Обобщение опыта работы
учителя музыки Деренской Оксаны Валерьевны
Тема: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки и во внеурочное время»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Искусство в силу своей природы способно эффективно помочь учащимся построить целостную картину мира, научить принимать самостоятельные решения в широком спектре жизненных ситуаций.
Эти обстоятельства определяют возрастающую роль художественно-эстетического образования подрастающего поколения в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. Цель создания художественно-ориентированной педагогики развития – преодоление взгляда на ученика только как на носителя суммы знаний и выявление мотивирующей функции искусства в становлении личности. «Урок музыки - урок Искусства» - этот тезис музыкальной педагогики отражает и мое видение, понимание уроков музыки в современной школе.
Анализируя проблемы в системе художественно-эстетического образования в МКОУ СОШ №4, я выделяю ряд объективных и субъективных проблем, непосредственно связанных с обучением музыке на уроках:
- противоречие между постановкой глобальных задач духовного воспитания личности и минимизацией учебного времени (один час в неделю);
- снижение интереса к классическому искусству, с одной стороны, а с другой - повышение интереса к массовой культуре, которая зачастую не отвечает образовательным и воспитательным целям обучения;
- сложные межличностные отношения, затрудняющие общение учащихся при выполнении творческих заданий и снижающие эффективность обучения;
- падение уровня чувственного восприятия искусства из-за интенсивной интеллектуальной деятельности учащихся (особенно на 5, 6 уроках);
- нестабильность эмоционального фона, вызванная изменениями, происходящими в подростковом возрасте.
Таким образом, перечисленные проблемы раскрывают сложную ситуацию в подходе к обучению музыке и усиливают необходимость поиска оптимальных путей для ее решения.
Одно из направлений инновационного педагогического поиска в музыкальном образовании - это совершенствование содержания образования, которое предусматривает появление новых стандартов, новых программ, новых учебно-методических комплектов.
Авторские программы, разработанные под научным руководством Е.Д. Крицкой, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, В.В. Алеева, являются продолжением педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и направлены на расширение и углубление представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии различных видов искусств. Интегративные процессы в искусстве рассматриваются на культурологическом, искусствоведческом и психолого-педагогическом уровнях. Комплексный подход к образовательной области «Искусство» позволяет выстраивать новые образовательные модели урока музыки, основным принципом которых является соответствие комплекса выразительных средств искусств идейно-нравственному содержанию. Однако практика показывает, что для улучшения качества образовательного процесса недостаточно искать ответ на вопрос «чему учить?». Не менее важным является вопрос «как учить?».
В своей педагогической деятельности я пытаюсь реализовать цели и задачи музыкального образования, опираясь на особенности возраста, культурные потребности учащихся, психологический микроклимат в классе.
Вопросы, возникающие на каждом возрастном этапе обучения: как привести ребенка в музыку, как сохранить и развить интерес к музыкальному искусству, как развить способность к самовыражению в искусстве, как научить понимать музыку и размышлять о ее влиянии на различные сферы жизнедеятельности человека? - побудили меня обратить внимание на педагогическую технологию, направленной на развитие личностного, духовно-творческого потенциала учащихся.
Духовность - понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт сознательного устремления человека к идеалу, совершенству. Духовность, по мнению К.Д.Ушинского, складывается из таких составляющих, как деятельность, общение, познание. Творчество, по определению Ю.А.Самарина, внесенное им в «Педагогическую энциклопедию», определяется как высшая форма активности и самостоятельной деятельности. Таким образом, под духовно-творческим потенциалом личности понимается совокупность внутренних возможностей личности, направленные на формирование эстетической культуры, развитие художественно-образного мышления и созидательной активности.
Основную идею данной технологии,котору. Принято называть технологией продуктивно-творческой деятельности, можно выразить словами Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, ЧТО САМ ПОПРОБУЕТ СДЕЛАТЬ».
Технология продукивно-творческой деятельности способствует созданию организационно-педагогических условий, направленных на развитие творческого потенциала учащихся, а также решению целого ряда педагогических задач:
- воспитание интереса к музыкально-художественному искусству;
- развитие активного восприятия музыкальных произведений и творческого воображения учащихся;
- формирование навыков эмоционально-эстетического общения с искусством, необходимого для ориентации в мире музыки.
