Рабочая программа
дополнительного образования детей
по направлению «Ментальная арифметика»
рассчитана на детей 9-12 лет
Пояснительная записка
Программа «Ментальная арифметика» позиционируется как высокоэффективная программа развития умственных способностей детей, средством нетрадиционной методики обучения детей школьного возраста устному счету с использованием арифметических счет Абакус, в рамках дополнительного образования.
Программа дополнительного образования по «Ментальная арифметика» направлена на интеллектуальное, творческое и личностное развитие детей при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей. Наукой доказано: способность к успеху зависит от гармоничного развития правого и левого полушарий мозга. Занятия по программе «Ментальная арифметика» помогают натренировать нейронные связи головного мозга, развивать скорость и качество мышления, которые особенно актуальны в современном мире.
Программа доступна для каждого ребенка и не требует наличие у него хорошо развитых математических способностей. Реализация данной программы предполагает систему разработанных комплексных занятий, с использованием разнообразных форм и методов работы направленных на развитие обоих полушарий головного мозга, а это значит развитие творческих и мыслительных процессов, как равновозможных, гармоничных и согласованных.
Цель и задачи программы
Цель: развитие основных познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение), образующих интегральное качество личности.
Задачи образовательной программы
развитие концентрации внимания и скорости реагирования на поставленную задачу, а также способность включать в работу целый ряд познавательных процессов и ресурсов при построении знаковых систем;
увеличение объёма долговременной и визуальной памяти;
развитие образного мышления;
развитие логического мышления
формирование вычислительных навыков;
развитие воображения, творческого мышления;
развитие чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счета;
обучение техникам устного счета;
воспитание чувства ответственности и уверенности в своих силах;
воспитание и развитие гармоничной, срессоустойчивой личности ребенка.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих. Научно доказано, что дети в возрасте с 6 до 12 лет имеют наиболее пластичный мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие. Ментальная арифметика берет свое начало в древней Японии, где уже тогда с помощью абака, специальных счетов, дети могли улучшить свою память, производить в уме сложные расчеты, тренировать внимание и концентрацию.
Дело в том, что в отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые, к сожалению, в век современной модернизации, наши дети осваивают предельно рано и которые могут тормозить мозговую деятельность, абак, наоборот повышает умственное развитие, комплексом манипуляций. Кроме обучения, в процессе занятий дети учатся правильно общаться с разными детьми. Развитие социальности дает возможность активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном быстро меняющемся обществе, чувствовать себя нужным и значимым для других, одновременно помогая более слабым. Остроумным и общительным человеком.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана на детей 9-12 лет, плавающий возрастной барьер обусловлен тем, что вхождение в систему развития «Ментальная арифметика» возможно для детей с 6 до 12 лет в любой промежуток времени, так как система рассчитана на 2 года обучения, исходя из которых выставляются свои цели, задачи и планируемые результаты.
Данная программа отражает систему обучения первого года включая в себя цели и задачи, также тематический план для реализации данного года. Исходя из мало комплектности групп (до 7 человек) программа базируется на принципе индивидуализации обучения и развития ребенка.
Овладев базовыми знаниями, ребенок получит следующие преимущества:
Вследствие развития воображения и интуиции, научиться мыслить нестандартно, что поможет ему в будущей профессии и просто в сложных житейских ситуациях.
Всегда будет рассуждать логически и, в тоже время, не шаблонно, смекалка и находчивость поможет чувствовать себя уверенно в условия современной жизни.
Сможет с легкостью изучать любые школьные дисциплины, благодаря быстрому запоминанию и умению проникать в суть любого явления.
Сроки реализации программы. 2 года. Продолжительность занятий 90минут, 1 раз в неделю. В которые входит постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, лого ритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, совместные проекты и деятельность с родителями.
Программа содержит планирование по разделу обучение «Ментальная арифметика» и системный цикл домашних заданий. Работа проводится фронтально в группах до 7 человек. Обучение осуществляется в несколько этапов: на первом этапе обучения используются механические счёты Абакус, далее детей учат воспроизводить действия в уме, на ментальном уровне, используя образное мышление и воображение. Учитывается деятельностный подход в обучении ментальной арифметике. Детям дошкольного и младшего школьного возраста интереснее и понятнее те занятия, которые даются не в словестно - теоретической форме, а на основе предметной деятельности. В этом случае занятия превращаются в увлекательную игру или интересное соревнование, что способствует быстрому и лучшему усвоению знаний.
Ожидаемые результаты обучения:
Ребенок познакомился со счетами( абак), умеет работать на них считая двумя руками одновременно.
Освоил прием ментального счета.
Научился держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди. Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр)
Ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии
Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100 и больше, знак «+», «-»)
Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»):
цепочка однозначных чисел; цепочка двухзначных чисел; цепочка трёхзначных чисел; цепочка четырёхзначных чисел.
