СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью работы с детьми с задержкой психического развития является осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ. 

Просмотр содержимого документа
«Особенности коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР»

Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР


Основной целью работы с детьми с задержкой психического развития является осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.

Щадящий режим: - строгое соблюдение норм предельно допустимой нагрузки на ученика, соблюдение режима рационального питания и отдыха, снйжение объема заданий, предусматривается дополнительный день отдыха (разгрузочный) в течение недели. Учитель изучает личность каждого ребенка, выявляет уровень и особенности развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоциональноличностной зрелости, уровня развития речи. Выявляет резервные возможности ребенка, разрабатывает рекомендации для дифференцированного подхода, выбирает оптимальную учебную нагрузку Готовит подробное заключение о состоянии развития и здоровья обучаемого для предоставления в ПМПк.

Обучение организуется по учебникам массовых классов с учетом уровня школьников.

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:

  • Активизация познавательной деятельности учащихся.

  • Повышение уровня их умственного развития.

  • Нормализация учебной деятельности.

  • Коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития.

  • Социально- трудовая адаптация.

Создаются специальные условия обучения:

  • Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

  • Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

  • Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

  • Вариативные приемы обучения:

  • Поэлементная инструкция.

  • Планы - алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные), Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)

  • Речевой образец о Демонстрация действий.

  • Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности), о Опора на ощущения разных модальностей,

  • Подбор по аналогии, о Подбор по противопоставлению,

  • Пиктограмма

  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов)

  • Совместные действия,

  • Имитационные действия,

  • Начало действия.

  • Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома),

  • Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).


  • Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).

  • Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка),

  • Многократное усиление функции,

  • Создание проблемных ситуаций.

  • Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания,

  • Обращение к товарищу с вопросами,

  • Работа со словарями на время,

  • Сравнение (чем похожи и чем отличаются)

  • Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)

  • Найди ошибку.

  • Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий),

  • Группировка по общности признаков,

  • Исключение лишнего,

  • Кроссворды и ребусы,

  • Повтор инструкции

  • Введение физминуток через 15-20 минут урока.

  • Создание ситуации успеха на занятии.

  • Динамическое наблюдение за каждым (не реже 1 раза в четверть обсуждение результатов наблюдений на консилиумах или малых педсоветах).

Введение дополнительных занятий индивидуальных и групповых занятий, развитие мыслительной деятельности, закрепление поставленных логопедом звуков, обогащение и систематизация словаря,

подготовка к восприятию трудных тем, ликвидация пробелов предшествующего обучения).

Коррекционно - развивающий учебно - воспитательный процесс строится в соответствии со следующими основными положениями:

  • пребывание ребенка в комфортном психологическом режиме с оптимальной наполняемостью класса (для реализации принципа дифференцированного и индивидуального обучения на всех этапах урока).

  • Коррекционная направленность всех учебных предметов, наряду с общеобразовательными задачами ставятся коррекционные.

  • Комплексное воздействие на ребенка при тесном взаимодействии учителя, психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога.

  • Индивидуальные пакеты учебно- методического оснащения,

поддерживающие мотивацию успеха.

  • Формирование навыков самооценки и самоконтроля как на начальной, так и на основной ступенях обучения.

Принципы построения содержания учебного материала:

  • усиление роли практической направленности изучаемого материала

  • выделение существенных признаков изучаемых явлений -опора на жизненный опыт ребенка

-опора на внутренние связи в содержании изучаемого предмета и между предметами -соблюдение в определении объема изучаемого материла принципа необходимости и достаточности


-введение в содержание рабочих программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений, формирование значимых для школы функций.

а

Виды помощи.

  • По форме - фронтальную - направленную ко всему классу, и индивидуально

направленную (конкретному ученику). „

  • По характеру: направляющую, стимулирующую и обучающую.

  • вид - стимулирующая - Используется, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель сам подходит к ребенку и помогает ему мобилизовать себя, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет - то разъясняет его). Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения. Доза помощи различна в зависимости от возможностей ребенка.

  • вид - направляющая помощь. - Используется, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов действий, в планировании - в определении первого шага и последующих действиях. Эти затруднения могут быть обнаружены в процессе работы, если ученик спрашивает учителя. И после окончания работы, когда выясняется неправильное решение. Учитель косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильный путь, таблицу, наглядную опору, аналогичный пример решения в другой задаче, образец разных вариантов решений на выбор или помогает составить план действий, начать первый шаг решения.

  • вид - обучающая помощь - Используют, когда другие виды помощи не помогают. Непосредственно показывают, как делать, что и в какой последовательности, чтобы решить задачу. Любой вид помощи фиксируется.


Формы учета данных о динамике личностного развития ребенка:

  • Дневник наблюдений.

Записи 1 раз в 1-2 недели, только самое существенное и важное, раскрывающее характер ребенка, его развитие, индивидуальность, особенности. Записываются конкретные события, обстановка (причины и следствия) и проявления ученика Можно записывать в виде таблицы:

  • Педагогическая характеристика

Составляют 1 раз в год. Первый способ - сводка фактических данных, полученных разными методами в порядке принятой программы. После чего - резюме об уровне готовности, о направлениях индивидуального подхода.

Второй способ - Не придерживаться программы, а сразу выписывать те положения, которые характеризуют ребенка на данном этапе развития. Вывод подкрепляет примерами.

Дата

Наблюдения

Педагогические мероприятия