СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение изученного о местоимении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение изученного о местоимении»

«Обобщение и систематизация изученного о местоимении»

4 класс

Желтухина Елена Владимировна

МБОУ СОШ №18 им.В.М.Женко г.Узловая Тульской области



I. Организация начала урока. Мотивация к учебной деятельности.


Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.


- Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. Урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

- А теперь улыбнитесь друг ругу и заряженные отличным настроением, приступим к работе. Настройте себя на хороший лад. (Слайд 1)

1 вариант хором:

Я смогу выполнить все задания.

2 вариант хором:

У меня всё получится.

Все вместе:

Желаю успехов себе и друзьям.

- Сегодня на уроке вы сами будете оценивать. У вас на столах лежат таблицы, которые в течение урока надо будет заполнить. (Индивидуально каждому)

Вид деятельности

Баллы (1 – 5)

  1. Работа с предложениями в парах.

  2. Составление предложений (творческая работа)

  3. Словарная работа.

  4. Дифференцированная работа по карточкам.

  5. Склонение личных местоимений.



Средняя оценка.



II. Стадия вызова. (Слайд 2 « Буратино»)


- Уже в начале урока я решила вас озадачить. Все вы знаете и любите сказку «Буратино». Скажите, кто автор этой замечательной детской книжки? Вспомним весёлый эпизод о том, как Мальвина обучает Буратино началом наук. Она говорит:

- Предположим, что у Вас в кармане два яблока. Некто взял у Вас одно яблоко. Сколько у Вас осталось яблок?

- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

- Мне стало интересно, а как вы ответите на вопрос. «Как должна отреагировать Мальвина на ответ Буратино?» Кого имел в виду Буратино?

- Молодцы, справились с проблемой. Как вы думаете, а почему я выбрала именно эту ситуацию?

- Сформулируйте тему урока. Какова будет цель нашего урока? (Слайд 3)


П о с т а н о в к а ц е л и у р о к а, з а п и с ь д а т ы, т е м ы в

р а б о ч и х т е т р а д я х.



III. Парная мозговая атака.


- Итак, местоимение. Сейчас вам в течение 3-4 минут предстоит вспомнить всё, что вы знаете о местоимении.

Р а б о т а в п а р а х. З а с л у ш и в а ю т с я о т в е т ы .


IV. Осмысление информации.

- Вы хорошо поработали. А сейчас нам с вами предстоит доказать или опровергнуть ваши утверждения. Для этого мы проведём небольшое исследование, результаты которого будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой. (Слайд 4)


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КАРТОЧКА.

  1. Местоимение – это

  2. Употребляется вместо

  3. Отвечает на вопросы

  4. Не называют предмет, а

  5. Личные местоимения


- Начнём с того, что определим, чем является местоимение. Для этого нам предстоит работа с предложениями.


1. Работа с предложениями в парах. ( На столах по одному экземпляру.)

1 ряд – В нашем крае живёт птичка – снегирь. Снегирь очень маленький.

2 ряд – Над озером кружит ласточка. Ласточка любит лакомиться насекомыми.

3 ряд – С берегов рек в небо поднялись журавли. Журавли летят и громко курлычут.


- Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения в парах?

- Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в каждой паре предложений и запишите их.

- Обменяйтесь попарно работами. Проверьте друг у друга правильность выполнения задания.

З а с л у ш и в а ю т с я о т в е т ы д е т е й .

- Почему вы так решили?

- Какие красивые, замечательные птицы живут рядом с нами. Мы должны бережно относиться к нашим меньшим друзьям.

- Закончите фразу: наша речь состоит из … (предложений), предложение состоит из … (слов), каждое слово – это часть … (речи).

- Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях?

- Т.к. местоимение – слово, значит, оно является … (частью речи).

- Запишите вывод в исследовательскую карточку и оцените себя при работе с предложениями.


2. Разбор слова м е с т о и м е н и е по составу.


Современный разбор м е с т о и м е н и е (на доске).

