СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение материала по теме "Союз"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Обобщение материала по теме "Союз" к УМК Рыбченковой Л. М.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение материала по теме "Союз"»

Тема: Обобщение материала по теме «Союз». §56

Учитель: Женченко М. В.

Номер урока: 140

Дата: 15.04.2022г.

Класс: 7-В,Д

Предмет: русский язык

 

 

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний

Цель

   повторить и обобщить изученный материал по теме «Союз»: общее значение союза, его морфологические признаки, роль в предложении и речи.

Задачи

 

способствовать формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД. ;

Развивать навыки и умения анализа художественного произведения, умения вести диалог, приводить аргументы, строить монологические высказывания;

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  2. формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры.

УУД

Предметные:  повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как о служебной части речи, его морфологических признаках (делении на группы по значению и структуре, употреблению);

находить союзы, отличать их от наречий и местоимений с предлогами;

определять вид сложного предложения, различать сложное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания при них;

определять роль союзов в тексте;

Личностные: Знание языка и культуры своего народа, развивает потребность в самовыражении, научится формулировать свои мысли, выступать перед слушателями, выражать осознанное эмоциональное отношение к родной культуре.

Метапредметные:

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Оборудование

Учебник, тетрадь, карточки с заданиями, презентация



I. Организационный момент.

Организация класса. Проверка готовности к уроку. Создание эмоционального настроя

Слово учителя:

-Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся, подарите и мне свои улыбки и пусть наш урок пройдет организованно, с пользой. Удачи вам, новых знаний!

II. Мобилизующий этап. Актуализация и углубление знаний. Актуализация прежних знаний.

1. Мотивация.

Давайте откроем учебники на страничке 183, выполним задания 3, 6, 7.

Скажите, пожалуйста, где еще мы встретим такие задания? Правильно в ВПР.

2.Формулировка темы и целей урока.

Слово учителя:

Предыдущие уроки были посвящены теме… «Союз». Что мы изучили по этой теме? (учащиеся перечисляют пройденный материал). Так чему же будет посвящен сегодняшний урок? Какова его тема?

- А теперь откройте тетради и запишите число и тему урока «Обобщение материала по теме «Союз» и подумайте, какую работу предполагает заявленная тема?

Какую цель перед собой мы поставим? (Сегодня на уроке нам предстоит повторить и обобщить изученный материал о союзе)

Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели? (Ответы учащихся: Повторим теоретические сведения о союзах; вспомним морфологические признаки союзов; расскажем о роли союзов в предложении; будем отличать союзы в предложении от наречий и местоимений с предлогами; будем определять вид сложного предложения: сложносочиненного и сложноподчиненного; определять предложения с однородными членами и правильно ставить знаки препинания при них).


III. Обобщение и систематизация знаний

Приём “РАФТ”.

 А теперь вспомните всё, что вы уже знаете о союзе как части речи. Для этого воспользуемся приёмом «РАФТ». Скажите, пожалуйста, кто хочет играть роль союза? Ребята будут задавать тебе вопросы, а ты будешь отвечать на них.

Примерные вопросы:

- Какую часть речи мы называем союзом?

( Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения.)

-  Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

(В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения.)

-  На какие группы по значению и употреблению в речи делятся союзы?

(По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

- Какими по значению бывают подчинительные союзы? (причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные)

- На какие 3 группы (разряда) делятся сочинительные союзы? (Соединительны:е и, да(и), не только-но и, как-так и. Противительны:е а, но, да(но), однако(же), зато. Разделительные: или, либо, то-то, не то-не то).

- Что соединяют сочинительные союзы? Подчинительные?

(Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого)

- Чем отличаются простые союзы от составных?


3. Проверка домашнего задания. 



Задание 1. Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Матрешка — наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, символ русского народного искусства.

(2)Предшественницей и прообразом русской матрешки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, завезенного с острова Хонсю. (3) В фигурке этой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. (4)Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.

(5)Русскую деревянную разъёмную куклу назвали матрёшкой. (6)Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. (7)Все фигурки отличались друг от друга, а последняя изображала спелёнатого младенца. (8)В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово «mater», означающее «мать». (9)Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. (10)Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать красочно расписанную деревянную игрушку. (11)Так(же) матрёшка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

(12)Роспись матрешки вбирает в себя всё яркое, свежее, связанное с обновлением общества. (13)Матрёшка — это произведение и скульптурное и живописное, это образ и душа России.

 

Пояснение. Основная мысль текста: в матрёшке словно заключена русская душа, поэтому игрушка по праву считается символом России.


Задание 2. Найдите предложение, в котором сочинительный противительный союз соединяет однородные члены предложения. Начертите схему этого предложения. Выполните морфологический разбор союза.


Пояснение. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя изображала спелёнатого младенца.

Задание 3.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 2-4. Запишите ответ.


Пояснение. Ответ: повествование.


Задание 4. Раскрыть скобки в предложении 11, аргументировать свой ответ.

Все внимание на экран. 



IV. Применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель: 2022 год -- объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за ее пределами, а многие являются негласными символами России. 


Скажите, пожалуйста, как вы думаете, матрешка относится к культурному наследию России? А какие еще примеры вы можете привести? (традиционная народная музыка, танцы, фольклор, литература, обряды)

А мы можем считать литературу нематериальным культурным наследием? Да, конечно же можем.


Учитель. Проблемный вопрос:

- Чей портрет изображен на слайде - портрет А. С. Пушкина?

- Какие произведения А.С. Пушкина мы изучали в этом учебном году («Станционный смотритель». Поэма «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге», драма «Борис Годунов»)?

- А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина.

Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

- Из какого произведения эти строки?

(Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)

- Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом?

(Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).

Какую роль играет союз И в отрывке?

А какое средство выразительности вы здесь видите?

(Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной выразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.)

— На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием.



ФИЗМИНУТКА

IV. Закрепительно-тренировочные упражнения.

Задание № 1 (Доска/экран)


Вы на экране видите слова. Какой темой они объединены? Правильно, русская культура.

– Следующее задание, ребята, носит творческий характер. Поработайте в парах.

Составьте сложносочиненное, сложноподчиненное предложения и предложение с однородными членами по теме «Русская культура». Обязательно нужно выделить грамматическую основу, составить схемы.

– Мои родители - патриоты, и я тоже люблю свою Родину (ССП).

– Я считаю, что каждый гражданин должен любить свою Родину.(СПП)

– Я люблю свою Родину и всегда буду ей верен. (ПП с однородными сказуемыми)

Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.



V. Контроль усвоения знаний.

Для того чтобы убедиться, всё вы ли знаете о союзе, мы пройдем небольшой тест

https://wordwall.net/ru/resource/2481761/самостоятельная-работа-по-теме-союз


V. Проверка выполнения заданий, подведение итогов урока, выставление оценок.

-Ребята, какие оценки вы себе сегодня поставите? Поднимите, пожалуйста, руку те, кто все понял, уверен в своих знаниях и справился со всеми заданиями. Поставьте на полях букву «А».

Поднимите, пожалуйста, руку ребята, которые все поняли, но возникли трудности с некоторыми заданиями. Поставьте на полях букву «Б».

Поднимите, пожалуйста, руку ребята, которым на уроке было тяжело и нужна будет дополнительная консультация. Поставьте на полях букву «В».


VII. Рефлексия учащихся.

1. Осознание учащимися своей учебной деятельности:

-Ребята, вспомните цели, которые вы ставили перед собой в начале урока и продолжите данные предложения:

Тема сегодняшнего урока...

Я узнал...

Я повторил...

Я научился...

Мне понравилось...

Я не понял...


VI. Домашнее задание. Составить кроссворд по теме «Союз» тем, кто поставил себе «А». Выполнить морфологический разбор любых двух союзов из упр. 335 тем, кто поставил себе «Б». Выполнить задание 1 со стр.182 тем, кто поставил себе «В».


На этом наш урок закончен. Всем спасибо, до свидания.