СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы учителя начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование кодификатора ЕГЭ  по русскому языку для формирования орфографической грамотности младшего школьника».

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы учителя начальных классов.»

Обобщение опыта работы учителя начальных классов МАОУ «СОШ №7 » города Сорочинска Малковой Елены Владимировны

« Использование кодификатора ЕГЭ по русскому языку для формирования орфографической грамотности младшего школьника».

Ведущая педагогическая идея опыта:

показать систему работы на уроке с учащимися начальных классов по развитию орфографической грамотности, используя кодификатор ЕГЭ.

Цель: показать систему работы на уроках русского языка учащихся начальных классов для формирования орфографической зоркости.

Для достижения этой цели ставила такое условие: знание теоретических основ интеграции методов, средств развивающей традиционные системы обучения для выработки орфографической зоркости.

Задачи, решаемые в опыте: установить лингвистические, психологические, педагогические и методические основы исследуемой проблемы; определить уровень орфографической зоркости посредством проведения и анализа данных констатирующего эксперимента; систематизировать упражнения по степени сложности и самостоятельности для учащихся начальной школы по русскому языку.

Что важнее: умение думать и решать проблемы или умение угадывать правильные ответы? Какой учитель нужен школе? На вечные вопросы приходиться отвечать самим. Меняется мир, меняется ученик, и вслед за ним должны меняться и школа, и учитель. «Ребенок- алмаз, его надо превратить в бриллиант» Однако школа не должна «гранить булыжники и оттесывать бриллианты». Хорошо бы определиться: что мы хотим контролировать - умение думать и решать проблемы или подставлять значения и угадывать ответы? Необходима вариативность форм и содержания обучения. Работая 15 лет учителем начальной школы в МАОУ «СОШ№7» города Сорочинска, пришла к выводу о невозможности использования тех методик и приемов, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа, дети сегодня стремительно меняется. Нужно опираться на любознательность и мотивацию к саморазвитию, а не на внешние стимулы и принуждение. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, вооружить его умением учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования. Все это вынуждает меня как учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Учитель- это скрипка Страдивари. Учитель - создаёт нацию. Современный учитель - это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознающий необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании.

В преподавательской деятельности большое внимание отвожу формированию мотивации. Годы работы в школе помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к своему преподавательскому делу передаётся детям. На протяжении долгого времени задавала себе вопросы: Почему одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности? Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении? Почему у выпускников в результате сдаче ЕГЭ по русскому языку такие низкие результаты? Почему беднеет языковая культура? Ответ нашла, когда начала работать над новой темой самообразования. Одна из причин - это несформированность универсальных учебных действий. Система универсальных учебных действий (УУД) прописана в ФГОС 2 поколения для начальной школы. Другая причина - это несформированность у школьников прочных орфографических навыков. Так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. Обратилась к кодификатору по ЕГЭ и выясняла, что орфограммы, в которых учащиеся допускают ошибки, начинают изучаться в начальной школе. Таким образом, формирование орфографической грамотности младших школьников является одной из ведущих целей обучения русскому языку младших школьников. Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.
Орфограмма "работает" в процессе обучения лишь в том случае, если школьник её замечает. По данным обследований, более чем у 30% учащихся орфографическая зоркость (умение видеть орфограмму) формируется стихийно. Целенаправленное обучение выделения орфограмм должно начинаться с первого года обучения.
Из опыта своей работы я убедилась, что проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остаётся нерешённой в силу разных причин: трудности самой орфограммы, разрозненности изучаемых правил, невнимание учащихся к слову, к родной речи, ограниченного словарного запаса, падения интереса к чтению и другие.
Грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. Оценка достижений учащихся даётся в участии детей в очных и заочных олимпиадах, конкурсах «Эму», "Русский медвежонок". Орфографическую и речевую грамотность показывают на едином государственном экзамене (ЕГЭ). В последнее время особую роль отводят подготовке к ЕГЭ, начиная с начальной школы. Орфограммы, которые встречаются на экзаменах, изучаются в начальной школе, начиная с первого класса. Поэтому, я решила подробнее познакомиться с кодификатором ЕГЭ по русскому языку и начинать подготовку с первого класса. Работа должна быть организована систематически, целенаправленно. Я стала задумываться над эффективностью обучения. Как организовывать работу? Какие методы, приемы, виды работ, средства обучения использовать на уроке? Главным в  обучении  правописанию  является орфографическое  правило, его  применение, т. е.  решение  орфографической  задачи. Однако  решение  орфографической  задачи  возможно  при  условии,  если  ученик  видит  объект  применения  правила – орфограмму. Значит, умение  обнаруживать  орфограммы,  выступает  базовым  орфографическим  умением, залогом  грамотного  письма. Неумение  выделять  орфограммы  при  письме – одно  из  главных  причин, тормозящих  развитие  орфографического  навыка. Уже в 1 классе на уроках обучения грамматике начинаю знакомить детей с "опасными" местами.
В русском языке много слов, в которых могут "вырасти" ошибки. И от них не
всегда спасает знание правил. Всё как будто знаешь, а ошибки…"растут" как грибы после дождя. В дальнейшем перед выполнением упражнений мы разбираем и объясняем трудные для написания слова. При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко использую такие виды упражнений, как объяснительный и предупредительный диктанты, письмо текста по памяти с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо и запись текста под диктовку с последующей сверкой с записью на доске или учебнике, выборочное списывание и выборочный диктант.

