№ этапа | Этап урока | Содержание |
I | Организационный | |
| | |
II | Объявление темы урока. | Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем кладоискателями ! (на экране ) |
| | |
III | Словарная работа и значение слова . | Произнести, выделить ударную гласную, безударные гласные. - Кого называют кладоискателями ? -Людей кто ищет клад. |
IV | Настрой на работу и цели урока . | -Мы сегодня с вами должны отыскать клад. Для этого нам нужны будут ваши знания , умения и смекалка. -На доске маршрут, который мы должны преодолеть . - Готовы? Тогда вперёд ! Удачи! |
VI | Работа по маршруту. | 1-2 уч-ся за компьютером (тест- самооценка ) |
1. | Стороны горизонта . | Кладоискатели должны уметь ориентироваться. (на доске открываю первый этап маршрута ) Стороны горизонта . -Что такое ориентирование ? -Ориентирование-умение правильно находить стороны горизонта на местности . - Какие основные стороны горизонта знаете? -Назовите промежуточные стороны ? -Задание : Подписать промежуточные стороны горизонта . |
2. | Ориентирование по солнцу. | В путь всегда отправляются утром . - Как же утром определить стороны горизонта? -Утром солнце всегда восходит на востоке? значит ,где солнце появляется утром будет восток , противоположная сторона запад. -А в полдень ? -В полдень солнце находится на юге. Если в12 часов дня встать спиной к Солнцу, то тень будет падать на север, слева -З, справа –В. ( ИТОГ) |
3. | Ориентирование по звёздам. | - Как определить стороны горизонта в ночное время суток ? -По звёздам ,полярной звезде. - Найти группу звёзд в виде ковша -созвездие Большой медведицы и малой медведицы . Мысленно соединив прямой линией две крайние звезды ,самая яркая -Полярная звезда . Встать к ней лицом , то впереди будет север, а сзади юг. (ИТОГ) Задание - На закате туристы подошли к деревне . В каком направлении они шли , если Солнце было прямо перед ними ? ( с В на З) - В каком направлении дачники будут возвращаться из леса , если он расположен к северу от дачного посёлка ? (юг) - В каком направлении ехал автобус , если в полдень Солнце светило с левой стороны? ( на запад) |
4. | По местным признакам природы.
1 )Работа по карточкам с объяснением . | Оказались в незнакомой местности. Как необходимо вести себя ? -Не паниковать, не растеряться ,а суметь собраться и правильно определить стороны горизонта по местным признакам природы . -Назовите по каким объектам природы можно определить стороны горизонта ? - По деревьям, пням, муравейникам, грибам ,… . Задание : -Определить и подписать направления сторон горизонта . (деф-но) (Проверка по слайдам) Итог (отметить тех кто правильно выполнил задание ) -Можно ли быть уверенным , в правильности определения сторон горизонта по одному признаку ? (Чтобы определить направления сторон горизонта по природным объектам ,надо учитывать несколько признаков .) |
VII | Практическая работа . | |
5. | Ориентирование по компасу. | 1.Строение компаса. -С помощью какого прибора можно определить стороны горизонта в любое время суток ,в любую погоду ? - С помощью компаса. -Посмотрите на доску , здесь написаны детали компаса . -Прочитайте и найдите ошибку . 2.Правила пользования компасом . -Компас кладут на ровное место, поворачивать его до тех пор , пока конец стрелочки не покажет на север, другой конец стрелки укажет юг, слева –З, справа-В. Задание 3. Каждый по компасу определяет направления сторон горизонта в классе . (вешаю обозначения сторон ( С.Ю,З,В. ) Задание: Где расположены предметы ? -окна класса -учительский стол - входная дверь - доска (отметить лучших)
|
VIII | Физкультминутка | Отправляемся в поход (ходьба на месте) Держим путь мы на ВОСТОК (поворачиваемся на В) А потом пойдём на запад (поворот на З) Пусть присядет ,кто не смог (приседают) Раз присели, два присели Сейчас на звёзды посмотрели ( смотрят вверх) А теперь смотрю на север. А потом иду на юг. |
6. | Ориентирование на плоскости . | Кладоискатели должны уметь ориентироваться на карте , листе бумаги . -Давайте вспомним ,где на карте находится С,Ю,З,В? ( Показывает ученик)
|
VI | Работа в тетради
(Рома в тетради обводит по направлению стрелочки) | Запись числа и темы урока . Проверим как вы умеете ориентироваться на плоскости . Задание: -На тетрадном листе определить и подписать стороны горизонта . ( Проверка учителем) -Задание: - На листе бумаги поставьте точку . От точки отсчитать три клеточки на юг, поставить точку. От неё отсчитать три клеточки на восток, поставить точку. От неё отсчитать 3 клеточки на север, поставить точку, три клеточки на запад. - Какая геометрическая фигура получилась? -Квадрат . (Отметить тех кто правильно выполнил). -Задание - По физ. карте у доски ( уч-ся в тетради) определить направление полёта самолёта от Сургута на Москву, Владивосток.
|
VII | Работа по маршрутному листу. | Давайте определим в каких направлениях мы двигались в поисках клада ? Определяем вместе, записываю на доске . Клад-шкатулка (юг – находим ,направление юга в классе ) Чтобы шкатулка открылась ,нам нужно знать обратный путь .
-задание - В каком направлении мы будем возвращаться? Направления обратного пути запишите себе в тетрадь.( Проверка фронтально). Итог выполнения работы.
-Где и когда нам могут пригодиться знания , полученные на этом уроке ?! (открываю шкатулку -оценки ) |
VIII | Итог урока | Оценки с комментированием . Выставление отметки в дневник . |
Тема : Обобщающий урок « Ориентирование».
Цель:
Повторить и закрепить полученные знания обучающихся по теме
« Ориентирование».
Задачи:
Выяснить знания основного изученного материала у обучающихся , обобщить и систематизировать знания обучающихся по данной теме .
Развивать и закреплять практические навыки ориентирования ,навыки самостоятельной работы , развивать внимание , наблюдательность, память.
Воспитывать чувство ответственности , дисциплинированности, умения слушать и слышать ,аргументировать свою точку зрения .
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний .
Для наиболее успешного достижения поставленных целей урок был организован следующим образом . На начальном этапе для повышения мотивации обучающихся предложено быть кладоискателями . Учителем проведена словарная работа по правописанию и значению данного слова; объявлена тема и цель урока. Обучающимся нужно было пройти по маршруту , преодолевая препятствия (задания на повторение и закрепление изученного материала). На уроке был умело подобран материал, согласно поставленным целям. Учителем были использованы уровни мотивации : эмоциональный , содержательный , социальный (на сколько важен для него учебный материал) . Логичны связи между этапами. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими ( определение сторон горизонта по компасу, по природным признакам ). Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и соответствовал их жизненному опыту. Для каждого ученика была создана ситуация успеха , дифференцированный подход .Учитель давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало обучающихся и повышало их активность на уроке . Учебный материал урока соответствовал принципу научности , доступности. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом особенностей данного класса .
Учитель : Орехова Т. Е