по учебнику Л.Ф. Климановой
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. У вас на уроке большое количество гостей, а гости - это всегда радость и хорошее настроение. Повернитесь к ним лицом, поприветствуйте и подарите им свои улыбки. | |
2. Мотивация к учебной деятельности | – Сегодняшний урок чтения мне хочется начать с пословицы. Но она рассыпалась. Помогите ее собрать, обсудите между собой и представьте верный, на ваш взгляд, вариант. День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку. – Какую пословицу собрали? - Я желаю нам всем, чтобы и сегодняшний урок помог стать нам немножечко мудрее, умнее. - Сегодня будет не просто урок. Мы, надеюсь, с интересом повторим то, что вы уже знаете. Работать будем в группах. - Напомните, пожалуйста, основные правила работы в группах. - Желательно, чтобы в течение урока смогли выступить или ответить все участники групп. Не забывайте это при распределении работы. У вас на столах лежат ёлочки и игрушки разного цвета. Если вы - работали дружно, - своевременно выполнили работу, - качественно выполнили её, то на ёлочку крепите игрушку красного цвета, если вы выполнили задание хорошо, но что-то не складывалось в работе группы, то вы крепите на ёлочку игрушку жёлтого цвета, ну а если работа не сложилась и задание вы не выполнили, то вы оцениваете себя игрушкой синего цвета. Так мы узнаем, как вы сами оценили свою работу. Каждый этап работы и ответ буду оценивать и я игрушками такого яркого цвета, и мы узнаем в какой группе самые активные ребята. - Итак, готовы? | Дети обсуждают между собой и, подняв руку, предлагают свой вариант. Дети называют правила работы в группах: -Слушай, что говорят другие. -Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. -Говори спокойно ясно, только по делу. -Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. -Помогай товарищам, если они об этом просят. -Точно выполняй предложенное задание. |
3.Постановка темы и цели урока | - О ком мы будем говорить на уроке, вы узнаете, когда ответите на мои вопросы. - Как называется произведение и кто его автор? 1. Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. (Осень. М.Ю. Лермонтов) 2. Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела… (Зимнее утро А.С. Пушкин) 3. И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во всё воронье горло. (Ворона и Лисица И.А. Крылов) 4. На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе. (Акула Л. Н. Толстой) -Сформулируйте тему урока. - Вы на нескольких уроках изучали творчество этих замечательных писателей. Какова же будет наша цель на последнем уроке по этой теме? | Формулируют тему и цель урока Великие русские писатели. М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин, И.А. Крылов, Л.Н.Толстой Повторять и обобщать наши знания о великих русских писателях и их творчестве. |
4.Актуализация Планирование работы. | - Как вы думаете, что обязательно нужно будет сделать на уроке, чтобы достичь его цели? | Дети высказывают свои предположения. |
5.Работа над темой урока по плану. | - Итак, начинаем. | |
- Повторение сведений из биографии писателей. | - Хорошо ли вы знаете писателей и их биографию, мы сейчас проверим. - Перед вами на столах лежат файлы (см. приложение). В них портреты писателей, отрывок из биографии, список произведений. Вам необходимо создать карточку о писателе, наклеив на нее Ф.И.О писателя, список произведений и его биографию. Затем вы должны представить свою работу нам. О вашей готовности мне подскажет поднятые руки группы. Настроение для работы вам поможет создать романс Варламова Александра Егоровича на стихи М.Ю.Лермонтова. - Итак, что у вас получилось? - Расскажите об интересных фактах из жизни Пушкина, Лермонтова, Крылова, Толстого. Молодцы. (Оцениваю работу учеников карточками) - Теперь вы оцените свою работу в группе, наклеив игрушку нужного цвета на ёлочку. | Работа в группах Составляют карточку писателя Рассказ о писателе, прикрепить работу на доску. Выступление. Самооценка. |
- Работа с литературоведческими терминами | - Следующий этап нашей работы. - Скажите, а в каких жанрах работал А.С. Пушкин? И.А. Крылов? Л.Н. Толстой? М.Ю. Лермонтов? - Перед вами на столе таблицы. Прочитайте названия жанров и стрелочкой укажите его правильное определение. (Слайд без стрелочек) - Проверим вашу работу. (Ученик читает определение и называет жанр, на слайде появляется стрелочка). - Оцените свою работу, наклеив игрушку нужного цвета на ёлочку. | Работа в группах Проверка по слайду. Зачитывают определения рассказа, стихотворения, басни Самооценка. |