Ребята часто не замечают своих ошибок, но очень быстро подмечают ошибки одноклассников. Поэтому на этапе проверке используем взаимопроверку с оцениванием работы соседа, а за тем и своей - за проверку работы.
Много внимания уделяю увеличению словарного запаса детей, постановке ударения. При изучении темы: «Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне», использую письмо по памяти. За одну минуту ребята должны запомнить предложение на слайде, записать его в тетрадь и выделить орфограммы: «Я открыл замок своим ключом». Прошу придумать еще несколько слов, чтобы после шипящих стояли «о» или «ё». Обращаемся к правилу и делаем вывод, что под ударением пишется у имен существительных в окончаниях «о». Для отработки навыков широко применяю электронные тренажеры (планшет, ноутбук), на печатной основе, карточки: «найди лишнее слово», «списать слова, определить орфограмму и написать свои три слова», «произнеси правильно», планшеты. Считаю, если на каждом уроке русского языка организовывать орфографические минутки, повторяя изученные орфограммы, то уровень орфографической зоркости, а в свою очередь, орфографической грамотности будет высокий, что будет способствовать более высокой результативности при сдаче ЕГЭ. При условии, что такая работа будет проводиться в среднем и старшем звеньях. Свою результативность мы размещаем на «экране» грамотности. Устраиваем «Интеллектуальные марафоны», «Эстафеты грамотеев».

Положительная динамика выразилась и в качестве знаний учащихся, о чем свидетельствуют:

  1. Результаты независимой экспертизы (посещение уроков администрации, коллег);

  2. Контрольные срезы знаний;

  3. Участие в конкурсах;

  4. Опросы детей;

  5. Процент качества знаний по русскому языку составил: класс – 69%.

Среди образовательных результатов можно выделить: личные достижения («я научился выдвигать идеи и договариваться»; «пробуем себя в роли ученых»; «я научился немного больше работать самостоятельно»); достижения в способах освоения учебного материала «проводили эксперимент, опыт», «доказывали свои версии»; достижения в овладении совместными действиями («я научился работать в группе», «учимся вместе понимать и связывать разные примеры»); достижения в качестве освоения учебного материала («все изученное можем обосновывать на практике», «можно посмотреть на изучаемые темы с другой стороны»).

После внедрения в практику упражнений, тренажеров, ИКТ для формирования орфографической грамотности активность учащихся на уроках возросла. Дети не заучивают, а знают и понимают правило, излагая его своим удобным и понятным для одноклассников языком. Любимым стало задание: выделение и обозначение орфограммы.

Я считаю, что формирование орфографической грамотности одна из важных проблем учителей не только начальной школы, но среднего и старшего звена. Работа по развитию орфографической грамотности способствует формированию универсальных учебных действия общеучебных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, а это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.