СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы " Поддержка и сопровождение несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенный опыт работы будет интересен коллегам, ежедневно сталкивающимся с данной проблемой.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы " Поддержка и сопровождение несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении»

Обобщение опыта работы

по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей, находящихся

в социально опасном положении



Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом. В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителям к детям, разрушен психологический склад семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол семьи. А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей. Тема данного исследования, весьма актуальна для образовательных учреждений. Цель моей работы – систематизировать имеющиеся знания, практические наработки, вновь изученную литературу по раскрываемой проблеме и выявить наиболее эффективные, приемлемые для нас способы, методы и формы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

Семья, находящаяся в социально опасном положении.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Основными критериями при определении семей этой категории являются:

  • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)

  • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, кражи, воровство и т.д.);

  • жестокое обращение с людьми со стороны родителей;

  • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);

  • семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

  • конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;

  • аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;

  • педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.

  • асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; отцы-одиночки, семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.



Этапы работы социального педагога с семьёй,

находящейся в социально опасном положении.

В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Такую работу провожу и я.

Существуют различные подходы к выявлению семейного неблагополучия, которые используются социальным педагогом:

  • через диагностику супружеских и родительско-детских отношений;

  • через изменение в поведении детей и подростков;

  • через изучение отношений детей и подростков к оценке своего поведения.

Для диагностики супружеских отношений широко используются методы, позволяющие определить степень удовлетворенности (неудовлетворенности) браком, изучить межличностные отношения супругов, выявить нарушения семейных отношений и особенности поведения в конфликтных ситуациях. Для изучения родительско-детских отношений широко используются рисуночные тесты, позволяющие проанализировать взаимоотношения в семье и выявить дефекты семейного воспитания. Используя диагностику и наблюдения, в случае проявления неблагополучия в семье, она ставится на учёт. Вначале на внутриклассный, затем внутришкольный, а потом в ПДН и КДН и ЗП. Затем лишение родительских прав. Но торопиться лишить родителей прав, отправив детей в детский дом, не следует. Каждая семья, даже, находящаяся в социально опасном положении, требует индивидуального подхода. Изучая ситуацию, сложившуюся в семье, надо прислушиваться к тому, что необходимо детям.

Поэтому, задача социального педагога приложить максимум усилий к работе с такой семьёй. Для определения наиболее эффективной формы работы с семьёй необходимо очень хорошо знать её проблемы. В какой помощи нуждается семья, какую, прежде всего помощь предоставить? Медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую. Для этого, на семью, находящуюся в социально опасном положении заводится папка, которая включает следующие документы:

  1. Психолого-педагогическая характеристика.

  2. Социальный паспорт семьи.

  3. Карточка семьи для индивидуальной работы с ней.

  4. Акты первичного обследования ЖБУ семьи и контрольных посещений.

  5. Анкета.

  6. Выписки из протоколов совета по профилактике при проведении анализа ситуаций в семье (не реже 2х раз в год).

  7. План работы с семьёй, в который входит:

    • более подробное изучение семьи и осознание существующих в ней проблем;

    • продолжение знакомства с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни;

    • знакомство с теми службами, которые уже оказывал помощь семье, изучение их действий, выводов;

    • изучение причин социально опасного положения семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;

    • изучение личностных особенностей членов семьи;

    • беседы с родителями;

    • вынесение родителям социально-педагогического предупреждения;

    • вызов на совет по профилактике;

    • подача представлений или ходатайства на КДН и ЗП;

    • оказание помощи в устройстве несовершеннолетних детей в приют;

    • оказание помощи в устройстве несовершеннолетних детей на работу в каникулярное время;

    • подготовка совместно с органами опеки и попечительства материалов в суд на лишение или ограничение родительских прав.

Когда выявлена семья, находящаяся в социально опасном положении, составлен план работы, начинается непосредственно работа с семьёй.

