СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Алканы"и "Алкены"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающие отрытый урок по химии 10 класс по темам "Алканы " и "Алкены"

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Алканы"и "Алкены"»

10 класс

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Алканы» и Алкены»


Цели урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по алканам

и алкенам.


Задачи урока: Совершенствовать умение обучающихся сравнивать вещества по составу и строению; закрепить умение определять по формулам принадлежность веществ к определенному классу, составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства веществ и раскрывающих схемы их взаимопревращений; продолжить формирование умения решать задачи на нахождение молекулярной формулы газообразного вещества.

Тип урока: комбинированный с элементами игры.

Оборудование: карточки с заданиями на столах у каждого учащегося; экран; проектор; ноутбук.


Ход урока


I. Организационный момент. Проверка дифференцированного домашнего задания.

II. Игра (задания на экране)


Третий лишний

В каждой строчке найдите формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений. Дать определение алканов и алкенов.


С2Н6 С8Н16 С7Н16

С4Н10 С4Н8 С10Н22

С3Н6 СН4 С6Н12



ЧУДОВИЩА

Учитель. Вчера вечером, когда я готовилась к уроку, в кабинет просочились странные существа. Явно в кабинете биологии проводят опыты по клонированию. Жуть страшная. Грозились приходить до тех пор, пока я не дам им имя. Они оставили свои фотографии. А я со страху все забыла, выручайте ребята.


1. Н3С Н Н 2. Н3С СН3 СН3

\ \ / \/ /

Н2С = С С —Н Н3С — С С — СН3

\ / \ /\

С — С С = С СН3

/ \ / \ | |

Н3С СН3 Н3С СН3 Н Н


1) 2,3,3,4,4 – пентапентен-1 2) 2.2,5,5 – тетраметилгексен - 3



ДРАКА

Вчера во время моего дежурства в коридоре произошла потасовка. Дежурный показал, что было 6 человек. Зачинщиков было двое - у них похожее строение тела, но разный рост. Двое подошли их разнять и в результате пострадали больше всех. Пострадавшие одинакового роста, но внешне непохожие. А двое в драке не участвовали, стояли в стороне и наблюдали. Укажите номера зачинщиков, пострадавших и зрителей. Дайте пояснения.


1) Н3С — СН — СН3 2) Н3С — С Ξ С — СН3 3) Н3С — С = СН — СН3

| |

СН3 СН3



4) Н3С = С — СН2 — СН3 5) Н3С — СН2 — СН — СН3 6) Н2С — СН — СН3

| | | |

СН3 СН3 Н2С — СН3


1 и 5 – гомологи - зачинщики

3 и 4 – изомеры - пострадавшие

2 и 6 - зрители


III.Решение уражнений и задач.

Задание 1.

1. Напишите уравнения химических реакций для следующих превращений:

CH4 → CH3Cl → C2H6 → C2H5NO2

Дайте названия всем веществам.


2. Допишите уравнения реакций в структурном виде:

Н2

НBr →

СН3— СН = СН2 + H2O →

Br2


Дайте названия всем веществам.


Задание 2.


Выполните тест.


Вариант 1

1. Общая формула алкенов:

А. CnH2n + 2 Б. CnH2n В. CnH2n - 2 Г. CnH2n - 6

2. Углеводород с формулой CH3—CH3 относится к классу:

А. Алканов Б. Алкенов В. Алкинов Г. Аренов

3. Изомером вещества, формула которого CH2 = CH — CH2 — CH3, является:

А. 2 – метилбутен - 2 Б. Бутен – 2 В. Бутан Г. Бутин – 1

4. Последующим гомологом вещества 2 – метилпропан является:

А. 2 – метилбутан Б. 2 – метилпентан В. Бутан Г. Пентан

5. Вещество, для которого характерна реакция замещения:

А. Бутан 2. Бутен – 1 3. Бутин -1 Г. Бутадиен – 1,3

6. Реакция, для которого характерна реакция гидрирования:

А. Пропен Б. Пропан В. Этан Г. Пентан

7. Для получения углеводорода с более длинной углеродной цепью применяют реакцию:

А. Вюрца Б. Зайцева В. Кучерова Г. Марковникова

Вариант 2


1. Общая формула алканов:

А. CnH2n + 2 Б. CnH2n В. CnH2n - 2 Г. CnH2n - 6

2. Углеводород с формулой CH3— С = CH2 относится к классу:

|

CH3

А. Алканов Б. Алкенов В. Алкинов Г. Аренов

3. Изомером вещества, формула которого CH3— CH2 — CH2 —CH3, является:

А. 2 – метилпропан Б. Пропан В. Пентан Г. 2 - метилбутан

4. Последующим гомологом бутана является:

А. Гексан Б. Пропан В. Пропен Г. Пентан

5. Вещество, для которого характерна реакция замещения:

А. Гексен 2. Пропан 3. Пропен Г. Октен

6. Реакция, для которого характерна реакция гидрирования:

А. Метан Б. Пропан В. Пропен Г. Этан

7. Присоединение галогеноводородов к несимметричным алкенам осуществляется согласно правилу:

А. Вюрца Б. Зайцева В. Кучерова Г. Марковникова


Задание 3.

Решите задачи.

1. Алкан имеет относительную плотность по воздуху, равную 2. Выведите его

молекулярную формулу.


2. Вещество используется как растворитель и заменитель воды при тушении пожара.

Установите его молекулярную формулу по следующим данным: массовые доли

углерода и хлора соответственно равны 7,76 % и 92,21 %. Двозд.паров =5,31.


3. Этиленовый углеводород массой 7.0 г обесцвечивает 640 г бромной воды с массовой

долей брома 2,5 %.Определите молекулярную формулу алкена.



IV. Домашнее задание.


1 уровень

Какой объем метана (н.у.) можно получить при гидролизе 28,8 г карбида алюминия?


2 уровень

Какова структурная формула этиленового углеводорода, если 11.2 г его при взаимодействии с избытком НВr превращается в 27, 4 г бромалкана с положением галогена у третичного атома углерода?