СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по разделу "Великие русские писатели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по разделу "Великие русские писатели"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №47» г. Белгорода













УРОК

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


3 КЛАСС


по теме

«Обобщающий урок по разделу

«Великие русские писатели»


по учебнику Л.Ф. Климановой

УМК «Школа России»


Выполнила

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Коськова И Б.

педагогический стаж 32 года




Белгород, декабрь 2019























































Тема: «Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».


Цель:

  • обобщить и повторить материал о творчестве великих русских писателей А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А. Крылова и Л.Н. Толстого, изученных в этом разделе.

Задачи:

  • обобщить сведения учащихся о творчестве писателей, изученных в разделе;

  • развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, басен;

  • развивать творческие способности обучающихся, их речь, память, мышление;

  • поддерживать интерес к изучению русской литературы на основе межпредметных связей с уроками изобразительного искусства и музыки;

  • развивать умение работать в группе, договариваться, оценивать свою работу и работу одноклассников в группе.

Планируемый результат

Обучающиеся будут:

  • совершенствовать умение подбирать информацию о писателях, составлять краткую статью, участвовать в её презентации;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения произведений;

Познавательные УУД:

  • формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока и каждого задания, осуществлять поиск и выделение из источников необходимой информации;

  • совершенствовать умение ориентироваться в прочитанных произведениях, отвечать на вопросы по содержанию;

Коммуникативные УУД:

  • совершенствовать умение работать в группе, договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать по необходимости, развивать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу в любых ситуациях на уроке;

Регулятивные УУД:

  • совершенствовать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль по ходу выполнения заданий, оценивать свою работу и работу одноклассников.


Основные понятия урока: биография, жанры

Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство, музыка.

Оборудование: мультимедийная установка для демонстрации презентации, карточки с заданиями, материалы для самооценки (ёлочка и игрушки трёх цветов), рисунки по произведениям Л.Н. Толстого, карточки для оценивания ответов обучающихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников


1. Организационный момент


- Здравствуйте, ребята. У вас на уроке большое количество гостей, а гости - это всегда радость и хорошее настроение. Повернитесь к ним лицом, поприветствуйте и подарите им свои улыбки.




2. Мотивация к учебной деятельности


– Сегодняшний урок чтения мне хочется начать с пословицы. Но она рассыпалась. Помогите ее собрать, обсудите между собой и представьте верный, на ваш взгляд, вариант.


День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?


- Я желаю нам всем, чтобы и сегодняшний урок помог стать нам немножечко мудрее, умнее.


- Сегодня будет не просто урок. Мы, надеюсь, с интересом повторим то, что вы уже знаете. Работать будем в группах.


- Напомните, пожалуйста, основные правила работы в группах.





- Желательно, чтобы в течение урока смогли выступить или ответить все участники групп. Не забывайте это при распределении работы.












У вас на столах лежат ёлочки и игрушки разного цвета.

Если вы

- работали дружно,

- своевременно выполнили работу,

- качественно выполнили её,
то на ёлочку крепите игрушку красного цвета,

если вы выполнили задание хорошо, но что-то не складывалось в работе группы, то вы крепите на ёлочку игрушку жёлтого цвета,

ну а если работа не сложилась и задание вы не выполнили, то вы оцениваете себя игрушкой синего цвета.
Так мы узнаем, как вы сами оценили свою работу.

Каждый этап работы и ответ буду оценивать и я игрушками такого яркого цвета, и мы узнаем в какой группе самые активные ребята.


- Итак, готовы?















Дети обсуждают между собой и, подняв руку, предлагают свой вариант.






















Дети называют правила работы в группах:

-Слушай, что говорят другие.

-Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

-Говори спокойно ясно, только по делу.

-Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

-Помогай товарищам, если они об этом просят.

-Точно выполняй предложенное задание.


3.Постановка темы и цели урока


- О ком мы будем говорить на уроке, вы узнаете, когда ответите на мои вопросы.

- Как называется произведение и кто его автор?

1. Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

(Осень. М.Ю. Лермонтов)


2. Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела…

(Зимнее утро А.С. Пушкин)



3. И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло.

(Ворона и Лисица И.А. Крылов)


4. На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе.

(Акула Л. Н. Толстой)


-Сформулируйте тему урока.



- Вы на нескольких уроках изучали творчество этих замечательных писателей. Какова же будет наша цель на последнем уроке по этой теме?































Формулируют тему и цель урока


Великие русские писатели.

М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин, И.А. Крылов, Л.Н.Толстой









Повторять и обобщать наши знания о великих русских писателях и их творчестве.

4.Актуализация

Планирование работы.


- Как вы думаете, что обязательно нужно будет сделать на уроке, чтобы достичь его цели?


Дети высказывают свои предположения.


5.Работа над темой урока по плану.



- Итак, начинаем.


- Повторение сведений из биографии писателей.

- Хорошо ли вы знаете писателей и их биографию, мы сейчас проверим.



- Перед вами на столах лежат файлы (см. приложение).

