СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Формулы сокращенного умножения"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 7 класса. Это обобщающий урок по теме, он может быть использован в качестве подготовки к контрольной работе, а также в качестве повторения  в процессе подготовки к итоговой аттестации. Тесты, предлженные в тексте урока, помогут учителю более эффективно осуществить контроль знаний, а ученик получит возможность провести самоконтроль знаний.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Формулы сокращенного умножения"»

АЛГЕБРА - 7 класс

ТЕМА: « Формулы сокращенного умножения»

Цель урока: научить учащихся применять формулы сокращенного умножения при выполнении упражнений различной сложности и творческих заданий.

Задачи:

Образовательные: совершенствование умений и навыков применения формул сокращенного умножения при выполнении заданий различной сложности и заданий творческого характера; подготовка к контрольной работе.

Развивающие: развитие индивидуальных творческих способностей, внимания, памяти, математической логики.

Воспитательные: воспитание ответственности за выполненную работу, умения правильно оценивать результаты своего труда.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Ход урока

1. Организационный момент.

Объявление учащимся цели урока и задач урока. Проверка домашнего задания (взаимопроверка по ответам, записанным на доске; при необходимости – ответить на вопросы)

2. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.

Вопросы устного контроля:

1. Дать определение многочлена (многочленом называется сумма одночленов)

2. Что мы называем степенью многочлена стандартного вида?

(степенью многочлена стандартного вида называют наибольшую из степеней входящих в него одночленов)

3.Сформулируйте правило, необходимое при представлении многочлена в виде суммы или разности многочленов.

(если перед скобками стоит знак «+», то члены, которые заключаются в скобки записываются с теми же знаками; если перед скобками стоит знак « - », то знаки членов, заключенных в скобки, меняют на противоположные)

4. Сформулируйте правило умножения одночлена на многочлен.

(…нужно умножить этот одночлен на каждый член многочлена и полученные произведения сложить)

5. Сформулируйте правило умножения многочлена на многочлен

(…нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить)

6. Сформулируйте правило возведения в квадрат суммы двух выражений

7. Правило возведения в квадрат разности двух выражений

8. Правило возведения в куб суммы двух выражений

9. Правило возведения в куб разности двух выражений 10. Чему равна разность квадратов двух выражений

- А теперь, ребята, все сформулированные вами правила вы должны применить при выполнении следующих заданий.

3. Найди правильный ответ.

Задание: заполни таблицу, записав в нижней строке номер ответа .

Задания

1) a2+4ab+4b2

2) (3x+a)2

3) 100-40m+4m2

4) (x-3)2

5) x2-9

6) (x-3)(x+3)

7) y2-4

8) (x+7)(7-x)

9) a2-b2

10) (y+4)2


Ответы

1) 9x2+6ax+a2

2) x2-6x+9

3) 49-x2

4) y2+8y +16

5) x2-9

6) (a+2b)2

7) (a-b)(a+b)

8) (10-2m)2

9) (y-2)(y+2)

10) (x-3)(x+3)




№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ ответа













4. Работа у доски. Работа с книгой. К доске выходят два ученика. Один ученик выполняет задание обязательного уровня, второй – задание более сложного уровня:

1 уровень: 2 уровень

Задание №1 Упростите выражение:

(х – 5)2 + 2х (х – 3) =х2 – 10х +25+ (2а – 5)2 – (5а – 2)2 =((2а -5) + (5а – 2))·

+ 2 -6х= 3х216х+25 ·((2а -5) – (5а – 2)) = (2а -5+5а -2)(2а-5-5а+2)=

=(7а-7)(-3а-3)=-21а2- 21а +21а +21=21-21а2

Задание №2 Решите уравнение:

(х – 7)2 + 3 =(х – 2)(х+ 2) ( 2х – 3)2 – (7 – 2х )2 =2

Ответ: 4 Ответ: 2;

Физкультминутка

5. Математический диктант

Учащимся раздаются карточки с заданиями. Учащиеся пишут только ответы на заготовленном листе. После выполнения проводится взаимопроверка (ответы заранее написаны на доске).

I вариант II вариант

1. х22 1. m2 –n2

2. (а – 3с) (а + 3с) 2. (2а – х) (2а + х)

3. 1272 – 1172 3. 1192 – 1092

4. а2 – 100у2 4. 9х2 – у2

5. (2 – х)2 5. (2 + х)2

6. 25 – х2 6. b2 – 64c2

7. (2х + 3)3 7. (2х – 3)2

8. с2 + 2с +1 8. х2 + 2х + 1

9. 4х2 – у2 9. 4х2 – 9

10. х2 – 9у6 10. у2 – 16х8

11. х2 – 2ху +у2 11. х2 – 2хс +с2

12. (2х + 1) (2х – 1) 12. (3a + b) (3a – b)

13. 40с +16 +25с2 13. 10ху + 25х2 + у2

14. 4х2 – 6ху +9у2 14. 16а2 – 8ab + 4b2



6. Выполнение творческого задания.

Задание: замените * одночленами так, чтобы равенство было тождеством (а) (* +2в)2 = с2 +4вс + 4в2; ( с)

б) а2 + * + 4в2 = (а +2в)2; (4ва)

в) (* +в)2 = 4с2 + * +в2; (2св )

г) (6 - *)(6 +*) =36 – 25а2; ()

д) ( * - *) = 144а2 -24ав +* ; (12а – в)


7. Самостоятельная работа




Вариант  № 1

  1. Выполните  действия :

а) (5-х)2                б) (2х+5)2                в) (8х-6)(8х+6)        

г)5х(х-3)-(х-8)(х+8)                д) (х-4)2-2х(х-2)                е)3ху+2(х-у)2

ж)(х-6у)2(х+6у)2

2. Разложите  на  множители:

а) х2-49                б)25х2-16у2                        в)х2-20х+100

г) х3-25х                д)х333у22у3                е)у12+2у6+1

3. Найдите  значение  выражения :

а)а2-4а+4 , если  а=602                        б)х22 , если  х+у=5 , ху=6

4. Не  выполняя  вычислений,  сравните  значения  выражений

18752+18762  и  (1875+1876)2

5. Докажите , что  при  любых  значениях  а  выражение  а2-18а+82  принимает  неотрицательное  значение

Вариант  № 2

1. Выполните  действия :

а)(3-х)2        б)(3х+4у)2                в)(7х-5)(7х+5)        г)8х(х-4)-(х-6)(х+6)

д)(х-8)2-4х(х-5)          е)6ху+3(2х-у)2                ж)(2х-3)2(2х+3)2

2. Разложите  на  множители :

а)х2-81                б)49х2-4у2                в)х2-18х+81

г)у3-4у                д)х332у-ху2                е)х18-4х9+4

3. Найдите  значение  выражения :

а) х2-8х+16 , если х=504                б)х22 ,если  х+у=15 , ху=8

4. Не  выполняя  вычислений  сравните  значения  выражений

18192+18182  и  (1819+1818)2

5. докажите , что  при любых  значениях  а  выражение  -а2+16а-65  принимает  неотрицательные  значение.

Вариант  № 3

1. Выполните  действия :

а)(3+2х)2          б)(7-у)2          в)(10х+3)(10х-3)                г)7х(2х-1)-(х+5)(х-5)

д)(х-7)2-5х(1-х)          е)12ху-3(4х-у)2          ж)(х-3у)2(3+3у)2

2.  Разложите  на  множители :

а)х2-100                б)4х2-9у2                в)25х2-10х+1

г)4х3-х                д)х332у-ху2                е)4х14+4х7+1

3. Найдите  значение  выражения :

а)а2-18а+81  , если а=409                б)х22 , если х+у=6 , ху=2

4. Не  выполняя  вычислений  сравните  значения  выражений

20312+18762  и  (2031+1876)2

5. Докажите , что  при  любых  значениях  а  выражение  а2-16а+65  принимает  неотрицательное  значение


Вариант  № 4

1. Выполните  действия :

а)(2х+у)2          б)(8х-2у)2      в)(3х+4у)(3х-4у)          г)3х(3х-1)-(х-7)(х+7)

д)(2х-1)2-8х(2-х)           е)16ху-8(3х-у)2            ж)(2х+5у)2(2х-5у)2

2. Разложите  на  множители :

а)16х22                б)25х2-100у2                в)64х2+16х+1

г)2х3-32х                д)х33-2х2у-2ху2                е)9х10+12х5+4

3. Найдите  значение  выражения :

а)а2-16а+64  если  а=408                б)х22 ,если  х+у=10 , ху=6

4. Не  выполняя  вычислений  сравните  значение  выражений

20312+11962  и  (2031+1196)2

5. Докажите ,что  при  любых  значениях  а  выражение  -а2+24а-145  принимает  неположительные  значения.



