СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Население России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: обобщить знания по теме «Население России», выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении данной темы, продолжить формирование умения выделять главное, классифицировать, сравнивать в рамках обозначенной проблемы, показать важность демографических проблем, их влияние на национальную безопасность страны;

        Формировать умение высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других; умение работать в группах;

        Воспитывать патриотизм, толерантность.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Население России"»

Урок по теме «Население России»

Цели урока: обобщить знания по теме «Население России», выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении данной темы, продолжить формирование умения выделять главное, классифицировать, сравнивать в рамках обозначенной проблемы, показать важность демографических проблем, их влияние на национальную безопасность страны;

Формировать умение высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других; умение работать в группах;

Воспитывать патриотизм, толерантность.

Формы работы: фронтальная и эвристическая беседы, работа в группах, работа с картой.

Оборудование: карточки с заданиями, атласы

Ход урока. Оргмомент.

III.Вступительное слово учителя:

В одном из рассказов Андрея Платонова есть знаменитая жизненно философская формула его героя:«Народ там есть…,а меня там нет. А без меня народ неполный!»

Эта формула известного писателя долгие годы спасала один из важнейших устоев гуманистической философии, идею неповторимой ценности каждой человеческой личности. Она одновременно противостояла опустошению личности, формализации ее внутреннего мира. И человек , и народ будут «полны», когда окончательно победят разобщение, утрату свободы и выветривания «Я» в некоем зарегулированном « муравейном сообществе».

Каждый из нас знает, что главным достоянием любой страны является человек. Богатство государства определяется не количеством природных ресурсов, а тем, каков его человеческий капитал, включающий в себя врожденные способности и талант, знания и приобретенную квалификацию, духовность и культуру.

Природные богатства ничто без труда человека . Оттого, кто и как трудится, зависит благосостояние страны, каждого из нас. Андрей Платонов подчеркивал величие людей, без которых «народ неполный», их способность преображать мир, побеждать невыносимое, жить и тогда, когда, кажется, невозможно жить…

Давайте что-то делать,

Чтоб духу не пропасть,

Чтоб не глумилась челядь

И не кичилась власть.

Никто из нас не рыцарь,

Не праведник челом,

Но можно ли мириться

С неправдою и злом ! Борис Чичибабин

Что сегодня важнее? Что преобладает? И где выход? – Вот вопросы, на которые нам необходимо ответить, чтобы решить поставленную проблему. IV.Фронтальная беседа:

Предлагаю ответить на основные положения и понятия по теме «Население России».

1.Какова численность населения России?

2.Какое место в Мире занимает Россия по численности населения ?

3.Что такое депопуляция ?

4.Что такое титульный народ?

5.Кого в России больше - мужчин или женщин ?Почему ?

6.Какие мировые религии представлен на территории России ?

7.Что означает термин город-миллионер ?Сколько их в нашей стране ?

8.Какая смертность называется младенческой ?

9.Назовите основные типы населенных пунктов ?

10.Что называется естественным приростом населения ?

11.Что такое ассимиляция ?

12.Сколько народов проживает в России ?

V. Работа с картой.

На физической карте России хаотично нанесены названия и термины : Татарстан, , Дагестан, Грозный, буддизм, якуты, ислам.

Устранить ошибки (перенести таблички с названиями).

VI.Работа с опорной схемой.

Чукчи, татары, русские, якуты, калмыки, осетины, чеченцы, ингуши, балкарцы.

1.Выберите из предложенного списка крупнейший по численности народ России.

2.Какой народ после русских занимает второе место в нашей стране ?

3.Какой народ исповедует буддизм ?

4.Какой народ живет в бассейне р.Лены ?

5.Какой народ живет на Северном Кавказе ?

VII.Задание .

1.Что необходимо предпринять, чтобы уменьшить отток молодежи из деревни ?

2.Почему на Северном Кавказе рождаемость выше, чем в других регионах России и какие из-за этого здесь существуют проблемы ?

3. Какие меры необходимо принять в России, чтобы в семьях увеличилось количество детей ?

VIII.Задание.

1.Как в России называются сельские населенные пункты ?

Выбрать : аул, станица, хутор, кишлак, слобода.

IX.Работа в группах по карточкам.

Карточка № 1

1.Дайте определение понятия «воспроизводство» населения. Назовите исторические типы воспроизводства населения.

ПРОБЛЕМА ! Продолжительность жизни зависит от образа жизни или состояния природной среды ?

Карточка № 2

2.Что такое миграция ? Какие виды миграции вы знаете ?

ПРОБЛЕМА ! Урбанизация – это проблема или благо для России

Карточка № 3

1.Что означает термин «депортация» ? Приведите примеры.

ПРОБЛЕМА !

Районы с высоким естественным приростом населения имеют и высокий уровень безработицы. Как помочь этим районам ?



X.Составление структурной схемы.

«Основные демографические проблемы России»

1.Сокращение численности населения страны.

2.Рост безработицы.

3.Терроризм и межнациональные конфликты.

4.Проблемы беженцев.

5.»Утечка мозгов» (выезд ученых за границу).

6.Снижение рождаемости.

7.Высокая младенческая смертность.

Учитель : Являются данные высказывания государственными демографическими проблемами ?

Учитель : Почему эти демографические проблемы являются фактором национальной безопасности ?

1.Уменьшается число жителей страны, а т.к. территория страны огромна, то она окажется не заселена, а это значит, что другие страны могут претендовать на нее.

2. Армия может ослабеть ,а это грозит любой стране потерей независимости в Мире.

Ребята! Мы ответили на вопрос, поставленный в начале урока ?( Да).

Заключение :

Учитель: Демографические проблемы России как в капле воды отражаются в жизни каждого из проживающих на ее территории народов.

Это касается как самых малочисленных народов, так и самых крупных.

Населению, измученному годами нестабильности и свалившимися на него проблемами, необходимо обрести точку опоры, которая помогла бы ему вынести этот непомерный груз.

Такой опорой, без сомнения, должно стать возрождение роли традиционных нравственных, духовных, культурных, религиозных ценностей в жизни людей всех национальностей.

Ребята ! Сегодня на уроке мы с вами затронули очень важные вопросы, которые касаются каждого человека, особенно, молодежи и пусть сегодняшний наш разговор поможет вам в жизни.

Домашнее задание : к следующему уроку подготовить мини сочинение «Какой я вижу свою семью».

Выставление оценок.