Моя педагогическая стратегия развития одаренности
Волошина Т.В., музыкальный руководитель
МАДОУ «Улыбка»
Человек, обладающий врождённым талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант.
Иоганн Вольфганг Гёте
Развитие одаренной личности ребенка в настоящее время становится одной из главных задач в системе образования. Связано это с потребностью общества в активной неординарной творческой личности, способной к нестандартному мышлению и постоянному саморазвитию. Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Изменения, произошедшие в связи с этим в образовании за последние годы, его переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к детям, проявляющим повышенные способности в различных видах деятельности, в том числе и в музыкальной.
Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Оно способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.
Выявление музыкально - одаренных детей и дальнейшее углубленное развитие их музыкальных способностей является одной из приоритетных задач в работе музыкального руководителя детского сада.
Чем раньше выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольника. Психолог Теплов Б.М. называл музыку «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке.
Музыкальной одаренностью психолог Теплов Б.М. называл сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью. Он выявляет три основные музыкальные способности:
1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
2. способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
3. музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Также в структуру музыкальности входят музыкальное мышление, исполнительские, творческие способности, эмоциональная отзывчивость на музыку и др.
Можно сказать, что музыкальные способности ребенка - это, прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности.
Очевидна необходимость целостной системы работы с музыкально талантливыми детьми.
Моя работа в данном направлении построена таким образом, чтобы своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить целенаправленную работу по дальнейшему развитию их способностей, объединяя усилия педагогов ДОО и родителей воспитанников.
Модель развития музыкально одаренного воспитанника
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно её интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.
Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением мониторинга развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание работы с ним. Опросы и анкетирование родителей и педагогов является также достаточно информативным методом выявления способных воспитанников.
По результатам диагностических исследований формируется и постоянно обновляется банк способных к музыкальной деятельности детей, включающий воспитанников 3-7 лет. С ними разрабатываются индивидуальные или подгрупповые, в зависимости от уровня способностей и индивидуальных особенностей, программы развития, которые включают в себя основные задачи, содержание и особенности организации образовательной деятельности.
В процессе развития музыкальных способностей воспитанников использую:
игровые технологии: компьютерные музыкально-дидактические игры, упражнения в игровой форме «Сочини песню», проговаривание и обыгрывание скороговорок, упражнения на умение владеть своим лицом и телом – мимические этюды: «Радость», «Печаль», «Задумчивость», «Беспокойство», «Мечтательность», «Страх», «Восторженность», «Удивление», воспитание мышечной свободы – этюды коллективной пантомимы: «В гостях», «Посадка в поезд», «На перемене», «На рыбалке», «Заводная кукла». Исполнение упражнений сопровождается выразительностью, мимикой, жестами, которые помогут развить сценическое движение и сценическую речь, раскрыть в детях творческое воображение, фантазию;
технологию проектной деятельности. С воспитанниками реализую краткосрочные и долгосрочные проекты. «Музыкальные сказки в жизни дошкольников», «Волшебные инструменты» и другие проекты по музыкально-театральной деятельности формируют у детей эстетические интересы, потребности, эстетический вкус, творческие способности, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщают его к духовным ценностям, позволяют ребёнку решать проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа;
метод импровизации и сценического движения, который помогает развивать умения держаться и двигаться на сцене, исполнять вокальное произведение, быть раскрепощенным перед зрителями и слушателями, формирует умение петь в ансамбле, совершенствует вокальную культуру исполнения и т.д.;
метод мысленного пения, который активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания, учит внутренней сосредоточенности в разучиваемом произведении, предохраняет голос от переутомления;
метод эмоционального тренинга, который развивает воображение и способность запоминать различные эмоциональные состояния, чтобы затем с помощью фантазии, оживлять их и включать в творческий процесс. Воспитанники тренируются произносить текст и петь музыкальные фразы с различным эмоциональным подтекстом (радости, горя, раздражительности и т.п.). При этом, очень хорошо развивается эмоциональная выразительность голоса, используются различные упражнения (пение распевов на гласные, слоги, пение отдельных мелодических фраз из знакомых произведений с различным эмоциональным подтекстом);
и многие другие.
В процессе работы с одаренными детьми с целью активизации их познавательного интереса применяю нетрадиционные формы организации образовательной деятельности: занятие-путешествие, занятие-сказка, викторины и т.д. Говоря о развитии и обучении музыкально одаренных детей, важно грамотно подбирать репертуар. Он должен быть интересным, ярким, соответствовать возрасту и уровню развития ребенка, при этом быть разнообразным, вариативным и оставлять место творчеству.
Одним из главных принципов в своей работе с детьми считаю создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Немаловажным является принцип положительной оценки, который способствует более высокой эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.
Важным направлением в работе по развитию музыкальной одаренности воспитанников считаю организацию совместной деятельности с учреждениями города. Музыкально одаренные воспитанники МАДОУ «Улыбка» являются постоянными участниками мероприятий, проводимых различными учреждениями города:
МАОУ ДШИ (совместные выступления обучающихся детской школы искусств и воспитанников МАДОУ «Улыбка» в рамках проведения различных мероприятий (городская спартакиада, мини-олимпиада «Ямальские звездочки» и др.), Организовано тесное взаимодействие в педагогами детской школы искусств в рамках реализации муниципального проекта «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития одарённых и талантливых детей города Лабытнанги («Талант и Успех»)» по развитию музыкальных способностей талантливых детей;
МАОУ СОШ № 1 (традиционное поздравление педагогов с «Днем учителя», участие детей с номерами в визитных карточках педагогов в конкурсе «Учитель года» и др.);
СОК «Снежный» (выступление детей с концертными номерами в рамках проведения городских спартакиад);
МАДОУ «Ромашка» (муниципальный фестиваль «Масленица», городской концерт для детей с особенностями в развитии», рождественские посиделки «Зимняя сказка», муниципальный фестиваль «День матери», «День защиты детей» и др.);
МАОУ ДО ЦДТ («День защиты детей», Поздравление с учреждение с юбилеем и др.);
ДК 30 лет Победы (взаимодействие с танцевальным коллективом «Палитра»).
Воспитанники также участвуют с концертными номерами в иных мероприятиях различного уровня (например, участие в Арктическом Форуме).
Традиционными мероприятиями с участием музыкально способных воспитанников в нашем учреждении являются:
- выступления с концертными поздравительными номерами перед ветеранами ВОВ;
-подготовка и показ музыкальных и театрализованных представлений к различным праздничным и памятным датам.
Еще одним важным условием успешности работы в данном направлении является взаимодействие музыкального руководителя и родителей воспитанников через:
театральную деятельность (участие родителей в театрализованных постановках при проведении развлечений, праздничных мероприятий и утренников);
постановку совместных танцевальных номеров;
подготовку совместных песенных номеров;
подготовку концертных и карнавальных костюмов, атрибутов, оформления музыкального зала к праздничным мероприятиям;
помощь родителей в подготовке видеороликов (при участии в дистанционных конкурсах и т.д.).
Собственная практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности, испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке творческих номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность и т.д.
Эффективность данной работы подтверждается результативностью участия воспитанников в конкурсах различного уровня и тем фактом, что выпускники детского сада продолжают обучение в детской школе искусств по различным направлениям: вокал, игра на музыкальных инструментах, хореография, а также занимаются в театральных студиях, организованных в школах.
Таким образом, работа с одаренными детьми — это сложный процесс. Он требует от педагога личностного роста, знаний в области психологии одаренных, а также тесного сотрудничества со специалистами ДОО, родителями воспитанников, организациями образования и культуры города.
Представленная система работы позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.