7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

8. Домашнее задание. Тестовые задания на индивидуальных карточках в 2-х вариантах.

Вариант 1.

1. Разложите на множители:

5ав+в2. 1) 5ав2 ; 2) в(5а+1); 3) в(5а+в2); 4) в(5а+в).

2. Разложите на множители:

3сх2-9с2х. 1) сх(3х-9с); 2) 3сх(1-3с); 3) 3сх(х-3с); 4) 3х(сх-9с2).

3.Разложите на множители:

3-5в5. 1) в2(4в-5в3); 2) в3(4-5в2); 3) в(4в2-5в4); 4) в3(4+5в2).

4. Разложите на множители:

2у(у-х)+(у-х). 1) (у-х)(2у+1); 2) 2у(у-х); 3) (у-х)(2у+у-х); 4) 3у(у-х).

5. Разложите на множители:

2ас+2с+ав+в. 1) (а+1)(2с+в); 2) а(2с+в); 3) 2с(а+1); 4) (2с-в)(а+1).

6.Представьте в виде произведения:

12а2в2+6а2в3+12ав3. 1) 6(2а2в22в3+2ав3); 2) 6ав(2ав+ав2+2а2);

3) 6ав2(2а+ав+2в); 4)6в2(2а2+в+2ав).

7. Представьте в виде произведения:

в(в-2)22(2-в). 1) (в-2)(в-4); 2) в(2-в)(2-2в); 3) 2в(2-в); 4) 2в(2+в).

8. Представьте в виде произведения:

ах-5х-а2+5а. 1) (5-а)(х-а); 2) (а+5)(х-а); 3) (а-5)(х+а); 4) (а-5)(х-а).

9. Представьте в виде произведения:

ав-ас+2с-2в-в+с. 1) (а+3)(в-с); 2) (а-3)(в-с); 3) (а-3)(в+с); 4) (3-а)(в-с).

10. Представьте многочлен в виде квадрата двучлена:

2+4ав+в2. 1) (2а+в)2; 2) (4а+в)2; 3) (2а-в)2; 4) (2а+2в)2.

11. Представьте многочлен в виде квадрата двучлена:

а2-2ав+в2. 1) (а+в)2; 2) (а+в)2; 3) (а-в)2; 4) (а-в)2.

12.Разложите на множители:

2-1. 1) (2х-1)(2х-1); 2) (2х-1)2; 3) (2х-1)(2х+1); 4) 2х(2х-1).

13.Разложите на множители:

2-12. 1) 3(х-2)(х+2); 2) 3(х2-4); 3) 3(х-2)2; 4) 3(х-2)(х-2).

14. Представьте в виде произведения:

2-6ав+3в2. 1) 3(а2-2ав+в2); 2) 3(а-в)2; 3)3(а-в)(а+в); 4) (а-в)2.

15. Разложите на множители:

х2(х-3)-2х(х-3)+(х-3).1)(х-3)(х2-2х+1); 2)(х-3)(х-1)2; 3)(х-3)(х-1)(х+1); 4)(х-3)2(х-1).

16. Разложите на множители:

а3+8в32-2ав+4в2. 1) (а2+2ав+4в2)(а+2в+1); 2)(а+2в+1)(а-2в)2;

3) (а2-2ав+4в2)(а+2в+1); 4) (а-2в)2(а+2в).

17. Разложите на множители:

у22-6х-9. 1) (у-х+3)(у+х+3); 2)(у-х+3)(у+х-3); 3) у2-(х-3)2; 4) (у-х-3)(у+х+3).

18. Разложите на множители:

(у+5)2-16с2. 1) (4с-у-5)(4с+у+5); 2) (у+5+4с)2; 3) (у+5-4с)(у+5-4с);

4) (у+5-4с)(у+5+4с).

19. Решите уравнение:

2-25=0. 1) ; 2) -; 3) -; ; 4) .

20. Вычислите:

1972-1962. 1) -3934; 2) 393; 3) 394; 4) 392.

21. Вычислите:

-68•17. 1) 2601; 2) 4335; 3) 4923; 4) 4903.

