Тема : Обобщающий урок по теме «Имя числительное»
Цель урока:
Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Выявление и коррекция возможных пробелов, усовершенствование знаний и практических умений.
Задачи урока
Образовательная: организовать повторение, обобщение, систематизацию теоретических знаний о числительном как части речи
Развивающая: продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков развития речи, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат.
Воспитательная: сформировать навыки командной работы, развить познавательную активность, прививать обучающимся стремление быть образованными людьми.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: совершенствование представления о числительном и умения отличать его от других частей речи с числовым значением, отработка правильного употребления грамматических форм и орфографической зоркости.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД : развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: развитие умений действовать со знаково-символическими средствами и структурировать знания; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: обучение постановке цели работы, умения самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
КОММУНИКАТИВНЫЕ : формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.
ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие умения оценивать собственную учебную деятельность и деятельность других учащихся: применять правила делового сотрудничества; считаться с мнением другого человека.
Тип: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме.
Ход урока.
I. Организационный момент. (проверка готовности к уроку, настрой на работу)
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Вы на парты поглядите,
Все в порядок приведите.
А теперь тихонько сели,
На меня вы посмотрели.
Добрый день, ребята, уважаемые гости ! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Улыбнитесь друг другу. Я думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Главная ваша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что вы знаете и как умеете работать. Итак, начнём!
II.Формулирование темы, целеполагание.
«Мы никогда не стали бы разумными, если бы исключили число из человеческой природы»- утверждал древнегреческий философ Платон.
-Какие слова в этом высказывании являются ключевыми(разумными- число)
Опираясь на ключевые слова, попробуйте определить смысл этого высказывания. (Ответы детей: числам)
- Верно, благодаря числам люди совершают различные вычисления. А с помощью какой части речи числа находят своё воплощение в языке? (С помощью числительных)
-Молодцы!
- Дайте характеристику числительным.
-Как вы думаете, о чём мы сегодня на уроке будем вести речь?
Попробуйте продолжить начатые фразы и выяснить, какие цели стоят перед нами сегодня? Вам в этом поможет опорная схема (по опорным словам)ПОВТОРИТЬ… Обобщить…

-повторить и обобщить теоретические сведения о числительном как части речи, его морфологических признаках, роли в предложении.
совершенствовать умения и навыки:
- правильно произносить и писать числительные;
- грамотно использовать числительные в своей речи.
-То есть мы можем сформулировать тему урока (Имя числительное)
Хорошо, откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число и тему нашего урока «Повторение по теме «Имя числительное» (Запись даты и темы урока в тетрадь).
III. Актуализация знаний с целью подготовки к обобщающему уроку.
-Ребята, где в жизни мы используем числительные?
-Может ли человек рассказать о фактах своей биографии, не используя числительных?
- А как вы думаете, а существует ли книга, в которой собрано огромное количество имён числительных?
-Такая уникальная книга, действительно, существует, это- «Книга рекордов Гиннесса»?
-Как вы думаете, о чём она? Внимательно послушайте текст.
Книга мировых рекордов Гиннесса — один из самых авторитетных источников, способных подтвердить те или иные слова, разрешить тот или иной спор. Основной целью книги является достоверная информация о рекордных достижениях людей и животных, уникальных природных явлениях.
Она была впервые опубликована в 1955 году по заказу ирландской пивоваренной компании «Гиннесс». Идея принадлежала Хью Биверу, которому в голову пришла мысль создать особенный источник информации для разрешения споров относительно рекордности того или иного явления.
«Книга рекордов Гиннесса» выходит на 21 языке мира, в том числе и на русском. В 1989 году появилось первое издание «Книги рекордов Гиннесса» на русском языке. В том же году был создан российский вариант Книги, получивший название «Книга рекордов России» и включающий в себя достижения россиян мирового и общенационального значения.
- А теперь давайте проверим, кто из вас обладает отличной памятью?
-Какие важные моменты о Книге рекордов Гиннесса вы запомнили?
-Когда впервые вышла в свет «Книга рекордов Гиннесса? (1955 г.)
-На скольких языках мира выходит «Книга…»?(21)
-Когда появилось первое издание «Книги…» на русском языке? (1989 г.)
-Молодцы, ребята!
IV. Обобщение и систематизация изученного. Применение знаний в новой ситуации, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
–Как вы считаете, какие рекорды могут побить животные?(ответы детей: быстро бегать, долго жить…) Совершенно верно, сейчас вашему вниманию представлены животные-рекордсмены по продолжительности жизни. На слайде вы видите числительные, которые нужно записать словами.
Ребята, на своих столах вы видите рабочие листы с отдельным блоком для оценки вашей работы на уроке. Подпишите оценочные листы, поставив свою фамилию и имя в форму родительного падежа.
Приступим к выполнению задания 1. Замените числа словами, запишите их на месте пропуска, употребив в нужной грамматической форме.
Рекордсмены долголетия – черепахи, они живут 300 лет, а лисицы – 11 лет. Слон – лет 80. Долгожителем среди домашних животных является– осел, живет он 50 лет. Собаки живут лет 15. Среди рыб – щуки, они живут иногда 200 лет.
-Вы записали имена числительные словами? Хорошо!
