МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Г. КУРЧАТОВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Обобщение педагогического опыта
«Развитие творческих способностей детей посредством занятий хореографией»
Автор:
Залогина Анна Владимировна,
Педагог дополнительного образования
2021 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Информационная карта 3
Раздел 1. Информация об опыте 5
Раздел 2. Технология опыта 7
Раздел 3. Результативность опыта 11
сПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12-13
Рецензия на опыт работы 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ 17
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта
Ф. И. О. автора | Залогина Анна Владимировна |
Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail) | Название учреж дения: Муниципальное казё нное учреждение дополни тельного образования «Д ом детского творч ества» г. Курч атова Курская обл асть Почтовый ад рес образовательного учреж дения: РФ. Кур ская область, г. Курч атов, ул. Набер ежная, д.15 Телефон: 8-47131 -4-85-86 E-mail: [email protected] |
Должность | Педагог дополни тельного образования |
Стаж раб оты в долж ности | 4 го да |
1. Те ма инновационного (перед ового) педагогического оп ыта | «Развитие творч еских способностей де тей посредством зан ятий хореографией» |
2. Исто чник изменений (против оречия, новые сред ства обучения, но вые условия образов ательной деятельности, др .) | Использование иннова ционных методов, включ ающих в се бя следующие компо ненты: современные педагог ические технологии разв ития творческих способ ностей; педагогические асп екты творческой деятел ьности; методы разв ития межличностного общ ения в колле ктиве; интеграцию хореогра фического искусства в усло виях всеобщей компьют еризации молодого покол ения; методы созд ания художественной ср еды средствами тан ца, а так же дистан ционное обучение. |
3. Ид ея изменений (в чем сущн ость инновационного (перед ового) педагогического опы та: в исполь зовании образовательных, коммуникационно -информационных или дру гих технологий; в изме нении содержания образо вания, организация учеб ного или воспита тельного процесса, др .) | Целью мо ей педагогической деятел ьности является Содействие всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка средствами танцевально-игровой деятельности в художественном, физическом образовании и воспитании средствами танцевальной культуры. Использование в раб оте здор овье сберегающих, игро вых, личностно-ориентированных техно логий. Все это позв оляет повышать не тол ько качество зна ний и уме ний учащихся, их инт ерес к пред мету, но и разв итие индивидуальных способ ностей обучающихся. |
4. Конц епция изменений (спо собы, их преиму щества перед анал огами и нови зна, ограничения, трудое мкость, риски) | Гла вной особенностью дан ного педагогического оп ыта заключается в компл ексном подход е к образ ованию детей, кот орый выражается в исполь зовании традиционных и иннова ционных фо рмы обучения, развития и воспи тания личности средс твами хореографического искус ства. |
5. Усл овия реализации изме нений (включая личностно-про фессиональные качества педа гога и дости гнутый им уро вень профессионализма) | Для успе шной реализации необх одимо выполнение след ующих условий: моти вация педагога на дан ный вид деятел ьности; способствовать ситу ации успеха для каж дого ученика; педаг огика сотрудничества. |
6. Резу льтат изменений | Раб ота по прог рамме способствует: - гармон ичному, культурному, эстети ческому и физич ескому развитию дет ей; - соз дает условия для эмоцион ального и интеллек туального развития ребе нка, его успе шной социализации и культ урного самоопределения, - обеспе чивает общественно-полезный дос уг, являясь од ним из спос обов решения проб лемы занятости дет ей. |
7. Публи кации | Публикация ста тьи и презе нтации на образов ательном интернет-портале https://multiurok.ru/id84138263/ |
Описание педагог ического опыта (прило жение) | Приложение методи ческих разработок заня тий, учебных и воспита тельных мероприятий. |
Экспертное заклю чение (предполагаемый мас штаб и фо рмы распространения измен ений) | |
Ф.И.О. эксп ерта, должность, ме сто работы | |
Дата запол нения экспертного заклю чения:
«_____»_________________ 20__ ____ год.
I. Инфор мация об оп ыте
Проблема развития творческих способностей детей актуальна тем, что в последние годы перед обществом встала проблема сохранения интеллектуального потенциала нации, а также проблема развития и создания условий для одаренных детей в нашей стране, так как именно данная категория детей является главной производственной и творческой силой прогресса.