22. Запишите разность квадратов:

2х и (-5у). 1) 4х2-25у2; 2) 4х2+25у2; 3) (2х-5у)2; 4) (2х+5у)2.


Вариант 2.

1. Разложите на множители:

7ху+у2. 1) у(7х+1); 2) у(7х+у); 3) у(7х+у2); 4) у•7х.

2. Разложите на множители:

2в+4ав2. 1) 2в(а2+2а); 2) 2ав(1+2в); 3) ав(2а-4в); 4) 2ав(а+2в).

3.Разложите на множители:

4-7в5. 1) в(3в3-7в4); 2) в2(3в2-7в3); 3) в4(3-7в); 4) в4(3+7в).

4. Разложите на множители:

5х(а-в)-(а-в). 1) 5х(а-в); 2) (а-в)(5х-1); 3) (а-в)(5х-а+в); 4) 4х(а-в).

5. Разложите на множители:

3ав+3в+ас+с. 1) 3вс(а+1); 2) 3в(а+1); 3) с(а+1); 4) (а+1)(3в+с).

6.Представьте в виде произведения:

2в2-6ав3+2а3в. 1) 2ав(ав-3в22); 2) ав(2ав-6в2+2а2);

3) 2(а2в2-3ав33в); 4) 2а(ав2-3в32в).

7. Представьте в виде произведения:

а2(а-2)-а(2-а)2. 1) 2(а-2); 2) а(а-2)(2а-2); 3) 2а(а-2); 4) 2а(а+2).

8. Представьте в виде произведения:

4ар+2а-2р2-р. 1) (2р-1)(2а-р); 2) (2р+1)(2а-р); 3) (2р+1)(2а+р);

4) (2р+1)(р-2а).

9. Представьте в виде произведения:

ах-ау+су-сх+х-у. 1) (а+с-1)(х+у); 2) (а-с-1)(х+у); 3) (а-с)(х+у);

4) (а-с+1)(х-у).

10. Представьте многочлен в виде квадрата двучлена:

2-4ав+в2. 1) (в+а2)2; 2) (4а2-в)2; 3) (2а-в)2; 4) (в22)2.

11. Представьте многочлен в виде квадрата двучлена:

а2-2ав+в2. 1) (а-в)2 2) (а+в)2; 3); (а-в)2; 4) (а-в)2.

12.Разложите на множители:

16в2-4. 1) 4в(4в-2); 2) (4в-2)2; 3) (4в-2)(4в-2); 4) (4в-2)(4в+2).

13.Разложите на множители:

3-75. 1) 3х(х-5)2; 2) 3х(х-5)(х+5); 3) 3х(х2-25); 4) 3х(х+5)2.

14. Представьте в виде произведения:

2+4ху+2у2. 1) 2(х+у)2; 2) 2(х+у)(х-у); 3) (х+у)2; 4) 2(х2+2ху+у2).

15. Разложите на множители:

у2(у-2)+2у(у-2)+(у-2). 1) (у-2)2(у+1); 2) (у-2)(у2+2у+1); 3) (у-2)(у+1)(у-1);

4) (у-2)(у+1)2.

16. Разложите на множители:

33+4а2+2ав+в2. 1) (2а+в)2(2а-в). 2)(2а-в+1)(2а+в)2;

3) (2а+в+1)(4а2+2ав+в2); 4) (4а2+2ав+в2)(2а-в+1);

17. Разложите на множители:

х2-х-у2-у. 1) (х+у)(х-у+1); 2) (х+у)(х-у); 3) (х+у)(х-у-1);

4) (х+у)(х+у+1).

18. Разложите на множители:

(в+8)2-4в2. 1) (8-3в)(8+3в); 2) (8-в)(3в+8); 3) (в+8-2в)2; 4) (8+в)(3в-8).

19. Решите уравнение:

2-49=0. 1) -; 2) -; ; 3) ; 4) .

20. Вычислите:

2172-2162. 1) 433; 2) -433; 3) 434; 4) 432.

21. Вычислите:

+37•14. 1)- 2601; 2) 102; 3) 306; 4) 2601.

22. Запишите разность квадратов:

(-7у) и 2х. 1) -49у2-4х2; 2) 49у2-4х2; 3) (-7у-2х)2; 4) (7у-2х)2.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!