Просмотр содержимого документа
«Особенности коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР»
Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР
Основной целью работы с детьми с задержкой психического развития является осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.
Щадящий режим: - строгое соблюдение норм предельно допустимой нагрузки на ученика, соблюдение режима рационального питания и отдыха, снйжение объема заданий, предусматривается дополнительный день отдыха (разгрузочный) в течение недели. Учитель изучает личность каждого ребенка, выявляет уровень и особенности развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоциональноличностной зрелости, уровня развития речи. Выявляет резервные возможности ребенка, разрабатывает рекомендации для дифференцированного подхода, выбирает оптимальную учебную нагрузку Готовит подробное заключение о состоянии развития и здоровья обучаемого для предоставления в ПМПк.
Обучение организуется по учебникам массовых классов с учетом уровня школьников.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Повышение уровня их умственного развития.
Нормализация учебной деятельности.
Коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития.
Социально- трудовая адаптация.
Создаются специальные условия обучения:
Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.
Вариативные приемы обучения:
Поэлементная инструкция.
Планы - алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные), Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)
Речевой образец о Демонстрация действий.
Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности), о Опора на ощущения разных модальностей,
Подбор по аналогии, о Подбор по противопоставлению,
Пиктограмма
Чередование легких и трудных заданий (вопросов)
Совместные действия,
Имитационные действия,
Начало действия.
Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома),
Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).
Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).
Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка),
Многократное усиление функции,
Создание проблемных ситуаций.
Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания,
Обращение к товарищу с вопросами,
Работа со словарями на время,
Сравнение (чем похожи и чем отличаются)
Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)
Найди ошибку.
Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий),
Группировка по общности признаков,
Исключение лишнего,
Кроссворды и ребусы,
Повтор инструкции
Введение физминуток через 15-20 минут урока.
Создание ситуации успеха на занятии.
Динамическое наблюдение за каждым (не реже 1 раза в четверть обсуждение результатов наблюдений на консилиумах или малых педсоветах).
Введение дополнительных занятий индивидуальных и групповых занятий, развитие мыслительной деятельности, закрепление поставленных логопедом звуков, обогащение и систематизация словаря,
подготовка к восприятию трудных тем, ликвидация пробелов предшествующего обучения).
Коррекционно - развивающий учебно - воспитательный процесс строится в соответствии со следующими основными положениями:
пребывание ребенка в комфортном психологическом режиме с оптимальной наполняемостью класса (для реализации принципа дифференцированного и индивидуального обучения на всех этапах урока).
Коррекционная направленность всех учебных предметов, наряду с общеобразовательными задачами ставятся коррекционные.
Комплексное воздействие на ребенка при тесном взаимодействии учителя, психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога.
Индивидуальные пакеты учебно- методического оснащения,
поддерживающие мотивацию успеха.
Принципы построения содержания учебного материала:
-опора на внутренние связи в содержании изучаемого предмета и между предметами -соблюдение в определении объема изучаемого материла принципа необходимости и достаточности
-введение в содержание рабочих программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений, формирование значимых для школы функций.
а
Виды помощи.
направленную (конкретному ученику). „
По характеру: направляющую, стимулирующую и обучающую.
вид - стимулирующая - Используется, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель сам подходит к ребенку и помогает ему мобилизовать себя, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет - то разъясняет его). Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения. Доза помощи различна в зависимости от возможностей ребенка.
вид - направляющая помощь. - Используется, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов действий, в планировании - в определении первого шага и последующих действиях. Эти затруднения могут быть обнаружены в процессе работы, если ученик спрашивает учителя. И после окончания работы, когда выясняется неправильное решение. Учитель косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильный путь, таблицу, наглядную опору, аналогичный пример решения в другой задаче, образец разных вариантов решений на выбор или помогает составить план действий, начать первый шаг решения.
вид - обучающая помощь - Используют, когда другие виды помощи не помогают. Непосредственно показывают, как делать, что и в какой последовательности, чтобы решить задачу. Любой вид помощи фиксируется.
Формы учета данных о динамике личностного развития ребенка:
Записи 1 раз в 1-2 недели, только самое существенное и важное, раскрывающее характер ребенка, его развитие, индивидуальность, особенности. Записываются конкретные события, обстановка (причины и следствия) и проявления ученика Можно записывать в виде таблицы:
Составляют 1 раз в год. Первый способ - сводка фактических данных, полученных разными методами в порядке принятой программы. После чего - резюме об уровне готовности, о направлениях индивидуального подхода.
Второй способ - Не придерживаться программы, а сразу выписывать те положения, которые характеризуют ребенка на данном этапе развития. Вывод подкрепляет примерами.
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
| | |