СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение инновационного педагогического опыта Применение проектной деятельности в ВПК «Юный спасатель-поисковик».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение инновационного педагогического опыта. Применение проектной деятельности в ВПК "Юный спасатель-поисковик" МБУДО "ЦВР" Меленковского района.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение инновационного педагогического опыта Применение проектной деятельности в ВПК «Юный спасатель-поисковик».»

Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»

Меленковского района









ОБОБЩЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

педагога дополнительного образования

Игоря Владимировича Долженкова








Меленки

2022г.

Содержание

  1. Наименование опыта.....................................................................................3

  2. Сведения об авторе........................................................................................3

  3. Актуальность опыта......................................................................................4

  4. Ведущая педагогическая идея......................................................................6

  5. Теоретическая база опыта.............................................................................7

  6. Новизна опыта...............................................................................................8

  7. Технология опыта..........................................................................................9

  1. Результативность опыта.............................................................................12

    1. Адресная направленность...........................................................................14

    2. Библиографический список........................................................................15

    3. Приложения



















1. Наименование опыта: Применение проектной деятельности в военно-патриотическом клубе «Юный спасатель-поисковик» МБУ ДО «Центр внешкольной работы».




2. Сведения об авторе

Ф. И. О. Долженков Игорь Владимирович.

Образование: высшее, инженер-механик по специальности «Механизация сельского хозяйства» (Ивановская Государственная сельскохозяйственная академия в 2006 г.).

Педагогический стаж работы: 14 лет

Квалификационная категория: высшая

Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Меленковского района.
















3. Актуальность опыта

В каждом ребенке есть талант, и его надо развивать. И как успешно развить способности ребенка, во многом зависит от педагога. Как сделать занятия более интересными, плодотворными, используя наиболее эффективные средства всестороннего развития детей.

Главное преимущество дополнительного образования перед обязательным – его добровольность, то есть, посещение занятий ВПК «Юный поисковик-спасатель» детьми по собственному желанию и выбору. Именно эта добрая воля способствует более качественному, эффективному результату развития детей, их самореализации. Длительное, тесное общение педагога и ребенка во время занятий, совпадение их интересов и устремлений, приводят к сотрудничеству, сотворчеству, равноправным межличностным отношениям, самоопределению личности и формированию патриотического мировоззрения.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение. При этом самоопределение личности является не просто набором локальных решений, а представляет собой базово-стилевой способ реагирования на разнообразные жизненные обстоятельства, своего рода образ жизни. Этого всего можно достичь, используя современные педагогические технологии.

В настоящее время в системе образования широко используется метод проектов ориентированный на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которую воспитанники выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эта технология относится к технологиям XXI века, предусматривающая прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Я взял этот факт за основу и в результате педагогических поисков пришел к выводу, что технология метода проектов – достаточно эффективна в учебно-воспитательном процессе.

Учитывая все выше сказанное, поставлены следующие задачи:

• теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Метод проектов как средство формирования коммуникативной компетенции воспитанников ВПК «Юный спасатель-поисковик»»;

• проанализировать эффективность использования метода проектов с точки зрения формирования коммуникативной компетенции воспитанников;

• развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность воспитанников, которые являются не обучаемым объектом, а обучающимся субъектом;

• воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность;

• применять способы мотивирования воспитанников к обучению.




4. Ведущая педагогическая идея

«Патриот - любитель Отечества,

ревнитель о благе его»

В.И. Даль

Создание условий для формирования коммуникативной компетенции воспитанников с помощью проектного метода обучения, организуя совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность воспитанников - партнёров, которые имеют общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта, разнообразные формы обучения (уроки-исследования, деловые игры и пр.) с учётом особенностей процесса занятий по программе ВПК «Юный спасатель-поисковик».


















  1. Теоретическая база опыта

Метод проектов возник во второй половине ХIХ века в США. В основу метода легли педагогические концепции американского педагога и психолога Джона Дьюи, по которой деятельность ребёнка должна быть направлена на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Возникновение метода проектов часто связывают с Дальтон-планом, создателем которого считают американского деятеля народного образования Е.Паркхерса. Особенность Дальтон-плана заключалась в том, что ребёнку предоставлялась свобода и в выборе знаний, и в использовании учебного времени. Но, несмотря на то, что Дальтон-план основан на принципе индивидуального обучения, русский педагог Л.Э.Левин отмечал, что «Дальтон-план создаёт организационные условия для работы, а метод проектов определяет новое содержание образовательной программы».

