СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель данного опыта - изучение и использование приёмов, форм и методов системно - деятельностного подхода в обучении учащихся как средства повышения продуктивности современного урока.
«Системно – деятельностный подход на уроках русского языка и чтения»
Введение 5
Условия возникновения, становления опыта. 6
Актуальность опыта. 6
Технология опыта 8
Вывод 15
Литература 16
Приложение «Урок открытия нового знания» 17
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».
(Б. Паскаль)
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на восхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-познавательного процесса.
Концепция модернизации российского образования подчёркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
В основу ФГОС НОО положен системно - деятельностный подход к обучению читательской грамотности на уроках русского языка и чтения. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности.
Именно на уроках русского языка и чтения происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная. Отсюда вытекает актуальность реализации системно -деятельностного подхода в преподавании русского языка и чтения.
Условия возникновения, становления опыта.
Выбор темы опыта определён несколькими условиями. Прежде всего, это инновационные процессы, протекающие в современном образовании и диктующие принципиально новые подходы к его содержанию. Кроме того, данный опыт связан:
ведущими направлениями работы школьного методического объединения;
индивидуальной работой над темой по самообразованию («Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и чтения в условиях перехода на ФГОС»);
желанием найти решение проблемам, существующим в массовой педагогической практике (прежде всего, возникающим в преподавании русского языка и чтения).
Актуальность опыта.
Преподавание русского языка и чтения в современных условиях неизбежно сталкивается с целым рядом противоречий. Во-первых, это отсутствие у учащихся личностного мотива деятельности, связанное с активным развитием интернет-технологий и восприятием предметов гуманитарного цикла (особенно чтения) как оторванных от практической деятельности. Следствием этого становится следующая проблема - непрочность практических навыков устной и письменной речи. Познавательные и духовно-нравственные горизонты учащихся сейчас в большей мере определяются СМИ, журнальной литературой, поп-музыкой, компьютерными играми, что привело к снижению общего уровня речевой культуры. Традиционные педагогические приёмы, методы и средства обучения в этих условиях недостаточно эффективны. Данные затруднения позволяет преодолеть системно - деятельностный подход, превращающий ученика из объекта в субъект самостоятельной познавательной деятельности. Работа над данной темой становится особенно актуальной в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты, в основе содержания которых лежит системно - деятельносттный подход.
Ведущая педагогическая идея опыта. Системно - деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся. Ведь успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.
Длительность работы над опытом. Работа над темой включала в себя различные этапы (изучение литературы и передового педагогического опыта по данной теме, внедрение элементов технологии в структуру урока, апробация технологии деятельностного подхода, мониторинг с целью выявления результативности опыта).
Диапазон опыта. Областью применения опыта являются педагогические ситуации в системе уроков русского языка и чтения, внеклассной работы по предмету и воспитательной работы с классом.
Теоретическая база опыта. Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой следующих дидактических принципов:
принцип деятельности;
принцип непрерывности;
принцип целостности;
принцип минимакса;
принцип психологической комфортности;
принцип вариативности;
принцип творчества.
Прежде всего, для меня важен принцип обучения деятельности. В соответствии с ним стараюсь не только научить школьников предметно – практическим действиям, но и сформировать сами способы и приёмы учебной и познавательной деятельности, умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Не менее важным представляется мне и креативный принцип: необходимо учить детей творчеству, развивать способность самостоятельно находить решение. В результате отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю – не знаю», «умею – не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения. Полноценное включение ребёнка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.
Цель данного опыта - изучение и использование приёмов, форм и методов системно - деятельностного подхода в обучении учащихся как средства повышения продуктивности современного урока.
Методические задачи работы в данном направлении:
повышение мотивации учащихся в процессе обучения;
формирование лингвистической и литературоведческой компетенций;
формирование общеучебных навыков;
развитие навыков творческой и исследовательской деятельности.
Педагогические задачи работы:
создание условий для реализации деятельностного подхода в обучении;
использование и апробация опыта;
формирование банка методических разработок по теме проекта;
оценка результативности данных приемов и методов.
Возникает вопрос: как же я реализую принципы системно -деятельностного подхода? Без сомнения, качественно новые принципы обучения определяют и новую организацию учебного процесса, особые педагогические технологии, особые приёмы и средства, используемые в учебном процессе. В то же время преимущество деятельностного подхода в том, что он применим при работе по любой из действующих программ, прекрасно сочетается с другими современными образовательными технологиями и методами:
- АМО
- игровой технологией;
- технологией развития критического мышления (чтение Инсерт, «чистая доска», кластеры и т.д.)
- методом проекта;
- информационно-коммуникативными технологиями;
- здоровьесберегающими технологиями.
Хочется отметить, что системно-деятельностный подход заставляет отказаться от объяснительно-иллюстративного метода обучения в пользу частично-поискового, исследовательского и проектного методов. Точно так же фронтальная работа уступает место индивидуальной, а также работе в группах и парах. То есть наиболее оптимальными становятся такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебную деятельность, направляемую учителем.
Таким образом, основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые понятия не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель же грамотно направляет эту деятельность. В процессе урока учащиеся:
- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
- критически осмысляют актуальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Деятельность учителя в этих условиях чаще всего носит направляющий или консультативный характер.
