаун – оба лежат в южном полушарии
- Буэнос-Айрес – Вашингтон – оба лежат в западном полушарии.
4) Логические задания – задание дается в виде списка, необходимо разделить его на группы, причем количество групп не указывается. Чем больше ученик выделяет групп, тем ценнее ответ. Например, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы и т.д.
5) Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:
- акула – Сахалин
- нос носорога – полуостров Сомали (Африка)
- лежащий тигр – Скандинавский полуостров
- сапожок – Апеннинский полуостров и т.п.
Данные задания, как правило, используются уже в более старших класса – 7 – 11 классы.
6) Немая карта – учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:
- отметить на карте цифрами соответствующие географические объекты (учитель указывает на доске цифру – географический объект)
- написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.
Данные задания выполняются без использования атласов. Рекомендуется применять в каждой параллели с 7 класса.
Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:
- преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему
- преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача – преобразование таблицы в набор диаграмм
- решение различных географических задач (6 – 11 классы)
- работа со статистической матрицей данных – распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели (9 классы углубленного уровня обучения географии).
Кроме этого, рекомендуется использовать общие приемы формирования функциональной грамотности:
1) географический диктант по терминам (5 – 9 классы). В младших классах учитель называет суть географического термина, а ученик должен записать название этого термин
- теоретической – письменные ответы на теоретические вопросы изученной темы на основании вытянутого билета
- тестовой части.
Таким образом, на каждой стадии учащиеся выполняют ряд задач и в итоге достигают определенных образовательных целей.
С точки зрения традиционного урока эти этапы, не представляют для учителя новизны. Вместо «вызова» более привычно для учителя – актуализация знаний. А «осмысление» - это изучение нового материала. Рефлексия в традиционном уроке – это первичное закрепление материала и итоги урока.
Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности ученика.
Теоретически всё просто, а на практике существуют определённые трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку, потому, что нет готовых методических разработок, не на каждом уроке можно применить данную технологию, и пожалуй, самое главное – это катастрофическая нехватка времени на уроке.
А польза технологии очевидна. Школьник, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Он более успешен.
Таким образом, с позиции развития функциональной грамотности задачный подход к содержанию общего образования имеет особенности. Важно подчеркнуть, что назначение оценочных материалов, разработанных для выявления функциональной грамотности учащихся, не в том, чтобы исследовать, насколько хорошо учителя преподнесли учебный материал согласно соответствующей программе, а чтобы оценить способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.