В начале двадцатого столетия метод проектов нашел поддержку отечественных педагогов. Так, например, русский педагог С.Т.Шацкий определил основные элементы метода проектов, среди них:

        1. Реальный опыт ребёнка, который должен быть выявлен педагогом;

        2. Организованный опыт, полученный в результате деятельности ученика;

        3. Соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания);

        4. Упражнения, дающие нужные ребёнку навыки.

С 20-х годов ХХ века метод проектного обучения широко использовался в школах России. Но он не давал возможности овладевать системой знаний в рамках конкретных учебных курсов, и был изъят из образования.

Сейчас в связи с реформированием российского образования метод проектов возрождается. Современный метод проектов призван существенно скорректировать и обогатить учебно-воспитательный процесс.



  1. Новизна опыта

В качестве теоретической основы выбранная модель технологии метода проектов (разработана американским философом и педагогом Дж. Дьюи, впервые была адаптирована к современным условиям технологий еще вначале 20 века под руководством русского педагога С.Т. Шацкого. Новизна опыта состоит в использовании метода проектов в учебно-воспитательном процессе с целью формирования коммуникативной компетенции детей, с разного уровня подготовкой и способностями на занятиях по программе ВПК «Юный спасатель-поисковик».











































  1. Технология опыта.

Важную роль в личностном становлении детей, развитии их коммуникативной компетенции играет военно-патриотическое клуб «Юный спасатель-поисковик», как одно из подразделений военно-патриотического общественного объединения «Сыны Отечества», которое создано на базе Меленковского отделения «Муромского промышленно-гуманитарного колледжа» по моей инициативе в 2007 году. Военно-патриотический клуб «Юный спасатель-поисковик» является самодеятельным, добровольным самоуправляющимся объединением школьников и призван:

1. Уважать и ценить свою семью, школу, город, район, регион, страну.

2. Знать историю своего города, чтить и уважать сложившиеся традиции.

3. Заботиться и помогать нуждающимся.

4. Беречь и охранять окружающую среду, способствовать благоустройству территории города и района.

5. Трудиться и бережно относиться к труду других.

6. Учиться и стремиться к интеллектуальному, творческому, физическому, нравственному самосовершенствованию.

7. Дорожить собственной честью и честью своего коллектива.

Рассмотрим опыт разработки и реализации социального проекта «Отчизны верные сыны», в реализации которого принимали участие члены военно-патриотического клуба «Юный спасатель-поисковик».

В целом работа над проектом проходила пять стадий:

1. Подготовка, где были определены тема и цели проекта. Под моим руководством дети проводили анкетирование жителей города, были выявлены люди, которым неотложно требуется помощь и забота.

2. Планирование. На этом этапе определялись источники, способы сбора информации, способы представления материала. Совместно с воспитанниками мы обсудили план действий. Обратились в учебные и общественные организации с целью привлечения их к проектной деятельности.

3. Исследования. Изучили Указы и постановления правительства по данной проблеме; посетили библиотеки с целью составления библиографического списка по данному вопросу; определили механизм реализации проекта, конечную цель, время проведения.

4. Результаты и выводы. Участники проекта провели в городе акции: «Своими руками», «Нерушимая память», «Больше чем слово», «Поздравляем ветеранов»; организована шефская помощь ветеранам войны инвалидам и пожилым людям (основными формами шефства стали: уборка в доме, проведение косметического ремонта, разовые поручения, беседы); проведены трудовые десанты по уборке территории района; организован постоянный уход за Братскими могилами умерших от ран солдат в годы Великой Отечественной войны. Ко Дню Победы организована Вахта Памяти на Братских могилах и у стелы Победы.

5. Оценка результатов и процесса, где дети участвовали в оценке проекта путем коллективного обсуждения и самооценок, а я, как руководитель оценивал усилия обучающихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, давал общую оценку проекта, поощрял.

Метод проектов действительно развивает умения воспитанников работать в группе, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку своей деятельности, способствует социализации личности детей. Так как это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность, включающая в себя:

- поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала;

- выработку гипотез собственных исследований, экспертную проверку или сбор экспертных данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;

- социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.

Работа над социальным проектом позволила сделать некоторые выводы. Во-первых: дети в процессе работы над проектом постигают реальные процессы окружающей жизни, исследуют конкретные ситуации с целью преодоления трудностей, конструируют новые объекты или процессы. Участие в социальном проектировании способствует формированию активной гражданской позиции и социализации личности воспитанника, помогает овладеть новыми знаниями и умениями, а также формирует навыки их применения в практической деятельности. Во-вторых: проект обладает субъективной новизной, разрабатывается и выполняется самостоятельно под контролем и при консультации руководителя. В-третьих: участие педагога в социальном проектировании способствует повышению профессионального уровня по организации социально значимой деятельности детей и формированию у них навыков коллективной исследовательской деятельности.