Задачи социального педагога в процессе работы с семьёй:

  • установление контакта с семьёй;

  • выявление проблем и трудностей в семье;

  • стимулирование семьи и отдельных её членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами – психологами, социальными работниками, врачами, а также с представителями органов власти и органами внутренних дел;

  • использование индивидуальных методик работы с семьями, нуждающимися в особой помощи.

Возвращаясь к формам работы социального педагога с семьёй, хочу обратить внимание на такую форму, как патронаж, то есть посещение детей и подростков на дому с адаптационно-реабилитационными, а также социально-педагогическими и социально экономическими целями. Патронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с детьми и семьями, в которых они проживают или проживали, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж помогает принять профилактические меры, направленные на противодействие возможным (предполагаемым) негативным формам и следствиям неблагоприятной ситуации, в которой оказался ребенок.

Правила, которые должен соблюдать социальный педагог при посещении семьи.

Посещение семьи на дому начинается с налаживания контакта. Семья намного лучше воспринимает человека, который готов выслушать, понять. Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество; снять напряжённость, которая может возникнуть при посещении социального педагога их дома. Основные элементы первого визита – знакомство. Представляясь, надо быть доброжелательной, спокойной и , если получится, уверенной в себе.

Социально – психологическая беседа.

Из моего опыта я поняла, что если волнуюсь, чувствую, что сама или члены семьи не готовы к содержательной части диалога, в этом случае договариваюсь о времени следующего визита и прощаюсь.

Содержательная часть.

Начиная беседу:

  • надо объяснить, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом;

  • спросить, согласна ли семья сотрудничать. Помнить, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным;

  • обязательно проверить, как члены семьи вас поняли и как восприняли;

  • оценить качество контакта с семьёй. Спокойно выслушать ответы членов семьи, принять их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придётся налаживать отношения.

Во время второго визита:

  • не надо сосредотачивать особое внимание на проблемах семьи;

  • не надо чувствовать себя скованно;

  • не надо «включать негативное программирование»;

  • не надо говорить, что правильно, что неправильно, прежде чем узнаешь причину проблемы;

  • не надо противопоставлять себя семье;

  • не надо форсировать события: семья может оказаться не готовой и будет защищаться;

  • не надо сомневаться в собственном профессионализме.

Для установления хорошего контакта во время первого визита в семью необходимо:

  • настроить себя на сотрудничество;

  • активизировать профессиональную установку на оказание социально педагогической помощи;

  • быть уверенным, что совместно возможно улучшить ситуацию в семье.

Наряду с индивидуальными формами работы с родителями в последние годы в практике социальных педагогов всё чаще используются групповые тренинги, групповое консультирование, родительские семинары и лектории.

Групповая работа с родителями может быть организована на родительском собрании, где социальный педагог, кроме информирования по определённой теме организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, предлагая родителям высказаться, проводит небольшие ролевые игры и др.

В семьях, находящихся в социально опасном положении редко можно наблюдать какой-то один вид проблем, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Но, к сожалению, не всегда семья, находящаяся в социально опасном положении встречает социального педагога с радостью.

2.3 Методика работы с противостоянием семьи.

Первичные реакции противостояния семьи:

-отрицание;

-обвинение;

-клеймить кого-либо;

-хрупкость отношений;

-импульсивность родителей, детей;

-провоцирование;

-отказ от встреч;

-неприятные помощи, безнадежность, окружение семьи (препятствия, опасности);

-сопротивление специалистам, в том числе социальному педагогу;

-кризисы семьи, детей;

-определение членов семьи (реакция и чувства на противостояние), суеверия, страхи (чего больше всего боятся семьи).

По каждому пункту стараюсь тщательно обдумать все полученные данные на основе наблюдений во время визитов, при собеседовании и т.д. Затем составляю краткосрочный план, результаты которого сразу же дают положительный эффект. Очень важно, чтобы члены семьи почувствовали, что их положение может меняться к лучшему, и это не ведет ни к потерям, ни к новым переживаниям. Например, планируется срочно посетить врача, записать ребенка к специалистам. Для этого с семьей обсуждается, что необходимо сделать и чем можно помочь.

