СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Задачи урока:

           провести анализ содержания повести, развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос;

  • формировать нравственные качества личности;

  • заставить задуматься над ключевыми понятиями: отечество, товарищество, любовь;

  • привить интерес к поисковой работе;

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение


Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Новая Бинарадка муниципального района Ставропольский Самарской области










Урок – обобщение


«Патриотический пафос повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»





























Учитель русскогоязыка и литературы: Кочкарова Светлана Николаевна


Класс: 7








2020 год

Цель урока:


  • дать общую характеристику повести Гоголя, обратить внимание учащихся на соотнесённость в ней исторического и эпического начал.


Задачи урока:


  • провести анализ содержания повести, развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос;


  • формировать нравственные качества личности;


  • заставить задуматься над ключевыми понятиями: отечество, товарищество, любовь;


  • привить интерес к поисковой работе;


  • научить использовать ПК и услуги сети Интернет для подготовки к занятиям и выполнению различных заданий.


ОФОРМЛЕНИЕ:


иллюстрации к произведению, выполненные учащимися; рисунки гербов, посвященных как казачеству, так и героям повести; компьютерная презентация к уроку (слайды к этапам урока); музыкальное сопровождение (Максим «Небо, засыпай»); карточки с индивидуальным заданием;


сообщения учащихся о творчестве Н. В. Гоголя; афоризмы на карточках; фрагмент из к/фильма «Тарас Бульба» («Речь Тараса о товариществе»); цветные магниты.


ХОД УРОКА.


  1. Приветствие.


Учитель:


  • Здравствуйте те, кто сегодня с прекрасным настроением пришёл на урок литературы!


  • Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении с друзьями!


  • Здравствуйте те, кто сегодня поможет мне провести открытый урок литературы интересно, необычно, на одном дыхании!


    1. Оргмомент.


Учитель:


  • Ребята, вы прочитали одно из интереснейших произведений Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». И сегодня мы обобщим ваши знания по этой повести. Тема нашего урока - «Патриотический пафос повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».


  1. Вступительное слово учителя.


  • Начать урок я хочу с эпиграфа, который вы видите на слайде: «Гоголь не пишет, а


рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…». Это слова В. Г. Белинского.


Слайд 2.


  • Ребята, докажите, что это так.


(Васильева Анна читает отрывок из повести «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…»


  • А теперь для вас первое задание: найдите в этом отрывке примеры тропов.


Гипербола: «вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»; «по небу кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота».


Метафора: «девственная пустыня»;» волны диких растений»; «чайка роскошно купалась в синих волнах воздуха»; «степь курилась благовонием».


Олицетворение: «белели клоками лёгкие и прозрачные облака»; «ветерок колыхался, дотрагивался до щёк»; «пёстрые овражки выползали из нор своих»; «ночные звёзды слышали своим ухом бесчисленный мир насекомых».

Сравнения: «по небу, как будто исполинскою кистью…»; «ветерок, как морские волны»; «крик, как серебро»; «тёмная вереница лебедей, как красные платки».


Риторические фигуры (обращения, восклицания, повторы): «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»; «вон она пропала…, вон она перевернулась…».


Эпитеты: «зелёная пустыня»; «зелёно-золотистый океан»; «белая кашка».


  • Ребята, вот мы с вами и подтвердили слова эпиграфа: «…Гоголь не пишет, а


рисует».


  1. Слайд 3.


Учитель:


  • В повести Гоголь рисует идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Это общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым законам.


«Так вот она. Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»


  • Почему это «гнездо» именно так называлось?


(Запорожская Сечь. Запорожская – за днепровскими порогами. Сечь – укрепление из кольев или расчищенное от леса место).


  1. Работа с гербами, сделанными дома. (Ими оформлена часть доски).


Слайд 4.


Учитель.


  • Гербы Тараса и Андрия перепутались. Найдите гербы Андрия, объясните свой выбор. (Учащиеся по одному выходят к доске и работают с гербами).


Ответ: На гербах, посвященных Андрию, изображены сердце, зеркало, украшения, оружие. Всё это символы счастья – такого, каким понимал его герой: он мечтает о любви, преклоняется перед красотой и роскошью, жаждет свободы.


На гербах Тараса мы видим символы воинского дела: мечи, палицы; крест – символ веры; бутылки и чарки, символизирующие свободную и разгульную жизнь; орудия труда, указывающие на трудолюбие казаков. И даже люлька. Для Тараса главное – это вера, отчизна, товарищество.













  1. Учитель:


  • Чем же Андрий отличается от Тараса и других казаков?


Ответ. Он не такой как все. Он одинок, самолюбив, ради любви готов пожертвовать всем.


  • Прочитайте монолог Андрия «А что мне отец, товарищи и отчизна?»


  • Кто виноват в том, что судьба Андрия сложилась именно так? Кто или что тому виной?


    • Любовь.


    • Великая власть слабой женщины.


    • Непохожесть Андрия на других казаков.


    • Виноват сам Андрий.


    • Злая судьба.


  1. Физминутка.


  1. Индивидуальные задания (у доски).


Индивидуальное задание 1 учащемуся.


  • Записать на доске названия воинских должностей у запорожцев. (Сотник, есаул, кошевой, куренной атаман.)


Индивидуальное задание 2 учащемуся.


  • Записать на доске названия видов оружия, которым пользовались запорожцы.


