СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе на тему «Имя прилагательное». Урок можно провести, как урок повторение пройденного материала.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное».»

Урок русского языка в 6 классе


Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное».



Цели и задачи урока:


1)повторить и обобщить знания о прилагательном как части речи;

2) способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти;

3) воспитывать интерес к русскому языку.


Оборудование: раздаточный материал: тексты, тесты по вариантам, учебник русского языка; карточки.



Ход урока.



Вступительное слово учителя.

- Ребята, мы закончили изучение ещё одной именной части речи – имени прилагательного. Сегодня нам с вами предстоит проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему. Сначала мы повторим основные сведения по этой теме, а в конце урока напишем тестовую работу по этой теме.

Запишите число и тему урока.


I Повторение основных орфограмм по теме «Имя прилагательное»

1. - Дать определение имени прилагательного как части речи.


- Назовите разряды имени прилагательного.


2. Сейчас я прочитаю стихотворение. Постарайтесь запомнить прилагательные, употреблённые в этом тексте. Определите их разряд.


Пройдёт зима холодная,


Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,


Как воск, снега пушистые,

Листами изумрудными,

Леса зазеленеются,


И вместе с травкой бархатной,

Взойдут цветы душистые.

Прилагательных какого разряда здесь нет? (Притяжательных.)


Приведите свои примеры. ( Затем открывается доска с заранее записанным стихотворением. Один ученик идёт к доске и вставляет пропущенные окончания имён прилагательных.)

Что нужно сделать для выбора правильного написания окончаний имён прилагательных? Определите падеж, число, род имён прилагательных.


Итак, мы повторили правописание окончаний имён прилагательных.


3..Вспомним орфограмму н- нн в суффиксах имён прилагательных.

Выпишем прилагательные с н, нн в суффиксах, разберём по составу.( Детям раздаются распечатки, один ученик работает у доски.)


Стало солнце в роще тополи(н,нн)ой золотые листья распускать. Вдруг поплавок туго и медленно уходит вкось в таинстве(н,нн)ые озёрные глубины. Внизу, вдоль просеки лесной, чернеет грязь в листве лимо(н,нн)ой.


В записанных прилагательных объясните написание Н или нн.

4.. Работа с учебником.

Упражнение 376. Продолжаем работать над орфограммой.


5 .Найдите в каждом ряду «лишнее» слово.

Утиный, гусиная, павлиний.

Временный, именной, каменный.


6 .Следующая орфограмма «Слитное и раздельное написание Не прилагательными».


Расскажите о написании не с прилагательными.

Восстановите пять «разбившихся» прилагательных. Составьте словосочетания.

воль бре н ве

жн

не ж из бр л ый

до сё

бё н



7.Закончите предложения так, чтобы было противопоставление.

Установилась (не) хорошая погода, а………

Путь в горы (не) труден, а……….


В туристические походы отправляются (не) трусливые, а………

(Не) большая гора находится у Солёного озера,……..

День был (не) ясный,……..


(Не) глубокая река в нашем селении,……..

Мы решали (не) трудную задачу,……….


У девочки были (не) грустные глаза,………

Игла оказалась (не) острой, …


Это был (не) лёгкий труд, ……….



8. А сейчас отгадайте загадку.

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах,

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.


(Бобры).

Какое сложное прилагательное встретилось в этой загадке?


Как его напишем, почему? ( Трафарет.)


Бежит, гудит,

В два глаза глядит,

А станет --

Ярко-красный глазок глянет.

Итак, расскажите о правописании сложных прилагательных.


9 С данными словами составьте предложения. Объясните правописание сложных прилагательных.

( Пепельно) (лилово) чёрные, с, потянулись, реки, тучи.

В, лета, начале, из, вывелись, голубых, птенцы, (желто) ротые, яичек.


(Алма)-атинские, мир, были, кинофестивали, на, весь, известны.



II Работа с текстом.


Ребята, мы повторили основные орфограммы по теме «Имя прилагательное». Думали, отвечали, одним словом, работали. Может быть, всё зря? И без прилагательных можно легко обойтись? Чтобы точно ответить на этот вопрос, проведём лингвистический эксперимент. А для этого прочитаем письмо забавных героев из книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, Пёс и Кот».


Чтение письма с пропущенными прилагательными.


Мои папа и мама!


Я живу хорошо. У меня есть свой дом. Он (….).

А ещё у нас (….) печка есть. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, (…..) мои папа и мама, у меня была (…..) жизнь, полная лишений.

А на днях я линять начал. (…..) шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато (…) шерсть растёт – (….), (…)! Просто каракуль.

(….) папа и мама, вы теперь меня не узнаете, хвост у меня крючком, уши торчком, нос (….), и лохматость повысилась.

До свидания. Ваш сын –дядя Шарик.



Каких слов не хватает в этом тексте? Подберите подходящие эпитеты, постарайтесь восстановить текст как можно ближе к авторскому.



Чтение восстановленного текста.



Мои папа и мама!


Я живу хорошо. У меня есть свой дом. Он тёплый.

А ещё у нас тёплая печка есть. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои папа и мама, у меня была сложная жизнь, полная лишений.

А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато новая шерсть растёт – чистая, шелковистая! Просто каракуль.

Дорогие папа и мама. вы меня теперь не узнаете, хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный, и лохматость повысилась.


До свидания. Ваш сын – дядя Шарик.


Сделайте вывод. Какой текст не только понятнее , но и интереснее?

Для чего же нужны прилагательные в нашей речи? Что произошло бы, если бы вдруг все прилагательные исчезли?

Давайте будем употреблять прилагательные в нашей речи, но будем употреблять правильно.

Отредактируйте предложения.

Мех лисицы более красивее меха кролика. Ребята выбрали самую кратчайшую дорогу. Клубника слаще ежевики. Древесина более легче воды. Буфет – самое оживлённейшее место на перемене.


Ребята, а теперь пришло время поработать вам самостоятельно. Выполните задания, включающие материал по всей теме.



III. Тестовая работа. ( Тесты отпечатаны и розданы учащимся.)



Вариант 1.


Найдите верный ответ.


Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:


А. предмет

Б. признак предмета

В.действие предмета

Г. признак как предмет


2. Найдите прилагательное простой сравнительной степени.


А. самый быстрый

Б. красивейший

В. ярче

Г. более лёгкий



3.Укажите относительное прилагательное

А. лисий след

Б. знакомый человек

В. железная дверь

Г. сестрина книга


4. Найдите прилагательное, строение которого соответствует схеме:


А. глубочайший

Б. безбрежный

В. приветливый

Г. крупнейший

5. В каком из указанных случаев НЕ- -- приставка?


А. (не) взрачный кустарник

Б. дом (не) большой, а маленький

В. (не) здоровый, а больной человек

Г.((не) знакомый маршрут



6. Найдите прилагательное, в котором пишется одна буква Н.



А. листве…ый лес

Б. глиня….ый сосуд

В. деревя…ый дом

Г. подли…ая правда


7. Укажите прилагательное с суффиксом –ОВ-.


А. плюш..вый

Б.ситц…вый

В. ключ…вой

Г. свинц…вый


8. Найдите прилагательное, которое пишется слитно.

А. (юго) западный

Б. (ярко) красный

В. (средне) вековой

Г. (научно) фантастический


12.Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание.