Введение.
То, что я услышал — забыл.
То, что я увидел — помню.
То, что я сделал — знаю.
Конфуций.
Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы развития творческой личности.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Это также отражено в современных требованиях концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И.М.Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П.Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.
Однако как показывает практика, исследовательские методы обучения не находят широкого применения. Чаще всего обучение происходит с использованием репродуктивных методов, направленное на усвоение готовых истин. Вследствие такого информационно- рецептурного обучения ребенок в значительной мере утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую активность. Традиционное обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании». В итоге ребенок теряет любознательность, способность мыслить самостоятельно, что делает практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а следовательно и саморазвития. Очень точно отметил порочность такого обучения С.Я. Маршак:
Он взрослых изводил вопросом»почему»
Его прозвали «маленький философ»,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?
Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность и новых впечатлениях, новых знаниях. Эта потребность выделена и изучена в целом ряде исследований (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Лисина, Н.Л. Фигурин, Н.М. Щелованов и др.). Л.И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастает затем в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Говоря о поисково-познавательной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую на правленую на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию. Это деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируются восприятие, возникает простейшая группировка предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийный действия.
В период дошкольного детства «островки» поисково-познавательной деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого материала.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, – они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому самому неожиданному результату. Это делает его очень восприимчивым к самым разнообразным изменениям ситуации, кото-рые вызывают его действия. Все эти особенности поисковой деятельности обусловли-вают эффективное познание ребенком многих доступных ему предметов и явлений. Поэтому детское экспериментирование как один из видов ориентировочно -исследова-тельской (поисковой) деятельности некоторые исследователи (Н.Н. Поддьяков) называют ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Основная часть.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В обычной жизни дети сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет-не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой “самодеятельности” заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Я считаю, что очень важно подарить ребенку не только радостное удивление натуралиста, но и приобщить его к пытливому анализу естествоиспытателя. Поэтому в своей работе использую очень широко опытно- экспериментальную деятельность. С этой целью мною была создана программа «Экспериментайка».
Целью моей работы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Цели:
Сформировать навыки экспериментальной деятельности.
Научить ребенка творчески использовать полученные навыки в различных сферах жизнедеятельности.
Формировать у детей чувство «удивления природой».
Привлечь внимание педагогов к такому методу обучения, как экспериментирование.
-
Задачи экспериментальной деятельности:
Формировать представление об объектах и явлениях живой и неживой природы и взаимосвязях между ними.
Развивать представления о свойствах предметов.
Развивать практические умения экспериментальной деятельности.
Развивать познавательную активность.
Развитие у детей умственных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путём сенсорного анализа.
Формировать знания правил безопасности при проведении эксперимента;
Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Воспитывать бережное отношение к природе;
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Программа рассчитана на 4 года обучения, начиная с младшей группы. Игроым персонажем, который помогает детям узнать много интересного, задает вопросы, на которые нужно ответить, хорошо подумав и т. д. Является Совунья. Опыт показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; играют с вертушками и пускают мыльные пузыри, плещутся в воде, открывая ее тайны. Занятия-опыты позволяют детям узнавать свойства и секреты природы с постепенным усложнением, в соответствии с их возрастом. Если в младшей группе дети узнают о самых простых свойствах воды, воздуха, песка и глины, то уже в средней группе они могут ответить на вопрос “Куда исчезает вода?”, “Где живет воздух?” “Почему в пустыне нет деревьев?”. А в старшей группе дети уже узнают о других жидкостях и их свойствах, сравнивая их с водой. Также в старших группах дети узнают о способах измерения, о трех состояниях любого вещества, о движении и тяготении, о свете и звуке, об электричестве, магните и т.д.
Становление всех этапов экспериментирования происходит постепенно, усложняясь от младшей группы до подготовительной и для каждой группы характерно овладение теми или иными действиями и умениями и степень их сложности.
Технология программы предусматривает проведение занятий индивидуально (1-4 ребенка), по подгруппам (5-10 детей) и со всей группой. Это обусловлено сложностью эксперимента, наличием объектов и др. факторами. Продолжительность занятий зависит от возраста детей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. В свободное время ребенок, овладев определенными навыками экспериментальной деятельности может повторить опыт. Ведь многократное повторение одних и тех же опытов вырабатывает у детей определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе. Кроме того в играх закрепляются полученные знания и умения. Также навыки экспериментальной деятельности ребенок использует и на других занятиях: математическом развитии, ознакомлении с окружающим, развитие речи, конструировании, рисовании.