Проанализировав идеи СДП, проведя сравнение уроков в традиционной форме и уроков при СДП, полностью пересматриваешь свою деятельность. Постепенно я отошла от традиционной формы подачи учебного материала. На своих уроках стараюсь уделять большое внимание: концентрации и переключению внимания учеников, многообразию форм подачи учебного материала, достаточно высокому темпу урока, максимальной включённости всех учеников в работу, разнообразию форм работы и заданий, сотрудничеству между учителем и учениками, максимальному учёту индивидуальных потребностей учащихся, использованию творческих заданий, разнообразию инструментов оценивания своей и групповой деятельности.
Продумывая уроки изучения нового материала, всегда стараюсь организовать работу учащихся так, чтобы они осознавали учебную задачу, проявляли как можно больше самостоятельности в её решении, активно использовали ранее усвоенные знания и умения, высказывали различные догадки и пытались их обосновать. Введение в ситуацию учебной задачи начинается с постановки проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать.
Важную роль играет мотивация учащихся к учебной деятельности. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Очень важна психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу». Возможно рифмованное начало: Проверь. Готов ли ты начать урок?
Всё ли в порядке: книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
Использование системно - деятельностного подхода открывает новые перспективы и в системе оценивания знаний и умений учащихся, системе, которая остаётся несовершенной и в современной школе. Поэтому задачей учителя является формирование у учащихся собственного «инструмента» для контроля и оценки своих знаний. С этой целью на уроках использую различные приёмы по формированию самооценки и взаимооценки у детей. Предлагаю понятные и доступные для наших детей критерии оценивания, знакомлю с ними в начале урока и работаем по ним весь урок, в конце подводим итог этой работы. Конечно, наши дети не всегда объективно оценивают свои знания или выполненные работы, после подведения итога обязательна обоснованная корректировка со стороны учителя. Предлагаю критерии оценивания различные. Например:
За правильно выполненную работу «+», за работу с ошибками «V», за плохо выполненную «-« . За 5 «+»- оценка 5, за 4 «+» - оценка 4, за 3 «+» - оценка 3.
Словарная работа кроссворд | Работа с предложениями | Работа с упражнением | Тест
| Устные ответы | Общая оценка |
|
|
|
|
|
|
Можно использовать «Волшебные линеечки» Цукерман Галины Анатольевны (доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, Москва) (хорошо при безотметочном обучении).
Карта успешности (при закреплении темы)
Правила корня
| Оценка Учаще-гося | Оценка Учителя |
1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением |
|
|
2. Непроверяемые написания в корне слова |
|
|
3.Парные согласные на конце и в середине слова |
|
|
4. Непроизносимые согласные |
|
|
По завершении каждого этапа урока предлагаю оценить, как работал класс: работали без ошибок (с ошибками), дружно, быстро (медленно), кто лучше всех работал. Вместо поурочного балла всё чаще применяю словесные оценки самого ученика, других учеников или учителя. При этом используется «выведение» вместе с учениками критерия оценки: «ты ответил правильно, полно, самостоятельно» или «в твоём ответе есть ошибка, я исправляю, дополняю твой ответ». Нередко использую листы самооценки, когда ребёнок сам оценивает свою деятельность в течение всего урока. Так у ребёнка исчезает страх перед неудовлетворительной оценкой, повышается мотивация к учебной деятельности, а в классе постепенно рождается атмосфера взаимного доверия и сотрудничества.
Важный компонент структуры урока – составление опорного конспекта, моделирование содержания понятия. На уроках русского языка моделирование производится чаще всего в графической форме. Например, модель понятия «Имя существительное». По мере изучения эта модель будет углубляться, расширяться, постоянно опираясь на предварительное рассмотрение.
И при изучении нового, и при закреплении активно использую алгоритмы. Алгоритм – ключ к применению правила.
Основная часть урока – сотворчество всех участников или же самостоятельная поисковая или исследовательская деятельность учащихся, направляемая учителем. Сделать познавательную деятельность творческой помогают такие формы учебных занятий, как урок-открытие, урок-рассуждение, урок-путешествие, урок-сказка, урок-конкурс, урок-диалог, урок-викторина. Элемент творчества даже в самый обычный урок вносят деловые игры, театрализации, составление кластера, эвристические задачи, ролевые дискуссии.
Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии. Рефлексия деятельности - обязательная составляющая современного урока. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. Для реализации этой цели учащиеся: фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке; намечают цели последующей деятельности.
Результатом является умение учащихся анализировать и оценивать успешность своей деятельности. При этом важны не только предметные результаты, но и метапредметные (познавательные, регулятивные и коммуникативные), и личностные. Я использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе, синквейн, метод незаконченного предложения, свободное высказывание, цветовой индекс, смайлики и т.д. Рефлексия может быть рассредоточена на различных этапах урока, иногда, чтобы не сбивать эмоциональный накал, принципиально не ставим точку, предпочитая многоточие.
Деятельностный подход диктует новый подход и к организации домашней работы учащихся. Домашние задания не ограничиваются выполнением упражнений в учебнике, часто тоже носят творческий или исследовательский характер (подготовь вопросы по теме, составь задание сам, сочини грамматическую сказку или зарифмуй правило, нарисуй рисунок, составь опорный конспект по теме или кроссворд, создай свой мини-проект и т.д.).
Важнейшим средством обучения в условиях системно-деятельностного подхода становятся электронные образовательные ресурсы (мультимедийные презентации, видеоуроки, интерактивные плакаты, таблицы, уроки SMART BOARD), которые также обеспечивают реализацию дидактических принципов деятельностного подхода.
Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым я решаю следующие задачи:
предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
осуществляю личностно-ориентированную направленность;
помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
включение в образовательный процесс ИКТ;
использование метода проектов помогают эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок
Используя в своей практике системно-деятельностный подход, я отметила, что особенно благоприятным оказывается влияние данного опыта на одарённых учащихся и учащихся, обладающих повышенной познавательной мотивацией. Целенаправленная работа над развитием творческих способностей учащихся, интереса к изучаемым предметам, решение нестандартных задач, составляющие основу деятельностного подхода, обеспечивают успешное систематическое участие детей в предметных олимпиадах и творческих конкурсах.
Вывод
Работа над данной темой позволяет сделать вывод, что деятельностный подход:
способствует повышению мотивации обучения;
создает условия для усвоения понятий как способа действий;
способствует развитию креативности;
позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении;
способствует развитию общеучебных навыков и формированию ключевых компетентностей учащихся (коммуникативной компетентности, готовности к разрешению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, готовности к социальному взаимодействию).
В заключение хочу сказать, что уроки при использовании технологии системно – деятельностного подхода стали намного интереснее, дети на таких уроках раскрываются с разных сторон, проходят занятия легко, учащиеся не утомляются, а напротив, им интересно получать новые знания или продолжать закреплять ранее изученное.
Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку // Русский язык в школе. – 2011. - №6,7.
Алексеева О.В. Современный урок морфологии (к проблеме реализации приоритетных подходов к обучению) // Русский язык в школе. – 2010. - №4.
Горсткина Наталья. Проектирование урока русского языка с применением ИКТ (на примере 7 класса) // Школьное планирование. – 2010. - №1
Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка // Русский язык в школе. – 2011. - №6.
Киселёва Н.В., Синотина Е.В. Проектирование и анализ современного урока: методические рекомендации // Русский язык в школе. – 2011. - №8.
Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. – Центр «Педагогический поиск», 2009
Рябухина Е.А. Подходы к оцениванию заданий по русскому языку на компетентностной основе. - // Русский язык в школе. – 2009. - №7.
Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3.
Учитель русского языка и чтения – Гринеева Татьна Викторовна
Цели урока открытия нового знания 19
Алгоритм создания урока открытия нового знания 19
Структура урока открытия нового знания 20
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 20
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 21
3.Этап выявления места и причины затруднений 22
4.Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации 22
5.Реализация построенного проекта 23
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи 23
7.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону 24
8.Этап включения в систему знаний и повторения 24
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке 25
Описание приёмов 25
Этап1. МОТИВАЦИИ (самоопределения) к учебной деятельности 25
"Побуждение" 25
"Психологический тренинг" 26
"Фантастическая добавка" 26
"Удивляй" 26
"Привлекательная цель" 27
"Отсроченная отгадка" 27
"Театрализация" 27
"Рифмованное начало уроков" 32
"Эпиграф к уроку" 32
"Оратор" 33
"Фантазёр" 33
Этап 2. АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ 33
"Столкновение противоречий" 33
"Вопросы, требующие установления сходства и различия" 34
"Вопросы по установлению причинно–следственных связей" 34
"Вопрос к тексту" 34
"Лови ошибку" 34
"Мозговой штурм" 34
"Почини цепочку" 34
"Да-нетка" 35
"Инсерт" 35
"Практичность теории" 36
"Пресс – конференция" 36
"Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам" 36
"Сравнение" 36
"Информационная карта урока" 36
"Проведи исследование" 36
"Раздели на группы" 36
"Дай информацию" 37
"Слепой текст" 37
"Придумай название" 37
"Игры в случайность" 37
"Идеал" 37
Этап 3. ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ 37
"Составление алгоритма" 37
"Слепая таблица" 38
"Птичий базар" 38
"Цепочка" 38
"Расшифруй!" 38
"Кластер" 38
"Починить цепочку" 38
Этап 4. ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ 38
"Яркое пятно" 38
"Разрешение парадоксов" 38
"Помощники" 39
"Тема в виде проблемного вопроса" 39
"Отгадай ребус, загадку, шараду…" 39
"Проблемная ситуация" 39
"Подводящий диалог" 41
"Работа над понятием" 41
"Группировка" 42
Этап 5. РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА 42
"Мини – рассказ" 42
"Упрости!" 42
"Создай коллекцию" 42
"Проблемный поиск" 42
"Пары сменного состава" 42
"Послушать – сговориться – обсудить" 43
"Облака мыслей" 43
"Ромб ассоциаций" 44
Этап 6. ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ 44
«Составь меню» 44
«Аукцион» 44
«Феномен» 44
"Чего больше?" 45
«Реклама» 45
«Учимся сообща» 45
«Я беру тебя с собой» 45
Этап 7. САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ 46
Этап 8. ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ 47
Этап 9. РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 49
Критерии результативности урока 51
В ФГОС выделяют две цели для уроков такого типа:
Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.
Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.
Для облегчения подготовки к урокам, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.
Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.
Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.
Моделируем способ открытия нового знания.
Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.
Фиксируем те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.
В соответствии с составленным списком ЗУН, подбираем упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.
В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения. Здесь очень важно предусмотреть способ, с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.
Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.
Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.
Продумываем форму работы на каждом этапе урока. Выбираем приемы, которые будут использоваться на этих этапах.
Составляем технологическую карту урока (конспект).
Проводим самоанализ урока по составленному конспекту, вносим правки и уточнения при необходимости.
Это общий алгоритм, который позволит подготовить урок открытия нового знания и предусмотреть все сложности и затруднения. Теперь рассмотрим структуру урока этого типа подробнее.
