СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение и повторение темы "Имя числительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование представления о числительном и умения отличать его от других частей речи с числовым значением, отработка правильного употребления грамматических форм.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и повторение темы "Имя числительное"»



Тема : Обобщающий урок по теме «Имя числительное» 

Цель урока:

Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Выявление и коррекция возможных пробелов, усовершенствование знаний и практических умений.

Задачи урока

Образовательная: организовать повторение, обобщение, систематизацию теоретических знаний о числительном как части речи

Развивающая: продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков развития речи, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат.

Воспитательная: сформировать навыки командной работы, развить познавательную активность, прививать обучающимся стремление быть образованными людьми.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: совершенствование представления о числительном и умения отличать его от других частей речи с числовым значением, отработка правильного употребления грамматических форм и орфографической зоркости.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

УУД : развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: развитие умений действовать со знаково-символическими средствами и структурировать знания; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: обучение постановке цели работы, умения самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

КОММУНИКАТИВНЫЕ : формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие умения оценивать собственную учебную деятельность и деятельность других учащихся: применять правила делового сотрудничества; считаться с мнением другого человека.

 

Тип: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме.

Ход урока.

I. Организационный момент. (проверка готовности к уроку, настрой на работу)

Прозвенел и смолк звонок, 
Начинается урок. 
Вы на парты поглядите, 
Все в порядок приведите. 
А теперь тихонько сели, 
На меня вы посмотрели. 

Добрый день, ребята, уважаемые гости ! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Улыбнитесь друг другу. Я думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Главная ваша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что вы знаете и как умеете работать.  Итак, начнём!

II.Формулирование темы, целеполагание.

«Мы никогда не стали бы разумными, если бы исключили число из человеческой природы»- утверждал древнегреческий философ Платон.

-Какие слова в этом высказывании являются ключевыми(разумными- число)

Опираясь на ключевые слова, попробуйте определить смысл этого высказывания. (Ответы детей: числам)

- Верно, благодаря числам люди совершают различные вычисления. А с помощью какой части речи числа находят своё воплощение в языке? (С помощью числительных)

-Молодцы!

- Дайте характеристику числительным.

-Как вы думаете, о чём мы сегодня на уроке будем вести речь?

Попробуйте продолжить начатые фразы и выяснить, какие цели стоят перед нами сегодня? Вам в этом поможет опорная схема (по опорным словам)ПОВТОРИТЬ… Обобщить…

-повторить и обобщить теоретические сведения о числительном как части речи, его морфологических признаках, роли в предложении.

совершенствовать умения и навыки:

- правильно произносить и писать числительные;

- грамотно использовать числительные в своей речи.

-То есть мы можем сформулировать тему урока (Имя числительное)

Хорошо, откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число и тему нашего урока «Повторение по теме «Имя числительное» (Запись даты и темы урока в тетрадь).

III. Актуализация знаний с целью подготовки к обобщающему уроку.

-Ребята, где в жизни мы используем числительные?

-Может ли человек рассказать о фактах своей биографии, не используя числительных?

- А как вы думаете, а существует ли книга, в которой собрано огромное количество имён числительных?

-Такая уникальная книга, действительно, существует, это- «Книга рекордов Гиннесса»?

-Как вы думаете, о чём она?  Внимательно послушайте текст.

Книга мировых рекордов Гиннесса — один из самых авторитетных источников, способных подтвердить те или иные слова, разрешить тот или иной спор. Основной целью книги является достоверная информация о рекордных достижениях людей и животных, уникальных природных явлениях.
Она была впервые опубликована в 1955 году по заказу ирландской пивоваренной компании «Гиннесс». Идея принадлежала Хью Биверу, которому в голову пришла мысль создать особенный источник информации для разрешения споров относительно рекордности того или иного явления.

«Книга рекордов Гиннесса» выходит на 21 языке мира, в том числе и на русском. В 1989 году появилось первое издание «Книги рекордов Гиннесса» на русском языке. В том же году был создан российский вариант Книги, получивший название «Книга рекордов России» и включающий в себя достижения россиян мирового и общенационального значения.

- А теперь давайте проверим, кто из вас обладает отличной памятью?

-Какие важные моменты о Книге рекордов Гиннесса вы запомнили?

-Когда впервые вышла в свет «Книга рекордов Гиннесса? (1955 г.)

-На скольких языках мира выходит «Книга…»?(21)

-Когда появилось первое издание «Книги…» на русском языке? (1989 г.)

-Молодцы, ребята!





IV. Обобщение и систематизация изученного. Применение знаний в новой ситуации, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

–Как вы считаете, какие рекорды могут побить животные?(ответы детей: быстро бегать, долго жить…) Совершенно верно, сейчас вашему вниманию представлены животные-рекордсмены по продолжительности жизни. На слайде вы видите числительные, которые нужно записать словами.

Ребята, на своих столах вы видите рабочие листы с отдельным блоком для оценки вашей работы на уроке. Подпишите оценочные листы, поставив свою фамилию и имя в форму родительного падежа.

Приступим к выполнению задания 1. Замените числа словами, запишите их на месте пропуска, употребив в нужной грамматической форме.

Рекордсмены долголетия – черепахи, они живут 300 лет, а лисицы – 11 лет. Слон – лет 80. Долгожителем среди домашних животных является– осел, живет он 50 лет. Собаки живут лет 15. Среди рыб – щуки, они живут иногда 200 лет.