Чтобы экспериментирование приносило тот результат, который вы от него ожидаете, необходимо соблюдать ряд правил:
Принцип: «Не навреди». Запрещаются все эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку.
Животное, взятое из природы, должно быть как можно быстрее возвращено обратно. Это надо делать вместе с детьми, чтобы они знали, что в природе каждое животное имеет свою территорию, на которой ему комфортно.
Уделять большое внимание соблюдению правил безопасности, чтобы избежать травм детей.
Недопустимы опыты, в которых создается реальная угроза жизни и здоровью детей. (ядохимикаты, ядовитые растения и грибы, работа с больными животными и т. д.)
Особое внимание необходимо уделять вопросам гигиены. После работы необходимо мыть руки, убирать свое рабочее место.
Уголок экспериментальной деятельности.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
3)Место для хранения материалов (природного, "бросового" материала)
место для проведения опытов
место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Содержание уголка:
1. приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты, микроскопы);
2. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.);
4. утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.);
5. технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.);
6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);
прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).
Для более успешного результата по овладению навыками экспери-ментальной деятельности необходимо участие не только детей и педагога, но и родителей. Программой предусмотрен план взаимодействия с родителями, что обеспечивает интеллектуальное, эмоциональное, познавательное развитие детей. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, пытаются ставить такие же опыты дома, учатся самостоятельно выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. Для более эффективного решения поставленной цели к работе были привлечены родители. После занятий в лаборатории детям давались домашние задания. Дети должны были делать их сами или вместе с родителями. Были проведены консультации с родителями для разъяснения актуальности экспериментальной деятельности детей. Проводились собрания, на которых обсуждались трудности, возникающие при организации экспериментов дома и происходил обмен опытом. Проводились открытые занятия с использованием опытов, на которые приглашались родители.
Заключение.
Мои наблюдения и опыт работы с программой “Экспериментайка” показали, что те знания, которые ребенок получает на занятиях в лаборатории, остаются с ним навсегда. А те умения и навыки исследовательской деятельности, которыми он овладел на занятиях, помогают ему овладеть знаниями в любой области. Знакомясь с неживой природой, дети начинают понимать необходимость бережного отношения к её объектам, природным материалам и предметам сделанных из них.
В процессе работы в лаборатории “Экспериментайка” я сделала выводы, что занятия экспериментальной деятельностью учат детей видеть мир творчески, дети могут не просто видеть предметы и явления, а всматриваться в них. У них развивается зрительная, слуховая чувствительность, внимание, развивается интерес к поисково-исследовательской деятельности, значительно расширяется словарный запас и обогащается речевое общение на основе культурных норм.
Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, эксперимен-тальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем - в школьные годы.
Я считаю, что каждое соприкосновение с ребенком неповторимо. Русский философ и публицист Розанов писал: «Живи каждый день так, как бы ты жил всю жизнь именно для этого дня». Ребенку необходимо проживать не только каждый день, но и каждый час, каждую секунду. Я, как воспитатель, получаю право бережно войти в мир детства и должна заполнить его драгоценные минуты общением, игрой, сотворчеством. Я несу огромную ответственность за каждое слово, каждый взгляд, жест, каждое мгновение, проведенное с детьми.
Экспериментальная деятельность, как и любая деятельность имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи:
развитие мыслительных процессов;
развитие мыслительных операций;
освоение методов познания;
развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
Средства: язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Экспериментирование является как наиболее эффективным методом обучения, так и более сложным.
Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников.
Детское экспериментирование свободно от обязательности. (во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
Не следует регламентировать продолжительность опыта. Исключение составляют те опыты, прекращение которых наносит вред животным или растениям (пересадка растений, возвращение животных в природу и т. д.)
не следует жестко придерживаться плана.
Дети не могут работать, не разговаривая. Общаясь, дети делятся своими открытиями, выясняют что получилось у другого, проговаривают свои действия и результат.
Не следует увлекаться фиксированием результатов. Для некоторых детей это чрезмерная нагрузка, некоторые не понимают ее необходимости.
Ребенок имеет право на ошибку. Совершая ошибку ребенок на практике убеждается в неверности своих предположений.
Надо адекватно вовлекать детей в работу.
Соблюдение правил безопасности. За безопасностью следит педагог, так как дети в силу своих возрастных особенностей еще не могут следить за своими действиями.
Еще одна особенность - способ введения ребенка в целостный педагогический процесс. В детском саду эксперименты вплетаются во все виды деятельности. Не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментом.
Анализ результатов и формулировка выводов. Дети не могут еще в полной мере выразить результат словами. Детям проще в непринужденной форме делится радостью открытия.