Структура урока открытия нового знания
Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.
Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:
«хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
«надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
«могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.
Приемы для этапа мотивации:
Психологический тренинг.
Графический диктант.
"Да-нет".
Рифмованное начало урока.
Эпиграф к уроку.
Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
Начало урока с элементами театрализации.
Прием "Фантастическая добавка".
Прием "Оратор".
Отсроченная догадка.
Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).
Интеллектуальная разминка.
Прием "Светофор".
Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.
Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:
вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.
при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.
Приемы для этапа актуализации:
Видеосюжет.
Прием "Лови ошибку".
Анализ выполнения домашнего задания.
Лото.
Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
Ролевой сюжет.
Отсроченная догадка.
Смена ролей.
Театрализация.
Ряд ассоциаций.
Интеллектуальная разминка.
Мозговой штурм.
Прием "Почини цепочку".
Слепой текст.
"ИДЕАЛ".
Инсерт.
Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.
Работа на данном этапе строится следующим образом:
Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.
Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.
Приемы:
Таблица ЗХУ.
Мозговой штурм.
Подводящий диалог.
Прием "Яркое пятно".
Группировка.
Домысливание.
Кластер.
Составление алгоритма.
Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).
Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
Работа строится так:
Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).
Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)
Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.
Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.
Приемы:
Деловые игры.
Дерево целей.
Пресс-конференция.
Эксперимент.
Проблемный ряд.
Подводящий диалог
Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только, то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.
Приемы:
Вопросы к тексту.
Доклад.
Лови ошибку.
Пресс-конференция.
Проблемный диалог.
Фантастическая добавка.
Деловые игры.
Проблемный поиск.
Ромб ассоциаций.
На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.
Приемы:
Комментирование чтение.
Вопросы к тексту.
Лови ошибку.
Отсроченная догадка.
Синквейн.
Пресс-конференция.
Презентация.
Прием "Снежный ком".
Рассказ-эстафета.
Прием "Удивляй".
Фиш-боун.
Аукцион.
Реклама.
Таблица "? + !".
Прием "Я беру тебя с собой".
На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.
Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Приемы:
Щадящий опрос.
Деловые игры.
Прием "Да-нет".
Прием "Реставратор".
Найди соответствие.
Творческие тесты.
Работа на компьютерах.
Мини-проекты или мини-исследования.
Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).
Блиц-контрольные.
Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.
Приемы:
Кластер.
"Найди ошибку".
Шесть шляп.
"Верю-не верю".
Тестирование.
Различные виды опросов.
Эссе, резюме.
Составление кроссворда.
Контрольная работа или диктант.
Восстанови текст.
Свои примеры.
Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:
уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.
ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.
На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.
Приемы:
Таблица "+ - ?".
Свободный микрофон.
Дерево настроение.
Лестница успеха.
Анкетирование.
Цветотехника.
Пантомима.
Цветные поля.
Толстые и тонкие вопросы.
Синквейн.
Прием "Шкатулка".
Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.
Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: - актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"); - вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"); - усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"); - усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
"Психологический тренинг"Очень важна психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!
Учитель дополняет реальные события фантастикой. Например, предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница", и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.
Например: письмо от инопланетян с вопросом как сделать кислород
"Удивляй"Учитель находит угол зрения, при котором даже обыденное становиться удивительным.
Например, учитель сообщает, что в Юго-Восточной Азии растут необычные пальмы. Листья достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
"Привлекательная цель"Перед учащимися ставиться простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют учебные действия.
Пример: Научиться пользоваться микроскопом, при этом рассматриваются микропрепараты.
"Отсроченная отгадка"Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие, например: "А на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде".Загадка: месть короля Казимира – причина плесневые грибы. См. удивительные факты
"Театрализация"Русский язык
(Обучение грамоте. Закрыли глаза, представьте, что вы оказались в цирке. Учитель в шляпке.)
Здравствуйте, друзья!
Я – конферансье.
Знают дети меня не все.
Я выступленья в цирке объявляю,
Артистов на арену приглашаю.
Но чтобы номер первый объявить
Должны вы контролёрам билетик предъявить.
Билетом вашим будут ваши знания.
Скажите, нам без напоминания
Что знаете о букве Ц?
***
Входит Незнайка в класс.
Дорогие ребятишки!
И я взял нынче в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.
***
Я – весёлый Снеговик.
К зиме холодной я привык.
В Сочиняй-ке я живу
И со всеми там дружу.
Я каждый день смотрю вокруг:
“Не придёт ли новый друг?”
Сильный и умелый,
Да к тому же смелый!
Математика
Незнайка.
Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь,
Не могу решить задач!
Может быть – плохой учебник?
Может быть таланта нет?
Но нашёл я способ верный -
Сразу посмотреть в ответ.
Занимайтесь на здоровье,
Если вам не жалко сил,
Ну, зачем читать условие?
Раз – умножил, два – сложил.
Я и вычел, разделил.
Ну, всё, как полагается,
Но только правильный ответ
Никак не получается.
Помогите мне, ребята,
Всё расставить по местам.
Научусь решать задачи –
Буду благодарен вам!
Чтение
Бабушка – сказительница.
Жили-были
Старик и старуха...
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только, что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть -
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
Погружение в урок.
Математика
***
- Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе. Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. (Урок – путешествие на Луну) ***
- За окном весна. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее. Тает много снега. Вода течёт большими и малыми ручьями в реки. Реки переполняются и выходят из берегов. Затопляют леса, луга, деревни. Это половодье. Трудно в эту пору лесным жителям. Об этой поре написал стихотворение великий русский поэт Н.А.Некрасов “Дед Мазай и зайцы”.
