Обобщение опыта работы по теме: «Формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
посредством использования дидактических игр в коррекционно-развивающей деятельности»
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС.
Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения, совершенствование коммуникативных умений и навыков.
Цель и задачи педагогической деятельности по самообразованию:
Цель: повышение профессиональной компетентности в вопросах формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР в рамках реализации федеральных государственных требований.
Задачи: • Изучение соответствующей методической литературы по теме;
• Непрерывное повышение уровня владения теоретическими знаниями путем систематического ознакомления с новинками методической литературы и материалов периодической печати;
Проведение диагностики нарушения слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи;
• Составление картотеки игр, картотеки домашних заданий для родителей по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР;
• Пополнение логопедического кабинета дидактическим материалом по теме в соответствии с ФГОС.
• Обобщение и демонстрация педагогического опыта по теме
Маркова А.К. выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:
1. Нарушение количества слогов: Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток; Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино; Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната; 2. Нарушение последовательности слогов в слове: Перестановка слогов: «деворе» — дерево; Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот; 3. Искажение структуры отдельного слога: Сокращение стечений согласных: «тул» — стул; Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон; 4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы; 5. Персеверации (циклическое повторение одного слога). 6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы; 7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка
Этапы работы над слоговой структурой слова
Подготовительный этап (на невербальном материале)
Цель: подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слова. На этом этапе ребёнку предлагается выполнить следующие виды работ: 1) Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
2) Работа над ритмом.
3) Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка) и коротких (барабан, бубен). 4) Формирование общей координаций движений под ритмическую музыку. 5) Формирование координации движений пальцев рук. 6) Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений. 7) Упражнения на развитие реципрокной координации рук
Цель: непосредственная коррекция нарушения слоговой структуры у конкретного ребёнка. Отработка слоговой структуры слова проводилась на следующих этапах:
Коррекционная работа на уровне гласных звуков.
2) Коррекционная работа на уровне слогов.
3) Коррекционная работа на уровне слов.
4) Коррекционная работа на уровне фраз, чистоговорок, текстов
Работа над словом
А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:
Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
Односложные (дом, мак).
Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
Односложные со стечением в конце слова (зонт).
Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Нормы усвоения слоговой структуры слов в соответствии с возрастом. 3-4 года – 1, 2, 3 тип ссс
4-5 лет: воспроизведение слов: -из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидоры…); -из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капу-ста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)
После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например: Водопроводчик чинил водопровод.
Картотека Предметных картинок
Е. Михайловой,
А. Иващенко
Пособие Елены бреус
«Слушай, запоминай, различай»
Слоговые кубики Е Бреус
«Расставь кубики по схеме, называй слова и стучи кубиками столько раз, сколько слогов в схеме»
Разложи обручи по схеме, назови слова, топни(хлопни) столько раз, сколько слогов в слове
Можно использовать ортоковрики
Кубики Н.А. Зайцева в работе над слоговой структурой слова (2-й тип)
Ритмические ряды «Называй слова, соответствующие цвету сердечек»
Ритмический круг
Использование звоночков в работе над слоговой структурой слова
Пособие Д. Коньшиной
«Называй слова и одновременно отхлопывай слоги ложками»
Альбомы Л. Филипповой
(от слов- к словам в предложении)
Составь предложение
Пособие с. Большаковой.
Повторение двусложных слов с первым ударным слогом
Таким образом, результаты деятельности показали, что нарушение слоговой структуры слова является компонентом в структуре дефекта у дошкольников с общим недоразвитием речи, не преодолевается самостоятельно, без специального коррекционного обучения, а только при условии реализации образовательной модели, направленной на оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова. И подтвердили эффективность собранного комплекса дидактических упражнений по формированию слоговой структуры слова – посредством использования дидактической игры, которая повысила эффективность коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи.