СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по геометрии "Площади плоских фигур"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по геометрии "Площади плоских фигур"

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по геометрии "Площади плоских фигур"»

 Обобщающий урок геометрии на тему «Площади плоских фигур» Презентацию выполнила  Лагачева М.А.

Обобщающий урок геометрии на тему «Площади плоских фигур»

Презентацию выполнила

Лагачева М.А.

Цели и задачи урока Предметные цели урока: - помочь учащимся целостно и более подробно рассмотреть тему про площади плоских фигур - решение геометрических задач - закрепление пройденного материала Метапредметные цели урока: использование навыков приобретенных ранее для изучения данной темы Результаты урока:  Повторение свойств площадей через доказательства теорем. Формирование у учащихся более точноо представления о фигурах. Более подробное рассмотрение элементов фигур в планиметрии.

Цели и задачи урока

Предметные цели урока:

  • - помочь учащимся целостно и более подробно рассмотреть тему про площади плоских фигур
  • - решение геометрических задач
  • - закрепление пройденного материала

Метапредметные цели урока:

  • использование навыков приобретенных ранее для изучения данной темы

Результаты урока:

Повторение свойств площадей через доказательства теорем. Формирование у учащихся более точноо представления о фигурах. Более подробное рассмотрение элементов фигур в планиметрии.

Повторение понятия площади. Геометрическая фигура называется простой, если её можно разбить на конечное число плоских треугольников. Примером простой фигуры является выпуклый плоский многоугольник . Площадь простой фигуры - это положительная величина, численное значение которой обладает следующими свойствами: 1. Равные фигуры имеют равные площади. 2. Если фигура разбивается на части, являющиеся простыми фигурами, то площадь этой фигуры равна сумме площадей ее частей. 3. Площадь квадрата со стороной равной единице измерения, равна единице

Повторение понятия площади.

  • Геометрическая фигура называется простой, если её можно разбить на конечное число плоских треугольников.
  • Примером простой фигуры является выпуклый плоский многоугольник .
  • Площадь простой фигуры - это положительная величина, численное значение которой обладает следующими свойствами:
  • 1. Равные фигуры имеют равные площади.
  • 2. Если фигура разбивается на части, являющиеся простыми фигурами, то площадь этой фигуры равна сумме площадей ее частей.
  • 3. Площадь квадрата со стороной равной единице измерения, равна единице
Площадь прямоугольника Теорема : Площадь прямоугольника равна произведению его измерений . Доказательство: 1.Пусть измерения прямоугольника – натуральные числа n и m . Разобьем прямоугольник на идентичные квадраты. На прямоугольнике уложится nm единичных квадратов. По второму свойству площадей прямоугольника будет равна nm квадратных единиц. 2. Пусть измерения прямоугольника – рациональные числа a и b. Приведем дроби a и b к общему знаменателю. Пусть а = m/q и b = n/q Разобьем прямоугольник на такие единичные квадраты, что длина каждого будет равна 1/q части единицы длины. Прямоугольник будет содержать nm таких квадратов. Т.к площадь квадрата со стороной 1/ q равна 1 / q² части прежнего единичного квадрата, то площадь S  S = mn· 1/q² = m/q · n/q = a ·b

Площадь прямоугольника

Теорема :

Площадь прямоугольника равна произведению его измерений .

Доказательство:

1.Пусть измерения прямоугольника – натуральные числа n и m . Разобьем прямоугольник на идентичные квадраты. На прямоугольнике уложится nm единичных квадратов. По второму свойству площадей прямоугольника будет равна nm квадратных единиц.

