СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок "Ориентирование "

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение  и ситематизация  знаний обучающихся  по  теме " Оринтирование ".

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок "Ориентирование "»


Тема : Обобщающий урок « Ориентирование».
Цель:
Повторить и закрепить полученные знания обучающихся по теме
« Ориентирование».
Задачи:
Выяснить знания основного изученного материала у обучающихся , обобщить и систематизировать знания обучающихся по данной теме .
Развивать и закреплять практические навыки ориентирования ,навыки самостоятельной работы , развивать внимание , наблюдательность, память.
Воспитывать чувство ответственности , дисциплинированности, умения слушать и слышать ,аргументировать свою точку зрения .
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний .


№ этапа

Этап урока

Содержание

I

Организационный





II

Объявление темы урока.

Сегодня у нас необычный урок.

Мы с вами будем кладоискателями ! (на экране )




III

Словарная работа и значение слова .

Произнести, выделить ударную гласную, безударные гласные.

- Кого называют кладоискателями ?

-Людей кто ищет клад.

IV

Настрой на работу и цели урока .

-Мы сегодня с вами должны отыскать клад. Для этого нам нужны будут ваши знания , умения и смекалка.
-На доске маршрут, который мы должны преодолеть .
- Готовы? Тогда вперёд ! Удачи!

VI

Работа по маршруту.

1-2 уч-ся за компьютером (тест- самооценка )

1.

Стороны горизонта .

Кладоискатели должны уметь ориентироваться.
(на доске открываю первый этап маршрута )
Стороны горизонта .
-Что такое ориентирование ?
-Ориентирование-умение правильно находить стороны горизонта на местности .

- Какие основные стороны горизонта знаете?
-Назовите промежуточные стороны ?
-Задание :
Подписать промежуточные стороны горизонта .

2.

Ориентирование по солнцу.

В путь всегда отправляются утром .
- Как же утром определить стороны горизонта?
-Утром солнце всегда восходит на востоке?
значит ,где солнце появляется утром будет восток , противоположная сторона запад.
-А в полдень ?
-В полдень солнце находится на юге. Если в12 часов дня встать спиной к Солнцу, то тень будет падать на север, слева -З, справа –В. ( ИТОГ)

3.

Ориентирование по звёздам.

- Как определить стороны горизонта в ночное время суток ?
-По звёздам ,полярной звезде.
- Найти группу звёзд в виде ковша -созвездие Большой медведицы и малой медведицы . Мысленно соединив прямой линией две крайние звезды ,самая яркая -Полярная звезда . Встать к ней лицом , то впереди будет север, а сзади юг.
(ИТОГ)

Задание
-
На закате туристы подошли к деревне . В каком направлении они шли , если Солнце было прямо перед ними ? ( с В на З)
- В каком направлении дачники будут возвращаться из леса , если он расположен к северу от дачного посёлка ? (юг)

- В каком направлении ехал автобус , если в полдень Солнце светило с левой стороны? ( на запад)

4.

По местным признакам природы.







1 )Работа по карточкам с объяснением .


Оказались в незнакомой местности. Как необходимо вести себя ?
-Не паниковать, не растеряться ,а суметь собраться и правильно определить стороны горизонта по местным признакам природы .
-Назовите по каким объектам природы можно определить стороны горизонта ?
- По деревьям, пням, муравейникам, грибам ,… .
Задание :
-Определить и подписать направления сторон горизонта . (деф-но)
(Проверка по слайдам)

Итог (отметить тех кто правильно выполнил задание )
-Можно ли быть уверенным , в правильности определения сторон горизонта по одному признаку ?

(Чтобы определить направления сторон горизонта по природным объектам ,надо учитывать несколько признаков .)

VII

Практическая работа .


5.


Ориентирование по компасу.

1.Строение компаса.

