Обобщающий урок по теме «Древний Рим»
(урок-головоломка)
Цели : Систематизировать знания о Древнем Риме, о выдающихся личностях, событиях; закрепить знания учащихся по историческим понятиям; формировать навыки работы с различными головоломками, учить составлять творческие работы; воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества при работе в группах.
Оборудование: ребусы, кроссворды, карточки с заданиями.
Ход урока
Организационный момент
Учитель говорит о целях и задачах урока, делит класс на группы.
Работа в группах
Игра «Узнай слово»
Вставить буквы в слово и объяснить значение этих понятий.
А _ _ _ _ _ _ _р (Амфитеатр – специальное сооружение для гладиаторских игр)
Ф _ _ _ м (Форум – главная площадь города Рима)
Т _ _ _ы (Термы – римские бани)
В _ _ _ _ _ _ _ _ д (Водопровод – арочный мост, по которому поступала вода в город)
К _ _ _ _ _ й (Колизей – самый большой амфитеатр Рима)
М _ _ _ _ _ о п _ _ е (Марсово поле – широкая равнина за городской стеной, где собирались граждане Рима)
П _ _ _ _ _ н (Пантеон – «храм всех богов»)
К _ _ _ _ _ а Т _ _ _ _ а (Колона Траяна - колона, воздвигнутая в честь победы императора на Дунае)
Игра «Перевертыши»
Собрать из букв имя римского бога (одна буква лишняя) и рассказать, что вы о нем знаете.
НУРТИСА (Сатурн – бог земледелия)
ТИРАПЮЕ (Юпитер – бог неба, грозы)
АРКЕНЕВ (Венера – богиня садов, любви и красоты)
РЕСМА ( Марс – бог войны)
НАСЮНО (Юнона – богиня материнства, женщин)
СУВАТЕ (Веста – богиня домашнего очага)
УТЕПНИН (Нептун – бог моря, воды)
КУРЕМИЙРА (Меркурий – бог торговли)
Игра «Логическая цепочка»
Объяснить, по какому принципу слова собраны в одну цепочку и какое слово лишнее.
Трибун, югер, Гракхи, закон, земледельцы, Брут.
( Лишнее слово – Брут – сенатор, убивший Цезаря, а все остальное относится к земельному закону братьев Гракхов)
Карфаген, Пирр, легион, Ганнибал, Средиземноморье, По.
(Лишнее слово – Пирр – это полководец, воевавший с галлами, все остальные слова относятся к войне Рима с Карфагеном)
Капуи, Везувий, колоны, Спартак, Красс, гладиаторы.
(Лишнее слово – колоны – это земледельцы, бравшие землю для обработки, а все остальные слова относятся к восстанию Спартака)
Бренн, Сципион, галлы, гуси, золото, Катиполий.
(Лишнее слово – Сципион – это полководец, который воевал с Ганнибалом, а все остальные слова относятся к нашествию галлов на Рим)
Константин, Византий, Нерон, император, епископ, церковь (Лишнее слово Нерон – это зловещий император I века н.э., а остальные слова относятся к правлению императора Константина (IV век н.э.)
Игра «Ковчег знаменитостей»
Соединить между собой высказывание и автора.
1 | «Горе побежденным!» | А | Аларих |
2 | «Так да погибнет всякий, нарушавший границы города!» | Б | Пирр |
3 | «Благодарите богов, что они завлекли сюда римлян» | В | Сенека |
4 | «Еще одна такая победа, и мы погибнем!» | Г | Ромул |
5 | «Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздуха и сета» | Д | Тиберий Гракх |
6 | «Чем гуще трава, тем легче косить» | Е | Бренн |
7 | «Жребий брошен!» | Ж | Ганнибал |
8 | «… После стольких убийств ему только и остается , что умертвить воспитателя» | З | Нерон |
9 | «Какой великий артист погибает!» | И | Цезарь |
1 -Е, 2- Г, 3- Ж, 4 – Б, 5- Д, 6 – А, 7 – И, 8 – В, 9 – З
Кейворд «Крылатое выражение»
По номеру буквы в алфавите впишите имена известных римлян, затем подставив буквы в выражение, прочитайте предложение. Каких двух букв не было в именах?
4 | 1 | 15 | 15 | 10 | 2 | 1 | 13 |
г | а | н | н | и | б | а | л |
24 | 6 | 9 | 1 | 18 | 30 |
ц | е | з | а | р | ь |
16 | 12 | 20 | 1 | 3 | 10 | 1 | 15 | | 1 | 3 | 4 | 21 | 19 | 20 |
о | к | т | а | в | и | а | н | а | в | г | у | с | т |
3 | 19 | 6 | | 5 | 16 | 18 | 16 | 4 | 10 | | 3 | 6 | 5 | 21 | 20 | | 3 | | 18 | 10 | 14 |
в | с | е | д | о | р | о | г | и | в | е | д | у | т | в | р | и | м |
Кроссворд «Лабиринт»
Отгадайте кроссворд.
и | ф | м | 3 а | к | и | л | б |
т | р | е | 6н | о | и | г | у |
е | о | н | | е | п |
а | т | 4 р | о | м | у | 5 л | с |
1 д | и | к | т | а | т | о | 2 р | е |
Правитель, обладающий неограниченной властью. 2. Форма правления, при которой управление становится «общественным делом». 3. Специальное сооружение для гладиаторских игр. 4. Один из легендарных основателей Рима. 5. Римское войско. 6. Зловещий император I века н.э.
Подведение итогов урока.