10 класс
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Алканы» и Алкены»
Цели урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по алканам
и алкенам.
Задачи урока: Совершенствовать умение обучающихся сравнивать вещества по составу и строению; закрепить умение определять по формулам принадлежность веществ к определенному классу, составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства веществ и раскрывающих схемы их взаимопревращений; продолжить формирование умения решать задачи на нахождение молекулярной формулы газообразного вещества.
Тип урока: комбинированный с элементами игры.
Оборудование: карточки с заданиями на столах у каждого учащегося; экран; проектор; ноутбук.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка дифференцированного домашнего задания.
II. Игра (задания на экране)
Третий лишний
В каждой строчке найдите формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений. Дать определение алканов и алкенов.
С2Н6 С8Н16 С7Н16
С4Н10 С4Н8 С10Н22
С3Н6 СН4 С6Н12
ЧУДОВИЩА
Учитель. Вчера вечером, когда я готовилась к уроку, в кабинет просочились странные существа. Явно в кабинете биологии проводят опыты по клонированию. Жуть страшная. Грозились приходить до тех пор, пока я не дам им имя. Они оставили свои фотографии. А я со страху все забыла, выручайте ребята.
1. Н3С Н Н 2. Н3С СН3 СН3
\ \ / \/ /
Н2С = С С —Н Н3С — С С — СН3
\ / \ /\
С — С С = С СН3
/ \ / \ | |
Н3С СН3 Н3С СН3 Н Н
1) 2,3,3,4,4 – пентапентен-1 2) 2.2,5,5 – тетраметилгексен - 3
ДРАКА
Вчера во время моего дежурства в коридоре произошла потасовка. Дежурный показал, что было 6 человек. Зачинщиков было двое - у них похожее строение тела, но разный рост. Двое подошли их разнять и в результате пострадали больше всех. Пострадавшие одинакового роста, но внешне непохожие. А двое в драке не участвовали, стояли в стороне и наблюдали. Укажите номера зачинщиков, пострадавших и зрителей. Дайте пояснения.
1) Н3С — СН — СН3 2) Н3С — С Ξ С — СН3 3) Н3С — С = СН — СН3
| |
СН3 СН3
4) Н3С = С — СН2 — СН3 5) Н3С — СН2 — СН — СН3 6) Н2С — СН — СН3
| | | |
СН3 СН3 Н2С — СН3
1 и 5 – гомологи - зачинщики
3 и 4 – изомеры - пострадавшие
2 и 6 - зрители
III.Решение уражнений и задач.
Задание 1.
1. Напишите уравнения химических реакций для следующих превращений:
CH4 → CH3Cl → C2H6 → C2H5NO2
Дайте названия всем веществам.
2. Допишите уравнения реакций в структурном виде:
Н2 →
НBr →
СН3— СН = СН2 + H2O →
Br2 →
Дайте названия всем веществам.
Задание 2.
Выполните тест.
Вариант 1
1. Общая формула алкенов:
А. CnH2n + 2 Б. CnH2n В. CnH2n - 2 Г. CnH2n - 6
2. Углеводород с формулой CH3—CH3 относится к классу:
А. Алканов Б. Алкенов В. Алкинов Г. Аренов
3. Изомером вещества, формула которого CH2 = CH — CH2 — CH3, является:
А. 2 – метилбутен - 2 Б. Бутен – 2 В. Бутан Г. Бутин – 1
4. Последующим гомологом вещества 2 – метилпропан является:
А. 2 – метилбутан Б. 2 – метилпентан В. Бутан Г. Пентан
5. Вещество, для которого характерна реакция замещения:
А. Бутан 2. Бутен – 1 3. Бутин -1 Г. Бутадиен – 1,3
6. Реакция, для которого характерна реакция гидрирования:
А. Пропен Б. Пропан В. Этан Г. Пентан
7. Для получения углеводорода с более длинной углеродной цепью применяют реакцию:
А. Вюрца Б. Зайцева В. Кучерова Г. Марковникова
Вариант 2
1. Общая формула алканов:
А. CnH2n + 2 Б. CnH2n В. CnH2n - 2 Г. CnH2n - 6
2. Углеводород с формулой CH3— С = CH2 относится к классу:
![]()
|
CH3
А. Алканов Б. Алкенов В. Алкинов Г. Аренов
3. Изомером вещества, формула которого CH3— CH2 — CH2 —CH3, является:
А. 2 – метилпропан Б. Пропан В. Пентан Г. 2 - метилбутан
4. Последующим гомологом бутана является:
А. Гексан Б. Пропан В. Пропен Г. Пентан
5. Вещество, для которого характерна реакция замещения:
А. Гексен 2. Пропан 3. Пропен Г. Октен
6. Реакция, для которого характерна реакция гидрирования:
А. Метан Б. Пропан В. Пропен Г. Этан
7. Присоединение галогеноводородов к несимметричным алкенам осуществляется согласно правилу:
А. Вюрца Б. Зайцева В. Кучерова Г. Марковникова
Задание 3.
Решите задачи.
1. Алкан имеет относительную плотность по воздуху, равную 2. Выведите его
молекулярную формулу.
2. Вещество используется как растворитель и заменитель воды при тушении пожара.
Установите его молекулярную формулу по следующим данным: массовые доли
углерода и хлора соответственно равны 7,76 % и 92,21 %. Двозд.паров =5,31.
3. Этиленовый углеводород массой 7.0 г обесцвечивает 640 г бромной воды с массовой
долей брома 2,5 %.Определите молекулярную формулу алкена.
![]()
IV. Домашнее задание.
1 уровень
Какой объем метана (н.у.) можно получить при гидролизе 28,8 г карбида алюминия?
2 уровень
Какова структурная формула этиленового углеводорода, если 11.2 г его при взаимодействии с избытком НВr превращается в 27, 4 г бромалкана с положением галогена у третичного атома углерода?