МБДОУ № 48
Обобщение опыта работы по самообразованию.
Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Абызгареева Ф.М.
Миасс
2023
Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Патриотическое воспитание- одно из важнейших звений системы воспитательной работы. Патриотизм- преданность и любовь к своему отечеству и людям. Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент- это патриотизм. Это уважение к своей истории, духовным ценностям наших народов. нашей тысячелетней культуре.
Важность патриотического воспитания подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и др., в которых говорится о необходимости включения регионального компонента (который на длительное время пропал из системы образования) назад, чтобы у подрастающего поколения формировались правильные ценности и личностные качества.
ФГОС, пришедший на смену ФГТ, определяет цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Следовало бы особо выделить проблему развития «патриотического сознания».
Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДО. Ведь ДОУ – самое первое звено в системе образования. Они призваны сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Главная задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны :
- высокая восприимчивость,
- легкая обучаемость,
- безграничное доверие взрослым,
- стремление подражать им,
- эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
Патриот — человек, который любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите
Нравственно -патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране,национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Цель: нравственно- патриотического воспитания у детей дошкольного возраста - воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к Родине; формированию них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность;
Но эти качества не возникают у детей сами по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. «Патриотизм начинается с колыбели, - отмечал В. А. Сухомлинский. - Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».
Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую Родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно.
Мир ребенка начинается с его семьи, где впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. Наша задача прививать детям чувство гордости за свою семью; воспитывать любовь к родному дому; учить внимательнее относиться к событиям в своей семье, интересоваться делами и традициями родного очага. Организованная деятельность Знакомство с составом семьи. Оформление семейного альбома, дидактическое упражнение “Построй семью”, создание уголка уединения с семейными фотографиями, празднование Дня рождения детского сада, альбом “Дружная семья”.
Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность к своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи, знали своих бабушек и дедушек, кем они были и чем занимаются теперь. Изучение своей семьи, семейных традиций, составлению своей родословной – все это составные семейного воспитания.
Формирование бережного отношения к природе и всему живому. Все это закладывается в семье. Это прогулки, наблюдения, кормление птиц зимой, ухаживание за домашними питомцами.
Формировать желание посещать дошкольное учреждение, встречаться с друзьями; воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада; прививать бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь; учить запоминать дорогу к детскому саду, его адрес; воспитывать желание поддерживать порядок в своей группе, на своей площадке. Воспитание уважения к труду.
Познакомить детей с историей возникновения Миасса. Воспитывать у дошкольников уважение к людям различных профессий, работающих в городе; дать представление о транспорте города, его природе; прививать интерес к историко-культурному наследию своего народа; формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города.
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн). В течение многих лет одной из ведущих тем работы по патриотическому воспитанию является тема «Россия – Родина моя». Здесь особая роль отводится знакомству с символами государства (герб, флаг, гимн). В процессе организованной образовательной деятельности дети узнают о том, что символы страны означают святость и гордость государства, олицетворяют независимость, величие и честь нашей Родины. Эти задачи требуют от нас выбора наиболее доходчивых форм и методов работы, которые вызывали бы интерес, мыслительную активность, эмоциональное восприятие. Здесь отводится большая роль чтению художественной и познавательной литературы о защитниках Отечества нашей Родины. Можно познакомить с вновь вышедшей литературой, доступной по содержанию и способной затронуть их чувства: «Моя первая книга о России», «С чего начинается Родина».
Развивать у детей художественный вкус, творческие способности; воспитывать чувство гордости и восхищения к своей малой Родине с помощью традиций русского народа и через музейную педагогику; прививать интерес к культурным ценностям своего и других народов.
Развитие интереса к русским традициям и промыслам. Знакомя с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда – то частью быта и труда русского народа, мы даем детям возможность познакомиться с историей, укладом жизни. «Широкая масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки».
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Слушать музыку, песни, танцы, читать литературу - все это должно вызывать эмоциональный отклик, позволять узнавать традиции, обычаи других народов.
Работа с родителями.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимо тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи. Оно выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась простыми беседами, консультациями, необходимо вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).
Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных музеев, организация фотовыставок, выставок и рисунков детей, составление семейного древа, гербов семьи помогает детям понять, что семья – ячейка общества.
Огромное значение в патриотическом воспитании детей имеет участие их семей в ежегодных конкурсах, акциях, создание мини-музеев на патриотическую тематику.
Ежегодно мы с детьми участвуем в различных патриотических городских, всероссийских конкурсах, акциях, посвященных нашей Родине России. Также дети принимают участие в мероприятиях детского сада, посвященных праздничным датам: 23 февраля, 9 мая и т.д.
Участие детей в мероприятиях МДОУ:
Конкурс чтецов «Край голубых озер»
Конкурс чтецов «Моя Родина Россия»
Конкурс чтецов «23 февраля»
Конкурс чтецов «день Победы- 9мая»
Веселые старты, посвященные празднику 23 февраля, 9 мая (традиционное мероприятие «Бойцы на отдыхе» чаепитие)
Участие детей в городских акциях и конкурсах:
Акция Челябинской области «Голубая лента»
Региональный творческий конкурс «Военная техника и конструкторы ЛЕГО»
Творческий конкурс к 60-летию первого паллета человека в космос «Космос глазами детей»
Муниципальный конкурс «День Победы и конструкторы ЛЕГО»
Муниципальный конкурс «Строки, опаленные войной», «Мы- правнуки Победы».
Городская видео- акция, посвященная 75-летию Победы в ВОВ. Место проведения- городская центральная библиотека.
Городская патриотическая акция «Открытка ветерану»
Участие во всероссийских конкурсах и акциях:
«Путь к звездам»
«Защитник мой, горожусь тобой»
«Бережем планету»
«Моя Родина- Россия»
Детско- юношеская акция «Рисуем Победу»
«Победный май»
«Сквозь года…»
Создание тематических уголков, посвященных празднику 23 февраля, 9 мая. Создание мини- музеев «Мой город Миасс», «Русская народная изба» ит.д.