СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обобщающие слова при однородных членах предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок получения новых знаний с использованием компьютерных технологий. Составление алгоритма постановки знаков препинания при обобщающих словах самостоятельно, используя программу компьютера

Просмотр содержимого документа
««Обобщающие слова при однородных членах предложения»»




Обобщающие слова при однородных членах предложения

8 класс

Цели урока:


-образовательные: систематизировать знания обучающихся об однородных членах, обобщающих словах при них;


-развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, отрабатывать навыки в построении схем, постановки знаков препинания;


-воспитательные: повышать интерес к изучению русского языка.



Планируемые результаты:


предметные: изучение и закрепление знаний об обобщающих членах предложения и постановке знаков препинания при однородных членах; развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся; воспитание интереса к изучению предмета;


личностные УУД: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;


регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;


познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;


Тип: учебное занятие по изучению и первичному применению знаний и способов деятельности.

Формы работы обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в паре.

Необходимое техническое оборудование: ЭОР, интерактивная доска.

Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, проблемно-поисковая технология, технология решения изобретательских задач, технология здоровьесбережения.

Раздаточный материал: 1) раздаточный материал (листы для самоконтроля); 2) карточки-вопросы на этапе рефлексии.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент


Эмоциональный настрой

Вступительное слово учителя (составляется учителем)

-Здравствуйте, ребята. Начнем наш урок. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Круг знаний


Древнегреческие философы часто повторяли за Сократом: «Я знаю, что ничего не знаю».

Гуляя в тенистой роще, Анаксимен беседовал со своим учеником.

- Скажи мне, — спросил юноша учителя, — почему ты часто так говоришь? Ты прожил долгую жизнь, у тебя богатый опыт. Как же так получилось, что столь многое тебе до сих пор неясно?

Философ начертил посохом на земле два круга — маленький и большой.

- Твои знания подобны маленькому кругу, мои — большому. Вне этих кругов — неизвестность. Чем шире круг познаний, тем с большей областью неизвестного он граничит. И чем больше человек узнаёт, тем больше вопросов у него появляется.

- О чем эта притча?

- На прошлых уроках мы с вами познакомились с простыми осложненными предложениями. Сегодня мы продолжим работать с ними и вместе откроем новое знание.


II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель: организовать актуализацию знаний мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового материала.

Родина – это и родители наши, и друзья нашего детства, и близкие родственники.

- Ребята, запишите предложение и расставьте знаки препинания. Выделите грамматическую основу в предложении?

- Сколько в этом предложении сказуемых?

-Как называются такие члены предложения?

-Вспомните, какие члены предложения называются однородными и как они соединяются друг с другом? Для этого заполните пробелы в предложениях на карточках и составьте устное высказывание (вывод).

1.Однородные члены отвечают…..(..на один и тот же вопрос)

2.Часто однородные члены предложения выражаются …(одной и той же частью речи )

3.Однородные члены соединены или могут быть соединены..........(сочинительными союзами)

4.Между однородными членами, если нет союза, ставятся….

5.Однородными членами могут быть …(любые члены предложения)

6.Однородные члены выполняют ..... (одну и ту же синтаксическую функцию в предложении)

7.Однородные члены произносится с интонацией...........(перечисления)

- Ребята, продолжим. На доске представлены схемы однородных членов, нужно расставить знаки препинания в них. Есть желающий выполнить эту работу?

Расставить знаки препинания в схемах (на доске, 1 ученик).

1.О и О и О.

2.О зато О.

3.не только О но и О.

4.как О так и О.

5.ни О ни О ни О.

6.О и О О и О.

- Тем временем, ребята, расставьте знаки препинания, соотнесите предложения со схемами (слайд 2):

1.Искусство создает хороших людей формирует человеческую душу.

2.Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему прекрасному.

3. Человека воспитывают и искусство и наука.

4. В поэзии самые обычные слова начинают и сверкать и звенеть и благоухать.

