Шевченко Людмила Васильевна, учитель физической культуры МКОУ «Веселовская СОШ»
Обобщение опыта по теме
«Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры»
Физичеcкое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть.
С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность.
Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков в начальных классах проводится согласно с учебной программой, которая предусматривает обучение упражнениям основной гимнастики, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр. Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения уроков, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность двигательных действий. Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания в младших классах.
Работая над темой «Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры» я поняла, что движение – потребность детского организма, а недостаток двигательной активности приводит к ряду заболеваний. Моя задача, как учителя физкультуры, привлечь детей заниматься физическими упражнениями не только на уроках, но и во внеурочной деятельности и дома.
Процесс обучения, воспитания и физического развития строится на основе активизации двигательной деятельности младших школьников. Учитывая всё это, я стараюсь поддерживать высокую степень двигательной активности, распределяю задания и индивидуально стараюсь подходить к каждому ребёнку, как на уроках физической культуры, так и во внеурочной и во внеклассной деятельности, поэтому, подготавливая себя физически, учащиеся проявляют интерес к основной учебной деятельности, а это задача одна из главных.
Важность этой работы обусловливается тем, что ученики даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды. Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т.е. выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся, например, по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе индивидуального подхода.
По результатам предварительного учёта, который позволяет мне, как учителю, видеть объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное распределение на сильных, средних и слабых учеников. Итоги данного учета выставляются только положительные - это точка отсчета для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности ученики - это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе.
Для меня главное, чтобы на моем уроке ученик пребывал в ситуации успеха, чтобы к занятиям физической культурой появился интерес, а, значит, будут успехи и награды за их труд.
Поощряю за любые успехи: как можно чаще хвалю детей, подбадриваю. На уроках у детей не должно быть страха перед ошибкой или неудачей, их надо поощрить даже за самое маленькое достижение. Все дети любят, когда их хвалят.
Стараюсь объективно выставлять оценки так, чтобы оценка была понята и принята ребенком, он должен знать требования, которые предъявляются к оценке.
Достижение определенных результатов при условии систематических занятий дает основание мне для выставления ученику высокой оценки.
При оценке успеваемости учитываю особенности физического развития и типы телосложения. Учащимся с большой массой и длинной тела легче даются упражнения в метаниях на дальность. Я активно вовлекаю их в работу на занятиях легкой атлетикой. В то же время им значительно сложнее овладеть техникой гимнастических упражнений на снарядах (висы, упоры) и показать высокие результаты на выносливость.
В отличие от них дети, имеющие небольшую массу и длину тела, успешнее справляются с гимнастическими и акробатическими упражнениями, легче достигают высоких результатов в заданиях требующих проявления выносливости. Низкие показатели у учащихся не являются основанием для снижения оценки успеваемости на моих уроках, которая выставляется по достигнутым приростам за заданное время. Нагрузка для них дозируется индивидуально.
На основе этого у детей повысилась мотивация к занятиям физической культурой. Намного улучшился уровень физической подготовленности. На уроке задействовано в работе100 процентов обучающихся, даже если ребёнок освобождён, от занятий он получает индивидуальные задания, которые не противопоказаны, и в итоге по которым возможно оценить его работу на уроке.
Проводя работу по формированию навыков самоконтроля в процессе двигательной активности, стараюсь принимать во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре.
Я вооружаю ребят знаниями, необходимыми для осуществления самоконтроля своих действий, формирование у них умения самостоятельно вносить изменения в свою работу. Главная ценность этого направления заключается в том, что самоконтроль будет способствовать более глубокому усвоению учебного материала. Заметив ошибку, выясняю причину ее возникновения, и оказываю своевременную помощь ученику.
Пытаюсь это сделать с учетом свойств характера ребенка. Например, есть дети, которые не принимают помощь до тех пор, пока сами не исчерпают своих возможностей. А есть дети, у которых опускаются руки, если их во время не поддержать, не подсказать выхода из затруднения; некоторых надо подводить к освоению упражнения так, чтобы они постепенно преодолевали встречающиеся трудности, и они не были бы для них чрезмерными.
Положительно влияют на организм таких учеников подвижные игры средней и высокой интенсивности.
Вот поэтому значительную часть урока и всю внеурочную деятельность посвящаю подвижным играм, благодаря которым развиваются как сильные, так и слабые ученики, вовлекаю детей в различные виды спортивных состязаний. Это самое любимое спортивное занятие детей, где больше всего развивается двигательная активность.
В своих учениках, посредством игр, я стараюсь воспитывать такие качества, как ответственность, честность, умение дружить, быть членом коллектива.
В слабых - силу характера, уверенность в себе, в сильных – отзывчивость, стремление прийти на помощь. Главное, на мой взгляд, в каждом ребенке видеть личность, важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается, именно то умение, которое он сможет выполнить лучше остальных. Нужно научить маленького человечка верить в себя, в свои силы и возможности.
Спортивную деятельность младших школьников нацеливаю на освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, приобретение опыта в спортивных соревнованиях.