В них портреты писателей, отрывок из биографии, список произведений. Вам необходимо создать карточку о писателе, наклеив на нее Ф.И.О писателя, список произведений и его биографию. Затем вы должны представить свою работу нам. О вашей готовности мне подскажет поднятые руки группы.


Настроение для работы вам поможет создать 

романс Варламова Александра Егоровича на стихи М.Ю.Лермонтова.


- Итак, что у вас получилось?

- Расскажите об интересных фактах из жизни Пушкина, Лермонтова, Крылова, Толстого.


Молодцы. (Оцениваю работу учеников карточками)

- Теперь вы оцените свою работу в группе, наклеив игрушку нужного цвета на ёлочку.
























Работа в группах


Составляют карточку писателя


Рассказ о писателе, прикрепить работу на доску.


Выступление.



Самооценка.

- Работа с литературоведческими терминами

- Следующий этап нашей работы.

- Скажите, а в каких жанрах работал А.С. Пушкин? И.А. Крылов? Л.Н. Толстой? М.Ю. Лермонтов?


- Перед вами на столе таблицы. Прочитайте названия жанров и стрелочкой укажите его правильное определение. (Слайд без стрелочек)


- Проверим вашу работу. (Ученик читает определение и называет жанр, на слайде появляется стрелочка).



- Оцените свою работу, наклеив игрушку нужного цвета на ёлочку.






Работа в группах








Проверка по слайду.





Зачитывают определения рассказа, стихотворения, басни


Самооценка.

- Викторина по сказкам Пушкина.

- Вы замечательно справились с предыдущим этапом, поэтому идём дальше.


- Кто сказал (но без подсказки):

«Что за прелесть эти сказки!»

- Следующие задания будут для всех групп. Вы можете сначала посоветоваться друг с другом и, если знаете ответ, поднимите руку.


- Какую сказку этого писателя в разделе «Великие русские писатели» мы изучили? Постарайтесь дать её полное название. Можно использовать помощь учебника.

1 группа


- С каких слов начинается эта сказка?

2 группа

(картинка исчезает и появляется текст отрывка)

- Процитируйте отрывок к этому рисунку сказки.

3 группа

4 группа

- Какие ещё сказки А.С. Пушкина вы знаете? (Обратить внимание детей на красивый сборник сказок Пушкина)

6 незаконченная сказка о Медведихе.


- Принято считать, что Пушкин написал только 5 сказок. На самом деле А.С.Пушкин начал работу над 6 сказкой про Медведиху. Но, к сожалению, дуэль прервала жизнь поэта, и сказка осталась незаконченной.

- Подведём итоги этого этапа работы.

- Вы хорошо знаете сказки А.С. Пушкина.

Отметить отдельные ответы детей (точность, выразительное прочтение, знание наизусть)


- Оцените свою работу, наклеив игрушку нужного цвета на ёлочку.










- Ответы детей (можно хором)












«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».









Три девицы…















Белка песенки поёт….

























Ответы каждой группы.






















Самооценка.



ТЕМАТИЧЕСКАЯ ФИЗМИНУТКА


- Восстановление деформированных стихотворений


- Следующий этап урока поможет нам закрепить знания о творчестве М.Ю. Лермонтова.


- Нам сегодня помогают работать музыкальные произведения, написанные на стихи М.Ю. Лермонтова.
- Какая основная черта, настроение отражена в произведениях, прочитанных вами на уроке?

- У вас на столах лежат карточки с отрывками стихотворений, но строки в них перепутаны. Ваша задача восстановить текст, вспомнить и прочитать стихотворение.

- Давайте проверим, что у вас получилось.


Подведение итогов. (Оценить чтение детей и качество выполнения работы)

- Оцените свою работу, наклеив игрушку нужного цвета на ёлочку.





















Тоска по Родине, одиночество.


Работа в группах.



Чтение детьми стихов полностью или отрывок.



Самооценка.


- Отгадай, к какому произведению рисунок?

( по рассказам Л.Н. Толстого)

- А этот этап работы я не смогла бы провести без вашей помощи.

– По рисунку узнайте рассказ Л.Н. Толстого. (Используются рисунки детей, нарисованные ранее)

- Чему научили вас эти рассказы Л.Н. Толстого?

Подведение итогов. (Оценить полноту и точность ответов)

- Оцените свои работы и ответы, наклеив игрушку нужного цвета на ёлочку.












Фронтальная работа с рисунками на выставке.


Или каждой группе раздать рисунки.




Ответы детей.




Самооценка.


- В какой басне такая мораль?

И.А. Крылов.


- Ну, а теперь переходим к следующему этапу. Вспомним басни И.А. Крылова. Как называли Ивана Андреевича его поклонники. Почему?

- Напомните, пожалуйста, чем басня отличается от других жанров литературы?

(оценить ответ)











– В какой басне такая мораль?

У вас на партах карточки. На них напечатана мораль одной из басен И.А. Крылова. Ваша задача, вспомнить название басни, которой принадлежит мораль. Обсудите это в группе, готовность отвечать покажите поднятой рукой.



Подведение итогов. (Отметить ответы детей)




Дедушка Крылов.













Басня иносказательно высмеивает пороки людей. Главные герои басни – животные. В басне есть мораль – основная мысль, которой хотел поделиться автор.





