- В латинском языке местоимение имело название п р о н о м е н. Это слово составлено из двух слов: предлога про – “вместо” и существительного номен – “имя”, т.е. местоимение буквально означает “вместо имени”.

- А какой частью речи являются имена? (Существительными).

- Какой можно сделать вывод? Вместо какой части речи употребляется местоимение?


З а п о л н и т е и с с л е д о в а т е л ь с к у ю к а р т о ч к у.

(Употребляется вместо существительного)

3. Творческая работа. Составление предложений с местоимениями. (Слайд 5)


- А сейчас мы составим предложения с местоимениями т е б е, о б о м н е, м е н я, п е р е д т о б о й, з а т е б я.

- Возьмите по два понравившихся вам местоимения и составьте с ними предложения.


Д е т и з а ч и т ы в а ю т п о л у ч е н н ы е п р е д л о ж е н и я.


- Поставим вопросы к местоимениям. Какая часть речи тоже отвечает на эти же вопросы. А на какие вопросы отвечает имя существительное в начальной форме? (кто, что). а местоимения? Приведите примеры. (Он, она, я, ты, вы…)

- Итак, местоимение так же как и существительные отвечают на вопросы косвенных падежей, а в именительном падеже на вопросы к т о, ч т о.

З а н е с и т е в ы в о д в и с с л е д о в а т е л ь с к у ю к а р т о ч к у и о ц е н и т е с в о ю р а б о т у.

Физкультминутка (Слайд 6)


4. Словарная работа (Слайды 7-9)


- А сейчас мы повторим словарные слова, но для начала отгадаем загадки.

Утром так заведено –

Разомкнёшь ресницы

И к тебе идёт оно

Розовой жар-птицей. (Солнце)


А стемнеет – он придёт

Тоненький, смущённый,

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной. (Месяц)


Срок пройдёт – плывёт она

В пелене тумана.

Круглолица и грустна

Будто Несмеяна. (Луна)

- Кто же о н, о н а, о н о? что это за слово?

- В тетрадях запишите словарные слова, которые можно заменить местоимениями.

1 ряд – он, 2 ряд – оно, 3 ряд – она. Чей ряд больше? (2-3 минуты) (Работа со словарями по учебнику.)

О ц е н и в а н и е с в о е й р а б о т ы



5. Работа по дифференцированным группам.


Учащийся читает стихотворение.


Сказали м н е, что с н е ю в ы

При н и х на берегу

Е г о ловили. Но увы:

Я плавать – не могу!

М ы в а м е ё, о н а н а м их,

В ы и м, обратно, н а с.

О н с н е ю, к н а м опять для н и х,

А м ы с н и м - к н е й от в а с …

Хоть м н е с н и м известно, что о н о

И х любит больше т е х , -

Всё э т о тайной быть должно

Для н а с и в а с и в с е х….


- Поняли вы что – нибудь? А как вы думаете, почему? (Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а только указывают на него).

- Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое удобство, т.к. экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

- Они, как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

- Итак, значит местоимения не называют предмет, а только указывают на него.

З а н е с и т е в ы в о д в и с с л е д о в а т е л ь с к у ю к а р т о ч к у.

- А сейчас вы будете работать в парах.

Сильный уровень. (Карточки с заданиями индивидуально каждому.)

- Спишите, исправляя ошибки в словосочетаниях.

Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его, зайти за ей, покормить их, сделать за его, выросли у её, брать с её, следить за ей, подкрался к им, пестрели под ими, вместе с им, было перед ими, в ём водятся.

Средний уровень.

- Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Медвежок отправился бродить по полянке.

Вдруг … остановился.

Перед … сидела большая лягушка.

только очнулась от зимней спячки.

Медвежонок протянул к … лапу.

Лягушка прыгнула в сторону, медвежонок за … .

Так … добрались до лужи.

Низкий уровень.

- Выпишите из текста местоимения в строчку.

Она весну встречает,

Серёжки одевает.

А потом ты покатился

И назад не воротился.

Как пустился я по улицам бежать…

Стул чинил сегодня мастер,

Клеил он его и красил.

Мы с приятелем вдвоём

Замечательно живём.

