СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме «Использование элементов ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представлен опыт по теме самообразования "Использование элементов ИКТ в работе учителя-логопеда".

Материал рассчитан для школьных учителей-логопедов.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме «Использование элементов ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда»»







Обобщение опыта работы по теме

«Использование элементов ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда»




























2025

Введение

Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) стали неотъемлемым средством коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими нарушения устной и письменной речи.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, применяемых в специальной педагогике.

За последнее десятилетие наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Мы живем в эпоху всеобщей глобализации и стремительного развития цифровых технологий, поэтому применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в работе учителей-логопедов – необходимость, закономерный шаг, позволяющий идти в ногу со временем, делающий эффективными и презентабельными все направления нашей профессиональной деятельности. В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Сложная структура речевых нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Оптимальному решению данной задачи способствуют специализированные компьютерные технологии.

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с обучающимися с ОВЗ, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности.


Цель: создание подборки электронных ресурсов (сайты, порталы, онлайн-тренажёры и т.д.) для коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими нарушения устной и письменной речи

Задачи: - изучить доступные логопедические электронные ресурсы; - проанализировать логопедические электронные ресурсы с точки зрения доступности, наличия дидактического материала для решения различных коррекционных задач, удобства в использовании;

- создать подборку электронных ресурсов для коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими нарушения устной и письменной речи


Готовый продукт:

  • компьютерные логопедические тренажёры;

    • приключенческие квесты и обучающие игры;

  • книги, учебники и энциклопедии;


Актуальность использования ИКТ в коррекции речевых нарушений

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. В этом случае применение информационных компьютерных технологий (ИКТ) становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

В процессе занятий с применением компьютера учащиеся учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Компьютерная техника призвана помочь учителю-логопеду на коррекционных занятиях делать то, что без компьютера делать чрезвычайно сложно, делать то, чего не делали раньше, по-новому и более качественно делать то, что делали раньше.

Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Детская природа требует наглядности». По данным исследований, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче заинтересовать и увлечь, когда он воспринимает согласованный поток звуковой и зрительной информации. Но часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать. Имеющийся материал устаревает, а приобретение нового требует много материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует требованиям к наглядности. Необходимость повышения качества наглядного материала — одна из веских причин задуматься об использовании компьютерных технологий.

Обучающиеся нашей школы имеют заключение «недоразвитие языковых средств». Организация обучения требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку на занятиях. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желания учителя-логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Современные дети растут в мире, где компьютер обычная вещь. Интересная, притягательная и привычная. Как бы интенсивно не велись споры за и против работы детей с компьютерами, мы не уйдём от необходимости применения компьютерных технологий в педагогической практике.

Компьютерные технологии позволяют нам самим создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Разработанные материалы, применяемые на различных этапах коррекционно-образовательной работы, должны соответствовать требованиям и использоваться в гармоничном сочетании с традиционными технологиями логопедической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении устной и письменной речи.

В использовании ИКТ учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная ёмкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной.

Принципы организации работы учителя-логопеда с использованием информационно-коммуникационных технологий

Основываясь, на исследованиях, посвящённых разработке научно обоснованных принципов и требований к информационным педагогическим технологиям обучения (В.П.Беспалько, О.И.Кукушкина), реализация инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда строится на следующих принципах:

1. Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.

Использование информационных технологий в коррекционном процессе способствует активизации у учащихся компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции системного недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие. Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

2. Принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений.

Информационные технологии позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи, фонематических процессов, лексических и грамматических средств языка, артикуляционной моторики, обратных речевых кинестезий, мелкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором «мышь», клавиатурой), слухового и зрительного восприятия, внимания, вербальной и зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-логического мышление детей.

3. Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с нарушениями развития.

Компьютерные программы предусматривают возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития ребёнка и индивидуальной настройки параметров программ. Упражнения программ содержат задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать при проведении коррекционной работы индивидуальные возможности и коррекционно-образовательные потребности ребёнка.

4. Принцип последовательности обучения.