Использование мною проектной работы, целью которой является развитие воспитанников, позволяет привлекать детей с разными способностями, придаёт им уверенность, положительно влияет на их отношение к обучению в школе, развивает их интерес.

Проектное обучение создает атмосферу творчества. При проведении занятий и внеклассных мероприятий использую стратегию и тактику продуктивного взаимодействия, которая представляет собой совместную деятельность, сотрудничество, партнерство с помощью таких способов как: дискуссии, обсуждения задач предметно-познавательного, предметно-коммуникативного плана, свободу самовыражения, вовлечение детей в активную самостоятельную деятельность. С уважение отношусь к мнению ребёнка, принятию его точки зрения. Метод проектов позволяет индивидуализировать обучающий процесс, даёт возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности.



8. Результативность опыта

Практическое использование образовательной технологии «Метод проектов» способствует повышению уровня коммуникативной культуры воспитанников, что в свою очередь положительно отразилось на результатах.

За время существования, деятельность военно-патриотического клуба значительно расширилась.

17 февраля 2017 года в Центральном академическом театре Российской Армии прошла торжественная церемония награждения и чествования лауреатов Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце». В Почётную книгу «Горячее сердце-2017» вошёл юнармеец воспитанник ВПК «Юный поисковик-спасатель» Суворкин Иван за реализацию проекта «Памяти павших», неравнодушие, силу воли и гражданскую активность способность в нужный момент протянуть руку помощи, с честью и достоинством выйти из сложной жизненной ситуации и быть полезными обществу.

Ребята сотрудничают с полицией, ведут непрекращающуюся борьбу с реализацией спиртосодержащей продукции несовершеннолетним.

На протяжении нескольких лет участвуют в восстановлении благоустройстве прилегающих территорий храма Всех Святых в г. Меленки, храма Иоанна Предтечи в д. Митино и Михаило-Архангельской церкви с. Приклон.

Воспитанники активные участники волонтерского движения в рамках международной акции «Марш парков», убирают территорию уникального природного памятника озера Широха и другие природные памятники.

Оказать помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам и просто пожилым людям - это долг каждого, поэтому ребята готовы и дров наколоть, и воды принести, и огород вскопать, и по дому помочь.

Еще одна почетная миссия, возложенная на ребят - несение почетного караула в День Победы и содержание в порядке Братских могил, недавно на одной из них при активном участии ребят был поставлен новый памятник.

С 2016 года ВПК присоединилось к движению ВВПОД «Юнармия», и уже неоднократно принимал участие в соревнованиях по военно-прикладным дисциплинам региональных военно-патриотических слетов Юнармейцев и занимало призовые места. Стоит отметить, что ежегодно ребята успешно участвуют в районных и областных спортивно-военно-патриотических мероприятиях допризывной и призывной молодежи.

Особой страницей в деятельности ВПК стало участие в Поисковом движении России, а также, силами ребят помощь в оформлении экспозиций музея Поискового движения Меленковского района. Экспонаты для своего музея поисковики привозят с Вахт Памяти, но главной задачей для себя ребята, конечно же, ставят увековечение памяти о павших бойцах.

В 2013, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годах объединение клубов «Сыны Отечества», в состав которого входит ВПК «Юный спасатель-поисковик» становилось Лауреатом областного конкурса молодежных клубов и объединений на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию молодежи.





























9. Адресная направленность

Опыт данной работы, сложившийся в процессе работы в Центре внешкольной работы, адресован родителям воспитанников и педагогам дополнительного образования. Предлагаемые материалы помогут педагогам использовать в своей деятельности технологию «Метод проектов» и стимулировать детей к социально-активной деятельности. При творческом подходе данные материалы могут быть использованы педагогами, интересующимися вопросами развития личности детей, поскольку при проектировании занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности и направленность личности воспитанников. Диагностика мотивационной сферы - необходимое условие для проектирования учебно-методического комплекса для включения детей в познавательную деятельность. Приоритетная задача на сегодняшний день - молодое поколение должно усвоить главное: любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота и гражданина.





























10. Библиографический список:

  1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография / Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008.

  2. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 2012..

  3. Границкая А.С. Научить думать и действовать: - М.: Просвещение, 2011.

  4. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2009.

  5. Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография. - М., 2011.

  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., Академия, 2010.

  7. Решетова З.А. Процесс усвоения как деятельность. - М., 2013.

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 1998.


Педагог дополнительного образования Долженков Игорь Владимирович 19