...Я раз за дровами
В лодке поехал - их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, -
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нём собралися гурьбой.
(Продолжается на уроке счёт зверей на основе содержания стихотворения)
***
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Кто из вас догадался о каком времени года говорится в стихотворении? Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес.
(Материал урока подчинён одной теме: счету предметов в осеннем лесу)
***
Железные избушки
Держатся друг за дружку,
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой. (Поезд)
Весь день на вокзале много народу. Одни приезжают, другие уезжают. Поезда привозят пассажиров и разные грузы. А ещё одни привозят почту для всех нас.
Рядом стоянка такси и автобусов. Они забирают или выгружают багаж и пассажиров.
(Счёт предметов на вокзале)
***
Не птица, а летит,
Не жук, а гудит. (Самолёт)
В аэропорту много самолётов. Одни стоят под крышей в ангаре, другие готовятся взлететь. Есть самолёты пассажирские, грузовые, военные.
Вот большой грузовой самолёт. Он уже взлетает. Он полетит далеко- далеко, через океан. (Счёт самолётов в аэропорту)
***
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко....
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...
Как, одним словом можно назвать этих животных? Каких ещё домашних животных знаете?
(Решение задач про домашних животных в деревне)
***
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Как мы должны помогать маме по дому? (Счет предметов, накрывая на стол, моем посуду, гладим свои вещи)
Чтение
***
С.А.Есенин “Черёмуха”
- Вспомните весну. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный приятный запах, запах цветущей черёмухи.
Будто девушка, выбежала на берег лесной реки черёмуха. Выбежала и загляделась в синие воды. Потрепал по плечу её ветер, и вот уже шумит над речной отмелью белый буран лепестков.
Как красива черёмуха в майскую пору цветов, радуг и гроз!
***
Ф.И.Тютчев “Зима недаром злится...”
- Свет и снег! Это примета марта. Небывалая дружба холода и тепла. По народной поговорке “ март и снегом сеет, и солнцем греет”. Ясен и лучист прозрачный воздух – примета весны, света. Солнечный луч – “золотой ключик тепла” - всюду заводит тихую музыку весны.
Рушится трон снежной королевы – зимы.
***
И.А.Бунин “Лес , точно терем расписной...”
- Отправимся в путешествие по осеннему лесу.
Берёзки последнее золото своё осыпают на ели и на уснувшие муравейники. Мы идём по лесной тропе, и осенний лес нам становится как море, а полянка в лесу – как остров.
На этом острове стоит тесно несколько ёлок, под ними мы сядем отдохнуть.
Окружающий мир
***
Тема: “Путешествие по карте полушарий”.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок - путешествие. А мы необычные путешественники, мы астронавты. Может кто - то знает, кто такие астронавты? (Люди, которые изучают космическое пространство) Итак, в путь. Одеваем космические ободочки.
(Звучит космическая музыка “Спейс” Д.Маруани “Волшебный полёт”)
***
Тема: “Явления природы”.
- Прослушайте запись (звучит муз. П.И.Чайковского “Октябрь”). Какое время года изобразил композитор?
- Какое сейчас время года? Как вы думаете, уда лось передать признаки осени П.И.Чайковскому? Как, докажите.
- Действительно, сейчас у нас гостит осень. Вы знаете, она и к нам заглядывала в класс и оставила для вас корзиночку осенних листьев. Но просила передать их только тем ребятам, которые будут хорошо работать на уроке.
Дети, осень оставила для вас сюрприз. Вот этот кроссворд (работа в группах).
1. “Белая кошка лезет в окошко”. (Рассвет)
2. “Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло” (Лед)
3. “Без рук, без ног
А ворота отворяет”. (Ветер)
4. “Лежал, лежал да убежал”. (Снег)
5. “Не колючий светло - синий
По ветвям развешан ...”. (Иней)
Проверка. Назовите слово по горизонтали. (Явления)
- Что обозначает это слово? (Высказывания уч-ся)
- Явление (от слова) явь, то, что бывает в действительности.
- Какие же явления вы записали в кроссворд?
- Какая же тема сегодняшнего занятия? (Явления природы)
***
Тема: “Знакомство с лесом. Что такое лес?”
- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажете сами.
- Назовите самые яркие изменения в природе.
Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. На доске карточки с буквами (как в “Поле чудес”).
Вопросы:
- Как могут называться рыхлый верхний слой зем ли, на котором растут или могут расти растения?
- Из чего состоит почва?
- Какие виды почв вы знаете?
- Основное свойство почвы?
- Что имеется в почве, необходимое для жизни растений?
- Что делают для защиты почвы от выдувания и смыва?
- Кто может сказать, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)
- А где он живет? (В лесу)
- Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце урока ответим на вопрос: “Что мы сажаем, сажая леса?”.
История
***
Тема: “В мастерской художника. Русская музыка”.
Вход учащихся в класс под “Вальс цветов” П.И.Чайковского.
Сегодня мы побываем в художественно-музыкальном салоне.
Чтобы приобрести билеты в салон, ответьте на мои вопросы.
- Что такое живопись?
- Какие жанры живописи знаете?
- С творчеством каких русских художников мы познакомились?
Эпиграф к уроку. Пословицы, поговорки.
- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.
- Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.
- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
- Грамоте учится – всегда пригодиться.
- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
- Делу время, потехе час.
- Больше знай, меньше болтай.
- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
- Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
- Умную речь хорошо и слушать.
- Ученье – свет, а не ученье – тьма.
- Ученье лучше богатства …………………………
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Эмоциональный отклик
Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.
Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.
- Что вы уже знаете об этой теме?
- Подберите слова об этом или на эту тему….
- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!
(Не правда ли, звучит как открытие!)
На доске записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
…………………
- Вот видите, как важно
Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. Например, определи и докажи, где какая часть речи:
Бревно лежит поперёк канавы. Мы шли вдоль и поперёк….
(В)пустую комнату; спорить (в)пустую;
подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста;
работать (по)новому; идти (по)новому шоссе ).
Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить
"Вопросы по установлению причинно–следственных связей"Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.
"Вопрос к тексту"Перед изучением учебного текста ребятам ставиться задача: составить к нему ряд вопросов. Заранее оговаривается цель, которую нужно достичь. Необходимо оговорить количество вопросов. Например: 3 репродуктивных, не менее 5 расширяющих и развивающих вопросов.
"Лови ошибку"1)Объясняя материал, учитель допускает ошибку
2) Ученикам показывается текст со специально допущенными ошибками. (Ошибки можно брать из работ учащихся)
«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количеств идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе. Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток. Например, задача: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти решение. После предложенных вариантов решения вопроса выясняется, что уже знаем, что необходимо узнать сегодня.
"Почини цепочку"Задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном порядке словами и действиями. Например: поставьте правильно этапы работы с микроскопом.
"Да-нетка"Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Это планета земной группы? - нет;
Это планета – гигант? – да;
Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
Это самая большая планета? – да.
Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.
"Инсерт"приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.
"Инсерт" - это:
I - interactive - самоактивизирующая
N - noting
S - system - системная разметка
E - effective - для эффективного
R - reading - чтения
T - thinking - и размышления
Приём используется в три этапа:
В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;
Обсуждают записи, внесённые в таблицу.
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
"Практичность теории"Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна. Например, вегетативное размножение, полив растений.
"Пресс – конференция"Учитель неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать, дораскрывающие ее, вопросы. Чтобы легче было учащимся, нужно поставить цель темы, которую они должны достичь.
"Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам"1) без задания
2) с заданием до просмотра
3) с заданием после просмотра
Усвоение нового материала через сравнение двух и более процессов, объектов и т.д.
"Информационная карта урока"Самостоятельное изучение нового материала на уроке в индивидуальном режиме с использованием ИКУ
"Проведи исследование"в форме наблюдения, запиши результаты, проведи защиту,
в форме анкетирования или опроса в социуме, для выявления тенденций, подтверждения гипотезы,
в форме эксперимента.
1.Разделить организмы, процессы, понятия, характеристики.
2. провести классификацию определений, которые написаны на карточках. Принцип классификации может быть известен или нет.
Извлечь всю информацию из представленного объекта.
Это может быть комнатное растение, таблица, схема, плод…
1.Заполнить «слепой» текст словами или числами
2. восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе
3. восстановите текст из перепутанных неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках.
"Придумай название"Придумать название к короткому не более 25-30 слов тексту по теме (можно разбить параграф учебника на части и озаглавить их)
"Игры в случайность"Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Например, рулетка, игральные кости, лотерея, морской бой. Проверка терминов, понятий, процессов.
"Идеал"Пример.
Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как. Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы. Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные. А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы. Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.
Составить алгоритм, записать в виде схемы
"Слепая таблица"Заполнить пробелы в частично пустой таблице (алгоритме)
"Птичий базар"Индивидуальное проговаривание каждым учащимся нового правила вслух (не хором)
"Цепочка"По цепочке проговаривание последовательных шагов по применению правила, нового знания.
"Расшифруй!"Расшифровать схематическую запись, прочитать информацию, опираясь на схему, записать словесную формулировку схематической записи
"Кластер"Составить кластер по опорной информации
"Починить цепочку"Задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном порядке словами и действиями. Например, поставьте правильно этапы работы с микроскопом
Этап 4. ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ "Яркое пятно"Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.
"Разрешение парадоксов"Давайте решим проблему, в чем противоречие в этих высказывание и какое высказывание более верно или верны оба высказывания.
"Помощники"Дополнение цели урока с помощью слов-помощников:
-Повторим
-Изучим
-Узнаем
-Проверим
Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения.
Формулировка темы в виде вопроса
Тема урока может быть сформулирована так "Почему этих животных отнесли к одному типу?" выявляются признаки по которым классифицированы животные и в соответствии с этим на первом этапе урока уже можно показать морфологические отличия разных групп животных.
"Отгадай ребус, загадку, шараду…"Подвести к теме и цели урока через ребус, загадку, шараду…
"Проблемная ситуация"Распространённые приемы создания проблемной ситуации
«Классические»
Проблемная ситуация «с удивлением».
Урок математики
Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.
8-3+4=9. 8-3+4=1.
– Что вы замечаете?
– Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.
– Почему получились разные ответы?
- А если предположить, что ошибки при счёте не допущено?
– Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?
(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)
– Как вы определите цель нашего урока?
Проблемная ситуация «с затруднением».
Тема: Сложение и вычитание с переходом через десяток.
3+5= 7+3=
2+7= 4+4=
5+2= 7+6=
– Почему вы не можете решить последний пример?
(Мы не можем сложить, получается больше 10.)
Чему будем учиться на уроке?
