«Обобщение опыта работы по теме
«Арт – технология правополушарного рисования как эффективное и современное средство развития БУД на уроках рисования»
В качестве современной методики мною выбрана методика правополушарного рисования. Суть этой методики очень проста и эффективна. При подъеме активности правого полушария и балансировки его с уровнем левого происходят уникальные вещи: производительность работы мозга увеличивается в 5 раз, повышается скорость принятия решений, включается режим вдохновения, внутреннего спокойствия, гармонии, проявляющийся во всех областях деятельности, что в разы улучшает уровень качества жизни ребёнка. Перепады настроения, излишняя агрессивность, неустойчивость эмоционального состояния — все эти «прелести» уходят под влиянием правополушарного рисования. Зато появляются: уверенность в своих силах, возможность самоутвердиться и завести новых друзей.
Ведущей педагогической идеей представляемого опыта является организация и координация среды для творческого развития обучающихся с ОВЗ, раз- работка и реализация адаптированной общеобразовательной общеразвивающей дополнительной программы, основанной на методе правополушарного рисования.
Актуальность выбранной темы определяется выдвинутой во ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями задачи, которая требует совершенствования образовательного процесса, потребностью в методических материалах, обеспечивающих реализацию программы формирования регулятивных БУД. Регулятивные базовые учебные действия обеспечивают эффективную работу на каждом уроке и уровне обучения, для их развития важно научить ребенка: ставить учебную задачу, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, алгоритму; исправлять ошибки; адекватно оценивать выполненную работу. Это должно стать залогом успешной адаптации в современном обществе.
Новизна данного педагогического опыта
Правополушарное рисование – это развитие творческого потенциала и творческого самовыражения. Данный метод призван развить интуицию, уравновесить эмоциональное состояние. У школьников занятия правополушарным рисованием повышают интерес к учёбе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. Подростки начинают видеть многовариантность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции. Метод ППР на уроках рисования позволяет включить в учебную деятельность всех обучающихся класса и способствует повышению их уровня сформированности БУД, а также позволяет решить ключевую проблему в обучении умственно отсталых школьников изобразительному искусству: снижение мотивации к изобразительной деятельности у умственно отсталых школьников из – за низкие качества работ.
План
Введение.
Что такое правополушарное рисование?
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности и эффективность методики правополушарного рисования.
Работа по обучению детей правополушарному рисованию.
Диагностическое тестирования детей на выявление активности правого полушария.
Методы, используемые для включения в работу правого полушария.
Этапы работы.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Что такое правополушарное рисование.
Правополушарное рисование– это интенсивный метод обучения рисованию, формированию художественной уверенности и получению доступа к творческим силам мозга. Разработан американской преподавательницей рисования Б. Эдвардс и основан на исследовании мозга Нобелевского лауреата Р. Сперри.
Методика рисования по Бетти Эдвардс - это набор уроков, каждый из которых постепенно приучает рисовать с использованием возможностей правого полушария - видеть контуры, вместо фигуры, различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон) , видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции) , видеть работу света и тени и собирать отдельные элементы в целостное восприятие.
Методика основывается на развитии правого полушария, т. к. именно оно отвечает за творческие процессы.
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Детям с ОВЗ свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности.
У них наблюдается снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт характера: замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность.
Перепады настроения, излишняя агрессивность, неустойчивость эмоционального состояния — все эти особенности уходят под влиянием правополушарного рисования. Зато появляются: уверенность в своих силах, возможность самоутвердиться и завести новых друзей.
Особенности и эффективность метода правополушарного рисования.
Как работает метод?
Правое полушарие мозга обладает творческой силой, чувством пространства и формы, естественным умением рисовать, в то время как левое полушарие чувствует языки, логику, символы, но совершенно не умеет реалистично рисовать.
Часто случается, что доминирующее левое полушарие мешает правому в его попытках рисовать. В таких случаях человек считает себя совершенно неспособным к рисованию. В программу правополушарного рисования входят упражнения, от которых отказывается левое полушарие, а это, в свою очередь освобождает правое для рисования.
После того как получен доступ к правому полушарию, изучаются 5 основных навыков восприятия, которые являются основами рисования: восприятие краев, восприятие относительных углов и пропорций, восприятие пустого пространства, восприятие света и тени, восприятие в целом.
При подъеме активности правого полушария и балансировки его с уровнем левого происходят уникальные вещи: производительность работы мозга увеличивается в 5 раз, повышается скорость принятия решений, включается режим вдохновения, внутреннего спокойствия, гармонии, проявляющийся во всех областях деятельности, что в разы улучшает уровень качества жизни человека. Основополагающая задача изобразительной деятельности состоит в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям проблем. Поэтому мною был выбран современный метод правополушарного рисования, автором которой является Бетти Эдвардс, преподаватель Калифорнийского университета. В основе технологии лежит теория о функциональных различиях полушарий мозга психобиолога Роджера Сперри, за которую он был награжден Нобелевской премией. Авторы утверждают, что рисовать может каждый, независимо от индивидуальных особенностей.