- Викторина по сказкам Пушкина. | - Вы замечательно справились с предыдущим этапом, поэтому идём дальше. - Кто сказал (но без подсказки): «Что за прелесть эти сказки!» - Следующие задания будут для всех групп. Вы можете сначала посоветоваться друг с другом и, если знаете ответ, поднимите руку. - Какую сказку этого писателя в разделе «Великие русские писатели» мы изучили? Постарайтесь дать её полное название. Можно использовать помощь учебника. 1 группа - С каких слов начинается эта сказка? 2 группа (картинка исчезает и появляется текст отрывка) - Процитируйте отрывок к этому рисунку сказки. 3 группа 4 группа - Какие ещё сказки А.С. Пушкина вы знаете? (Обратить внимание детей на красивый сборник сказок Пушкина) 6 незаконченная сказка о Медведихе. - Принято считать, что Пушкин написал только 5 сказок. На самом деле А.С.Пушкин начал работу над 6 сказкой про Медведиху. Но, к сожалению, дуэль прервала жизнь поэта, и сказка осталась незаконченной. - Подведём итоги этого этапа работы. - Вы хорошо знаете сказки А.С. Пушкина. Отметить отдельные ответы детей (точность, выразительное прочтение, знание наизусть) - Оцените свою работу, наклеив игрушку нужного цвета на ёлочку. | - Ответы детей (можно хором) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Три девицы… Белка песенки поёт…. Ответы каждой группы. Самооценка. |
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ФИЗМИНУТКА |
- Восстановление деформированных стихотворений | - Следующий этап урока поможет нам закрепить знания о творчестве М.Ю. Лермонтова. - Нам сегодня помогают работать музыкальные произведения, написанные на стихи М.Ю. Лермонтова. - Какая основная черта, настроение отражена в произведениях, прочитанных вами на уроке? - У вас на столах лежат карточки с отрывками стихотворений, но строки в них перепутаны. Ваша задача восстановить текст, вспомнить и прочитать стихотворение. - Давайте проверим, что у вас получилось. Подведение итогов. (Оценить чтение детей и качество выполнения работы) - Оцените свою работу, наклеив игрушку нужного цвета на ёлочку. | Тоска по Родине, одиночество. Работа в группах. Чтение детьми стихов полностью или отрывок. Самооценка. |
- Отгадай, к какому произведению рисунок? ( по рассказам Л.Н. Толстого) | - А этот этап работы я не смогла бы провести без вашей помощи. – По рисунку узнайте рассказ Л.Н. Толстого. (Используются рисунки детей, нарисованные ранее) - Чему научили вас эти рассказы Л.Н. Толстого? Подведение итогов. (Оценить полноту и точность ответов) - Оцените свои работы и ответы, наклеив игрушку нужного цвета на ёлочку. | Фронтальная работа с рисунками на выставке. Или каждой группе раздать рисунки. Ответы детей. Самооценка. |
- В какой басне такая мораль? И.А. Крылов. | - Ну, а теперь переходим к следующему этапу. Вспомним басни И.А. Крылова. Как называли Ивана Андреевича его поклонники. Почему? - Напомните, пожалуйста, чем басня отличается от других жанров литературы? (оценить ответ) – В какой басне такая мораль? У вас на партах карточки. На них напечатана мораль одной из басен И.А. Крылова. Ваша задача, вспомнить название басни, которой принадлежит мораль. Обсудите это в группе, готовность отвечать покажите поднятой рукой. Подведение итогов. (Отметить ответы детей) | Дедушка Крылов. Басня иносказательно высмеивает пороки людей. Главные герои басни – животные. В басне есть мораль – основная мысль, которой хотел поделиться автор. Работа в группах. Проверка по слайду. Дети читают мораль вслух, говорят название басни. Самооценка. |
6. Подведение итогов. Рефлексия. | - Итак, наш урок подходит к концу. – Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока? - Что мы для этого сделали? Мне хотелось бы узнать ваше отношение к уроку. Закончите фразы. Сегодня на уроке мы: - учились………… - было интересно……… - было трудно………. - нам захотелось………. - поняли, что………. Подведение итогов – оценки по карточкам у детей. Рефлексия. - А теперь давайте посмотрим, как вы сами оценили свою работу на уроке. Выставление ёлочек. (Краткое обсуждение) Скоро новый год, и под ёлкой дети всегда находят подарки. Вот и сегодня белочка приготовила для вас не алмазы, а сладкий новогодний сюрприз. | Ответы детей. Ответы детей по плану на слайде. Дети выставляют на доску ёлочку своей группы. |
7. Домашнее задание. | - Представьте, что у вас появилась возможность написать письмо Великим русским писателям. Кому бы вы его написали? О чём бы вы им рассказали, за что поблагодарили? Спасибо за урок! | Поблагодарить за прекрасные стихи, интересные рассказы, за мудрые советы, за то, что они учат нас быть вежливыми, образованными, добрыми, внимательными. |