Обобщающий урок-викторина "Своя игра" по истории Отечества в 10-м классе по теме «Россия в 1914 – 1922 гг. Эпоха «великих потрясений.»».
Цель урока:
Проверка знаний учащихся по основным разделам темы.
Воспитание в учениках чувства гордости за историю своей Родины и чувства ответственности за ее будущее.
Развитие в учащихся чувства товарищества, взаимопомощи, умения быстро соображать, связно и четко выражать свои мысли.
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя о роли и значении изучаемой эпохи в истории России, о роли личности в истории.
Викторина “Своя игра”:
На экран выводится таблица из 5 основных разделов, в каждом разделе 5 вопросов.
Выбирается жюри, которое следит за игрой, отмечая активность играющих. Отмечаются номинации: Самый активный игрок, Самый внимательный игрок, победители в которых получают оценку “отлично” вне зависимости от победы или поражения своей команды.
Играют три команды. Каждая команда имеет своё название (1 команда «Красные» , 2 команда « Белые», 3 команда «Зелёные»). Каждый командир команды приносит своей команде баллы, в зависимости от ответа на вопрос: - Как расшифровывается название команды («Белые». «Красные», «Зелёные»)? Командир ответивший правильно, получает 50 баллов. Красные - сторонники большевиков. Белые - противники большевиков. Зелёные - крестьяне в деревнях и студенты в городах.
Право выбора раздела и цены вопроса определяется бросанием кубиков и от количества суммы двух кубиков. По количеству баллов определяется поочередность игры команд.
Первая команда выбирает раздел и цену вопроса, ведущий читает вопрос. Команда, знающая ответ, поднимает руку, после чего озвучивает ответ.
В случае, если ответ верен, команде прибавляется сумма, равная цене вопроса. В случае, если ответ неверен, с команды вычитается сумма, равная цене вопроса.
Если ответ неверен, право ответа переходит к следующей команде, которая имеет право ответить или не отвечать на него. Если никто не ответил, вопрос может быть задан болельщикам.
Вопрос, отмеченный знаком “Кот в мешке”, отдается командой, выбравшей его, своим соперникам по желанию.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Она получает оценки “отлично”, проигравшие команды получают оценки “хорошо”.
Группы вопросов:
I. Даты:
1) Назовите годы Гражданской войны в России. – “Кот в мешке”.
– 1917-1922 г.
2) Назовите дату начала гражданской войны.
– 25 октября 1917 г.
3) Назовите дату отречения от престола Николай II.
– 2 марта 1917 г.
Какой полк вышел первым на площадь?
– Московский.
4) Назовите дату подписания сепаратного мира с Германией.
– 3 марта 1918 г.
5) Назовите дату издания первой советской Конституции.
– 10 июля 1918 г.
II. События: 1) Каким событиям посвящён данный плакат?
– Запись в ряды Красной армии.
2) Какое событие произошло в этом помещении? – “Кот в мешке”.
– Расстрел Романовых.
3) К каким событиям относится эта картина ?
– Штурм зимнего дворца.
4) Назовите события в истории России, к которому относится данный плакат.
– Гражданская война.
5) Каким событиям посвящён данный плакат?
– Подразвёрстка.
III. Персоналии:
1) Какую часть населения высмеивает данный плакат?
– Буржуев.
2) Лидер Белого движения в Сибири. Как его звали?
– А.В. Колчак.
3) Легендарный герой гражданской войны. Как его звали? – “Кот в мешке”.
– В.И. Чапаев.
4) Кто изображён на данной карикатуре?
– Л.Д.Троцкий, первый нарком иностранных дел РСФСР
5) Кто представлен на плакате? Какую роль он сыграл в Великой российской революции? – “Кот в мешке”.
– В.И.Ленин, идеолог революции и свержения монархической власти в России.
IV. Понятия:
1) Как называется мирный договор, подписанный одним из участников военной коалиции без согласия союзников?
– Сепаратный мир.
2) Как называется военный союз, в рамках которого Россия вступила в Первую мировую войну?
– Антанта.
3) Как называется идеология большевиков, стремление к стадии развития общества, при которой наступает полное обобществление собственности, равенство всех граждан?
– Коммунизм.
4) Как называется совет, созданный в столице России в 1917 году после свержения монархии с целью представления интересов рабочего класса?-– “Кот в мешке”.
– Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.
5) Как называется внутригосударственный процесс, произошедший внутри бывшей Российской Империи в период 1917-1921 годы?
– Распад Российской Империи .
V. Лозунги:
1) К какому событию относится лозунг: «Долой царизм!»?
– Февральской революции.
2) К какому событию относится лозунг: «Вся власть советам!»
– Октябрьской революции.
3) К какому событию относится лозунг: «Грамотный –обучи неграмотного!»?
– Ликвидация безграмотности.
4) К какому событию относится лозунг: «Долой войну!»?
– Февральской революции.
5) К какому событию относится лозунг: «Вся власть советам!»?-– “Кот в мешке”.
– Ситуация в стране, как двоевластие.
4. Итоги урока.