Правополушарное рисование намного проще и естественнее традиционного.
Метод ППР соответствует одному из важных принципов обучения у/о детей
«Сочетанию слова, наглядности и практической деятельности», также метод ППР предлагает упрощение способов и приемов рисования, которые приводят к хорошему результату. На мой взгляд, эффективным способом для формирования регулятивные БУД является метод ППР.
Работа по обучению детей правополушарному рисованию.
Цель.
Получить новые знания о методе правополушарного рисования и его положительном влиянии на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья;
Разработать и апробировать методы правополушарного рисования на уроках рисования и занятиях кружка “Юный художник”;
Выявить организационно-методические, организационно-педагогические условия достижения положительного результата.
Для реализации поставленных целей определены следующие задачи.
На основе анализа теоретических источников изучить эффективность влияния правополушарного рисования на творческую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Выявить уровень эмоционального и творческого состояния учащихся до применения методов правополушарного рисования.
Сравнить результаты.
Реализовать методы и приемы правополушарного рисования для развития творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках рисования и занятиях кружка «Юный художник».
Оценить эффективность проделанной работы.
В качестве объекта экспериментальной работы для осуществления экспериментальной деятельности выступают методы и приёмы правополушарного рисования, положительно влияющие на творческую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы деятельности.
Анализ теоретических источников.
Психолого-педагогический эксперимент.
Анализ полученных результатов.
Диагностический инструментарий.
Тест на работу правого полушария.
Педагогические разработки технологических карт уроков рисования и занятий кружка.
Видеоуроки по правополушарному рисованию.
Диагностическое тестирования детей на выявление активности полушария.
Результаты данного теста отражены в приложении № 1 (см. приложение). На основе анализа результатов
Методы для активизации правого полушария, используемые на уроках рисования с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Как определить работу полушария? Как определить, когда в мозге включается нужная функция, и начинается именно правополушарное рисование?
Упражнения на создание конфликта разума и интуиции помогут в этом. Понадобится классическая оптическая иллюзия. Что нарисовано - ваза или два профиля? Каждый обращает внимание на разные элементы, но суть не в этом. Чтобы сделать упражнение, нужно разрезать эту картинку пополам. Правшам взять левую часть, левшам - правую. Картинку с половинкой вазы кладем на чистый лист бумаги. Начинаем упражнение: Провести карандашом по готовому профилю, при этом мысленно или вслух проговаривая названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок. Теперь нужно дорисовать картинку сразу после проговаривания. В момент прорисовки разум начнет диктовать ранее проговоренные слова. Тут и возникает конфликт сознания с подсознанием - рисовать симметрично профили, проговаривая слова, почти невозможно. Следует рассмотреть, как все же была решена эта задачка. Если, не обращая внимания на симметрию, испытуемый просто нарисовал профиль, значит, логи- ка возобладала. Когда удается абстрагироваться от слов и рисовать линии, включается правополушарное рисование.
Кверху ногами. Есть очень интересный способ, чтобы улучшить восприятие для техники правополушарного рисования. Нужно выбрать любой рисунок, где есть только контуры и больше ничего, как в детской раскраске. Затем перевернуть изображение и перерисовывать его кверху ногами. Левая часть мозга плохо воспринимает перевернутую картинку, поэтому рисовать будет очень сложно. Нужно просто копировать линии, как они есть. Следите за расположением черт относительно листа и других частей рисунка. Не нужно сначала переносить общий контур рисунка, а потом прорисовывать мелкие детали. Малейшая ошибка в этом случае приведет к нарушению всей композиции. Можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги, чтобы воспринять только ту часть, которая рисуется сейчас. Если внезапно пришло осознание того, что каждая линия - это всего лишь часть единой картины, и рисование превратилось в собирание пазла из них, значит, правое полушарие заработало. Но это хрупкое состояние очень легко нарушить.