Технология продуктивно-творческой деятельности строится на принципах общехудожественного постижения искусства:
- принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;
- принцип культуросообразности;
- принцип природосообразности (от игры к творчеству);
- принцип единства воспитания и образования,
- принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;
- комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;
- одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязание).
В технологии продуктивно- творческой деятельности предусматривается качественно новый подход к подбору содержания музыкально-художественного материала. Основное новообразование в принципе подбора музыкальных произведений заключается в технологическом подходе « от прошлого - к настоящему, от настоящего - к будущему».
Такой подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения традиций и современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем. Так, например, анализируя жанр авторской песни в 7 классе (тема «Что значит современность в музыке»), учащиеся знакомятся с историей возникновения этого музыкального жанра, изучают музыку средневековых бардов, менестрелей, трубадуров. Разучивая песни современных авторов, например, В.Высоцкого, О. Митяева и др., учащиеся исследуют жанр авторской песни с точки зрения современной культуры, а обозначив в ходе обсуждения, волнующие современных подростков темы, создают фундамент для музыкальных сочинений будущего. И неважно, если первый опыт по созданию своей авторской песни будет не совсем удачным, главное, что он состоялся.
Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, интерпретации собственного исполнения музыкального произведения.
Особое внимание уделяется методу музыкальной импровизации как первооснове продуктивно-творческой деятельности. Этот метод основан на взаимодействии художественно-образного и конструктивного мышления.
На своих уроках я применяю творческие задания, которые позволяют активно включать в процесс обучения учащихся и развивают не только творческие способности, но и интонационно-ладовый, ритмический, тембральный и регистровый слух, формируют навыки общения в классе, а также развивают рефлексивные навыки и способствуют осознанию собственной уникальности, индивидуальности, неповторимости.
1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников.
Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.
2. Вокальная импровизация. Собственная мелодия, сочинённая на грустный текст или весёлый, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкального проведения, проявить индивидуальные способности. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях.
3. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Когда дети запомнят произведение, после нескольких раз прослушивания, я предлагаю нарисовать картину, которая возникла в его воображении при восприятии музыки.Ребята воплощают музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.
4. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием ребятам ставится творческая проблемная ситуация, в которой дети должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 3 класса, учащиеся на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.
5. “Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального произведения “перевести” его на язык красок или движения. Требования к ученикам 5-7 классов относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их построения, так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь изобразительны, а чувственный мир, напротив богаче. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.
6. Ассоциативный ряд. В среднем звене я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:
Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...
9. Презентации. В настоящее время актуальна тема создания условий для повышения мотивации обучающихся на уроках музыки через использование Интернет- ресурсов. При использовании ИК – технологий, и в том числе Интернет- ресурсов, на уроках музыки, как раз и появляются условия для создания проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности обучающихся.
Не менее важным и результативным фактором успешного освоения предмета учащимися является применение технологии проектной деятельности, как в учебной, так и во внеучебной деятельности учащихся. В МКОУ СОШ №4 уже стало традиционным проведение творческих проектов по музыке, направленных на развитие творческих способностей учащихся, прививающих основы музыкальной культуры.
Методы, используемые на уроках и внеклассных мероприятиях, условно делятся на 3 основные категории: пассивные, активные интерактивные.
Процесс воздействия учителя с учащимся превращается в одностороннее линейное воздействие. Учитель является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию
Характер взаимодействия учителя и учащихся меняется, хотя учитель и остаётся центральной частью занятия. Он остаётся главным и единственным источником информации и экспертом, но учащиеся уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.
При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Учащиеся работают с дополнительными источниками информации. Они также обращаются к социальному опыту – собственному и своих товарищей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы
Применительно к урокам музыки и воспитательным мероприятиям музыкальной направленности проект рассматривается как совместная творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
В МКОУ СОШ №4, начиная с 2007 года, регулярно реализуются социальные проекты музыкальной направленности. Это «Две звезды», «Две звезды-2», «Минута славы по – нашему», «Большие загонки», «Музыкальный марафон Победы», «Две звезды» в отдельной взятой школе» (2019 год)
Описание проекта «Две звезды» в отдельно взятой школе»
1. Краткая аннотация | Проект «Две звезды» в отдельно взятой школе» - социальный проект творческой направленности, нацеленный на создание условий для творческой самореализации учащихся в стенах школы. Проект представляет собой проведение серии концертных мероприятий различной тематики, в которых запланировано участие учителей, родителей, учащихся, работников культуры. |
2. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект | Отсутствие выраженного интереса учащихся к активным формам проведения досуга, пассивность, «потребительское» отношение к жизни, отсутствие или недостаточный интерес к ценностям ЗОЖ, отсутствие ценностных ориентиров в жизни, недостаточно развитый уровень способности правильно и с пользой организовать свободное время |
Актуальность проекта для молодежи | Данный проект призван организовать досуг молодежи, показать возможные пути творческой самореализации в условиях небольшого сельского поселения. Данный проект актуален для жителей с.Новомихайловского различного возраста: как учащихся школы, так и ее выпускников. |
3. Основные целевые группы, на которые направлен проект | 1. Учащиеся МКОУ СОШ №4 2. Родители учащихся МКОУ СОШ №4 3. Педагоги МКОУ СОШ №4 4. Жители с.Новомихайловского |
5. Задачи проекта | 1. Организовать досуг учащихся, как во время проведения концертов, так и в процессе подготовки концертных номеров. 2. Привлечь родителей, учителей, работников учреждений культуры села для совместной коллективной полезной деятельности. 3. Организовать психолого – педагогическое сопровождение проекта для детей и их родителей, для нуждающихся в коррекции взаимоотношений, имеющих проблемы личностного характера. |
4. Основная цель проекта | Основная цель проекта - использование новых форм воспитательной работы как важнейшее условие для формирования у детей таких качеств, как уверенность в себе, целеустремленность, выдержка, терпение и настойчивость, а так же формирование в детях ответственности, инициативности, самостоятельности. Нестандартные формы воспитательной работы вызывают интерес у детей к мероприятиям и повышают их активность. В итоге усиливается мотивация поведения и формируются навыки деятельности школьников. |
6. Методы реализации проекта (описание методов реализации проекта, ведущих к решению поставленных задач) | 1. Изучение потребностей учащихся Проведение психолого-педагогической диагностики (уровень воспитанности учащихся, уровень агрессии, уровень тревожности, определение потребностей в организации досуга). Данные исследования проводятся социально-психологической службой школы, классными руководителями, органами ученического самоуправления. В качестве форм используются анкетирование, опрос, тесты и т.д. |
2. Проведение заседаний организационного комитета Разработка положения, определение форм стимулирования участников, определение тематики проведения концертных мероприятий, формирование дуэтов |
3.Подготовка сценариев в соответствии с тематикой проекта В качестве разработки сценарного обрамления и в качестве ведущих концертных мероприятий планируется привлечь участников сельской команды КВН «Атас» |
4. Проведение репетиций Подготовка концертных номеров: подбор репертуара, непосредственно репетиции, подготовка костюмов и реквизита |
5.Проведение концертных мероприятий |
7. Календарный план реализации проекта | (последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления) |
N | Мероприятие | Сроки (дд. мм.гг.) | Количественные показатели реализации |
| Изучение потребностей учащихся (Подготовительный этап) | Ноябрь 2018 г. | Участие в анкетировании – не менее 100 учащихся и родителей |