По итогам проделанной работы у каждой категории семей, находящихся в социально опасном положении, будут свои положительные результаты.

Можно выделить следующие показатели:

- уровень жизни семьи доведен до среднего;

- восстановлены контакты семьи с её окружением, ребенок посещает школу.

- употребление алкоголя уменьшилось;

- решены иные специфические для данной семьи проблемы.

Большое внимание необходимо уделять бытовым условиям, в которых проживает семья. Изменение бытовых условий – это самый положительный показатель. Стало чище в квартире – легче строить взаимоотношения, дверь стала закрываться на ключ – безопаснее детям и взрослым и т.д.

Самая большая проблема – это проблема алкоголизма в семье. Такие семьи чаще всего составляют контингент семей, находящихся в социально опасном положении. К сожалению, излечение от алкогольной зависимости – процесс длительный и сложный, а также дорогой, особенно если пристрастие к спиртному длится не один год. Даже после интенсивного лечения в медицинском наркологическом диспансере остаётся опасность возврата к прежнему состоянию, неверием человека в свои возможности.

Задачи социального педагога составить такую программу работы для каждой тяжелой семьи, в которой будут учтены все возможности влияния на семью, как со стороны социального педагога, так и других заинтересованных ведомств. Она включает достижение краткосрочных целей, которые позволяют семье увидеть свои первые изменения в положительную сторону, затем среднесрочные и, наконец, цели, направленные на будущее семьи.

Непременным условием оказания помощи в семье, находящейся в социально опасном положении является вовлечение родителей и детей в совместную деятельность с любым центром и другими организациями для расширения педагогического поля и воспитательного пространства. Помощь эффективна только в том случае, если потребность в ней осознанна. Задача социального педагога мотивировать потребность семьи измениться к лучшему.

В приложение приведён образец анкеты, которую может заполнить социальный педагог при работе с семьёй, увидеть результаты своего влияния на семью, отметить положительные сдвиги семье, помочь подобрать необходимые формы и виды работ.



2.4 Индивидуальная программа реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении.

направления

формы

исполнители

Отметка об исполнении

1

Контрольные посещения семьи

По графику

Соц. педагог

Кл. руководитель.


2

Психологическая и педагогическая помощь

Сбор информации о семье, профилактические беседы с родителями, наблюдение и контроль за несовершеннолетними по месту учёбы, жительства, организации консультаций психолога.

Соц. педагог

Кл. руководитель, школьный психолог


3

Материальная помощь по акции «Помоги собраться в школу»

Направление ходатайств в Управление образованием, обращение к администрации школы о льготном питании несовершеннолетним во время учебного процесса, а также об обеспечении бесплатными учебниками и портфелями для начальной школы. Организация помощи семьям (формирование банка одежды, обуви, бывшей в употреблении, но пригодной для использования)

Соц. педагог



4

Трудоустройство родителей и несовершеннолетних.

Содействие в поиске подходящей (постоянной, временной) работы. Консультирование о постановке на учёт в центр занятости.

Соц. педагог



5

Правовая защита

Выступление на КДН и ЗП. В судах в пользу семьи.

Соц. педагог



6

Организация досуга и отдыха несовершеннолетних и родителей.

Вовлечение в кружки, секции. Привлечение к участию в праздниках, соревнованиях, походах и т.д., в том числе в каникулярное время

Соц. педагог

Кл. руководитель.


7

Оздоровление совершеннолетних

Ходатайства о предоставлении бесплатных путёвок в загородные оздоровительные лагеря и на детские площадки.

Администрация школы

Соц. педагог

.




Заключение.

Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении, изучив имеющуюся литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.

Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы оказание психолого-педагогической материальной помощи.

А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении не делала, для получения положительного результата её надо делать в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.