https://infourok.ru/prezentaciya-rezultatov-pedagogicheskoy-deyatelnosti-3095264.html
Текс публичной презентации общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Датиевой Марины Казбековны, учителя родного языка и литературы МБОУ СОШ №3 г.Алагира
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Учитель – помощник, друг, наставник, направитель детской мысли. Все дети способны успешно учиться, если создать для них необходимые условия. Таково мое педагогическое кредо.
Работать с детьми очень интересно, но не очень просто. Не секрет, что добиться положительной динамики в овладении детьми знаний очень трудно. Надо приложить немало труда, старания, творчества, чтобы получить желаемые результаты.
За годы работы в школе мною были определены и реализовались следующие темы самообразования:
- активные формы обучения на уроках;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- дифференцированный подход в обучении;
- здоровьесберегающие технологии в процессе обучения
- использование ИКТ на уроках и во внеклассной работе.
Древняя китайская мудрость гласит:
Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я пойму.
Следуя этой мудрости, я и старалась построить свои уроки.
Одной из важнейших задач, которую ставит на уроках учитель - развитие личности ребенка, формировании его первичных взглядов на природу человека, общество.
Вовлечению всех учащихся в учебный процесс способствуют средства обратной связи, практические действия, работа в парах и группах. Это позволяет сосредоточить внимание детей на усвоение нового материала. Уместны и постоянны минутки отдыха детей, которые выражены в двигательных упражнениях для глаз, упражнений на внимание и развитие речевой активности учащихся.
Формы, и методы работы выбираются продуманно и оптимально в соответствии с конкретной ситуацией и в зависимости от поставленных целей и задач. В ходе занятий сочетаю индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Работа по звеньям, в парах, активизируют учащихся и стимулируют их к росту. В процессе учебных занятий широко использую такие способы организации учебной деятельности: актуализирующая беседа,
опора на жизненный опыт детей,
рассказ учителя с использованием учебных рисунков,
разъяснение значения терминов,
лексическая работа над нравственными понятиями (например, доброта, дружба, сплоченность и др.).
На всех этапах обучения широко использую новые технологии:
а) игровые, организационной формой которых является игра;
б) коммуникативные - это общение, где ведущими методами являются диалог, дискуссия, работа в группах;
в) исследовательские, организационной формой которой является проблемное обучение, где используется совместный поиск, создаются и проблемные ситуации.
Используя различные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся, формируются навыки самоконтроля и самооценки, развиваются различные виды мышления. Важное место на уроках отвожу формированию общеучебных умений и навыков, использованию средств обратной связи, добиваться овладения учащимися способов деятельности, стремиться заложить мотивы учебной деятельности.
Знания в области педагогики, возрастной психологии, использование актуальных методик и современных образовательных технологий (проблемно - диалогической, информационно-коммуникационной) позволяют мне выстраивать учебно-воспитательный процесс на основе личностно-ориентированного подхода, развивать устойчивый интерес учащихся к обучению через применение активных форм сотрудничества. Каждый ученик включен в учебную деятельность, что способствует формированию общеучебных умений и навыков, дает возможность проявлять познавательную активность.
На своих уроках организовываю самостоятельную поисковую работу учащихся через подбор заданий различной степени трудности для проведения обобщений, исследований. Большое внимание уделяю развитию интеллектуальных, познавательных навыков детей, развитию речи, навыка чтения, памяти. Дети обладают коммуникативной культурой, высокой работоспособностью, умением критически мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения, проводить рефлексию своей деятельности.
Мои учащиеся ежегодно участвуют во Всероссийской олимпиаде по родному языку и литературе ( имею призеров муниципального и республиканского уровня).
Особое внимание в своей работе уделяю технологии проектной деятельности. Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Элементы исследовательской деятельности ввожу и в структуру своих уроков, но также занимаюсь этой деятельностью и во внеурочное время. За последние три года под моим руководством были осуществлены разные виды проектов (творческий проект «Ӕфсарм – амондмӕ фӕндаг», проект-акция «Коста в каждый дом». А также ряд социальных проектов)
Не обхожу в своей работе и исследовательскую деятельность. Мои ученики ежегодно представляют на суд свои исследования в литературной сфере и в сфере языкознания («Ступень в науку», «Зонады фидӕн», «По ступенькам науки – в будущее!» ).