А теперь, ребята, давайте проверим ваши ответы по принципу «Карусели». Поднимите правую руку, хорошо, опускайте. Справа от вас сидит ваш товарищ по плечу, отдайте ему свою тетрадь для проверки.
Сверьте с ответами на слайде. Оцените работу своего товарища, будьте честны друг с другом. Не забудьте записать результат в оценочный лист.
Наша карусель крутится в обратную сторону, ребята, верните тетради своим товарищам, сидящим слева от вас.
Умение отличать числительные от других частей речи.
- В своих ответах вы использовали имена числительные, но не всегда только с их помощью люди показывают исключительность какого-либо достижения. Взгляните на слайд, все эти слова обозначают числовые значения, но не все они числительные. Каждый из вас, прочитав слово, ответит на вопрос «Какая перед вами часть речи?» А что нам необходимо сделать, чтобы правильно обозначить ту или иную часть речи? (Ответы детей: Задать вопрос, посмотреть на ЛЗ слова) Выполняя это задание, вы объясняете свою точку зрения. Например, сто- это имя числительное, так как отвечает на вопрос «сколько?» - Давайте начнём с первого ряда
1 группа | | 2 группа | | 3 группа | |
Двоеборье | | Девяносто | | Двойка | |
Семидневный | | Удесятерить | | Трёхэтажный | |
Миллиард | | Полтора | | Удвоить | |
Двойной | | Шестеро | | Первый | |
Трое | | Пятнашка | | Миллион | |
Самопроверка Ответ: существительное, прилагательное, числительное, прилагательное, числительное;
Прилагательное, глагол, числительное, числительное, существительное;
Существительное, прилагательное, глагол, числительное, числительное.
-Хорошо, ребята, посчитайте количество правильных ответов и запишите цифрой в оценочном листе.
Динамическая пауза.
-Вы молодцы! Поработали, а теперь немного отдохнём!
Встали на ноги, ребята-это «раз».
Влево -вправо голова-это «два».
Руки вверх, вперёд смотри- это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
Сам себя спеши обнять- это «пять».
А теперь тихонько сесть- это «шесть».
-Хорошо! Присаживайтесь на свои места, продолжим наш урок.
«Диктор школьной радиостанции»
-Скажите мне, как вы считаете, люди какой профессии чаще всего используют в своей речи имена числительные? (Ответы учеников)
-Сейчас я предлагаю вам представить себя в роли диктора местной школьной радиостанции. На ваших листах в задании под номером 3 даны тексты- сводки школьных новостей, подготовить которые нам помогла книга Григория Остера, известного детского писателя, автора «Вредных советов». Посовещайтесь и выберите выступающего из вашей группы. Прочтите текст, правильно употребив имена числительные. Итак, выслушаем «Диктора» первой группы!
Коля свой дневник с двойками закопал на глубину 5 метров, а Толя – на глубину более 12 метров! Археологи далекого будущего когда-нибудь да раскопают два окаменевших дневника и удивятся 224 застывшим «двойкам» в Толином дневнике и 117 – в Колином.
Эстафету передаём «Диктору» второй группы.
На педсовет к 40 строгим учительницам был приглашен печальный третьеклассник. Каждая из них ругала беднягу по 12 минут. Получается, что печальный третьеклассник ни за что на свете не захочет вспоминать о 480 минутах, проведенных на педсовете.
И, наконец, «Диктор» новости от диктора третьей группы.
С бароном Мюнхгаузеном за его долгую баронскую жизнь случилось 336 удивительных приключений, и каждое было описано бароном в его замечательных книгах. С третьеклассником Федей за его школьные годы случилось вдвое больше приключений, и каждое послужило причиной опоздания в школу на 15 минут. На 420 суток в общей сложности опоздал на уроки за свои школьные годы третьеклассник Федя!
V. Домашнее задание (на выбор): Попробуйте дома составить свой собственный текст.
1.«Соревнуемся с Г.Остером»: придумай смешную задачу с использованием числительных.
2. Придумай смешную задачу с использованием числительных и определи их разряд.
3. Придумай смешную задачу с использованием числительных, определи их разряд. Произведи морфологический разбор любого имени числительного.
VI. Игра «Знатоки словесности»
- Как вы видите, числительные прочно вошли в нашу жизнь. А как вы считаете, раньше люди обращались к именам числительным? -А в малых жанрах фольклора, в УНТ можем ли мы встретить числительные? Приведите примеры.
-Я предлагаю вам задание, которое называется «Знатоки Словесности».В рабочих листах оно дано под номером 4.
-Вы видите на своих столах конверты, внутри которых карточки с изображением чисел и картинки, отгадайте пословицы, поговорки или фразеологизмы, где бы эти числительные встречались. Откройте конверт и посмотрите, с каким числом вы будете работать? Посоветуйтесь и составьте речевое высказывание, опираясь на схему:

-Ну что ж, с поставленной задачей вы справились! Молодцы!
VII. Рефлексия. Подведение итогов урока.
-Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, о какой части речи мы сегодня говорили на уроке? Удалось ли нам достигнуть поставленных целей?
Оцените свою работу на уроке.
-За активную работу на уроке я поставлю оценки…
Большое спасибо за сотрудничество на уроке. До свидания!