«Обобщение и систематизация изученного о местоимении»
4 класс
Желтухина Елена Владимировна
МБОУ СОШ №18 им.В.М.Женко г.Узловая Тульской области
I. Организация начала урока. Мотивация к учебной деятельности.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. Урок – это и есть наше с вами совместное творчество.
- А теперь улыбнитесь друг ругу и заряженные отличным настроением, приступим к работе. Настройте себя на хороший лад. (Слайд 1)
1 вариант хором:
Я смогу выполнить все задания.
2 вариант хором:
У меня всё получится.
Все вместе:
Желаю успехов себе и друзьям.
- Сегодня на уроке вы сами будете оценивать. У вас на столах лежат таблицы, которые в течение урока надо будет заполнить. (Индивидуально каждому)
Вид деятельности | Баллы (1 – 5) |
Работа с предложениями в парах. Составление предложений (творческая работа) Словарная работа. Дифференцированная работа по карточкам. Склонение личных местоимений. | |
| Средняя оценка. |
II. Стадия вызова. (Слайд 2 « Буратино»)
- Уже в начале урока я решила вас озадачить. Все вы знаете и любите сказку «Буратино». Скажите, кто автор этой замечательной детской книжки? Вспомним весёлый эпизод о том, как Мальвина обучает Буратино началом наук. Она говорит:
- Предположим, что у Вас в кармане два яблока. Некто взял у Вас одно яблоко. Сколько у Вас осталось яблок?
- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
- Мне стало интересно, а как вы ответите на вопрос. «Как должна отреагировать Мальвина на ответ Буратино?» Кого имел в виду Буратино?
- Молодцы, справились с проблемой. Как вы думаете, а почему я выбрала именно эту ситуацию?
- Сформулируйте тему урока. Какова будет цель нашего урока? (Слайд 3)
П о с т а н о в к а ц е л и у р о к а, з а п и с ь д а т ы, т е м ы в
р а б о ч и х т е т р а д я х.
III. Парная мозговая атака.
- Итак, местоимение. Сейчас вам в течение 3-4 минут предстоит вспомнить всё, что вы знаете о местоимении.
Р а б о т а в п а р а х. З а с л у ш и в а ю т с я о т в е т ы .
IV. Осмысление информации.
- Вы хорошо поработали. А сейчас нам с вами предстоит доказать или опровергнуть ваши утверждения. Для этого мы проведём небольшое исследование, результаты которого будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой. (Слайд 4)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КАРТОЧКА.
Местоимение – это
Употребляется вместо
Отвечает на вопросы
Не называют предмет, а
Личные местоимения
- Начнём с того, что определим, чем является местоимение. Для этого нам предстоит работа с предложениями.
1. Работа с предложениями в парах. ( На столах по одному экземпляру.)
1 ряд – В нашем крае живёт птичка – снегирь. Снегирь очень маленький.
2 ряд – Над озером кружит ласточка. Ласточка любит лакомиться насекомыми.
3 ряд – С берегов рек в небо поднялись журавли. Журавли летят и громко курлычут.
- Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения в парах?
- Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в каждой паре предложений и запишите их.
- Обменяйтесь попарно работами. Проверьте друг у друга правильность выполнения задания.
З а с л у ш и в а ю т с я о т в е т ы д е т е й .
- Почему вы так решили?
- Какие красивые, замечательные птицы живут рядом с нами. Мы должны бережно относиться к нашим меньшим друзьям.
- Закончите фразу: наша речь состоит из … (предложений), предложение состоит из … (слов), каждое слово – это часть … (речи).
- Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях?
- Т.к. местоимение – слово, значит, оно является … (частью речи).
- Запишите вывод в исследовательскую карточку и оцените себя при работе с предложениями.
2. Разбор слова м е с т о и м е н и е по составу.
Современный разбор м е с т о и м е н и е (на доске).
- В латинском языке местоимение имело название п р о н о м е н. Это слово составлено из двух слов: предлога про – “вместо” и существительного номен – “имя”, т.е. местоимение буквально означает “вместо имени”.