«Сокращенные»
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Тема: Правила переноса
Помогите составить предложение.
солнца яркие цветы любят первые лучи весенние
Запись на доске: Первые весенние цветы любят яркие лучи солнца. (слово яркие не вмещается) Что же делать?
Варианты детей: Я-ркие ярки-е яр-кие ярк-ие
(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)
Подводящий диалог.
Подводящий к теме диалог – цепочка вопросов и заданий, которые приведут учащихся к формулированию темы
Русский язык.
Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».
мяч дочь
шалаш печь
камыш мышь
По какому признаку разбили слова на 2 столбика?
Что общего у всех слов?
Чем отличаются?
«Мотивирующие»
Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».
Урок окружающий мир
Тема: Равновесие в природе.
Сказка.
-Жили растения и животные вместе дружно много лет. Но однажды нашли огромные весы, которые потерял человек, и стали взвешиваться, кого же больше?
Как вы считаете, кто из них главнее и важнее на планете? Так и поссорились и разошлись в разные стороны.
Что случилось дальше?
Что мы должны сделать на уроке?(детьми выводится тема урока)
А как нам всё это выяснить?
2. Демонстрация непонятных явлений. (Эксперимент, опыт, демонстрация)
3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».
Урок математики.
Тема: Правило проверки решения уравнения.
- За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:
2 + х = 6 2 + х = 6 2 + х = 6
х = 6 + 2 х = 6 – 2 х = 6 - 2
х = 8 х = 4 х = 3
- Почему сразу не можем ответить? Что нужно сделать? (проверить)
- Назовите тему урока. Что нужно сделать для этого? (составляется алгоритм)
Ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
"Работа над понятием"Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".
"Группировка"Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Этап 5. РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА "Мини – рассказ"Составь мини рассказ, используя термины из списка, а так же словосочетания «так как», «потому что», «следовательно», «если - то», прочитать и рассказать в классе
"Упрости!"Упростить предложения без потери смысла (текст учебника или научно-популярного журнала).
"Создай коллекцию"Собрать, оформить, описать коллекцию
"Проблемный поиск"Найти информацию по проблемному вопросу. Оформить в виде карточки или списка с аннотированными ссылками.
"Пары сменного состава"Алгоритм деятельности учащихся
Инструкция для ученика «Работа в парах сменного состава»
запишите в тетрадях дату и тему урока.
получите карточку с заданием, прочитайте ее, разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить.
выберете себе партнера с карточкой другого цвета, не такого как у вас. Перескажите ему содержание вашей карточки.
выслушайте содержание карточки партнера.
задайте друг другу вопросы на понимание и уточнение 6содержания карточек с тем, чтобы лучше понять и запомнить материал.
обменяйтесь карточками. Обменивайтесь карточками до тех пор, пока не узнаете содержание всех цветов: ваша карточка должна вернуться к вам.
соберитесь в малые группы по цвету карточек. Изобразите графически (схематично, рисунком) содержание вашей карточки.
выйдите к доске и представьте работу малой группы (зарисуйте и прочитайте содержание вашей карточки).
запишите в своих тетрадях содержание всех карточек.
сдайте тетради на проверку (или взаимоконтроль).
Оцениваться деятельность ученика может по следующим параметрам:
-качество воспроизведения,
-содержания всех карточек,
-умение общаться в парах и в малой группе,
-умение организовать собственную познавательную деятельность.
Приём интерактивного обучения. Данный приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Автор - Е.Д. Розанова. Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу.
Пример. На уроке иностранного языка при изучении темы "Времена года. Зима" ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к зиме и только к ней. Затем показать соседу по парте, из 6 слов отбираются 3 и предлагаются классу через 1,5 минуты. Работа с этим упражнением занимает около шести-семи минут. За это время каждое из слов «зимней» лексики повторяется вслух несколько раз, фактически затрагиваются вопросы словообразования, переносных значений слов. После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные парами, начинается отбор трёх слов среди них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется предложение, к тому же обычно нетривиальное («Мороз – это температура ниже нуля, она может встречаться не только зимой, но и летом в холодильнике»). В этом наборе встречаются почти все модельные грамматические конструкции. Таким образом, за несколько минут проделана работа, на которую при обычных подходах не хватит урока.
"Облака мыслей"Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями.
Пример. На уроке литературы ученикам, пишущим сочинение, рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с темой, а потом может быть утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом сочинения.
Описание: приём актуализации субъективного опыта. Применяется при анализе стихотворения, текста, эпизода на основе ассоциаций Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы.
Этап 6. ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ «Составь меню»Составить меню с определенными требованиями, объяснить результаты работы
«Аукцион»По аналогии с настоящим аукционом, «Лот» - объект. Идет его продажа - кто больше знает об объекте, тот его и «покупает». Лоты могут быть в виде загадок, ребусов. Готовят их ученики или учитель. Все по очереди продают свой объект.
«Феномен»Приём работы над грамотностью письма и грамматическим инструментарием в начальной школе предлагает А. Кушнир. Это ПОКАЗ грамматического (орфографического) феномена. Учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После даёт ученику читать текст несколько раз. Учитель не тратит времени на пояснения – ребёнок прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется постоянно находящимся на стенде плакатом с правилом и постоянно лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.
