Приложение
Обобщение опыта педагога Юриковой Елены Михайловны,
за период 2011 – 2017 у.г.
https://multiurok.ru/elenaiurikova/files
Реализация индивидуального подхода в обучении
Дифференцированный подход облегчает мою деятельность учителя в процессе обучения. Он позволяет определять содержание и формы обучения не для каждого ребенка, а для определенной категории учащихся. Моя работа направлена на выявление таких учащихся в классе (если этих учащихся я обучаю первый год). Анализ их способностей и дальнейшее формирование навыков и умений таких учащихся в процессе обучения на уроках технологии.
Основная моя функция как педагога заключается в поддержке обучающихся и создании ситуации успеха для каждого обучающегося.
На моих уроках применяется дифференцированный подход к учащимся при проверке знаний и умений. Разноуровневое обучение (программный минимум, базовое, творческое) организовать достаточно сложно, так как в классах ученики с разным уровнем знаний, восприятия, быстроты усвоения материала и т.д. Одни учащиеся работают на уроке оживленно, быстро отвечают на вопросы, хорошо ориентируются в задании, выполняют творческие задания, другим же требуется время, чтобы осмыслить услышанное, усвоить теоретический материал и воспроизвести его руками. Поэтому, я стараюсь применять именно технологию обучения разноуровневую, если не на каждом уроке, то на отдельных этапах урока, потому что считаю этот подход в обучении необходимым.
На моих уроках реализуются следующие методы обучения с привлечением инновационных технологий, оптимизируется применение проблемных ситуаций и заданий, объяснительно-иллюстративных, эвристических, репродуктивных методов, частично-поисковых, исследовательских, применяется работа в парах и группах, используются технические средства.
Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений учащихся мною применяется система разноуровневого контроля и оценки знаний, в которую входят: тренировочные задания и тесты, индивидуальные задания, самостоятельные работы по выполнению, как отдельных узлов, так и всего изделия, иногда авторских разработок совместно с учителем.
Моя работа направлена на качество усвоения знаний и умений учащихся и я стараюсь вести процесс обучения, направленный как на сильных учащихся, так и на самых слабых (объединяя в группы сильных со слабыми учащимися, и уже оценивается не каждый отдельно ученик, если это групповое задание, а группа в целом, тем самым стимулируя ученика положительной оценкой, после чего у слабого ученика появляется интерес к качественному овладению технологической операцией, чтобы в последующем опять получить положительную оценку, но уже не совместно с группой а лично самому). Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении учащихся из более слабой группы в более сильную, при этом учитывая особенности каждой группы отдельно.
Сильным учащимся я даю творческие работы, создать эскиз выполняемого изделия, составить план работы над изделием, слабым индивидуально каждому задаю работу: подобрать и составить из имеющихся рисунков орнамент, выбрать ткань для конкретного изделия, выбрать способ обработки или оформления прошиваемого узла и т.д..
Обязательным в своей работе считаю использование методов межпредметных связей и применение их на уроках технологии, который нацелен на повышения знаний умений и навыков учащихся разноуровневых групп. Этот метод позволяет стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через решение элементов проектной деятельности решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. На своих уроках, особенно при объяснении новой темы, я даю учащимся понять, что технология очень тесно связана с другими науками и взаимодействует с этими науками.
Выполнив легкое задание, я предлагаю слабому ученику взять более сложное задание и попробовать с этим задание справиться и получить более высокую оценку, тем самым, пробуждая у него желание учиться. При этом, я предлагаю слабому учащемуся свою помощь, давая ему более подробную информацию по заданному заданию, нежели сильному ученику. Потому что, если слабому ученику постоянно давать слабые задания, то разрыв между временными типологическими группами будет углубляться и учащийся не будет успевать за программой.
Стараясь стимулировать интерес учащихся к предмету, даю им задания, связанные более с творческой работой по созданию эскизов, созданию новых изделий на основе базовой формы. В своих работах учащиеся обязательно должны рассматривать проблемность ситуации и ее решение.
За многие годы работы учителем, я убеждена, что дифференцированный подход на уроках как условия личностно - ориентированного обучения является неотъемлемой частью моей работы и может достигнуть в результате изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.
Оценка способностей ученика осуществляется на основе постоянных наблюдений за его деятельностью в процессе обучения.


Для эффективного обучения анализируется динамика развития
трудовых способностей учащихся, одним из способов которого, служат самостоятельные практические работы учащихся в конце каждой четверти, наблюдения за деятельностью обучающихся по картам мониторинга.