- А какой частью речи являются имена? (Существительными).
- Какой можно сделать вывод? Вместо какой части речи употребляется местоимение?
З а п о л н и т е и с с л е д о в а т е л ь с к у ю к а р т о ч к у.
(Употребляется вместо существительного)
3. Творческая работа. Составление предложений с местоимениями. (Слайд 5)
- А сейчас мы составим предложения с местоимениями т е б е, о б о м н е, м е н я, п е р е д т о б о й, з а т е б я.
- Возьмите по два понравившихся вам местоимения и составьте с ними предложения.
Д е т и з а ч и т ы в а ю т п о л у ч е н н ы е п р е д л о ж е н и я.
- Поставим вопросы к местоимениям. Какая часть речи тоже отвечает на эти же вопросы. А на какие вопросы отвечает имя существительное в начальной форме? (кто, что). а местоимения? Приведите примеры. (Он, она, я, ты, вы…)
- Итак, местоимение так же как и существительные отвечают на вопросы косвенных падежей, а в именительном падеже на вопросы к т о, ч т о.
З а н е с и т е в ы в о д в и с с л е д о в а т е л ь с к у ю к а р т о ч к у и о ц е н и т е с в о ю р а б о т у.
Физкультминутка (Слайд 6)
4. Словарная работа (Слайды 7-9)
- А сейчас мы повторим словарные слова, но для начала отгадаем загадки.
Утром так заведено –
Разомкнёшь ресницы
И к тебе идёт оно
Розовой жар-птицей. (Солнце)
А стемнеет – он придёт
Тоненький, смущённый,
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)
Срок пройдёт – плывёт она
В пелене тумана.
Круглолица и грустна
Будто Несмеяна. (Луна)
- Кто же о н, о н а, о н о? что это за слово?
- В тетрадях запишите словарные слова, которые можно заменить местоимениями.
1 ряд – он, 2 ряд – оно, 3 ряд – она. Чей ряд больше? (2-3 минуты) (Работа со словарями по учебнику.)
О ц е н и в а н и е с в о е й р а б о т ы
5. Работа по дифференцированным группам.
Учащийся читает стихотворение.
Сказали м н е, что с н е ю в ы
При н и х на берегу
Е г о ловили. Но увы:
Я плавать – не могу!
М ы в а м е ё, о н а н а м их,
В ы и м, обратно, н а с.
О н с н е ю, к н а м опять для н и х,
А м ы с н и м - к н е й от в а с …
Хоть м н е с н и м известно, что о н о
И х любит больше т е х , -
Всё э т о тайной быть должно
Для н а с и в а с и в с е х….
- Поняли вы что – нибудь? А как вы думаете, почему? (Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а только указывают на него).
- Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое удобство, т.к. экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.
- Они, как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
- Итак, значит местоимения не называют предмет, а только указывают на него.
З а н е с и т е в ы в о д в и с с л е д о в а т е л ь с к у ю к а р т о ч к у.
- А сейчас вы будете работать в парах.
Сильный уровень. (Карточки с заданиями индивидуально каждому.)
- Спишите, исправляя ошибки в словосочетаниях.
Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его, зайти за ей, покормить их, сделать за его, выросли у её, брать с её, следить за ей, подкрался к им, пестрели под ими, вместе с им, было перед ими, в ём водятся.
Средний уровень.
- Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения.
Медвежок отправился бродить по полянке.
Вдруг … остановился.
Перед … сидела большая лягушка.
… только очнулась от зимней спячки.
Медвежонок протянул к … лапу.
Лягушка прыгнула в сторону, медвежонок за … .
Так … добрались до лужи.
Низкий уровень.
- Выпишите из текста местоимения в строчку.
Она весну встречает,
Серёжки одевает.
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Как пустился я по улицам бежать…
Стул чинил сегодня мастер,
Клеил он его и красил.
Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.
Открылись у лисят глаза, мать стала выгонять их из норы.