В последние время, в связи с модернизацией образования, одним из основных принципов обучения является личностная ориентация, направленная на актуальные потребности каждого ребенка, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся. Возникла необходимость в организации активной познавательной и созидательной деятельности обучающихся, благоприятствующей накоплению творческого развития детей, как основы, без которой не возможен личностный рост, каждого ребенка.
Занятия хореографией, благоприятно влияют на развитие творческих способностей обучающихся. Основной моей задачей является развитие творческих способностей каждого ребенка, посредствам занятия хореографией.
Ведущая педагог ическая идея оп ыта
Развитие творческих способ ностей в хореографической деятельности совре менные учёные рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира. Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит в том, чтобы найти идеальные условия для такого обучения.
Очень важной частью занятий является импровизация. В области хореографии импровизация – это умение сразу, т.е. «на ходу» придумывать движения или создавать образ. В большинстве случаев сымпровизировать детям помогает музыкальный материал. В любом разделе педагог может предложить небольшой временной отрывок в танце, чтобы дети станцевали так, как это представляют они. Основная задача педагога, чтобы дети захотели это сделать и к тому же сделали это в соответствующем образе. Через творчество у ребенка развивается мышление. Музыкально - ритмическая деятельность направлена на то, чтобы дети могли прочувствовать и уметь красиво, в характере синхронно двигаться под неё, импровизировать движения в соответствии со звучащей музыкой при этом эта форма деятельности неразрывно связана с инструментальным музицированием, импровизацией.
Основной целью моей работы является системное развитие творческих способностей обучающихся, воспитание любви и интереса ко всем видам танцевально -творческой деятельности.
Для дости жения цели я поставила следующие зад ачи:
- развивать творческое воображение, мышление посредством музык альных образов;
- побуждать детей выражать свои впечатления в танцевально -творческой деятельности;
- побуждать детей к различным проявлениям творчества, через импровизацию в танце;
- приобщать родителей к совместной танцевально-творческой деятельности, через занятия, праздники, развлечения.
Это основные принципы, которые легли в основу моей работы над темой.
Длительность работы над опы том
Длительность работы над опытом составляет четыри года. Я заметила, что чем раньше начинаешь работать с детьми над их творческими способностями, тем больших результатов ты можешь добиться. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети открыты, у них практически нет зажатости они с лёгкостью копируют всё, что им продемонстрирует педагог. Тогда, как творческая импровизация, конечно, гораздо более сложная для них деятельность, нежели чем воссоздающая.
Мой четырехлетний педагогический опыт представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема известного каждому практикующему педагогу «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей воспитанников.
Данный способ включает в себя:
- визуальный контакт (наглядная подача материала самим педагогом, также при современных технологиях возможно знакомство с новыми танцевальными движ ниями на основе видеоматериала, просмотр, как отдельных видео уроков, так и выступления образцовых хореографических коллективов);
- теоретическая часть (объяснение правил и методик выполнения движений и элементов азбуки хореографии с учетом возрастных и физических особенностей детей, степени их подготовленности к выполнению задания);
- практика (разучивание и проработка элементов танцевальной связки в комбинации, закрепление разученного путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти);
Диапазон опыта
Диапазон данного опыта представляет собой аудиторную систему занятий по предметам хореографии с обучающимися танцевального коллектива «Талисман», репетиционные занятия, внеурочные (домашние) задания, а также воспитательную работу (подготовка и проведение мероприятий таких как: «Посвящение в юные танцоры», «Праздник осени», «Новогодних утренников», и т д., посещение с детьми концертов, спектаклей, музеев, и т. д.)
II. Техно логия опыта
Из своего небольшого опыта могу сказать, что с каждым годом творческие способности обучающихся растут, об этом можно судить, по результатам диагностики, которую я провожу системно (в начале года, середине и в конце).
Диагностика проводится по 5 бальной системе:
0 – 1 балла – начальный (низкий) уровень (отсутствие теоретической или практической подготовки, незначительные знания и умения)
1 – 2 балла – минимальный уровень (наличие представлений)
3 – 4 балла – средний уровень (наличие представлений)
5 – высокий уровень (творческие выполнение, высокий уровень самостоятельности).
В начале года провожу «диагностику музыкальных способностей и танцевальных навыков», используя метод наблюдения.
В середине учебного года, наиболее приемлем метод опроса и демонстрирования.
В конце учебного года отслеживаю развитие творческих способностей детей в ходе открытых занятий, отчётных концертов и т.д.,
Бол ьшое значение здесь имеет фиксирование каждого положительного результата. Это помогает точнее представить индивидуальную и групповую картины развития способностей, проанализировать эффективность выбранного хода обучения, ск орректировать свою работу, детей мотивирует на качественное выполнение большего объёма заданий, стимулирует к познанию и творчеству, а родителям даёт представление об успеваемости их ребёнка.
В св оей педагогической работе использую следующие формы занятий:
- групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей; группа может насчитывать от 12 до 20 человек; или из участников какого-либо танца или этю да);
- коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, коллектива, постановок танцев, гд е, например, задействовано несколько возрастных групп);
- дистанционная форма, особенно актуальна в нынешнее время.
Все эти формы занятий способствуют эффективной работе танцнвального коллектива «Талисман» в достижении высокого творческого результата.
Игровые танцевальные моменты с придумыванием танцевальных сюжетов помогают развивать фантазию и творчество у детей. Методы развития детских творческих способностей можно найти в любом разделе хореографического урока. Их грамотное применение, искусно вплетенное в канву урока, не оставит детей равнодушными. А я в свою очередь смогу достигнуть желаемого результата в процессе преподавания.
В разделе урока «разминка» любое упражнение требует немного фантазии. Метод фантазирования можно наблюдать во многих сферах творчества, а особенно в хореографии. Это основа, которую родители вместе с нами стремятся заложить в ребенка с малых лет. Он схож с приемом ассоциации, при котором дети учат движения, используя их схожесть с каким-либо предметом.
Например, дети встают в шестую позицию ног (пятки и носки вместе) и представляют, как их ножки связаны резинкой, поэтому они их не могут рассоединить. А прыгать мы учимся в длину не просто так, а через большие лужи. Или когда дети начинают шумно себя венсти мы используем такой приём, как: «Закрыть ротик на замок и положить ключик себе в карман».
С самого раннего возраста в нашей жизни используется метод перевоплащения, а на занятях хореографией задачей ребенка является наиболее убедительно перевоплотиться в другой образ. В жизни нас просят сидеть как мышки, а на танцевальном занятие прыгать как мячики или танцевать как бабочки. Все это примеры перевоплощений. Если заглянуть в суть этого метода, то можно увидеть сложнейшую цепочку мыслительных процессов. Чтобы ребенок мог поверить, что он превратился в бабочку, то нужно представить как она выглядит, какие у нее есть качества (легкость, воздушость, прыгает с цветка на цветок). Затем ребенок присваивает эти качества себе и воплощает их при помощи рук и ног.
Самостоятельные творения детей можно наблюдать с малых лет. Даже игра «Море волнуется», где дети придумывают свои образы солнышка, русалки или солдатика, вмещает в себя и метод фантазирования, и метод перевоплощения.
Очень важным методом является импровизация. В области хореографии импровизация – это умение сразу, т.е. «на ходу» придумывать движения или создавать образ. В большинстве случаев сымпровизировать детям помогает музыкальный материал, а игра помогает детям настроится, раскепостится, снять все зажимы.
Хочется отметить, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а в моем коллективе половина детей дошкольного и младшего школьного возраста не смотря на то, что у младших школьников ведущим видом является учебная деятельности, игра остается для них увлекательной и актуальной.
Игра выпо лняет все важн ейшие функции детства:
- коммуникативную,
- креативную,
- воспитательную,
- образовательную,
- познавательную,
- рекреационную,
- гиденистическую (удовольствия).
Особое внимание следует уделять следующим играм:
- развивающим выразительность жестов;
- формирующим умение действовать с воображаемыми предметами;
- закрепляющим навыки передачи в ритмопластических импровизациях черты разных характеров, оттенки настроений;
- совершенствующим навыки воспроизведения музыкальных образов с помощью мимики и жес та.
Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы -игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к занятию, к работе. Мною применяется методика проведения традиционных занятий для групп младшего дошкольного и школьного возраста, где в ходе занятия дети получают задание изобразить различных сказочных персонажей. Музыкальные игры позволяют детям в игровой форме незаметно для себя раскрывать св ои творческие способ ности.
III. Результа тивность опыта
Целью моей педагогической деятел ьности является выявление, развитие и поддержка творческих способностей детей, средствами хореографии.
Любой педагог, организуя и проводя учебные занятия, преследует цель, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, педагог, контролирует способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности.
Конечно же, наш способности не остались незамеченными. Об свидетельствуют многочисленные заслуги, как на муниципальном уровне, так и на Всероссийском и Международном. Мои воспитанники неоднократно становились победителями таких городских конкурсов как:
«Я вхожу в мир искусств»; 1 место и 3 место
«Созвездие молодых». 3 место
Всероссийского конкурса фестиваля хореографического искусства
«Традиция современность движение-2018» Дважды Лауреаты III степени и Диплом I и II степени
Международных конкурсов хореографического искусства таких как:
«ENTRE» Лауреаты I степени;
«Седьмой континент» Лауреаты IIстепени;
«Гордость России» Лауреаты I степени;
«Кубок содружества» Лауреаты IIстепени;
«Звёздный час» Лауреаты I степени и т.д.,
Результативностью опыта являются эффективность работы с детьми, выраженная в: занятости всех учащихся в постановочно- репетиционной и концертной деятельности, где каждому воспитаннику находится своя соответствующая роль: солист, массовый исполнитель, постановка танца с учё том специфических возможностей исполнителей и так далее. Сохранение основного контингента в течении четырёх лет работы объединения, призовые места как коллектива в целом, так и отдельных дуэтов и разножанровость репертуара коллектива.
В результате проделанной работы я сделала вывод, что залогом успешного развития творческих способностей детей являются:
- систематическая работа с использованием различных игровых и импровизационных методик на занятиях хореографией;
- создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии, возможности самовыражения через творческую деятельность;
- общение и взаимодействие с ребёнком;
- творческий и профессиональный рост педагога.
Список исполь зуемой литературы:
1. Ариар ский, М.А. Общекул ьтурное развитие личн ости в сис теме
непрерывного професси онального образования . Каз ань: Данис, 20 07.
2. Бабан ский, Ю.К. Интенси фикация процесса обуч ения. М.: Зна ние, 1987.
3. Аста хов, А.И. Воспи тание творчеством. М.: Просве щение, 1986.
4. Бальс евич, В.К. Физич еская культура для вс ех и для кажд ого. Москва, 19 95.
5. Боголю бская, М.С. Музыкально-хо реографическое искусство в сис теме
эстетического и нравст венного воспитания: учеб.- метод, пособие для
клубных работ ников. Москва, 19 86.
6. Богоявл енская, Д.Б. Психо логия творческих способ ностей. М.: Акад емия,
2002.
7. Гал ич, Т.Н. Разв итие креативности в усло виях инновационного обуч ения:
дис. ка нд. психол. на ук. -Казань, 19 99.
8. Боя кова Е. В. Игр аем в муз ыку //Музыкальный руково дитель. – 20 09. - №4. –
С.21-23.
9. Буре нина А. И. ., Родина М. И. Кукля ндия: Учеб.-метод. Пос обие по
театрализованной деятел ьности. – СП б.: Музыкальная пали тра, 2008.
10. Коре нева Т. Ф. Музык альные ритмопластические спек такли для де тей
дошкольного, млад шего и сред него школьного возр аста: Учеб.-
метод.пособие. – М.: ВЛА ДОС, 2002
11. Коно рова Е. Методи ческое пособие по ритм ике. – М., 19 72.
12. Пасют инская В. Волш ебный мир тан ца. – М., 19 85.
13. Черех овская Р. Танц евать могут вс е. – Мн ., 1973.
В эт их работах приво дятся конкретные при меры формирования и
развития творческих способностей учащихся.