СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщение знаний учащихся по разделу «Поэтическая тетрадь»

Задачи: расширить кругозор учащихся о жизни и творчестве поэтов серебряного века, создать условия для развития грамотной, выразительной речи учащихся, развивать творческие способности, воспитывать любовь к книге, интерес к чтению поэзии.

Оборудование. Компьютер, проекционный экран, сборники стихов; учебник "Литературное чтение" для 4 класса (авторы Л.Ф. Климанова и др.)

Формы организации познавательной деятельности учащихся: проектная работа, фронтальная, работа в группах.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»»

Тема: «Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

Цель: обобщение знаний учащихся по разделу «Поэтическая тетрадь»

Задачи: расширить кругозор учащихся о жизни и творчестве поэтов серебряного века, создать условия для развития грамотной, выразительной речи учащихся, развивать творческие способности, воспитывать любовь к книге, интерес к чтению поэзии.

Оборудование. Компьютер, проекционный экран, сборники стихов; учебник "Литературное чтение" для 4 класса (авторы Л.Ф. Климанова и др.)

Формы организации познавательной деятельности учащихся: проектная работа, фронтальная, работа в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и подарим им свои улыбки.

- Работать будем в группах. Вспомните правила работы в группе.

Памятка №1

«Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.

  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

  3. Говори спокойно ясно, только по делу.

  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.

  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.


- У каждого из вас лист самооценки. Заполняем его в течение урока. Выберите ответственного. Распределите роли (редактор, журналисты, фоторепортёр, художник – иллюстратор, дизайнер)

II. Сообщение темы и задач урока.

-Вспомните, как назывался раздел, который мы закончили изучать? (Поэтическая тетрадь)

- С творчествомкаких поэтов познакомились? (С творчеством В.Я.Брюсова, С.А.Есенина, М.И.Цветаевой)

- Назовите произведения.(Стихотворения В.Я. Брюсова "Опять сон", "Детская", С.А. Есенина "Бабушкины сказки", М.И. Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства")

- Что объединяет эти произведения? (Относятся к художественному стилю. Жанр - Стихотворения. Тип текстов – повествование. Поэты делятся своими яркими воспоминаниями о детстве.)

- Какое название можно дать Поэтической тетради? (Страна детства. Далёкое детство. Страна далёкого детства.)

- Определите тему нашего урока? (Обобщающий урок по разделу Поэтическая тетрадь»)

- Какие задачи вы поставите? (Узнать новое из детства поэтов, выразительно читать стихотворения, работать текстом произведений, понимать особенности поэтического текста и выражать свои чувства, работать в группе)

III. Подготовка к восприятию материала. Составление плана работы.

- Почему прошло много лет, а мы знаем этих поэтов, читаем их стихотворения. Помним. (Их именами названы улицы, созданы памятники, печатают книги)

- Как вы считаете, достаточно ли материала в нашем разделе «Поэтическая тетрадь»?

- Что мы можем сделать? (создать проект литературной газеты, журнала, книжку-малышку, стен газеты)

- Я предлагаю создать журнал «Сказочная страна детства»

- Что такое журнал? ( Т.словарь: периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи или художественные произведения разных авторов)

- Какие бывают журналы? (ежемесячные, детские, модные)

-Каким должен быть журнал? (Интересный, красочный, поучительный, интеллектуальный, развивающий)

- Как будем делать наш журнал? Составим план работы.

1.Дать название. Сделать обложку.

2. Определить рубрики. Оформить страницы.

3. Список участников.

3.Скрепить страницы. Журнал готов.

IV.Работа в группах по заданию.

- Каждая группа делает свою страницу по заданию в конверте.



1 группа. Рубрика «Детские годы поэтов»( 1 страница)



Задание 1.Прочитайте тексты о детстве поэтов. Найдите фотографию поэта в детстве и соотнесите с текстом. Оформите страницу. Подготовьтесь к выступлению.

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве. Читать Валера научился в четыре года по газетам.Валерий рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин и приборы для физических и электрических опытов. Десятилетний Брюсов мечтает стать изобретателем или путешественником.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Ему шёл третий год, когда отец уехал в Москву. Сережа рос под присмотром деда и бабки по материнской линии. Но гораздо больше времени он проводил со своими дядьями. Один из них старым дедовским способом учил мальчика плавать: бросал в воду с лодки. Для другого он был "охотничьей собакой" и доставал подстреленных уток. Сережа стал отчаянным сорванцом: отважно лазил по деревьям, дрался и вечно был в царапинах. С пяти лет Сережу учили читать, и за короткое время он "освоил" любимых писателей: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Толстого. В девять лет уже сочинял сам, а начальную сельскую школу окончил с похвальным листом.

Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Стихи Марина начала сочинять с пяти лет. Но больше всего на свете она любила читать. Счастливая пора детства, связанная с рождественскими ёлками, рассказами матери, волшебством книжных открытий была прервана смертью матери.

- Каким вы увидели маленького Валеру Брюсова? (Подвижным, любознательным, мечтателем)

- Каким предстал перед вами маленький Сергей Есенин? (Отчаянным сорванцом, ловким, умеющим постоять за себя, умным)

- Какой вы представили маленькую Марину Цветаеву? (Любознательной, начитанной, целеустремленной, стремящейся к одиночеству)

- Оцените себя. Заполните оценочный лист.


2 группа. Рубрика «Любимые стихи» (2 страница)


Задание 1. Прочитайте строфы. Определите автора, название стихотворения. Какую рифму использует поэт?Оформите страницу. Подготовьтесь к выступлению.


Раз, два, три, четыре, пять,

Бегом тени не догнать.

Слово скажешь, в траву ляжешь,

Чёрной цепи не развяжешь.

Снизу яма, сверху высь,

Между них вертись, вертись.(В.Я.Брюсов «Детская», парная рифма)


О, дни, где утро было рай,

И полдень рай, и все закаты!

Где были шпагами лопаты

И замком царственным сарай. ( М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», опоясывающая,)


Скажет бабушка несмело:

«Что ж, сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело,-

Говори да говори. ( С. А. Есенин «Бабушкины сказки», перекрёстная)

- Оцените себя. Заполните оценочный лист.

- Ребята. Давайте прочитаем стихотворения. (Читают по желанию наизусть, по учебнику.)

- Стихотворения В. Я. Брюсова, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой переведены на другие языки, их читают во всём мире.

-Послушайте чтение стихотворения С. А. Есенина «Звёзды» на английском языке. (Читают Арестанова Н., Мищенко Д.) На русском языке читает Киселева М.

-В. Я. Брюсов, С. А. Есенин, М. И. Цветаева.Каждый из них – звезда.


3 группа. Рубрика «Символ творчества поэта»(3 страница)



Задание 1. Прочитайте отрывки из стихотворений. Обсудите, какому поэту они принадлежат? Определите символ творчества каждого поэта. Свой ответ обоснуйте. Оформите страницу.



1. Клён ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.



2. Красною нитью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.



3. Огни лимонно-апельсиновые

На небе бледно-голубом

Дрожат… Но быстро тени длинные

Закутывают всё кругом.

(Мы считаем, что символом творчества В.Я. Брюсова может стать звезда. Поэт был многогранным человеком: поэтом, прозаиком, критиком, переводчиком, литературоведом, историком.Он считается классиком символизма. Он твердо верил в свою звезду.

Мы считаем, что символом творчества Сергея Есенина может стать клён. Поэт всю жизнь считал, что нет ничего лучше родных раздолий, родительского дома.

Мы думаем, что символом творчества Марины Цветаевой является рябина. Марина Цветаева родилась в ночь с субботы на воскресенье, в полночь, накануне церковного праздника - Иоанна Богослова.) Приклеивают соответствующие символы к строфам.

- Оцените себя. Заполните оценочный лист.







4 группа. Рубрика «Картинная галерея»(4 страница)

Задание 1. Обсудите, репродукции каких картин можно включить в раздел «Поэтическая тетрадь»? Какие произведения они могут иллюстрировать? Оформите страницу.Подготовьтесь к выступлению.





Н. Богданов-Бельский «Виртуоз»

В. М. Сидоров «Бабушкины сказки»

Ф. Сычков «Катание с горы» (С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

В. Жданов «Домик в сирени» (М. И. Цветаева Бежит тропинка с бугорка»)

Ю. Ю. Клевер «Красная Шапочка» (В. Я. Брюсов «Опять сон»)

- Оцените себя. Заполните оценочный лист.



V. Итог урока.Рефлексия.

- Всё ли удалось выполнить нам на уроке?

- Собираем и скрепляем страницы. Какой продукт проекта у нас получился? (Журнал)

- Как его можно использовать? Где применить? (Передать ученикам 3 класса.Дать информацию в школьный журнал «Наш мир»)

Резерв урока. Составьте синквейн на тему «Детство» или Тест.

Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.

В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

1 строчка - одно слово - существительное. Это тема синквейна.

2 строчка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3 строчка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4 строчка - фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.

5 строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ей новую интерпретацию.

- Возьмите картинки-билетики. Напишите одно слово, которое связывает вас с воспоминаниями о вашем детстве и приклейте его на «Дерево детства».

- Какое дерево получилось? ( Волшебное. Сказочное. Чудесное. Прекрасное. Необыкновенное. Шедевральное.) Звучит музыка. Наклеивают листочки.

VI.Домашнее задание.

Придумайте свою рубрику. Оформите страницу.