Работа в группах.



Проверка по слайду.

Дети читают мораль вслух, говорят название басни.







Самооценка.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, наш урок подходит к концу.

Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

- Что мы для этого сделали?


Мне хотелось бы узнать ваше отношение к уроку. Закончите фразы.


Сегодня на уроке мы:

- учились…………

- было интересно………

- было трудно……….

- нам захотелось……….

- поняли, что……….


Подведение итогов – оценки по карточкам у детей.

Рефлексия.

- А теперь давайте посмотрим, как вы сами оценили свою работу на уроке. Выставление ёлочек. (Краткое обсуждение)


Скоро новый год, и под ёлкой дети всегда находят подарки. Вот и сегодня белочка приготовила для вас не алмазы, а сладкий новогодний сюрприз.






Ответы детей.




Ответы детей по плану на слайде.












Дети выставляют на доску ёлочку своей группы.


7. Домашнее задание.

- Представьте, что у вас появилась возможность написать письмо Великим русским писателям. Кому бы вы его написали? О чём бы вы им рассказали, за что поблагодарили?






Спасибо за урок!

Поблагодарить за прекрасные стихи, интересные рассказы, за мудрые советы, за то, что они учат нас быть вежливыми, образованными, добрыми, внимательными.
















ПРИЛОЖЕНИЕ

К УРОКУ









Работа с литературоведческими терминами


Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей не прямо, а иносказательно, представляя людей в виде животных или предметов

Стихотворение

Небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, особенностью которого является наличие рифмы и ритма

Рассказ

Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в котором есть сюжет, композиция, сгруппированные вокруг отдельного эпизода, характера

Сказка

Повествовательное, народнопоэтическое или литературное, произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил

Басня


Михаил Юрьевич Лермонтов
Восстановление деформированных текстов



Михаил Юрьевич Лермонтов

Название «_____________________»


Полны свежей мглой;
Горные вершины
Тихие долины
Спят во тьме ночной;


Прочитайте вслух отрывок или всё стихотворение.



Михаил Юрьевич Лермонтов

Название «_____________________»


В том крае, где солнца восход,

Прекрасная пальма растёт

Одна и грустна на утёсе горючем

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,


Прочитайте вслух отрывок или всё стихотворение.



Михаил Юрьевич Лермонтов

Название «_____________________»


По лазури весело играя;

Ночевала тучка золотая

Утром в путь она умчалась рано,

На груди утёса великана,


Прочитайте вслух отрывок или всё стихотворение.



Михаил Юрьевич Лермонтов

Название «_____________________»


Зелень мрачную хранят.

И кружатся, и летят;
Листья в поле пожелтели,

Лишь в бору поникши ели


Прочитайте вслух отрывок или всё стихотворение.


Иван Андреевич Крылов

«Ворона и лисица»,

«Стрекоза и муравей»,

«Мартышка и очки»,

«Зеркало и обезьяна»

Известный баснописец. Был очень трудолюбивым человеком. Пошел работать в 11 лет, чтобы прокормить семью. Без помощи учителей овладел русским языком, математикой. Знал итальянский, греческий французский языки. Был замечательным чтецом своих басен.





Александр Сергеевич Пушкин

«Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о царе Салтане…»,

«Уж небо осенью дышало»


Великий русский писатель известен всему миру. Его называют «Солнце русской поэзии». Любовь к сказкам привила ему няня Арина Родионовна. Написал множество стихов сказок, произведений в прозе.





Михаил Юрьевич Лермонтов

«На смерть поэта», «Утес»

«Осень»

«На севере диком»

«Горные вершины»


Этого замечательного русского поэта и писателя родные ласково называли Мишель. В детстве он часто говорил в рифму. В юности стал военным офицером. Прожил всего 27 лет, но написал множество стихов и поэм.




Лев Николаевич Толстой

«Филиппок»

«Лев и собачка»

«Акула»

Прыжок»


Известный русский писатель. Прожил долгую жизнь. Написал множество произведений для детей и взрослых. В своем имении Ясная поляна открыл школу для крестьянских детей, в которой сам был учителем.




Из какой басни эта мораль?

Название «_________________»


Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.



Из какой басни эта мораль?

Название «_________________»


Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.


Из какой басни эта мораль?

Название «_________________»


К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь – цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней, то он её ещё и гонит.



Из какой басни эта мораль?

Название «_________________»


Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.




Памятка для работы в группах

  1. Слушай, что говорят другие.

  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

  3. Говори спокойно ясно, только по делу.

  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.

  6. Точно выполняй предложенное задание.



Памятка для работы в группах

  1. Слушай, что говорят другие.

  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

  3. Говори спокойно ясно, только по делу.

  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.

  6. Точно выполняй предложенное задание.



Памятка для работы в группах

  1. Слушай, что говорят другие.

  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

  3. Говори спокойно ясно, только по делу.

  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.

  6. Точно выполняй предложенное задание.



Памятка для работы в группах

  1. Слушай, что говорят другие.

  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

  3. Говори спокойно ясно, только по делу.

  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.

  6. Точно выполняй предложенное задание.




19