-С помощью какого прибора можно определить стороны горизонта в любое время суток ,в любую погоду ?
- С помощью компаса.
-Посмотрите на доску , здесь написаны детали компаса .
-Прочитайте и найдите ошибку .
2.Правила пользования компасом .
-Компас кладут на ровное место, поворачивать его до тех пор , пока конец стрелочки не покажет на север, другой конец стрелки укажет юг,
слева –З, справа-В.
Задание
3. Каждый по компасу определяет направления сторон горизонта в классе . (вешаю обозначения сторон ( С.Ю,З,В. )

Задание:
Где расположены предметы ?
-окна класса
-учительский стол
- входная дверь
- доска
(отметить лучших)

VIII

Физкультминутка

Отправляемся в поход (ходьба на месте)
Держим путь мы на ВОСТОК (поворачиваемся на В)
А потом пойдём на запад (поворот на З)
Пусть присядет ,кто не смог (приседают)
Раз присели, два присели
Сейчас на звёзды посмотрели ( смотрят вверх)
А теперь смотрю на север.
А потом иду на юг.

6.

Ориентирование на плоскости .

Кладоискатели должны уметь ориентироваться на карте , листе бумаги .
-Давайте вспомним ,где на карте находится С,Ю,З,В? ( Показывает ученик)

VI

Работа в тетради

(Рома в тетради обводит по направлению стрелочки)

Запись числа и темы урока . Проверим как вы умеете ориентироваться на плоскости .
Задание:
-На тетрадном листе определить и подписать стороны горизонта . ( Проверка учителем)
-Задание:
- На листе бумаги поставьте точку . От точки отсчитать три клеточки на юг, поставить точку. От неё отсчитать три клеточки на восток, поставить точку. От неё отсчитать 3 клеточки на север, поставить точку, три клеточки на запад.

- Какая геометрическая фигура получилась?
-Квадрат . (Отметить тех кто правильно выполнил).
-Задание
- По физ. карте у доски ( уч-ся в тетради) определить направление полёта самолёта от Сургута на Москву, Владивосток.

VII

Работа по маршрутному листу.

Давайте определим в каких направлениях мы двигались в поисках клада ?

Определяем вместе, записываю на доске .

Клад-шкатулка
(юг – находим ,направление юга в классе )

Чтобы шкатулка открылась ,нам нужно знать обратный путь .

-задание
- В каком направлении мы будем возвращаться?
Направления обратного пути запишите себе в тетрадь.( Проверка фронтально). Итог выполнения работы.

-Где и когда нам могут пригодиться знания , полученные на этом уроке ?!
(открываю шкатулку -оценки )



VIII

Итог урока

Оценки с комментированием .

Выставление отметки в дневник .



Самоанализ урока

Тема : Обобщающий урок « Ориентирование».
Цель:
Повторить и закрепить полученные знания обучающихся по теме
« Ориентирование».
Задачи:
Выяснить знания основного изученного материала у обучающихся , обобщить и систематизировать знания обучающихся по данной теме .
Развивать и закреплять практические навыки ориентирования ,навыки самостоятельной работы , развивать внимание , наблюдательность, память.
Воспитывать чувство ответственности , дисциплинированности, умения слушать и слышать ,аргументировать свою точку зрения .
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний .

Для наиболее успешного достижения поставленных целей урок был организован следующим образом . На начальном этапе для повышения мотивации обучающихся предложено быть кладоискателями . Учителем проведена словарная работа по правописанию и значению данного слова; объявлена тема и цель урока. Обучающимся нужно было пройти по маршруту , преодолевая препятствия (задания на повторение и закрепление изученного материала). На уроке был умело подобран материал, согласно поставленным целям. Учителем были использованы уровни мотивации : эмоциональный , содержательный , социальный (на сколько важен для него учебный материал) . Логичны связи между этапами. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими ( определение сторон горизонта по компасу, по природным признакам ). Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и соответствовал их жизненному опыту. Для каждого ученика была создана ситуация успеха , дифференцированный подход .Учитель давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало обучающихся и повышало их активность на уроке . Учебный материал урока соответствовал принципу научности , доступности. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом особенностей данного класса .

Учитель : Орехова Т. Е