1. | Определение состава оргкомитета, определение целей и задач, разработка положения | 1.12.2018-07.12.2018 | Разработка положения, утверждение состава оргкомитета |
2. | Информационная поддержка проекта (создание страниц в соцсетях и на сайте школы) | 1.12.2018 – 23.03.2019 | Сообщества и страницы в соцсетях, участники соцсетей – не менее 100 участников |
3. | Формирование состава участников проекта (привлечение детей, учителей, родителей), создание дуэтов, организация групп поддержки, работа с ведущими | 1.12.2018-20.12.2018 | 35 человек |
4. | Подбор репертуара | 20.12.2018-25.12.2018 | 35 человек |
5. | Работа над сценариями | В течение периода | 12 человек |
6. | Проведение серии концертных мероприятий | | Не менее 60 человек из числа молодежи на каждом мероприятии |
6.1. | Открытие проекта. Концерт «Новый год – новые имена!» (представление дуэтов) – тема свободная | 11.01.2019 | |
6.2. | Концерт «Звенит январская вьюга» (песни о природе, явлениях природы) | 18.01.2019 | |
6.3. | «Юмор в каждой строчке» (шуточные, пародийные, сюжетные номера, переделки песен) | 25.01.2019 | |
6.4. | «Ретро-шлягер» (концерт, посвященный проведению вечера встречи выпускников) | 2.02.2019 | |
6.5. | «От частушки до хип-хопа» (песни разных жанров) | 08.02.2019 | |
6.6. | «Тысяча слов о любви» (песни о любви) | 15.02.2019 | |
6.7. | «Гимн Защитникам Отечества» (патриотические песни, песни о Родине, родном крае, о мужчинах) | 22.02.2019 | |
6.8. | «Фильм, фильм, фильм!» (музыка кино) | 01.03.2019 | |
6.9. | «Поем славу Женщине!» (песни, посвященные женщине) | 07.03.2019 | |
6.10. | «По странам и континентам» (песни на иностранном языке) | 15.03.2019 | |
6.11. | Заключительный концерт, награждение победителей, участников | 22.03.2019 | |
7. | Голосование в соцсетях | На протяжении проекта | Не менее 100 человек |
8. Ожидаемые результаты (Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе) |
Количественные показатели (указать подробно количественные результаты, включая численность вовлечения молодежи в мероприятия проекта) | Вовлечение не менее 60 человек в каждое мероприятие проекта из числа молодежи (12 человек из числа участников, 12 человек из числа «команды сценария», 36 человек – «группы поддержки», не менее 30 человек зрителей) |
Качественные показатели (указать подробно качественные изменения) | 1. Разнообразие творческих жанров, представленных в концертной программе 2. Реализация и востребованность детского таланта в стенах школы для проведения различных концертов, конкурсов, выступлений, а также возможность творческого роста детей и реализация творческих способностей на уровне села и района 3. Организация досуга детей во внеурочное время. 4.Привлечение родителей детей, участвующих в реализации проекта. 5. Улучшение психологического климата в образовательном учреждении, взаимопонимания между детьми и педагогами, родителями и детьми, педагогами и родителями. |
Методы оценки |
1.Количество зрителей в мероприятиях. 2.Количество участников, голосующих в соцсетях. 3.Проведение опроса после завершения проекта. |
Партнерство: МКУ «КДЦ с.Новомихайловского» Администрация МО с.Новомихайловского Родительская общественность с.Новомихайловского |
9. Мультипликативность (укажите как будет (если будет) распространяться опыт по реализации проекта в других регионах) | Данный опыт может быть полезен в любом общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности, где зачастую школа выполняет роль одного из культурных центров |
10. Детализированная смета расходов |
№ | Статья расходов | Стоимость (ед.), руб. | Кол-во единиц | Всего, руб. | 1 | Призы участникам каждого концерта по итогам зрительского голосования | 100 | 2Х11 | 2100 | 2 | Призы участникам и победителям проекта | 200 | 22 | 4400 | 4 | Подарки «команды сценария» | 100 | 12 | 1200 | 3 | Дипломы и грамоты | 20 | 50 | 1000 | | ИТОГО: | | | 8700 | |
11. Приложения Страницы в соцсетях: https://www.ok.ru/group/55566135328781, https://vk.com/public174559262, https://www.instagram.com/pro2stars/, на которых имеется информация о проекте, фотографии, результаты опросов. |
Результатом применений вышеописанных технологий является стабильно высокий на протяжении нескольких лет уровень знаний учащихся по результатам годовых оценок и промежуточной аттестации учащихся и призовые места учеников на районных и краевых музыкальных конкурсах