№ предложения

Схемы


( О и О, О и О)


( О, О)


( и О, и О, и О)


(и О, и О)



Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.








Повторяют правила постановки запятой при однородных членах.

Выполняют задание.




Слайд 1




































Слайд 2 (эталон)

III.Формулировка темы, целеполагание.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление изучаемого материала; содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определенному выбору


- Мы вспомнили об однородных членах предложения и знаках препинания при них. А сейчас выполним  «Немой диктант». Запишите слова в 4 столбика, распределив их по значениям.


скрипка

собака

весна

пианино

белка

зима

гармонь

медведь

лето

балалайка

кошка

осень

Музыкальные инструменты

животные

времена года

- Прочитайте записанные вами столбцы слов. А как можно назвать одним словом слова из 1 столбика? 2 столбика? 3? Ответы запишите.

- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов? (Эти слова называются обобщающими.)

- О чем мы будем вести разговор на уроке? (Об обобщающем слове при однородных членах предложения, знаках препинаниях при нем)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (обобщающие слова при однородных членах)

- Какие задачи мы поставим перед собой? (Будем учиться находить обобщающие слова при о.ч. в разных предложениях, правильно ставить знаки препинания при о.ч. и обобщающих словах; составлять предложения с обобщающими словами при о.ч. и чертить схемы таких предложений).

-Откройте тетради, запишите тему урока «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»

- Да, ребята. Сегодня вы научитесь находить в предложениях обобщающие слова, соотносить их с однородными членами и правильно делать выбор в постановке пунктуационного знака. Обобщающие слова – тема для вас не новая. Я предлагаю её вам вспомнить.

Проводят коллективное исследование, составляют план достижения цели и определяют средства









Отвечают на вопросы, обращаясь к ранее изученному материалу.


IV.Этап осмысления.

Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия: формирование навыка нахождения обобщающего слова.


-Теперь обратимся к статье учебника стр. и сравним наши выводы с выводами данной статьи. Осуществляем чтение с помощью приема чтение с пометками («˅» - знаю, «+» - новый материал, «-» - не знал, «?» - не понял). 

-Проговорите то, что вы уже знали об обобщающих словах.

Обобщающие слова при однородных членах предложения:

  Обозначают родовое понятие: стул, стол – мебель.

 Стоят в той же форме, что и однородные члены предложения.

 Являются тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.

 Имеют обобщенный смысл.

 Могут иметь сопроводительные слова: все, всегда, везде и др.

 В схемах обозначаются  .


- А теперь отметьте, что новое вы узнали?

(После обобщающего слова могут стоять синонимичные указательные слова как то, а именно, то есть, например, на которые падает логическое ударение. Перед этими словами необходимо поставить запятую, а уже после них двоеточие, например: Фонарь освещал только землю, а именно (как то, то есть, например): корни, траву, лужи).

- Вы узнали о постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения. Но чтобы правильно выполнять упражнения, нужно не только знать правило, но уметь применять его на письме. Поэтому давайте вместе составим алгоритм наших действий. (Совместная работа и запись алгоритма)

Алгоритм

Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

1.Найди в предложении обобщающее слово.

2. Определи, где оно стоит

Перед однородными членами после однородных членов

ставь ДВОЕТОЧИЕ ставь ТИРЕ

3.Определи, заканчивается ли предложение однородными членами

Да Нет

ставь ТОЧКУ ставь ТИРЕ


Обращаются к учебнику (прием ИНСЕРТ).

Проводят коллективное исследование, делают выводы, составляют алгоритм действий при нахождении обобщающего слова в предложении.














V.Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия: формирование постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами.

  1. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А. П. Чехов


- Как вы понимаете смысл высказывания А. П. Чехова? Рассмотрите предложение с синтаксической точки зрения. Спишите, графически обозначая постановку знаков препинания.