Для развития двигательной активности и достижения удовлетворенности уроками физической культуры я стараюсь использовать игровые и соревновательные методы.
Чтобы у детей проявлялся интерес к занятиям физической культурой и спортом, необходимо их заинтересовать, для этого организовываю физкультурно-массовые мероприятия «Весёлые старты», «Президентские состязания», Тестирование ВФСК ГТО, легкоатлетический кросс, конкурс по гимнастике, первенство школы по пионерболу, турнир по шашкам.
А в создании ситуации успеха большую роль играет и внеклассная работа по физической культуре. Уроки физкультуры становятся более значимыми для ребят. Это уже не просто урок, а подготовка к очередному школьному соревнованию, а если в команде класса не хватает игроков, то уже сами ребята заинтересованы в том, чтобы «подучить» тех, у кого пока не получается. Впоследствии некоторые ребята, прочувствовав атмосферу соревнований и соперничества, ощутив успех в глазах одноклассников, начинают серьезно и увлеченно заниматься спортом. В этом я убедилась на собственном опыте, после проведенных в школе соревнований почти всегда появляются новые желающие научиться играть в пионербол, волейбол, заниматься активнее другими видами.
Применение метода создания ситуации успеха позволило добиться следующих результатов:
1.На уроках физкультуры все ребята занимаются с желанием.
2.Не происходит конфликтных ситуаций с детьми и их родителями по поводу несогласия с оценками и методами обучения физической культуре.
3.Все классные коллективы принимают участие в школьных соревнованиях, обучающиеся проявляют инициативу и оказывают помощь в организации соревнований. Пополняют Портфолио грамотами и дипломами, полученными на соревнованиях.
4. В 2019г. Ребята 1-4 классов (I, II и III ступеней ГТО) впервые проходили тестирование ВФСК ГТО и показали следующие результаты - 17 человек получили золотой знак ГТО, 10 – серебряный и 9 – бронзовый; после того, как детям вручили значки появился интерес ещё больше, появилось больше желающих и в 2021 году результаты улучшились 30 учащихся получили золотой знак ГТО, 12 – серебряный и 4 – бронзовый.
5.Все учащиеся 1-4 классов 100% посещают спортивный кружок «Непоседы».
С ребятами из кружка «Непоседы» мы участвовали от ШСК «Спортландия» в Областной акции «Спорт - альтернатива пагубным привычкам» (в рамках Спартакиады школьных спортивных клубов, в номинации «Ведущие за собой») заняли II место в 2019 году;
В 2020 году участвовали также в Областной акции «Физкультура и спорт - альтернатива пагубным привычкам» (в рамках Спартакиады школьных спортивных клубов, в номинации «Физкультурно-оздоровительные технологии») заняли III место.
Таким образом, создание ситуаций, приводящих к успеху — перспективное направление в работе с современными школьниками. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни. А успехи на уроках физической культуры способствуют формированию стремления к физическому благополучию, потребности в бережном отношении к своему здоровью.
Считаю, что тема «Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры» с целью повышения уровня физического состояния через игровую и соревновательную деятельность, над которой я работаю, направлена именно на укрепление здоровья и активизацию самого ребёнка, его двигательных способностей и физического состояния.
Одной из целей моей работы является создание условий, позволяющих воспитывать потребность в двигательной активности и здоровом образе жизни.
В заключение надо сказать, что, являясь составной частью физического воспитания, воспитание и развитие двигательных способностей содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, воспитание физических качеств, способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества.
Организовываю их так, чтобы детям было интересно, чтобы они как можно больше двигались и видели результаты своей активной деятельности. Стараюсь, чтобы все участники соревнований получили вознаграждение и был стимул для дальнейшего роста.
Высокий уровень физической подготовленности обучающихся подтверждается не только качеством знаний, но и их активным участием в мероприятиях по физической культуре. Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия - это важнейшая составляющая процесса физического воспитания школьников.
Изучая широкий круг вопросов, связанных с теорией и методикой преподавания физкультуры, содержанием программ и государственного образовательного стандарта, я пришла к выводу, что наиболее подходящим для реализации компетентностного подхода является комплексная программа физического воспитания обучающихся 1-4 классов под редакцией В.И.Ляха и А.А.Зданевич.
Мой опыт основан на теоретических данных преподаваемого предмета, практической направленности обучения.
В настоящее время физкультурно-оздоровительную работу с младшими школьниками следует строить в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. В результате обучения по ФГОС второго поколения младшие школьники приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека. Выпускники получат возможность научиться: сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол.
В процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия; начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Так как одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Считаю, что тема «Методы обучения двигательным действиям учащихся в процессе подвижных игр и спортивно-оздоровительных мероприятий» с целью повышения уровня физического состояния через игровую и соревновательную деятельность, над которой я работаю, направлена именно на укрепление здоровья и активизацию самого ребёнка, его двигательных способностей и физического состояния.
В начальной школе одной из целей моей работы является создание условий, позволяющих воспитывать потребность в двигательной активности и здоровом образе жизни.