Традиционные формы воспитательной работы,
используемые педагогами детского дома.
Воспитательный час (в школе - классный час) - одна из основных форм организации воспитательной деятельности, общения воспитателя группы с коллективом воспитанников.
Праздники - это массовые мероприятия, посвящённые делам и событиям общенародного, регионального, обще детдомовского или группового значения. Праздник может быть традиционным, а может быть посвящён какой-то дате, которая ещё не приобрела традиционного характера. Торжественный праздник требует очень серьёзной подготовки. Для подготовки и проведения праздника разрабатывается сценарий. Торжественный праздник включает в себя:
- торжественную часть (поздравление, приветствие, вручение чего-нибудь);
- концерт, спектакль, игры, аттракционы;
В финале праздника может быть праздничное чаепитие.
Экскурсии - это совместное посещение достопримечательностей, памятных мест. Экскурсии могут носить учебный и культурно-просветительский характер. К экскурсии воспитанников необходимо серьёзно готовить. Для этого необходимо предварительно познакомиться с интересными материалами, касающимися будущей экскурсии, подготовить вопросы или другие виды возможных заданий, необходимых для проведения экскурсии. Перед экскурсией нужно провести инструктаж по технике безопасности.
Игры - занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования; это одна из эффективных форм организации детского досуга и воспитания. Различают игры интеллектуального и познавательного характера, игры-аттракционы, подвижные игры, игры-эстафеты, игровые поединки, ролевые и деловые игры, игры-шутки, игры-пятиминутки, шумовые игры и многие другие.
Викторины. Викторина - это познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки, техники, литературы и искусства. Викторины имеют большое значение для расширения кругозора воспитанников.
Конкурсы. Конкурс - соревнование, целью которого является выделить лучшего участника или лучшие работы.
Дискотека - форма проведения массового досуга, в основе которой заложено единство эстетических и технических компонентов, развлекательного и познавательного материала. Поэтому её организация требует специальной подготовки. Для начала необходимо определить вид и тему дискотеки, написать её сценарий (сценарный план), определить состав аудитории и профессиональную готовность ведущего. Виды дискотек: танцевально-развлекательная, тематическая, диско-театр.
Тренинг - форма специально организованной деятельности общения, обучающее и развивающее воздействие которого основано на активных методах групповой работы. Тренинг даёт:
- получение психологических знаний;
- овладение навыками понимания окружающих;
- развитие навыков рефлексии;
- приобретение опыта общения с окружающими;
- личностный рост.
Одним из основных средств воспитания, эффективным средством развития детского коллектива является коллективная творческая деятельность (КТД). Этот термин ввёл И.П. Иванов, профессор, создатель методики коллективной деятельности.
Структура КТД:
1 этап - предварительная работа коллектива (определить конкретные воспитательные задачи, наметить исходные направляющие действия, увлечь воспитанников радостной перспективой интересного и полезного досуга).
2 этап - коллективное планирование (сбор-старт, работа в микро группах).
3 этап - коллективная подготовка КТД.
4 этап - коллективное проведение КТД (участвуют все члены коллектива).
5 этап - коллективное подведение итогов КТД (что было хорошо? что не получилось? почему? как сделать, чтобы было лучше?).
6 этап - стадия ближайшего последствия КТД (реализация выводов и предложений при подведении итогов проделанной работы; часто является стартом нового КТД). На этом этапе определяется эффект работы, её полезность.
Все традиционные формы воспитательной работы при соблюдении перечисленных 6 этапов становятся КТД.