Структура и содержание компьютерных программ позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

5. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

Ведущая роль в обучении с использованием компьютерных программ принадлежит учителю-логопеду, однако решение поставленных задач в рамках деятельностной компьютерной среды доступными для него средствами осуществляет обучающийся.

6. Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.

Программы дают объективную оценку результатов деятельности в трёх вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде. Это позволяет в дальнейшем сформировать у ребёнка навыки самоконтроля за собственной речью.

9. Принцип игровой стратегии обучения и введения ребёнка в проблемную ситуацию.

Общение с компьютерным героем и специально подобранные задания позволяют развивать у детей коммуникативные навыки путём моделирования ситуации общения.


Информационно-коммуникационные технологии, используемые на логопедических занятиях


На логопедических занятиях мной используются различные компьютерные ресурсы.

Готовый продукт:

  • компьютерные логопедические тренажёры;

    • приключенческие квесты и обучающие игры;

  • книги, учебники и энциклопедии;


Среди развивающих и обучающих компьютерных программ я активно использую следующие:

Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

Программа содержит четыре раздела:

  • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).

  • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).

  • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).

  • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

Особенности программы:

  • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.

  • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.

  • Несколько уровней сложности в каждом задании.

  • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.

  • Рекомендации по работе с программой.






«Уроки Мудрой Совы» или «Учимся с Логошей». Игра содержит программно-методический комплекс для подготовки детей к обучению в начальной школе.

Содержит игры по обучению грамоте, математике, игры для развития мелкой моторики, координации, внимания, зрительной памяти, мышления.

Особенности использования:

  • два режима проведения занятий: автоматический, по заранее заложенной программе, и авторский, с составлением программы занятия;

  • три уровня сложности;

  • при необходимости можно заниматься вдвоём (с товарищем, родителем, компьютером).

«Академия младшего школьника: 1-4 класс».


Программно-методический комплекс для компьютерной поддержки учебного процесса в 1-4 классах начальной школы.

В своем составе имеет набор развивающих игр для развития психофизиологических качеств учащихся, таких как: зрительно-моторная координация, внимание, зрительная память, различные виды мышления.

Особенности использования:

  • основная цель – закрепление полученных знаний, умений, навыков в практической деятельности – компьютерной игре;

  • дидактический материал не разделен на принадлежность к отдельным возрастным учебным классам или учебно-методическим комплексам, что позволяет осуществление гибкого планирования его использования с учетом особенностей применяемой учебной программы, а также уровней достижения учащихся;

  • специальный инструмент Конструктор урока позволяет учителю самостоятельно определять содержание занятия, как для всего класса, так и для отдельного ученика, создавая нужный набор заданий и определяя их последовательность. С его помощью можно также изменять содержание упражнений, влиять на их параметры (время, уровень сложности и др.);

  • при необходимости возможно использование звуковых и письменных подсказок;

  • статистические результаты можно сохранять, а также представлять в виде рейтингов учащихся (за текущее и за все проведенные занятия);

  • при необходимости за одним компьютером могут работать двое учащихся.

Онлайн-тренажёры: «Упражнения скорочтения для детей».

Яндекс-игры, Артикуляционная гимнастика на РУТУБ.


«Комфорт Лого», «Волна» – коррекция речевых расстройств методом биологически обратной связи (БОС)

Данная программа реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи. При реализации метода функционального биоуправления происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и преобразование их в компьютере в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда.

Преимуществами данного метода перед традиционными методами коррекции являются: техническая и физиологическая безопасность (обеспечивается тем, что поток информации направлен от человека к прибору и в ходе снятия сигнала никакого физического воздействия на человека не оказывается)

Кроме того, в ходе формирования навыка обучается и сама нервная система, которая стремится самопроизвольно поддерживать наиболее благоприятный режим функционирования организма).

Данная программа имеет несколько режимов: «Кардио-ФБУ», «Лого», «ЭМГ-ФБУ», «Температурное биоуправление». В целях логопедической коррекции используются режимы: «Кардио-ФБУ», «Лого», «ЭМГ-ФБУ».