В школе вот уже несколько лет работает школьный театральный кружок «Хуры тынтӕ». Театр как искусство учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения, прививает любовь к родному языку и гордость за свой народ, более глубокое познание традиций и культуры осетинского народа. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника.
Одновременно способствует сплочению коллектива, повышению культуры поведения. Участники театральной группы, под мои руководством, регулярно становятся победителями и призерами различных творческих конкурсов, сами готовят новогодние утренники, ставят театрализованные постановки.
Как учитель и классный руководитель веду целенаправленную работу по формированию ученического коллектива. Моя работа направлена на приобретение учащимися необходимых умений и навыков учебной деятельности, обучение выразительному чтению и правильному письму, культурной речи и поведения, основам личной гигиены и здорового образа жизни, возможности для реализации физиологического, психологического и социального положения обучающихся, а также возможности для укрепления самоуважения. Как классный руководитель культивирую хорошее отношение преподавателя с учащимися и учащимися между собой, между школой и семьей воспитываю любовь к природе, животным, к своей Родине.
Большое значение уделяю систематической просветительской работе с родителями. В плане воспитательной работы отводится место индивидуальной работе с родителями. Кроме обычных родительских собраний родители 5 «Б» класса регулярно и активно участвуют в жизни класса, своих детей. Совместно организовываются мероприятия, экскурсии, экологические десанты.
В своей работе выявляю различные категории обучающихся, создаю картотеку для адресной работы с высокомотивированными обучающимися, со слабоуспевающими обучающимися. Провожу дифференцированную работу со слабоуспевающими обучающимися как во время урока в процессе изучения и закрепления учебного материала, так и во внеурочное время во время дополнительных занятий. Провожу консультации для родителей таких учащихся. Стараюсь чаще обращаться к ним с вопросами на понимание и усвоение материала, но, стараюсь построить вопрос так, чтобы создать такому обучающемуся «ситуацию успеха», особенно в глазах одноклассников. Организую на уроках приемы взаимопомощи таким учащимся со стороны более успешных ребят.
Причинами неуспеваемости обучающихся в первую очередь считаю:
Проблемы в биологическом развитии личности (проблемы здоровья родителей, физическая ослабленность ребенка, недоразвитие высшей нервной деятельности)
Проблемы психического развития (слабое развитие интеллекта, эмоциональной сферы, моральных качеств ребенка, отсутствие мотивации, познавательного интереса)
Проблемы окружающей ребенка среды (отсутствие интереса со стороны родителей, влияние сверстников, социального окружения, отношения с учителями)
Проблемы школьного образования (проблемы в организации самоконтроля, навыках учебного труда, пробелы в знаниях, специальных умениях, недостатки процесса обучения и в большей степени, процесса воспитания)
Так же в своей работе использую современное высокотехнологичное оборудование: компьютер с выходом в сеть Интернет, мультимедийный проектор, экран). Это позволяет создавать и собственные образовательные ресурсы.
Активно работаю по обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Так, в 2017 году я стала победителем республиканского конкурса «Методическая копилка учителя родного языка и литературы» в номинации «Лучшая проектная работа». Регулярно участвую в работе районного методического объединения, провожу открыты уроки, мастер классы, публикую свои методические разработки в сети интернет.
Не забывает и о своей учебе, кроме плановых курсов, прохожу курсовое обучение по дополнительным сферам.
Моё призвание - помогать детям, обрести уверенность в себе, ведь в мире нет ничего лучше счастливых, добрых, талантливых и уверенных в себе людей, нащупать ту жилку в способностях, которая поведет человека по жизни! Считаю, что есть частица и моего труда в том, кто-то из моих учеников выбрал химию и биологию своими предметами на всю жизнь, связав её с медициной, учительской работой.