Контурное рисование. Это еще одно задание на правополушарное рисование. В домашних условиях его легко можно выполнить. Для этого нужен карандаш, листок бумаги и скотч. Скотчем крепим бумагу к столу и поворачиваемся боком так, чтобы рабочая рука осталась на столе. Пальцы другой руки складываем вместе, чтобы образовалось множество мелких складочек и морщинок, и кладем на колени. Вам должно быть удобно. Сидеть так придется, не шевелясь. Засекаем 5 минут. После начала отсчета на листок смотреть уже нельзя. Глаза очень медленно должны проходить по линиям складок на руке. Скорость - примерно 1 мм в секунду, не быстрее. Другая рука, в которой карандаш, повторяет движение глаз на листе бумаги. Продолжайте неотрывно рисовать в этой манере, пока не сработает таймер. За результат переживать не нужно, в этом задании достичь точности изображения - не главное. Во время упражнения может возникнуть проблема - либо глаза будут двигаться слишком быстро, либо рука - забегать вперед. Главная цель - добиться синхронизации зрения и дви- жения карандаша. Задание предназначено для того, чтобы максимально усилить зрительное восприятие. Можно продолжить занятие с комком бумаги, драпировкой на стуле и другими предметами, с множеством разнонаправленных линий. Уже после нескольких повторений мир начинает выглядеть совсем иначе.
Видоискатель. Для нового упражнения придется сделать вспомогательный инструмент – видоискатель. Он состоит из картонной рамки и вставляющегося в него прозрачного пластика или стекла. После того как рамка будет готова, можно приступать к заданию. Нацеливаем видоискатель на выбранный объект, это снова может быть рука. Закрепляем его, чтобы не шевелился, и принимаем удобную позу. Во время упражнения двигаться должна только рабочая рука, и ничего больше. Закрываем один глаз, чтобы картинка не расплывалась. Пер-манентным маркером обводим прямо по стеклу все линии и контуры предмета в видоискателе. Это еще один способ научиться видеть предмет и рисовать именно его, а не символ. Следующий этап – перенесение изображения со стекла на бумагу. Делать это нужно строго по линиям, как в упражнении по рисованию кверху ногами. Процесс должен постепенно превратиться в перерисовывание окружающей вас действительности. С современным образом мышления очень сложно избавиться от стереотипов и начать видеть мир таким, какой он есть на самом деле. С этим навыком картины станут появляться сами собой.
Этапы работы.
Этап Содержание работы Сроки
Диагностический Анализ затруднений, постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме, имеющегося опы- та.
Первый год работы над темой (2022-2023)
Прогностический Определение цели и задачи над темой. Разработка си-
стемы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.
Второй год работы над темой (2023-2024 г)
Практический Внедрение ППО, системы мер, направленных на ре-
шение проблемы. Формирование методического ком- плекса. Отслеживание процесса текущих, промежу- точных результатов. Корректировка работы.
Третий год работы над темой (2024-2025 г)
Обобщающий Подведение итогов. Оформление результатов работы
по теме самообразования. Представление материалов.
Третий год работы над темой (Июнь 2025г)
Внедренческий Использование опыта самим педагогом в процессе
дальнейшей работы. Распространение педагогического опыта.
В ходе дальнейшей педагогиче- ской деятельно- сти.
Заключение.
Данная методика была апробирована мною на детях с УО и детях-инвалидах 4-х и 5-х классов. Работа проводилась на уроках рисования и занятиях кружка. В результате использования правополушарного рисования были отмечены следующие изменения:
Повышение мотивации не только к занятиям изобразительной деятельностью, но и к другим видам деятельности.
Положительная динамика в развитии невербального интеллекта: пространственного воображения, зрительно-моторной координации.
Использование на уроках рисования метода ППР повышает эффективность урока и оказывает комплексное положительное воздействие на обучающихся с интеллектуальными нарушениями: не только раскрывает изобразительный потенциал детей и помогает им легче усваивать материал, но и способствует формированию регулятивных БУД у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, а также позволяет решить ключевую проблему в обучении умственно отсталых школьников изобразительному искусству: снижение мотивации к изобразительной деятельности у умственно отсталых школьников из – за низкие качества работ.
Литература:
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / под ред. Асмолова А.Г. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
2.Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Галкина В.А. Технология формирования самоконтроля в процессе обучения у младших школьников с легкой умственной отсталостью./ Образование и наука. – 2015- № 2.
https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/12964/1/edscience_2015_2_121_011
4. Кузма Л.П, Клещева Л.А. Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учебной и внеучебной деятельности: методические рекомендации / Краснодар, 2016. https://uotem.ucoz.ru/UO/bazovye_uchebnye_dejstvija_u_obuch-s
5.Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии./ Дидактика. - 2000.- № 1.
6. Медведева Е.А. Становление личности ребенка с проблемами развития как субъекта культуры в художественно-творческой деятельности // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы / под ред. Богдановой Т.Г., Назаровой Н.М. – Москва, 2013.
7. Нижегородский институт развития образования. Разработка программы формирования базовых учебных действий обучающихся с интеллектуальными нарушениями: методические рекомендации/ Нижний Новгород, 2016.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – М.: Просвещение, 2015.
9.Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка. М.: АПК и ПРО, 2004. 10.Эдвардс Бетти. Ты - Художник! Издательство: Попурри, 2012.