С помощью Комплекса БОС «Комфорт-ЛОГО», «Волна» проводится многофакторная диагностика речевого развития, целенаправленное обучение правильному «речевому» дыханию. При этом происходит снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, улучшается общее состояние организма и формируется основа для правильного речевого поведения.

Программное обеспечение «Комфорт-ЛОГО» преобразует зарегистрированные прибором сигналы по заданным алгоритмам в мультимедийные сигналы обратной связи: визуальные (слайды, мозаика, видео, закрашивание, анимационные и игровые сюжеты), аудиальные сигналы.

Кроме того, ПО «Комфорт-ЛОГО» позволяет:

  • вести индивидуальные карты обучающихся с результатами всех проведенных диагностических и коррекционных занятий и тренировок;

  • использовать дидактический слайдовый материал по различным темам;

  • проводить аудиозапись, и прослушивать ее во время и после сеанса;

  • выводить на печать результатов сеансов и отчетов в виде таблицы или графика.

«Волна» - это знаменитый программно-индикаторный комплекс. который позволяет проводить обучение детей с 3-х лет диафрагмальному дыханию, а также методом биологически обратной связи навыкам у подростков психофизиологической саморегуляции.


Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

Особое внимание хотелось бы уделить программно-дидактическому комплексу интерактивных развивающих и обучающих игр «Мерсибо», «Гувернёр».

Это комплект интерактивных развивающих и обучающих про­грамм для инди­ви­дуальных и групповых занятий взрослых с детьми. Прог­рам­мы имеют интуитивно понятный для детей интерфейс, адаптированный для использования на устройствах с сенсорным экраном.

Комплект интерактивных программ включает 1190 игр и тренажёров для детей от 3 до  10  лет. Интерактивные развивающие программы включают в себя как простые игры-упражнения, так и бо­лее сложные. Это позволяет учитывать не только игровые потреб­ности детей, но и использо­вать программы для обучающих занятий с ребятами разного уровня развития.

  • Прог­рам­мы разработаны с соблюдением санитарных тре­бо­ваний при работе с компьютером

  • Имеют интуитивно понятный для пользо­вателя любого возраста интерфейс

  • Адаптированный для применения на устройствах с сенсор­ными экранами

  • Соответствует ФГОС

Интерактивные обучающие программы включают в себя как простые игры-уп­раж­нения, так и бо­лее сложные. Это позволяет учитывать не только игровые потреб­ности детей, но и использо­вать программы для обучающих занятий с ребятами разного уровня развития.

Программы просты и удобны в использовании, работа с ними комфортна как для взрос­лых, так и для детей, не требует специальной подготовки педагогов. Вовлечь детей в познава­тель­ную деятельность помогают интересные задания, анимация, весёлая музыка, ясные чёткие инструкции, крупные хорошо узнаваемые изображения.

Заключение

Изучение мною научно-методической литературы, практическая деятельность позволяет сделать следующие выводы:

Целенаправленное применение компьютерных программ в процессе логопедического обследования детей с речевыми нарушениями позволяет более объективно и дифференцированно оценить возможности их устной и письменной речи.

Использование информационных технологий повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности, способствует повышению самооценки ребенка. Я считаю, что использование ИКТ в коррекционной работе учителя - логопеда предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. И, конечно же, применение компьютерных программ может стать еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.

Таким образом, использование ИКТ помогает значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитатель творческую личность, адаптированную в жизни в современном обществе.



Ссылка на сборник электронных материалов




Список использованных источников


1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно- развивающим занятиям. – М., 1994.

2. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004. — № 2.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. - С-Пб., 2000.

4. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании - М.: Мозаика- Синтез, 2011.

5. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

6. Королёва Н., Петрова С. «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе», «Дошкольное воспитание », 2010, № 6.

7. Коч Л.А., Бревнова Ю.А. «Дошколёнок + компьютер», изд –во «Учитель», Волгоград, 175с.

8. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

9. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Вестник образования. – М., 2003.

10. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4.

11. Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки, внедрения.// Логопед. – 2005. — № 7.


2