СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение и систематизация знаний о составе слова. Цели: Повторить и закрепить знания о составе слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

-обобщить и систематизировать знания учащихся;

-проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание;      

- формировать умение разбирать слова по составу.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация знаний о составе слова. Цели: Повторить и закрепить знания о составе слова.»

Урок № 49 Тема: Обобщение и систематизация знаний о составе слова. Цели: Повторить и закрепить знания о составе слова.

Задачи:

-обобщить и систематизировать знания учащихся;

-проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание; - формировать умение разбирать слова по составу.

-развивать познавательные процессы (внимание, память)

-формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания)

-привитие  интереса к предмету;

-воспитание у учащихся чувства товарищества;

Планируемые результаты: умеют разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок; различают однокоренные слова и формы слова; узнают сложные слова,составляют сжемы слов и слова по заданным схемам.

УУД:

Познавательные: создают модели и сжемы для решения заданий, осуществляют анализ, синтез,сравнение,сопоставление.

Регулятивные: контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы, учитывают правило,алгоритм.

Коммуникативные: применяют приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения, задают вопросы.

Оборудование: раздаточный материал, учебник «Русского языка»; авт. В.П. Канакина., В.Г. Горецкий.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок путешествие.


Ход урока

1.Организационный момент:

II Минутка чистописания.

Чистописание

- Какое наступило в природе время года?

- Какие сезонные изменения происходят осенью? ( Стало холоднее, вода потемнела, с деревьев опадают листья, короче стали дни)

- Запишите: Лл, лист, листик, листочек

- Какие это слова? (однокоренные)

- Подберите к ним ещё однокоренные слова. (Листва, листовой, листопад, лиственный).

Словарный диктант

- Давайте повторим словарные слова на тему «Осень»

Погода, месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь (проверка с комментированием у доски)


III. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы повторим с вами тему о составе слова.

-А что входит в состав слова?

Дети: В состав слова входит: приставка, корень, суффикс, окончание.

А сейчас мы узнаем, как вы усвоили тему.

- Урок у нас сегодня необычный. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на «Остров знаний». На этот остров смогут попасть самые умные, смелые и внимательные ребята. Вы согласны?

На пути нам будут встречаться преграды, которые мы должны преодолевать, чтобы попасть на остров.

IV.Работа по теме урока.

-И вот на пути у нас

1 преграда: «Значимые части слова» (работа у доски)


Учитель: -Что такое корень слова? Выделите в слове «мороз» корень.

Дети: Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

МОРОЗ


Учитель: - Что такое окончание? Выделите в слове «морозы» окончание.

Дети: Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.


МОРОЗЫ


Учитель: - Что такое приставка? Выделите в слове «заморозки» приставку.

Дети: Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.


ЗАМОРОЗКИ

Учитель: Что такое суффикс? Выделите в слове «морозный» суффикс.

Дети: суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

МОРОЗНЫЙ

Учитель: - Молодцы! Хорошо справились с заданием. Ребята, чем мы сейчас занимались?

Дети: Называли значимые части слова и разбирали его по составу.


Учитель: - Верно, мы разбирали слово по составу. Но посмотрите внимательно, сколько мы из слова МОРОЗ – образовали новых слов.

- Образование новых слов называется – СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – это наука, которая изучает строение слова. В дальнейшем вы более подробно познакомитесь с различными способами образования слов.


Учитель: Отправляемся дальше. И у нас на пути

II преграда: «Однокоренные слова»


Учитель: Какие слова мы называем однокоренными?

Дети: Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Учитель: Молодцы! И вот задание: образовать однокоренные слова от слов,

ХОДИТЬ, БЕЖАТЬ, ЛЕТАТЬ, при помощи приставок У, В, ДО, ОТ, ПОД.

Дети: убежать, вбежать, добежать, …

Учитель: Молодцы! Вторую преграду успешно преодолели. Готовы к следующей преграде?


III преграда: «Разбор слова по составу» (работа по карточкам)

Подводный, записка, выход, книга, походный, нагрузка, вода, храбрый, перелет, окно.

***ЗПР карточка.

Дуб, быстрый, наклейка,


Дополнительное задание.


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

полет

краски

дочка

лапа



Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

побег

ходить

травка

река



Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

пошёл

слово

лисица

берёза




Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

подсыпать

сказочка

речка

руки



Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

задумка

морозный

холодок

сад



Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

пролежал

бежать

трубка

зима



Ключ к заданию: 

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

полёт

краски

доска

лапа

покраска

побег

ходить

травка

река

походка

пошёл

слово

лисица

берёза

пословица

подсыпать

сказочка

речка

руки

подсказки

задумка

морозный

холодок

сад

заморозок

пролежал

бежать

трубка

зима

пробежка


Учитель: Ребята, третью преграду мы преодолели, теперь нужно немного отдохнуть.


V Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

-отдохнули. Теперь можем продолжать наш путь с новыми силами. И у нас на пути

VI. Закрепление изученного.

5 преграда: «Третий лишний» (работа у оски)

Задание: Найдите и подчеркните лишнее слово.

Золото, позолота, зола

Семя, семечко, семья

Часовщик, часть, час

Вдруг, подруга, друзья

Носильщик, нос, носатый

Горный, горка, городок

Вода, водяной, водитель

Учитель: Молодцы! Вы верно нашли лишнее слово. А как вы считаете, достаточно ли иметь однокоренным словам только общую часть?

Дети: Нет. Должно быть что-то общее по смыслу.


Учитель: Четвертую преграду мы преодолели. И нам осталось преодолеть еще одну «5» преграду и мы окажемся на «ОСТРОВЕ ЗНАНИЙ».

V преграда: «Кроссворд»


Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая

Птица говорливая

Самая болтливая

(сорока)

2.Портфель у меня

Не велик и не мал

Лежит в нем задачник

Букварь и……..(пенал)


3.Стоит копна

Спереди вилы,

Сзади метла (корова)


4.Без рук, без ног

А ворота отворяет. (ветер)


5. Какой это мастер на стекла нанес

И листья и травы, и заросли роз? (мороз)



С










Л



О






В







О






Учитель: Молодцы! Правильно разгадали кроссворд. И по вертикали у нас получилось слово «СЛОВО». Мы весь урок работали со словами: разбирали, образовывали ….

- И вот мы достигли цели, мы на «ОСТРОВЕ ЗНАНИЙ»


VII. Итог урока.

Учитель: О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Все ли было понятно?

-Может кто–то испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

-Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.

Д/з упр.185.