Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Семлевская средняя общеобразовательная школа №1
Вяземского района Смоленской области
215133 Смоленская область, Вяземский район, с.Семлево, ул.Советская, д.1 т.8-(48131)-3-26-68
Открытый урок обобщения и повторения
по русскому языку
7 класс
УЧИТЕЛЬ:
В.В. МИхайлова
2015/2016 учебный год
Тема: «Повторение и обобщение изученного материала. Анализа текста о Семлёвском озере».
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
Продолжить обучение учащихся анализу текста;
Повторение всех видов разбора:
Регулятивные:
Коммуникативные:
слушают и отвечают на вопросы учителя;
формулируют собственные мысли;
высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Личностные:
проявление интереса к истории родного края;
воспитание любви к родному краю.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуально-групповая.
Оборудование:
книга В. Васильева «Я живу на земле»
выставка книг о посёлке Семлёво;
подборка материалов из школьного музея и сельской библиотеки о Семлёвском озере;
тексты «Семлёвское озеро» на партах у учеников ;
средства мультимедиа (на проекторе стихи А.М. Бодренкова, фотографии села; музыкальное сопровождение – песня на стихии В. Васильева «Гимн Семлёвской школе»).
А.М. Бодренков
Побывка
Ну, как живет Семлёво –
Рассказывайте мне,
Все ль живы и здоровы
В родимой стороне?
Вы повидали много –
Не гладко время шло, -
Старинная дорога,
Старинное село.
Я помню, в сорок третьем,
В том памятном году
Никто меня не встретил,
Хоть шел я на виду.
Учитель
Тема нашего сегодняшнего урока: «Повторение и обобщение изученного материала. Проведение комплексного анализа текста о Семлёвском озере».
Ученица читает стихи В. Васильева :
У берега тихо стою,
Нет места дороже и краше.
Тебе эту песню пою,
Семлёвское озеро наше.
Сверкает июнь золотой,
Стрекозы со звоном кружатся,
И месяц волшебной порой
Приходит к тебе целоваться.
Баюкают воды твои
Русалки, кудрями кивая,
И стонут в ветвях соловьи
Твою красоту прославляя.
И ты зачарованно спишь,
И слушаешь нежные трели,
И сторож твой – тонкий камыш,
Качает тебя в колыбели.
Учитель выразительно читает текст о Семлёве.
На Старой Смоленской дороге, в тридцати километрах от города Вязьмы раскинулось ст…ринное русское с..ло Семлёво. Серебристой сверкающей лентой, похожей на хрустальную змейку, извивающуюся среди п…лей и изумрудных кустарников, т…ечет небольшая речка Семлёвка., давшая основу и жизнь нашему посёлку. Семлёво возникло еще в 13 веке. Существует две разных легенды о происхождении названия села. Одна из них гл…сит, что в далёкие вр… мена здесь жили два брата, два богатых купца, Сёма и Лёва. Отсюда якобы и прозвали село Семлёвом. Другая легенда г…ворит о том, что давным-давно через село пр…ходил торговый путь из Москвы на запад, по которому шли купеческие караваны. В глухих и непроходимых лесах обосновалась шайка разбойников, которая нападала на т…рговых людей, грабила их, наводя на всех п…нический страх. В шайке было семь человек, или, как их ещё называли, семь львов. От сочетания этих слов, дескать, и было дано название селу. Хорошо помнит Семлёво и нашествие французов в 1812 году. Из поколения в поколение здесь передаётся рассказ о том, что Наполеон при бегстве из Москвы зат…пил в загадочном Семлёвском озере награбленное золото и драгоценности. Озеро необыкновенно кр…сиво и живописно. Как жемчужина, утерянная великаном, лежит оно среди лесов. Белоствольные берёзы, в нарядных шелковых платьях, смотрятся в тёмную гладь воды и переговариваются между собой. Раннее утро. Тихо на озере. Бриллиантовые росинки блестят на траве, рябь пробегает по сверкающей поверхности озера хранящего свою тайну.
Учитель с детьми разбирает задания.
Задание 1.
Определить:
тему текста;
идею текста (история посёлка и озера очень (интересна);
название текста.
Задание 2.
Вычленение микротем (их пять).
Почему именно так разбили на абзацы текст?
Определение стиля речи в тексте
Задание 3.
Изобразительно-выразительные средства в тексте (тропы):
Что такое тропы?
Какие виды тропов вы знаете (называем и записываем в тетрадь)?
Олицетворения
белоствольные
как жемчужина
рябь пробегает
нарядных
смотрятся и переговариваются
шёлковых
тёмная (гладь)
серебристый
хрустальную
изумрудную
загадочное
бриллиантовые
Задание 4.
Находим в словаре «Русского языка» значение слова «легенда». Проводим лексический анализ слова.
Физкультурная минутка.
Задание 5.
Фонетический разбор слова «рябь»
Рябь
р – [р’] – согл., зв.
я – [а`] – гл.
б – [п’] – согл., глух.
ь – [ ] –
__________________
4 б., 3 зв.
Задание 6.
Морфемный разбор слова «переговариваются».
¬ ПЕРЕ ∩ГОВАР ^ИВА ЮТ ^СЯ
Задание 7.
Морфологический разбор
В тридцати километрах (от чего?) от города. От города – существительное
Н. ф. (что?) город.
Непост. призн. – ед. ч., Р. п.
(От чего?) от города
Задание 8.
Синтаксический разбор предложения
Бриллиантовые росинки блестят на траве, рябь пробегает по сверкающей поверхности озера хранящего свою тайну (предложение сложное, состоит из двух простых, вторе осложнено определением, выраженным причастным оборотом).
Задание 9.
Синонимический ряд:
Путь, дрога, тропа, тракт, большак, шоссе и тд.
Ученица читает стихи В. Васильева
Тебя ледник нам подарил
Сто тысяч лет тому.
Здесь древний мамонт воду пил
И саблезубый тигр бродил,
Пугая ночи тьму.
Ты видел костров огни,
Пылавшие в ночи,
И в праздник лета и любви
Брега священные твои
Топтали кривичи.
Ещё легенды говорят,
России грозный вор, когда в Париж бежал назад,
В твоих глубинах спрятал клад.
Клад ищут до сих пор…
И нынче летом и замой
К тебе идет народ,
Полюбоваться красотой,
Понаслаждаться тишиной,
Послушать песню вод.
Задание 10
Находим слова омонимы
Шайка
Затопил:
Задание 10.
Вставляем пропущенные буквы, подбираем проверочные слова:
ст…ринное – старый;
с…ело – села;
т…ечет – тёк;
гл…сит – глас;
вр…мена – время;
г…ворит – говор;
прох…дил – проходит;
т…рговых – торг;
п…нический – паника;
зат…пил – топит;
оз…ра – озёра;
кр…сиво – краше.
Заключение
Обратите внимание на выставку книг и материала из музея и прослушайте песню «Гимн Семлёвской школе».
Оценки
Задание на дом