СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий тест по теме "Онтогенез"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа может быть использована в качестве проверочной работы по теме «Онтогенез» в 10 классе, а так же для обобщения материала методом «кейса», в этом случае перед каждым заданием идет обсуждение данного вопроса, а после этого самостоятельное выполнение задание учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий тест по теме "Онтогенез"»

Данная работа может быть использована в качестве проверочной работы по теме «Онтогенез», а так же для обобщения материала методом «кейса», в этом случае перед каждым задание идет обсуждение данного вопроса, а после этого самостоятельное выполнение задание учащимися.

1.Соотнесите понятия первой и второй групп.

1 группа:

1.Метаморфоз

2. Партеногенез

3. Конъюгация

4.Гаметогенез

5. Половое размножение

6.Онтогенез

7. Двойное оплодотворение

8.Эктодерма

9.Бластула

10. Оплодотворение

2 группа:

а. Однослойный шарообразный зародыш с полостью внутри

б. Процесс слияния женских и мужских гамет

в. Способ размножения, в котором участвуют гаметы.

г. Непрямое постэмбриональное развитие организмов.

д. Форма размножения, присущая покрытосеменным растениям

е. Наружный зародышевый листок.

ж. Форма размножения, при которой происходит обмен генетическим материалом.

з. Развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки.

и. Индивидуальное развитие организма.

к. Процесс образования половых клеток.

2.Зкончите определение понятия, вставив слова.

1.наука о развитии организмов - ...

2.процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы

до смерти - ...

3.процесс развития особи от зиготы до рождения или выхода из яйцевых

оболочек -...

4.Тип постэмбрионального развития, при котором из яйца выходит личинка, отличающаяся от взрослой особи-...

5. Ряд последовательных митотических делений зиготы -...

6.Однослойный многоклеточный шарообразный зародыш - ...

7.Двухслойный зародыш - ...

8.Зародыш, у которого идет формирование органов -...

3.Что изображено на рисунке? Подпишите!

А.



I-? II-процесс?

III-? IV - ?

1-? 2-?

3-? 4-?

5-?



Б.

Что за процесс? Его особенности?

Подпишите на рисунке, все, что сможете назвать.



4. Удалите четвертое лишние слово из каждой строчки.

лягушка, комар, бабочка, собака

бластула, эктодерма, зигота, гаструла,

овогенез, сперматогенез, онтогенез, гаметогенез

эктодерма, гиподерма, мезодерма, энтодерма



5. Распределите органы и системы органов в три столбика.

1. эктодерма 2. энтодерма 3.мезодерма



А. нервная система, эпидермис кожи, пищеварительная система, скелет, печень, эмаль;

Б. зубов, органы чувств, мускулатура, поджелудочная железа, кровеносная система;

В. половая система, легкие, выделительная система, жабры.



6.Определите по описанию, каким отделам растений принадлежат данные жизненные циклы.

1.В жизненном цикле преобладает гаметофит (n), то есть клетки растения гаплоидны (n). При наступлении неблагоприятных условий (похолодание, пересыхание водоёма) происходит половое размножение – образуются гаметы (n), которые попарно сливаются в зиготу (2n). Зигота (2n), покрытая оболочкой зимует, после чего при наступлении благоприятных условий делится мейозом с образованием гаплоидных спор (n), из которых развиваются новые особи (n).



2. В цикле развития преобладает половое поколение (n). Листостебельные растения – раздельнополые гаметофиты (n). На мужских растениях (n) формируются антеридии (n) со сперматозоидами (n), на женских (n) – архегонии (n) с яйцеклетками (n). С помощью воды (во время дождя) сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), происходит оплодотворение, возникает зигота (2n). Зигота находится на женском гаметофите (n), она делится митозом и развивается спорофит (2n) – коробочка на ножке. Таким образом, спорофит (2n) живёт за счёт женского гаметофита (n). В коробочке спорофита (2n) путём мейоза образуются споры (n). Мхи – разноспоровые растения, различают микроспоры – мужские и макроспоры – женские. Из спор (n) путём митоза развиваются сначала предростки, а затем взрослые растения.

3.В жизненном цикле преобладает спорофит (2n). На нижней стороне листьев растения (2n) развиваются спорангии (2n), в которых путём мейоза образуются споры (n). Из споры (n), попавшей во влажную почву, прорастает заросток (n) – обоеполый гаметофит. На его нижней стороне развиваются антеридии (n) и архегонии (n), а в них путём митоза образуются сперматозоиды (n) и яйцеклетки (n). С капельками росы или дождевой воды сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), образуется зигота (2n), а из нее – зародыш нового растения (2n).



4.На спорофите (2n),развиваются женские и мужские шишки (2n). На чешуйках женских шишек расположены семязачатки – мегаспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – эндосперм (n) с двумя архегониями (n). В архегониях образуются 2 яйцеклетки (n), одна погибает. На чешуйках мужских шишек располагаются пыльцевые мешки – микроспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются микроспоры (n), из них развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной) и двух воздушных камер. Пыльцевые зёрна (n) (пыльца) ветром переносятся на женские шишки, где митозом из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n). Один спермий погибает, а второй участвует в оплодотворении, образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n). В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (n).



5.Спорофиты (2n),органом их полового размножения является цветок. В завязи пестиков цветка находятся семязачатки – мегаспорангии (2n), где происходит мейоз и образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – зародышевый мешок из 8 клеток (n), одна из них – яйцеклетка (n), а две сливаются в одну – крупную (центральную) клетку с диплоидным набором хромосом (2n). В микроспорангиях (2n) пыльников тычинок путём мейоза образуются микроспоры (n), из которых развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной). После опыления из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n) и центральной клетке (2n) . Один спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) и образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n). Второй спермий (n) сливается центральной клеткой (2n) с образованием триплоидного эндосперма (3n). Такое оплодотворение у покрытосеменных растений называется двойным. В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (3n).



7.Сделайте выводы об онтогенезе растений и животных.