Открылись у лисят глаза, мать стала выгонять их из норы.

И у меня бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами.


Заслушиваются ответы детей.

Проводится самопроверка и оценивание своей работы.

Дополнительное задание. ( На доске).

- Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались.

Агр…ном, в…гон, в…р…бей, …зык, за…ц.


  1. Склонение личных местоимений.

- Прочитайте местоимения, которые вы вставили или выписали из своих карточек. (Низкий уровень.)

Д е т и з а ч и т ы в а ю т м е с т о и м е н и я.

- Эти местоимения называют - … (личными). Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимения Я - … (на лицо говорящего), ТЫ - … (на того, с кем говорят), ОН - … (на того, кто не участвует в разговоре), МЫ, ВЫ, ОНИ - … (соответственно о нескольких лицах).

- Если о лицах, тогда и назвали их … (личными).

- Какие личные местоимения мы узнали? (Я, ТЫ, МЫ, ВЫ,ОН, ОНА, ОНО, ОНИ). Запишите их в исследовательскую карточку.

Д е т и з а п и с ы в а ю т в ы в о д в и с с л е д о в а т е л ь с к у ю

к а р т о ч к у .

- Мы говорили с вами о том, что местоимения употребляются вместо существительных. Значит, так же как и существительные они изменяются по падежам, т.е. склоняются. Сейчас нам предстоит просклонять личные местоимения. (Работа проводится по рядам) (Слайд 10)

Падежи

Вопросы

1 ряд

2 ряд

3 ряд

И.п.

кто?

я, мы

ты, вы

он, она, они

Р.п.

кого?

меня, нас

тебя, вас

его, её, их

Д.п.

кому?

мне, нам

тебе, вам

ему, ей, им

В.п.

кого?

меня, нас

тебя, вас

его, её, их

Т.п.

кем?

мной, нами

тобой, вами

им, ею, ими

П.п.

о ком?

обо мне, о нас

о тебе, о вас

о нём, о ней, о них

В з а и м о п р о в е р к а. С в е р к а п о с л а й д у.

О ц е н и в а н и е с в о е й д е я т е л ь н о с т и.


V. Составление кластера.

- Предлагаю обобщить наше исследование.

-Вспомните всё, что мы говорили о местоимении. Нам с вами предстоит создание кластера (своеобразной схемы). (Слайды 11-16)

- Местоимение-это … (часть речи), которая употребляется вместо … (существительных), отвечает на вопросы … (кто? что?), указывает на предмет, но … (не называет его), так же как и существительные изменяются по падежам, т. е. …(склоняются).


- Посмотрим, а что же получилось в ваших исследовательских карточках. (Слайд 17)


VI. Стадия рефлексии.

- Выставите себе средний балл в оценочных листах.

- Я так же проанализирую вашу работу на уроке и выставлю оценки.

- А сейчас вы выскажите своё мнение об уроке.


Р е б я т а п о к р у г у в ы с к а з ы в а ю т с я о д н и м

п р е д л о ж е н и е м, п р о д о л ж а я н а ч а л о ф р а з ы.

1.Сегодня на уроке я узнал…

2. На уроке мне было интересно…

3. Для меня на уроке было трудным…

4. Я выполнял задания…

5. Теперь я могу…

6. Я научился…

7. У меня получилось…

8. На уроке меня удивило…

9. Своей работой на уроке я …

10. Материал урока мне был…

11. Моё настроение…


VII. Домашнее задание (на выбор).

(Индивидуально на карточках каждому.)

  1. Выписать из словаря 10-12 слов и приписать к ним местоимения, их заменяющие.

  2. Составить текст – описание на тему «Зимний день», используя местоимения.

  3. Упр. по заданию учебника.


Слайд 18 (Спасибо за урок.)






















Литература:

  1. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по русскому языку.

  2. С.Э Уразова. Стихотворения для уроков русского языка.

  3. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы.

  4. Сайт «Методкабинет (газета «Начальная школа») http://www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Nachalnaya.html

  5. Сайт «Умничка» http://ya-umni4ka.ru/?p=2103#more-2103