Пример. На уроке чтения в определённый момент перед ребёнком появляется очередная художественная книга для чтения, но с умышленным «дефектом» – все случаи, когда встречаются нужные буквосочетания – «ЖИ-ШИ», «ЧУ-ЩУ», «ЧА-ЩА» – выделены» подчёркиванием, цветным маркером или ещё как-то. С фломастером или маркером в руках легко превратить в пособие для изучения правила любую книгу. Ребёнок вольно или невольно, но без особого усилия, зафиксирует в сознании факт: данные буквосочетания – это показываемый учителем подводный камень, он заслуЖИвает специального внимания.
Ведущий (педагог, ученик, родитель) задает вопросы и каждый правильный ответ поощряет (фишкой и др.).
Пример. Чего больше: Растений или кустов? Домов или деревянных домов? Деревянных предметов или деревянных стульев? Лесных растений или лесных ягод?
«Реклама»Учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин. Работу можно организовать в группе. Пример. Создайте рекламу Серебряному веку Русской поэзии. Придумайте слоган таблице умножения.
«Учимся сообща»Алгоритм действий: 1.Индивидуальная работа. Маркировка на полях (знаки «?», «+», «!» и т.д.). 2.Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять «знаки вопроса». 3.Обсуждение в четверках: учащиеся разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в соседнем ряду, или с теми, кто сидит на следующей парте. Если на уроке предусмотрена групповая форма работы, то после индивидуального изучения текста все «знаки вопроса» обсуждаются в группе. 4.Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса. 5.Учитель вносит дополнительные разъяснения.
Пример. задание: составить письмо иностранца-путешественника, который побывал в России николаевской эпохи и увидел армию того времени (8 класс, История России XIX в.) Ученики должны прочитать соответствующий отрывок в учебнике или же поработать на основе уже ранее изученного материала, а затем объяснить остальным, какие стороны жизни особенно были яркими в положительном или отрицательном свете в период правления Николая I.
Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует:
• умение объединять объекты по общему значению признака;
• умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
• умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
• умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Приёмы | Описание |
"Фактологический диктант" | Диктант проводиться по «Базовому листу» (5-7 вопросов на вариант) |
"Цифровой диктант" | 1.в письменной форме после просмотра видеофрагмента |
"Буквенный диктант" | По первым буквам ответов получиться задуманное слово |
"Тренировочная к/р" | Учитель проводит мини-к/р, но отметки в журнал идут по желанию учеников |
"Блиц-контрольная" | Контроль проводиться в высоком темпе для выявления усвоения степени простых учебных навыков, которыми обязательно должны овладеть учащиеся для успешной работы. 7-10 заданий по минуте на каждое. |
"Творческий тест" | Проверка на уровне восприятия: |
"Соответствие фактов и понятий" | Классификация фактов: соотношение реального факта с обобщающим словом. |
"Рядом с художником" | упражнение на развитие зрительно-художественной образности. |
Приёмы | Описание |
"Создай презентацию" | Создай |
"Своя опора" | Ученик составляет свой собственный опорный конспект по новому материалу (возможно и как закрепление по пройденным темам). |
"Повторяем с контролем" | Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. |
"Повторяем с расширением" | Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания |
"Свои примеры" | Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Класс может быть разбит на группы и каждой свое задание |
"Перевод «с русского на русский»" | 2-3 пословицы перевести, например, на язык биологических терминов |
"Приведи примеры" | Привести конкретные примеры, раскрывающие смысл понятия (устно) |
"Составление текста" | С одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись |
"Починить цепочку" | Задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном порядке словами и действиями. Например, поставьте правильно этапы работы с микроскопом |
"Раздели на группы" | 1.Разделить организмы, процессы, понятия, характеристики. |
"Уравнение" "Пропорция" | 1. Решить смысловое уравнение с двумя неизвестными |
"Дай информацию" | Извлечь всю информацию из представленного объекта. |
"Восстанови текст" | 1.Заполнить «слепой» текст словами или числами |
"Составь систему" | Составить систему понятий и прочитать ее |
"Назвать, одним слово" | Обобщить несколько слов одним пон6ятием и термином Углекислый газ, хлорофилл, вода, глюкоза – фотосинтез |
"Кроссворд" | Составить или решить |
"Немая схема" | Восстановить подписи к «немой» схеме процесса или подписать части объекта |
"Собери модель" | Собрать модель процесса, объекта из подручных материалов. |
"«Магический» квадрат" | Найти слова, которые даны, из оставшихся букв сложить термин и дать его определение. |
"Составь" | 1. составь и проведи экскурсию по карте, с использованием ПК |
Приёмы | Описание |
"Опрос – итог" | В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока Можно скомбинировать опрос – итог с интересным фактом, при этом дети учатся отличать главное и второстепенное |
"Пантомима" | Загадать понятие и показать его пантомимой (нельзя указывать на объект, нельзя показывать по буквам) |
"Азбука" | Дается буква алфавита, например «П», необходимо написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву, и тесно связанных с изучаемой темой. Обосновать свой список – показать связь слов с темой. |
"Анкета" | Учащиеся составляют вопросы- суждения по теме (не менее 10) и сдают на проверку. Потом их можно использовать на семинаре. |
"Цветные поля" | Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее. |
"Увеличение – уменьшение" | Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости. |
"Синквейн" | Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: |
"Толстый и тонкий вопрос" | Описание: этот прием из технологии развития критического мышления вопрос используется для организации взаимоопроса. |
"Телеграмма" | Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. |
"Шкатулка" | Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д. |
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.
Позиция учителя
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса
Веди ученика от собственного опыта к общественному
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши
Учи анализировать каждый этап работы
Критикуя, стимулируй ученика