И у меня бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами.
Заслушиваются ответы детей.
Проводится самопроверка и оценивание своей работы.
Дополнительное задание. ( На доске).
- Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались.
Агр…ном, в…гон, в…р…бей, …зык, за…ц.
Склонение личных местоимений.
- Прочитайте местоимения, которые вы вставили или выписали из своих карточек. (Низкий уровень.)
Д е т и з а ч и т ы в а ю т м е с т о и м е н и я.
- Эти местоимения называют - … (личными). Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимения Я - … (на лицо говорящего), ТЫ - … (на того, с кем говорят), ОН - … (на того, кто не участвует в разговоре), МЫ, ВЫ, ОНИ - … (соответственно о нескольких лицах).
- Если о лицах, тогда и назвали их … (личными).
- Какие личные местоимения мы узнали? (Я, ТЫ, МЫ, ВЫ,ОН, ОНА, ОНО, ОНИ). Запишите их в исследовательскую карточку.
Д е т и з а п и с ы в а ю т в ы в о д в и с с л е д о в а т е л ь с к у ю
к а р т о ч к у .
- Мы говорили с вами о том, что местоимения употребляются вместо существительных. Значит, так же как и существительные они изменяются по падежам, т.е. склоняются. Сейчас нам предстоит просклонять личные местоимения. (Работа проводится по рядам) (Слайд 10)
Падежи | Вопросы | 1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
И.п. | кто? | я, мы | ты, вы | он, она, они |
Р.п. | кого? | меня, нас | тебя, вас | его, её, их |
Д.п. | кому? | мне, нам | тебе, вам | ему, ей, им |
В.п. | кого? | меня, нас | тебя, вас | его, её, их |
Т.п. | кем? | мной, нами | тобой, вами | им, ею, ими |
П.п. | о ком? | обо мне, о нас | о тебе, о вас | о нём, о ней, о них |
В з а и м о п р о в е р к а. С в е р к а п о с л а й д у.
О ц е н и в а н и е с в о е й д е я т е л ь н о с т и.
V. Составление кластера.
- Предлагаю обобщить наше исследование.
-Вспомните всё, что мы говорили о местоимении. Нам с вами предстоит создание кластера (своеобразной схемы). (Слайды 11-16)
- Местоимение-это … (часть речи), которая употребляется вместо … (существительных), отвечает на вопросы … (кто? что?), указывает на предмет, но … (не называет его), так же как и существительные изменяются по падежам, т. е. …(склоняются).
- Посмотрим, а что же получилось в ваших исследовательских карточках. (Слайд 17)
VI. Стадия рефлексии.
- Выставите себе средний балл в оценочных листах.
- Я так же проанализирую вашу работу на уроке и выставлю оценки.
- А сейчас вы выскажите своё мнение об уроке.
Р е б я т а п о к р у г у в ы с к а з ы в а ю т с я о д н и м
п р е д л о ж е н и е м, п р о д о л ж а я н а ч а л о ф р а з ы.
1.Сегодня на уроке я узнал…
2. На уроке мне было интересно…
3. Для меня на уроке было трудным…
4. Я выполнял задания…
5. Теперь я могу…
6. Я научился…
7. У меня получилось…
8. На уроке меня удивило…
9. Своей работой на уроке я …
10. Материал урока мне был…
11. Моё настроение…
VII. Домашнее задание (на выбор).
(Индивидуально на карточках каждому.)
Выписать из словаря 10-12 слов и приписать к ним местоимения, их заменяющие.
Составить текст – описание на тему «Зимний день», используя местоимения.
Упр. по заданию учебника.
Слайд 18 (Спасибо за урок.)
Литература:
С.В. Кутявина. Поурочные разработки по русскому языку.
С.Э Уразова. Стихотворения для уроков русского языка.
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы.
Сайт «Методкабинет (газета «Начальная школа») http://www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Nachalnaya.html
Сайт «Умничка» http://ya-umni4ka.ru/?p=2103#more-2103