Обобщение опыта работы учителя начальных классов МАОУ «СОШ №7 » города Сорочинска Малковой Елены Владимировны
« Использование кодификатора ЕГЭ по русскому языку для формирования орфографической грамотности младшего школьника».
Ведущая педагогическая идея опыта:
показать систему работы на уроке с учащимися начальных классов по развитию орфографической грамотности, используя кодификатор ЕГЭ.
Цель: показать систему работы на уроках русского языка учащихся начальных классов для формирования орфографической зоркости.
Для достижения этой цели ставила такое условие: знание теоретических основ интеграции методов, средств развивающей традиционные системы обучения для выработки орфографической зоркости.
Задачи, решаемые в опыте: установить лингвистические, психологические, педагогические и методические основы исследуемой проблемы; определить уровень орфографической зоркости посредством проведения и анализа данных констатирующего эксперимента; систематизировать упражнения по степени сложности и самостоятельности для учащихся начальной школы по русскому языку.
Что важнее: умение думать и решать проблемы или умение угадывать правильные ответы? Какой учитель нужен школе? На вечные вопросы приходиться отвечать самим. Меняется мир, меняется ученик, и вслед за ним должны меняться и школа, и учитель. «Ребенок- алмаз, его надо превратить в бриллиант» Однако школа не должна «гранить булыжники и оттесывать бриллианты». Хорошо бы определиться: что мы хотим контролировать - умение думать и решать проблемы или подставлять значения и угадывать ответы? Необходима вариативность форм и содержания обучения. Работая 15 лет учителем начальной школы в МАОУ «СОШ№7» города Сорочинска, пришла к выводу о невозможности использования тех методик и приемов, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа, дети сегодня стремительно меняется. Нужно опираться на любознательность и мотивацию к саморазвитию, а не на внешние стимулы и принуждение. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, вооружить его умением учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования. Все это вынуждает меня как учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Учитель- это скрипка Страдивари. Учитель - создаёт нацию. Современный учитель - это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознающий необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании.
В преподавательской деятельности большое внимание отвожу формированию мотивации. Годы работы в школе помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к своему преподавательскому делу передаётся детям. На протяжении долгого времени задавала себе вопросы: Почему одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности? Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении? Почему у выпускников в результате сдаче ЕГЭ по русскому языку такие низкие результаты? Почему беднеет языковая культура? Ответ нашла, когда начала работать над новой темой самообразования. Одна из причин - это несформированность универсальных учебных действий. Система универсальных учебных действий (УУД) прописана в ФГОС 2 поколения для начальной школы. Другая причина - это несформированность у школьников прочных орфографических навыков. Так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. Обратилась к кодификатору по ЕГЭ и выясняла, что орфограммы, в которых учащиеся допускают ошибки, начинают изучаться в начальной школе. Таким образом, формирование орфографической грамотности младших школьников является одной из ведущих целей обучения русскому языку младших школьников. Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.
Орфограмма "работает" в процессе обучения лишь в том случае, если школьник её замечает. По данным обследований, более чем у 30% учащихся орфографическая зоркость (умение видеть орфограмму) формируется стихийно. Целенаправленное обучение выделения орфограмм должно начинаться с первого года обучения.
Из опыта своей работы я убедилась, что проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остаётся нерешённой в силу разных причин: трудности самой орфограммы, разрозненности изучаемых правил, невнимание учащихся к слову, к родной речи, ограниченного словарного запаса, падения интереса к чтению и другие.
Грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. Оценка достижений учащихся даётся в участии детей в очных и заочных олимпиадах, конкурсах «Эму», "Русский медвежонок". Орфографическую и речевую грамотность показывают на едином государственном экзамене (ЕГЭ). В последнее время особую роль отводят подготовке к ЕГЭ, начиная с начальной школы. Орфограммы, которые встречаются на экзаменах, изучаются в начальной школе, начиная с первого класса. Поэтому, я решила подробнее познакомиться с кодификатором ЕГЭ по русскому языку и начинать подготовку с первого класса. Работа должна быть организована систематически, целенаправленно. Я стала задумываться над эффективностью обучения. Как организовывать работу? Какие методы, приемы, виды работ, средства обучения использовать на уроке? Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Уже в 1 классе на уроках обучения грамматике начинаю знакомить детей с "опасными" местами.
В русском языке много слов, в которых могут "вырасти" ошибки. И от них не
всегда спасает знание правил. Всё как будто знаешь, а ошибки…"растут" как грибы после дождя. В дальнейшем перед выполнением упражнений мы разбираем и объясняем трудные для написания слова. При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко использую такие виды упражнений, как объяснительный и предупредительный диктанты, письмо текста по памяти с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо и запись текста под диктовку с последующей сверкой с записью на доске или учебнике, выборочное списывание и выборочный диктант.
Ребята часто не замечают своих ошибок, но очень быстро подмечают ошибки одноклассников. Поэтому на этапе проверке используем взаимопроверку с оцениванием работы соседа, а за тем и своей - за проверку работы.
Много внимания уделяю увеличению словарного запаса детей, постановке ударения. При изучении темы: «Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне», использую письмо по памяти. За одну минуту ребята должны запомнить предложение на слайде, записать его в тетрадь и выделить орфограммы: «Я открыл замок своим ключом». Прошу придумать еще несколько слов, чтобы после шипящих стояли «о» или «ё». Обращаемся к правилу и делаем вывод, что под ударением пишется у имен существительных в окончаниях «о». Для отработки навыков широко применяю электронные тренажеры (планшет, ноутбук), на печатной основе, карточки: «найди лишнее слово», «списать слова, определить орфограмму и написать свои три слова», «произнеси правильно», планшеты. Считаю, если на каждом уроке русского языка организовывать орфографические минутки, повторяя изученные орфограммы, то уровень орфографической зоркости, а в свою очередь, орфографической грамотности будет высокий, что будет способствовать более высокой результативности при сдаче ЕГЭ. При условии, что такая работа будет проводиться в среднем и старшем звеньях. Свою результативность мы размещаем на «экране» грамотности. Устраиваем «Интеллектуальные марафоны», «Эстафеты грамотеев».
Положительная динамика выразилась и в качестве знаний учащихся, о чем свидетельствуют:
Результаты независимой экспертизы (посещение уроков администрации, коллег);
Контрольные срезы знаний;
Участие в конкурсах;
Опросы детей;
Процент качества знаний по русскому языку составил: класс – 69%.
Среди образовательных результатов можно выделить: личные достижения («я научился выдвигать идеи и договариваться»; «пробуем себя в роли ученых»; «я научился немного больше работать самостоятельно»); достижения в способах освоения учебного материала «проводили эксперимент, опыт», «доказывали свои версии»; достижения в овладении совместными действиями («я научился работать в группе», «учимся вместе понимать и связывать разные примеры»); достижения в качестве освоения учебного материала («все изученное можем обосновывать на практике», «можно посмотреть на изучаемые темы с другой стороны»).
После внедрения в практику упражнений, тренажеров, ИКТ для формирования орфографической грамотности активность учащихся на уроках возросла. Дети не заучивают, а знают и понимают правило, излагая его своим удобным и понятным для одноклассников языком. Любимым стало задание: выделение и обозначение орфограммы.
Я считаю, что формирование орфографической грамотности одна из важных проблем учителей не только начальной школы, но среднего и старшего звена. Работа по развитию орфографической грамотности способствует формированию универсальных учебных действия общеучебных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, а это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.