2.Постойте схему к предложению. Перестройте данное предложение в соответствии схемам, данным в теории.

Любовь к своей Родине включает в себя все: и любовь к своему народу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей (Д.Лихачев)

Связь высказывания Лихачева и Чехова

Родина – это огромный океан. Неотделим от отчего дома, края. И эта любовь зависит от нас, и чтобы мы были достойные этого, и в нас все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и мысли.

Слово "Родина" - произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас - потомок какого - либо старинного рода. А само слово "род" обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду. Отсюда и однокоренные слова: Родить - произвести на свет. Родители - отец, мать, у которых рождаются дети.

По вариантам

1 в. Обобщающие слово после однородных членов

2в обобщающее слово, однородные члены, предложение продолжается


Осуществляют работу по выполнению типовых заданий с проговариванием алгоритма вслух.








На доске (листы с магнитами) – схема











Работа со словом (поиск информации)



VI.Динамическая пауза

Цель: сменить вид деятельности.

Физкульминутка


VII.Закрепление материала.

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

Работа с текстом

Русские реки

Бесчисленное множество … малых рек речушек маленьких лесных ручейков прозрачных озёр разбросано по великим просторам нашей страны.

В древности плыли гружённые товарами корабли по… серебряному Днепру широкой красавице Волге пустынным северным рекам. Медом хлебом рыбой солью драгоценными редкостными мехами … торговали русские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли … Киев и Новгород Псков и Москва.

Слова для справок

(Разнообразные товары, водоёмы, первые русские города, торговые пути)

Найдите ключевые слова


Выполняют с проговариванием алгоритма действия.





Маршрутный лист



- Сверяем с изображением на экране.












VIII.этап контроля и самоконтроля

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

Тестирование


1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

А. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы.

Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.

В. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами.

Г. в мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.


2. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

А. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку.

Б. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег.

В. Всё: деревья, трава, песок и даже одежда подёрнулось инеем.

Г. Юные деревья ель и сосна, клён и вяз – все растут дружно.

Д. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.

Е. Лесная ягода: малина и земляника – раньше всех поспевает на полянах.

осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

IX.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: повторение и закрепление изученного, включение нового способа действий в систему знаний.

- Ребята, какую же цель мы сегодня поставили перед собой в начале урока?

- Повторим условия выбора знаков препинания в предложениях с обобщающими словами.


Отвечают на предложенные учителем вопросы.

Восстанавливают звенья алгоритма.

Рефлексия

Что научились делать?




















































Маршрутный лист





  1. Расставить знаки препинания в схемах

1.О и О и О.

2.О зато О.

3.не только О но и О.

4.как О так и О.

5.ни О ни О ни О.

6.О и О О и О.



соотнесите предложения со схемами



1.Искусство создает хороших людей формирует человеческую душу.

2.Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему прекрасному.

3. Человека воспитывают и искусство и наука.

4. В поэзии самые обычные слова начинают и сверкать и звенеть и благоухать.





Музыкальные инструменты

животные

времена года












  1. Создание алгоритма в паре













  1. Русские реки

Бесчисленное множество … малых рек речушек маленьких лесных ручейков прозрачных озёр разбросано по великим просторам нашей страны.

В древности плыли гружённые товарами корабли по… серебряному Днепру широкой красавице Волге пустынным северным рекам. Медом хлебом рыбой солью драгоценными редкостными мехами … торговали русские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли … Киев и Новгород Псков и Москва.

Слова для справок

(Разнообразные товары, водоёмы, первые русские города, торговые пути)





  1. Тестирование



1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

А. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы.

Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.

В. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами.

Г. в мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.



2. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

А. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку.

Б. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег.

В. Всё: деревья, трава, песок и даже одежда подёрнулось инеем.

Г. Юные деревья ель и сосна, клён и вяз – все растут дружно.

Д. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.

Е. Лесная ягода: малина и земляника – раньше всех поспевает на полянах