(Палица, секира, палаш, копьё, алебарда, пищаль.)

Индивидуальное задание 3 учащемуся.


  • Записать на доске имена славных воинов-запорожцев.


(Мосий Шило, Степан Гуска, Кукубенко, Бовдюг, Балабан, Охрим Гуска.)


9. Анализ домашних мини-сочинений на тему: «Как вы относитесь к поступку Андрия?»


Слайд 5.


Учитель:


  • Как вы уже убедились, Андрия нельзя охарактеризовать однозначно, это сложный и интересный человек. Поступки его тоже не поддаются простому толкованию. Посмотрите, как по-разному вы оцениваете его поведение. (Обращение к слайду).


Чтение выдержек из работ:


  • «Поступок Андрия я осуждаю, так как долг должен быть на первом месте, а потом уже любовь. Нельзя ради девушки перейти на сторону врага и убивать своих родных и близких, не надо изменять своей вере: вера должна быть дороже всего».


  • «Мое отношение к поступку Андрия двойственно: его поведение имеет и хорошую, и плохую стороны. Он любил и поступал так в порыве страстной любви, сердце звало его в город, где была возлюбленная, и он оставил своих друзей ради неё. Но он предал отца, брата и всю Сечь. А значит свое прошлое. Говорят, без прошлого нет настоящего и тем более будущего. История с Андрием это подтверждает. В целом, участь незавидная».


  • «Поступок его мне не понятен, так как любовь Андрия к


полячке какая-то безграничная. Уходя, он предавал отца, брата, казаков, терял любовь матери, дружбу брата, доверие отца, но помогал выжить любимой. И, в конце концов, никто не счастлив.

Сплошная трагедия ».


  1. Слайд 6.


  • Как сам автор относится к поступку Андрия? Ответы.


    • Автор не осуждает Андрия, но показывает, что Андрий не понимал, что делает.

  • Автор не осуждает и не оправдывает его. Видимо, Андрий не очень был привязан к своей земле, если смог совершить предательство. Такая у него судьба.


  • Автор и осуждает Андрия, предавшего свою родину, и пытается его оправдать, показывая, что тот, кто влюблен, часто делает необдуманные поступки.


  • Автор осуждает его, но сожалеет его судьбе.


  • Автор считает, что Андрий совершил непростительную ошибку.






































  1. Просмотр фрагмента из фильма «Тарас Бульба».


( Обратить внимание на речь Тараса, на главных героев. Вспомнить этот эпизод).


Творческая работа: «Что такое отчизна и товарищество для вас?»


Слайд 7.


  • Найдите в повести эпизоды описания товарищества.


Товарищество: близость, поддержка друзей, взаимопомощь и взаимовыручка, ответственность перед друзьями, желание быть вместе, взаимопонимание и сочувствие.

Отчизна: родина-матушка, за которую воины шли и идут в бой. Самое лучшее место на земле, где тебя ждут и любят. Страна, защита которой является долгом каждого человека»


  1. Слайд 8. В чём трагедия Тараса?


  • Ребята, прочитайте на слайде ответ на вопрос.


  1. Слайд 9. Лексическое значение слова.


  • Внимательно ли вы читали повесть?


  • Я буду зачитывать толкование лексического значения слов. Ваша задача: узнать и назвать их.


1.Водка (горилка)


  1. Овраг (яр)

3. Польское дворянство (шляхта, шляхетство)


4. Широкий плащ (епанча)

5. Собрание запорожцев (рада)


6. Старинное название поляков (ляхи)


7. Духовное училище с общежитием, здесь обучались и те, кто не готовился в церковнослужители (бурса)

8. Казаки, занесённые в списки регулярных войск (реестровые)


9. Общежитие запорожцев и войсковое подразделение (курень)

10. Польский сборщик налогов и податей (комиссар)


11. Назовите имена славных воинов-запорожцев


(Мосий Шило, Кукубенко, Степан Гуска, Бовдюг, Балабан, Охрим Гуска)


12. Эшафот, помост для казни (лобное место).


14. Подведение итогов.





Слайд 10.


Учитель:


  • Вот и подошёл к завершению наш урок. Я предлагаю вам прочитать афоризмы из повести, которые у вас на карточках. Мы называем их «крылатыми выражениями».


    • Крылатые выражения:


      • «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»


      • «Я тебя породил, я тебя и убью!»

      • «А поворотись-ка, сынку! Экой ты смешной какой!»

  • «Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего».

  • «Есть ещё порох в пороховницах?!»

  • «Нет уз святее товарищества!»


  • «Терпи, козак, — атаман будешь!»

  • «Добре, сынку, добре!»


  • «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»

  • «Не слушай, сынку, матери! Она баба, она ничего не знает!»


  • «А видите эту саблю? Вот ваша матерь!»


Учитель:


  • Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину: "Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной". Хочется надеяться, что нравственные уроки произведения не пройдут для вас бесследно. В этой связи нельзя не вспомнить Белинского, который подчёркивал: "После «Горя от ума» я не знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою чистейшею нравственностью и что бы могло иметь сильнейшее и благодетельнейшее влияние на нравы, как повести г. Гоголя".





  1. Звучит песня. Максим «Небо, засыпай».


  1. Поурочный балл.


  1. Домашнее задание: подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя.


    1. Слайд 11. Спасибо за урок! - Урок закончен!