-Вы записали имена числительные словами? Хорошо!

А теперь, ребята, давайте проверим ваши ответы по принципу «Карусели». Поднимите правую руку, хорошо, опускайте. Справа от вас сидит ваш товарищ по плечу, отдайте ему свою тетрадь для проверки.

Сверьте с ответами на слайде. Оцените работу своего товарища, будьте честны друг с другом. Не забудьте записать результат в оценочный лист.

Наша карусель крутится в обратную сторону, ребята, верните тетради своим товарищам, сидящим слева от вас.

Умение отличать числительные от других частей речи.

- В своих ответах вы использовали имена числительные, но не всегда только с их помощью люди показывают исключительность какого-либо достижения. Взгляните на слайд, все эти слова обозначают числовые значения, но не все они числительные. Каждый из вас, прочитав слово, ответит на вопрос «Какая перед вами часть речи?» А что нам необходимо сделать, чтобы правильно обозначить ту или иную часть речи? (Ответы детей: Задать вопрос, посмотреть на ЛЗ слова) Выполняя это задание, вы объясняете свою точку зрения. Например, сто- это имя числительное, так как отвечает на вопрос «сколько?» - Давайте начнём с первого ряда

1 группа


2 группа


3 группа


Двоеборье


Девяносто


Двойка


Семидневный


Удесятерить


Трёхэтажный


Миллиард


Полтора


Удвоить


Двойной


Шестеро


Первый


Трое


Пятнашка


Миллион




Самопроверка Ответ: существительное, прилагательное, числительное, прилагательное, числительное;

Прилагательное, глагол, числительное, числительное, существительное;

Существительное, прилагательное, глагол, числительное, числительное.

-Хорошо, ребята, посчитайте количество правильных ответов и запишите цифрой в оценочном листе.

Динамическая пауза.

-Вы молодцы! Поработали, а теперь немного отдохнём!

Встали на ноги, ребята-это «раз».

Влево -вправо голова-это «два».

Руки вверх, вперёд смотри- это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре».

Сам себя спеши обнять- это «пять».

А теперь тихонько сесть- это «шесть».

-Хорошо! Присаживайтесь на свои места, продолжим наш урок.

«Диктор школьной радиостанции»

-Скажите мне, как вы считаете, люди какой профессии чаще всего используют в своей речи имена числительные? (Ответы учеников)

-Сейчас я предлагаю вам представить себя в роли диктора местной школьной радиостанции. На ваших листах в задании под номером 3 даны тексты- сводки школьных новостей, подготовить которые нам помогла книга Григория Остера, известного детского писателя, автора «Вредных советов». Посовещайтесь и выберите выступающего из вашей группы. Прочтите текст, правильно употребив имена числительные. Итак, выслушаем «Диктора» первой группы!
 Коля свой дневник с двойками закопал на глубину 5 метров, а Толя – на глубину более 12 метров! Археологи далекого будущего когда-нибудь да раскопают два окаменевших дневника и удивятся 224 застывшим «двойкам» в Толином дневнике и 117 – в Колином.

Эстафету передаём «Диктору» второй группы.

На педсовет к 40 строгим учительницам был приглашен печальный третьеклассник. Каждая из них ругала беднягу по 12 минут. Получается, что печальный третьеклассник ни за что на свете не захочет вспоминать о 480 минутах, проведенных на педсовете.







И, наконец, «Диктор» новости от диктора третьей группы.

С бароном Мюнхгаузеном за его долгую баронскую жизнь случилось 336 удивительных приключений, и каждое было описано бароном в его замечательных книгах. С третьеклассником Федей за его школьные годы случилось вдвое больше приключений, и каждое послужило причиной опоздания в школу на 15 минут. На 420 суток в общей сложности опоздал на уроки за свои школьные годы третьеклассник Федя!

V. Домашнее задание (на выбор): Попробуйте дома составить свой собственный текст.

1.«Соревнуемся с Г.Остером»: придумай смешную задачу с использованием числительных.

2. Придумай смешную задачу с использованием числительных и определи их разряд.

3. Придумай смешную задачу с использованием числительных, определи их разряд. Произведи морфологический разбор любого имени числительного.

VI. Игра «Знатоки словесности»

- Как вы видите, числительные прочно вошли в нашу жизнь. А как вы считаете, раньше люди обращались к именам числительным? -А в малых жанрах фольклора, в УНТ можем ли мы встретить числительные? Приведите примеры.

-Я предлагаю вам задание, которое называется «Знатоки Словесности».В рабочих листах оно дано под номером 4.

-Вы видите на своих столах конверты, внутри которых карточки с изображением чисел и картинки, отгадайте пословицы, поговорки или фразеологизмы, где бы эти числительные встречались. Откройте конверт и посмотрите, с каким числом вы будете работать? Посоветуйтесь и составьте речевое высказывание, опираясь на схему:



-Ну что ж, с поставленной задачей вы справились! Молодцы!

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока.

-Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, о какой части речи мы сегодня говорили на уроке? Удалось ли нам достигнуть поставленных целей?

Оцените свою работу на уроке.

-За активную работу на уроке я поставлю оценки…

Большое спасибо за сотрудничество на уроке. До свидания!