Провела и подготовила
учитель начльных классов
МКОУ «СОШ № 21» ИГО СК
Щербакова А.С.
2017- 2018 уч.г.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: Обобщение знаний по теме «Организм человека»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель: обобщить и систематизировать ранее полученные знания об организме человека; способствовать пониманию обучающимися важности сохранения своего здоровья.
Планируемые предметные результаты освоения материала:
-характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
-рассказывать о системах органов организма человека, их строении и работе;
-понимать взаимосвязь систем органов организма человека;
-знать основные правила сохранения здоровья;
-формировать адекватную оценку своих достижений.
Планируемые личностные результаты освоения материала:
ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
Планируемые метапредметные результаты освоения материала:
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
• понимать цель познавательной деятельности;
• планировать свои действия при выполнении заданий;
• осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
• получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• выполнять парные и групповые задания в классе; сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Межпредметные связи: чтение и развитие речи, развитие речи.
Ресурсы:
О.Н.Федотова, Г.В,Трафимова. Учебник «Окружающего мира» 4 класс, карточки с заданиями для бригад, картинки по теме, вспомогательные карточки, конверты с письмами, рисунок корзины, презентация, аудио, видео файлы по теме,
Ход урока
I Орг.момеент
II Введение в тему урока. Актуализация знаний
Отгадайте загадку.
Кто утром ходит на четырех ногах,
В полдень – на двух,
А вечером на трех? (человек) (Слайд 1)
Работа с толковым словарем.
Обратимся к толковому словарю Ожегова. (Слайд 2) «Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда»
Вывод темы урока.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Какая тема нашего урока?
(Дети) «Человек. Человеческий организм» (Слайд 3).
( На доске на листочках цветной бумаги напечатаны слова БОГАТСТВО, СЧАСТЬЕ, РАДОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ)
- Как вы думаете, что главнее всего? Сейчас мы с вами убедимся, что здоровье является главным
Пословицы и поговорки о здоровье. (Слайд 4)
Здоровье дороже денег.
Здоровье приходит днями, а уходит часами.
Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял —много потерял, здоровье потерял — все потерял.
Так вот мы с вами, как люди разумные должны заботиться о своем здоровье, а сохранить его помогут нам наши знания.
Деление на команды.
Если мы чувствуем себя плохо, куда необходимо позвонить? (03)
С 2014 года скорую помощь можно вызвать по сотовому телефону, набрав номер 103 (Слайд 5)
А если мы с вами едем по дороге и увидели, что люди нуждаются в помощи. Куда мы позвоним тогда? (Ответы детей) (В единую службу спасения)
Телефон единой службы спасения (112) (Слайд 6)
Люди, приехавшие к нам на помощь Кто же приедет к нам на помощь? (Бригада)
III Работа по теме урока
Прием «Корзина идей» (на доске значок корзины)
- Перед вами КОРЗИНА ИДЕЙ. Понятие: «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ»
1) «Запись идей».
- Пожалуйста, возьмите лист бумаги (Стекеры) и ручку, в течение 1-2 минут запишите все, что вы знаете или вам кажется, что знаете о человеке. Важно записывать все, что придет на ум, записать как можно больше о том, что вы думаете по данному вопросу, выражения, связанные с предложенным понятием.
- Затем обсудите в группе вашу информацию и составьте общий ответ на вопрос. Пожалуйста, начинайте записывать прямо сейчас. ( Дети работают индивидуально и в парах)
2) «Сброс идей в корзину». Каждая бригада поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
- Что у вас получилось? Попробуем систематизировать полученную информацию. (Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.)
Задание № 1 «Системы органов человека». (конвертыс заданием) (Слайд 7)
Выбери правильные названия систем органов человека:
кровяная, нервическая, дыхательная, кровеносная, опорная, пищевая, двигательная, пищеварительная, нервная, переварительная, опорно-двигательная, выделительна
яЗадание № 2 «Кот в мешке» (Мешок и карточки названиями: дыхательная система, пищеварительная система)
Рассказать об одной из систем (ученики тянут из мешка название системы после подготовки рассказывают по задания)
Ученик Рассказать о пищеварительной системе.
Ученик. Расскажи о дыхательной системе.
Задание № 3 «Загадки»
Отворю я хлевец,
Выпущу стадо белых овец.
Когда мы едим – они работают,
Когда не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить – они заболят. (Зубы.)
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык.)
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце.)
Это интересно (Слайд 8)
Сердце – мышечный орган, обеспечивающий ток крови по сосудам. Масса сердца взрослых людей составляет 250–300 г. Размер его примерно соответствует кулаку человека.