2. Пусть измерения прямоугольника – рациональные числа a и b. Приведем дроби a и b к общему знаменателю. Пусть а = m/q и b = n/q Разобьем прямоугольник на такие единичные квадраты, что длина каждого будет равна 1/q части единицы длины. Прямоугольник будет содержать nm таких квадратов. Т.к площадь квадрата со стороной 1/ q равна 1 / q² части прежнего единичного квадрата, то площадь S

S = mn· 1/q² = m/q · n/q = a ·b

Пример 1: Найти площадь квадрата по его диагонали, равной 4м. Решение: Обозначим сторону квадрата через х. По теореме Пифагора : х² + х² = 4², или 2х² = 16, Откуда х² = 8, т.е площадь квадрата равна 8м². Пример 2 : Сравнить площади прямоугольника со сторонами 48см и 27см с площадью квадрата со стороной 36см. Решение: Искомые площади прямоугольника и квадрата соответственно равны: 48 · 27 = 1296 (см²) и 36² = 1296 (см²) , т.е площади этих фигур одинаковы .

Пример 1:

Найти площадь квадрата по его диагонали, равной 4м.

Решение:

Обозначим сторону квадрата через х. По теореме Пифагора :

х² + х² = 4², или 2х² = 16,

Откуда х² = 8, т.е площадь квадрата равна 8м².

Пример 2 :

Сравнить площади прямоугольника со сторонами 48см и 27см с площадью квадрата со стороной 36см.

Решение:

Искомые площади прямоугольника и квадрата соответственно равны: 48 · 27 = 1296 (см²) и 36² = 1296 (см²) , т.е площади этих фигур одинаковы .

Площадь параллелограмма Теорема : Площадь параллелограмма равна произведению основания на высоту . Доказательство: Опустим перпендикуляры AE и BF из вершин А и В параллелограмма ABCD на прямую CD. Тогда площадь трапеции ABCЕ с одной стороны равна сумме площадей параллелограмма ABCD и треугольника ADЕ, а с другой сумме площадей прямоугольника АBFЕ и треугольника ВСF. Но т.к эти треугольники равны, то и S параллелограмма ABCD равна площади прямоугольника АBFЕ , т.е  S = AВ · BF или S = DС · BF А В Е D С F

Площадь параллелограмма

Теорема :

Площадь параллелограмма равна произведению основания на высоту .

Доказательство:

Опустим перпендикуляры AE и BF из вершин А и В параллелограмма ABCD на прямую CD. Тогда площадь трапеции ABCЕ с одной стороны равна сумме площадей параллелограмма ABCD и треугольника ADЕ, а с другой сумме площадей прямоугольника АBFЕ и треугольника ВСF. Но т.к эти треугольники равны, то и S параллелограмма ABCD равна площади прямоугольника АBFЕ , т.е

S = AВ · BF или S = DС · BF

А

В

Е

D

С

F

Пример 1: Основание параллелограмма 35см, а боковая сторона – 20см. Найти площадь параллелограмма, если боковая сторона образует с высотой, угол в 60˚. Решение: ∕ ВСF = 90 ˚ - 60 ˚=30 ˚, и значит катет ВF = ½ ВС = 20 ∙ ½ = 10см, следовательно искомая площадь S = 35 ∙ 10 = 350 (см²) . Пример 2: Дан параллелограмм ABCD, со стороной АВ= 12см, диагональ АС = 16см. Вершина D удалена от диагонали АС на 4см. Вычислить расстояние от точки D до прямой. Решение: S аbcd = 2S adc = AC ∙ DM = 64 (см²), а т.к. S аbcd = АВ ∙ DК, то DК = 64/12 = 5, 33 см. A B E D F C  D C M A K B

Пример 1:

Основание параллелограмма 35см, а боковая сторона – 20см. Найти площадь параллелограмма, если боковая сторона образует с высотой, угол в 60˚.

Решение:

∕ ВСF = 90 ˚ - 60 ˚=30 ˚, и значит катет ВF =

½ ВС = 20 ∙ ½ = 10см,

следовательно искомая площадь S = 35 ∙ 10 = 350 (см²) .

Пример 2:

Дан параллелограмм ABCD, со стороной АВ= 12см, диагональ АС = 16см. Вершина D удалена от диагонали АС на 4см. Вычислить расстояние от точки D до прямой.