Нельзя анализировать поведение детей. Нежелание проводить эксперименты могут быть вызваны разными причинами.
Структура занятия - экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Выдвижение гипотез (предположений)
Для научения детей выдвигать гипотезы использую следующие приемы:
а) учу задавать вопросы;
б) предлагаю объяснить явления не только реальными, но и фантастическими причинами; (почему дует ветер)
в) игра «Хорошо - плохо»
г) гипотеза выдвигается начиная со слов: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что –если».
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Уточнение плана исследования
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Лаборатория «Экспериментайка» начинает свою работу уже в младшей группе, так как опыт показывает, что элементарное экспериментирование доступно детям младшего дошкольного возраста. Начинаем работу с детьми со знакомства с лабораторией – «местом где мы будем узнавать много интересного, будем показывать фокусы». Так же, во время первого занятия, дети знакомятся с правилами поведения в лаборатории. Простейшие опыты по ознакомлению со свойствами воды, воздуха, песка учат детей пользоваться «лабораторной посудой», осваивать элементарные практические действия с материалами, учат делать первые сравнения и выводы развивают речь ребенка.
У детей 2-ой младшей группы ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы. В этот период очень важно не давать готовый ответ, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый вместе с детьми осуществляет действия опыта, т.к. дети второй младшей группы еще не могут работать самостоятельно. Так же в этом возрасте надо начинать привлекать ребенка к прогнозированию результата действия: “Игорь, что получится, если мы нальем воды в песок?”. А еще дети четвертого года способны элементарно фиксировать результат опытов и улавливать простейшие причинно-следственные связи.
В средней группе действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно, однако, визуальный контроль взрослого при этом обязателен. В этой группе начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: “Почему этот платочек высох быстрее?” - “Потому что мы повесили его на батарею?” При фиксации наблюдений используются готовые формы, но уже к концу года дети могут пытаться самостоятельно делать рисунки.
В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Дети могут прогнозировать результаты своих действий и прогнозировать поведение объектов. При проведении опытов, ребята выслушивают задание и выполняют его. Однако в старшей группе благодаря увеличению объема памяти и произвольного внимания можно давать одно задание на весь эксперимент. Уровень самостоятельности повышается. Дети шестого года осваивают различные формы фиксации результатов. Им доступны 2-х и 3-хчленные цепочки причинно- следственных связей. Вопросом почему воспитатель стимулирует процесс развитие логического мышления. В этом возрасте дети хорошо запоминают инструкции по технике безопасности.
В старшем возрасте дети уже учатся:
видеть и выделять проблему;
принимать и ставить цель;
решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;
фиксировать этапы действий и результаты графически.
Для развития этих умений используются различные упражнения. Так для того, чтобы ребенок научился видеть проблему я предлагаю ему такие упражнения - “Посмотреть на мир чужими глазами”, “Сколько значений у предмета”,”Наблюдение очевидного”; игры - “Карусель”, “Волшебные превращения”. Для развития умения выдвигать гипотезы предлагаются такие упражнения:
При каких условиях будет полезен ...?(телефон, ветка, кукла, фрукты и т.д.) Придумайте условия, при которых будут полезны сразу два или более предмета? При каких условиях эти предметы бесполезны и даже опасны?
“Найди возможную причину события”. (Дети стали больше играть во дворах. Пожарный вертолет весь день кружил над лесом и т.д.)
“Чтобы произошло если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?
“Птицы низко летают над землей”; (“На столе стоит открытая книга” и т. д.) Надо высказать два самых логичных предположения и объяснения.
Чтобы было, если бы ...?
Так же используются тренинговые игры, опытно-экспериментальная работа, проводимая на занятиях в лаборатории, игры в свободное время, решение различных проблемных ситуаций. Для того, что бы научить детей решать проблемные ситуации я использую такие приемы:
подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его решения;
излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагаю рассмотреть явление с разных позиций (врача, космонавта, повара и т.д.)
побуждаю делать сравнения, выводы, сопоставлять факты;
ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
ставлю проблемные задачи (с заведомо допущенными ошибками, с противоречивыми данными, с избыточными или недостаточными исходными данными и др.)
Предлагаю детям проблемную ситуацию, ставлю цель, (дети сами находят способ разрешения ситуации) совместно с детьми определяем этапы работы, делаем выводы. В ходе деятельности учу детей выделять последовательность действий, отражать их в речи (Что мы делаем? Что получили? Почему?) фиксирую предположения детей, предлагаю им схематично отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты сравниваем, делаем выводы (О чем мы думали? Что получилось? Почему?).
В подготовительной группе проведение экспериментов становится нормой. Опыты – наиболее успешный путь ознакомления дошкольников с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Детям этого возраста доступны такие сложные умственные операции как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое описание увиденного.
В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принятия и постановки цели, анализа объекта или явления, выделения существенных признаков , сопоставления различных фактов, необходимости выдвигать гипотезы и делать выводы.
Ребята активно участвовали в экспериментировании, самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности (способность магнита притягивать металлические предметы, увеличительного стекла «увеличивать» предметы и т.д.)
Занятия в лаборатории проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Упражнения для развития умений экспериментальной деятельности, задания и упражнения на развитие внимания, умения анализировать зрительные образы, опыты, повторы-закрепления с изменением какого-либо параметра, проблемные ситуации для самостоятельного и совместного со взрослым (воспитателем, родителями) экспериментирования проводятся как во время учебной деятельности, так и в свободное время.
Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Все собранные и изготовленные ранее пособия были систематизированы и оформлены в наборы для исследования определенных свойств предметов и явлений. В группе была создана лаборатория для проведения детьми самостоятельных экспериментов и их варьирования в свободное время. В природном уголке проводятся долгосрочные наблюдения-эксперименты. Здесь же воспитанники могут познакомится с работами сверстников предыдущих годов, обсудить их, сравнить со своими.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, пытаются ставить такие же опыты дома, учатся самостоятельно выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. Для более эффективного решения поставленной цели к работе были привлечены родители. После занятий в лаборатории детям давались домашние задания. Дети должны были делать их сами или вместе с родителями. Были проведены консультации с родителями для разъяснения актуальности экспериментальной деятельности детей. Проводились собрания, на которых обсуждались трудности, возникающие при организации экспериментов дома и происходил обмен опытом. Проводились открытые занятия с использованием опытов, на которые приглашались родители.
Заключение.
Мои наблюдения и опыт работы с программой “Экспериментайка” показали, что те знания, которые ребенок получает на занятиях в лаборатории, остаются с ним навсегда. А те умения и навыки исследовательской деятельности, которыми он овладел на занятиях, помогают ему овладеть знаниями в любой области. Знакомясь с неживой природой, дети начинают понимать необходимость бережного отношения к её объектам, природным материалам и предметам сделанных из них.
В процессе работы в лаборатории “Экспериментайка” я сделала выводы, что занятия экспериментальной деятельностью учат детей видеть мир творчески, дети могут не просто видеть предметы и явления, а всматриваться в них. У них развивается зрительная, слуховая чувствительность, внимание, развивается интерес к поисково-исследовательской деятельности, значительно расширяется словарный запас и обогащается речевое общение на основе культурных норм.
Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, эксперимен-тальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем - в школьные годы.
Я считаю, что каждое соприкосновение с ребенком неповторимо. Русский философ и публицист Розанов писал: «Живи каждый день так, как бы ты жил всю жизнь именно для этого дня». Ребенку необходимо проживать не только каждый день, но и каждый час, каждую секунду. Я, как воспитатель, получаю право бережно войти в мир детства и должна заполнить его драгоценные минуты общением, игрой, сотворчеством. Я несу огромную ответственность за каждое слово, каждый взгляд, жест, каждое мгновение, проведенное с детьми.
Сформировать навыки экспериментальной деятельности.
Научить ребенка творчески использовать полученные навыки в различных сферах жизнедеятельности.
Формировать у детей чувство «удивления природой».
Привлечь внимание педагогов к такому методу обучения, как экспериментирование.
экспериментальной деятельности;
безопасности при проведении эксперимента;

Дети должны знать и уметь:
Младшая/ средняя группа:
различать воду, снег, лед, знать их свойства и связывать как состояния воды;
различать песок, камни и глину, знать их свойства;
знать и уметь использовать простые приборы;
знать, что солнце – источник тепла и света;
овладеть элементарными способами обследования объекта;
просматривая демонстрационные опыты, участвовать в их реализации, описывать происходящее и выдвигать предположение о результате.
Старшая/подготовительная группа:
пользоваться обобщающими словами;
иметь представления о магните, электричестве, свете, звуке, движении, измерении;
использовать приборы для измерения:линейку, весы, мерный стаканчик;
в зависимости от цели подбирать материал для опытов и устанавливать последовательность работы;
использовать накопленный опыт, выдвигать и обосновывать гипотезы;
выявлять причинно-следственные связи;
проводить долгосрочные опыты со схематическим фиксированием результатов.