Если бы наше сердце перекачивало не кровь, а воду, то за 70 лет образовалось бы озеро глубиною 2,5 м, шириной 7 м, длиной 10 км.
Что не отдыхает в организме, когда вы спите? (Никогда не отдыхает сердце.)
Висит мешочек небольшой –
То полный, то пустой.
В него вагончики бегут,
Пищу, жидкости везут.
Кипит работа целый день,
Нам помогать ему не лень.
Готовит пищу, нас питает,
А что не нужно – выгоняет. (Желудок.)
Проверка задания № 2 (Рассказ о пищеварительной системе) (Слайд 9)
Две фасолины висят,
Ненужные вещества пропускают
И удалять их помогают. (Почки.)
Это интересно (Слайд 10)
Сколько раз «моется» кровь в почках?
За сутки кровь проходит через почки для очистки около 300 раз.
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу,
Пот наружу выделяю,
Температурой руковожу. (Кожа.)
Это интересно (Слайд 11)
Кожа – самый большой орган тела, главная его часть. Медики говорят, что кожа весит около 4 кг и заняла бы 2 кв. м.
Оказывается, на 1 кв. см грязной кожи насчитывается около 40 000 микробов.
Он всё запоминает,
Смотреть, слушать, говорить,
Видеть помогает,
Работой всего нашего организма управляет. (Мозг.)
Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он и фильтр, и печка, и сторожевой пост. (Нос.)
Проверка задания № 2 (Рассказ о дыхательной системе) (Слайд 12)
IV Физминутка (Слайд 13)
Советы от врачей.
Полезные упражнения для дыхания: (бригада №1)
Упр.№1
Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот.( 4 раза)
Упр. №2
Сделать глубокий вдох через рот, а выдохнуть через нос.( 4 раза)
Упр. №3Сделать глубокий вдох через нос, выдохнуть через плотно сжатые губы
Полезные упражнения для осанки: (бригада №2)
Основная стойка Сжимая и разжимая пальцы, поднять руки через стороны вверх
«Часы» Основная стойка Поочередно менять положение рук: вперед-назад
«Стрелки» Ноги вместе, руки в стороны Скрестить руки вверху, развести в стороны, скрестить внизу
«Маятник» Ноги врозь, руки на поясе Покачиваться вправо-влево
V Продолжение работы по теме урока (Слайд 14)
З
адание № 4
Кроссворд «Организм человека»
1. Орган пищеварения. 2. Орган кровообращения.
3. Орган зрения. 4. Орган осязания.
5. Орган обоняния. 6. Органы дыхания.
7. Центральный отдел нервной системы.
8. Орган, позволяющий человеку двигаться
ОТВЕТЫ: 1. Рот. 2. Сердце. 3. Глаз. 4. Кожа. 5. Нос. 6. Легкие. 7. Мозг. 8. Мышца.
В выделенных клетках по горизонтали: ОРГАНИЗМ.
Проверка задания (Слайд 14)
Задание № 5 «Лишнее слово» (Карточки со словами) (Слайд 15)
Эти задания проверят ваши знания, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
Глаза, нос, сердце;
легкие, желудок, носоглотка;
пищевод, кровь, желудок;
почки, череп, позвоночник.
Глаза, артерия, сердце;
бронхи, почки, носоглотка;
эритроциты, кровь, желудок;
почки, череп, ребра.
Печень, кровь, мозг;
нерв, мозг, сустав;
желудок, пищевод, легкие;
нос, легкие, кишечник
.
VI Закрепление
Задание № 4. Письма о помощи. (Слайд 16)
Уважаемые врачи, сегодня утром к нам в пункт «Скорой помощи» пришли письма с просьбой о помощи. Прошу вас ознакомиться с ними и дать свои рекомендации.
Письмо № 1 (Слайд 17)
У меня часто к четвёртому уроку начинает болеть голова. Я не могу ничего решить по математике, допускаю много ошибок. После прогулки мне лучше, а потом опять - головная боль. У других ребят тоже часто болит голова. Почему?
Письмо № 2 (Слайд 18)
Я не люблю школьные завтраки и обеды, поэтому покупаю чипсы и «Кока-колу», иногда беру вафли и конфеты. Так вкусно! У меня часто болит живот и плохое настроение. Почему?
VII Рефлексия
Составление синквейна по словом «Человеческий организм» (Слайд 19)
Нужно беречь все системы, потому что наш с вами организм-это единое целое и если выходит из строя одна система, то и другие тоже болеют. Я очень надеюсь, что вы будете заботиться о своём здоровье.
Подведение итогов.
VIII Итог урока
Что узнали нового? Чем занимались?