Решение:

S аbcd = 2S adc = AC ∙ DM = 64 (см²), а т.к. S аbcd = АВ ∙ DК, то DК = 64/12 = 5, 33 см.

A B

E D F C

D C

M

A K B

Площадь треугольника и ромба Теорема : Площадь треугольника равна половине произведения его стороны на высоту, проведенную к этой стороне . Доказательство: Треугольник АВС дополним до параллелограмма ABCD, площадь которого равна АВ · h. Но площадь S треугольника АВС составляет половину площади параллелограмма ABCD( т.к треугольники АВС и CDА равны); следовательно :  S = ½ АВ · h. Следствие 1. Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов( один катет можно взять за основание, а другой за высоту) Следствие 2. Площадь ромба равна половине произведения его диагоналей. D C h B A

Площадь треугольника и ромба

Теорема :

Площадь треугольника равна половине произведения его стороны на высоту, проведенную к этой стороне .

Доказательство:

Треугольник АВС дополним до параллелограмма ABCD, площадь которого равна АВ · h. Но площадь S треугольника АВС составляет половину площади параллелограмма ABCD( т.к треугольники АВС и CDА равны); следовательно :

S = ½ АВ · h.

Следствие 1. Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов( один катет можно взять за основание, а другой за высоту)

Следствие 2. Площадь ромба равна половине произведения его диагоналей. D C

h

B

A

Пример 1: Найти площадь равнобедренного треугольника, если его гипотенуза равна 8см. Решение: Обозначим один из катетов через х, согласно теореме Пифагора будем иметь: х² + х² = 64, или х² = 32, откуда х²/2 =16, искомая площадь 16(см²) Пример 2: Вычислить площадь ромба, диагонали которого равны 6см и 3,5см. Решение: Согласно следствию 2 искомая площадь равна: S = 6 ∙ 3,5 : 2 = 10,5 (см²). Пример 3: Вычислить площадь ромба, если его высота 10м, а острый угол 30˚. Решение: Пусть ABCD ромб, где ∕ ВАD = 30˚, ВЕ ⊥ АD и ВЕ = 10м. Из прямоугольного АВЕ найдем АВ: ВЕ = ½ АВ ( как катет, лежащий против угла в 30˚), и значит, АВ = 2ВЕ = 2 ∙ 10 = 20 (м). Т.к. АВ = АD , то площадь ромба S = ВЕ ∙ АD = 200 ( м²) В С 30˚ А Е D

Пример 1:

Найти площадь равнобедренного треугольника, если его гипотенуза равна 8см.

Решение:

Обозначим один из катетов через х, согласно теореме Пифагора будем иметь: х² + х² = 64, или х² = 32, откуда х²/2 =16, искомая площадь 16(см²)

Пример 2:

Вычислить площадь ромба, диагонали которого равны 6см и 3,5см.

Решение:

Согласно следствию 2 искомая площадь равна:

S = 6 ∙ 3,5 : 2 = 10,5 (см²).

Пример 3:

Вычислить площадь ромба, если его высота 10м, а острый угол 30˚.

Решение:

Пусть ABCD ромб, где ∕ ВАD = 30˚, ВЕ ⊥ АD и ВЕ = 10м.

Из прямоугольного АВЕ найдем АВ: ВЕ = ½ АВ ( как катет, лежащий против угла в 30˚), и значит, АВ = 2ВЕ = 2 ∙ 10 = 20 (м). Т.к. АВ = АD , то площадь ромба

S = ВЕ ∙ АD = 200 ( м²)

В С

30˚

А Е D

Площадь трапеции Теорема : Площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований на высоту . Доказательство: Проведя в трапеции ABCD диагональ DВ, можно рассматривать ее площадь S как сумму площадей двух треугольников BCD и ADВ. Поэтому :  S = ½ DС · h + ½ АВ · h = ½ (DС + АВ) · h, где h – высота трапеции.  А В h D C

Площадь трапеции

Теорема :

Площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований на высоту .

Доказательство:

Проведя в трапеции ABCD диагональ DВ, можно рассматривать ее площадь S как сумму площадей двух треугольников BCD и ADВ. Поэтому :

S = ½ DС · h + ½ АВ · h = ½ (DС + АВ) · h,

где h – высота трапеции.

А В

h

D C

 Пример 1: Стекла фонаря имеют вид трапеции, параллельные стороны которой равны 22см и 18см,расстояние между ними - 10см. Как велика площадь каждого стекла? Решение: Согласно доказанной теореме искомая площадь S = ½ ( 22+18) ∙ 10 = 20 ∙ 10 = 200 (см²) .  Пример 2 : Стекла фонаря имеют вид трапеции, параллельные стороны которой равны 22см и 18см,расстояние между ними - 10см. Как велика площадь каждого стекла? Решение: Пусть ABCD трапеция, тогда АD = 44, ВС = 16. Следовательно, АЕ + КD = 28 ( ВЕ и СК – высоты). Обозначим АЕ через х, тогда КD = 28 – х. По условию АВ = 17, СD = 25. Значит, из прямоугольного АВЕ : ВЕ ² = 17² - х². Из прямоугольного СКD, согласно теореме Пифагора получается: СК² = 25² - (28-х)². Т.к. ВЕ = СК, то 17² - х² = 25² - (28-х)², откуда х = 8. Тогда ВЕ = √17² - х² = 15 (м). Площадь трапеции : S = 16 + 44 / 2 ∙ 15 = 450 (м²) . В С А Е К D

Пример 1:

Стекла фонаря имеют вид трапеции, параллельные стороны которой равны 22см и 18см,расстояние между ними - 10см. Как велика площадь каждого стекла?

Решение:

Согласно доказанной теореме искомая площадь

S = ½ ( 22+18) ∙ 10 = 20 ∙ 10 = 200 (см²) .

Пример 2 :

Стекла фонаря имеют вид трапеции, параллельные стороны которой равны 22см и 18см,расстояние между ними - 10см. Как велика площадь каждого стекла?

Решение:

Пусть ABCD трапеция, тогда АD = 44, ВС = 16. Следовательно, АЕ + КD = 28 ( ВЕ и СК – высоты). Обозначим АЕ через х, тогда КD = 28 – х. По условию АВ = 17, СD = 25.

Значит, из прямоугольного АВЕ : ВЕ ² = 17² - х².

Из прямоугольного СКD, согласно теореме Пифагора получается: СК² = 25² - (28-х)². Т.к. ВЕ = СК, то

17² - х² = 25² - (28-х)², откуда х = 8. Тогда

ВЕ = √17² - х² = 15 (м).

Площадь трапеции : S = 16 + 44 / 2 ∙ 15 = 450 (м²) .

В С

А Е К D

Площадь правильного многоугольника Теорема : Площадь правильного многоугольника равна половине произведения его периметра на радиус вписанной окружности :  S = ½ P ∙ r, где Р – периметр многоугольника, а r – радиус вписанной в него окружности.  Пример : Вычислить площадь правильного шестиугольника, периметр которого равен 30 дм. Решение: Т.к. периметр данного шестиугольника равен 30 дм, то его сторона равна 6дм, отсюда r = 5√3 /2 , и значит согласно основной формуле искомая площадь равна:  S = ½ ∙ 30 ∙ 5√3 /2 = 75√3 /2 = 65 (дм²)

Площадь правильного многоугольника

Теорема :

Площадь правильного многоугольника равна половине произведения его периметра на радиус вписанной окружности :

S = ½ P ∙ r,

где Р – периметр многоугольника, а r – радиус вписанной в него окружности.

Пример :

Вычислить площадь правильного шестиугольника, периметр которого равен 30 дм.

Решение: Т.к. периметр данного шестиугольника равен 30 дм, то его сторона равна 6дм, отсюда r = 5√3 /2 , и значит согласно основной формуле искомая площадь равна:

S = ½ ∙ 30 ∙ 5√3 /2 = 75√3 /2 = 65 (дм²)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!