Имеет достаточную скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий: на счётах «Абакус», при ментальном счете (скорость, кол-во чисел)
С легкостью и увлечённостью выполняет упражнения на развитие логического мышления упражнения на глазодвигательную реакцию
Проходит активное и взаимоувлеченное взаимодействие с семьей, повышенная вовлеченность семьи в создание развивающей среды, создание комфортных условий для выполнения домашнего задания (не более 20 минут в день).
Может считать примеры на сложение и вычитание, состоящие из цепочки от 10 чисел (состоящих из 1, 2, 3 цифр)
Умеет одновременно выполнять математические действия и другие действия (н-р: рассказывать стихотворение, играть на музыкальном инструменте, петь и т.д.)
Диагностика освоения детьми программы
Мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования «Ментальная арифметика»
Для определения уровня усвоения программы применяется внутренний (наблюдение) мониторинг. В начале первого года обучения проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка по основным навыкам выполнения задания. В конце первого года проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы на первом году обучения. Результаты заносятся в таблицу индивидуального мониторинга освоения программы.
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения.
Уровни освоения программы
1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ - ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями.
балла - СРЕДНИЙ - ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
балла - ВЫСОКИЙ - ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнении заданий.
Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Ментальная арифметика»
Учебный план на 1-ый год обучения |
№ | Тема | Теория | Практика | Общее кол-во часов |
1. | Знакомство с абакусом. Прямое сложение и вычитание (+/-) на нижних косточках | 1 | 2 | 6 |
2. | Младшие товарищи | 4 | 8 | 12 |
3. | Старшие товарищи. Сложение | 9 | 11 | 20 |
4. | Составная формула (микс формула) сложения | 4 | 6 | 10 |
Учебный план на 2-ый год обучения |
5. | Старшие товарищи. Вычитание | | 2 | 2 |
6. | Составная формула (микс формула) вычитания | | 1 | 1 |
7. | Переходы через +50 | 1 | 1 | 2 |
8. | Переходы через -50 | 1 | 1 | 2 |
9. | Переход +100 | 1 | 1 | 2 |
10. | Сложение, вычитание. Все формулы | 1 | 6 | 7 |
ИТОГО: | 8 | 26 | 34 |
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Начиная с первых занятий обучающийся начинает использовать Абакус для простых арифметических упражнений. В процессе выполнения арифметических действий ребёнок передвигает деревянные косточки одновременно большим и указательным пальцами обеих рук, что способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга. При этом ребенок учится представлять числа и математические действия в виде определенного положения косточек на спицах Абакуса. Со временем постепенно ослабляется привязка ребёнка к счётам и стимулируется его собственное воображение, благодаря чему уже через несколько занятий он сможет производить простейшие расчеты в уме, лишь представляя Абакус перед собой и мысленно совершая движения косточками (работа с воображаемыми счётами).
Таким образом, первоначально, дети учатся производить арифметические операции на уровне физических ощущений: пальчиками (тактильная память), передвигая косточками на счётах. В это же время они учатся представлять счёты в уме, как картинку (образная память), и начинают решать задачи, складывая не цифры, а образы-картинки. При работе на счётах (сначала настоящих, потом воображаемых) действуют сразу несколько видов восприятия по ведущему анализатору: зрительное, звуковое, тактильное. Края косточек заострены, что позволяет развивать мелкую моторику ребёнка.
Развитие арифметических навыков при обучении действиям с абакусом - это не является самоцель системы «Ментальная арифметика». Практика свидетельствует о том, что у многих детей результатом обучения является не только отточенный вычислительный навык, но и улучшаются концентрация внимания, объем памяти, развивается образное мышление, воображение и наблюдательность, совершенствуются умения анализировать и обобщать.
Немаловажный фактор эффективности программы «Ментальная арифметика» в том, что в процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, что является положительным подкреплением. Ребёнок быстро получает ответ, видит непосредственный результат, всё это создает ощущение широких возможностей и уверенность в себе.
2.2. Формы, способы, методы и приемы реализации программы дополнительного образования
Реализация программы проходит в совместной деятельности педагога и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов поддержки детской инициативы. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия.
В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, лого ритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, беседы, работа в тетрадях, квест технологии, работа у доски, работа на компьютерах, математические игры, работа по развитию мелкой моторики. Так же особое внимание уделяется на совместные проекты и деятельность с родителями.
Модель организации образовательного процесса
Совместная деятельность | Самостоятельная | Взаимодействие с |
взрослого и детей | деятельность детей | семьями |
1 | 2 | 3 |
Образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций и др. | Разнообразная, гибко меняющаяся предметно- развивающая и игровая среда | мастер- класс, беседы, рекомендации, консультации. |
Приемы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности
Создание проблемных ситуаций
Создание ситуации выбора
Создание игровых ситуаций для развертывания спонтанной и самодеятельной игры
Создание ситуаций контакта со сверстниками и взрослыми
Создание ситуаций, побуждающих к высказываниям (возможность высказаться)
Формирование ритуалов и традиций группы
Групповой сбор
Обогащение сенсорного опыта
Приоритет групповых и подгрупповых форм работы над индивидуальными
Доступность предметно-пространственной среды для различных видов деятельности
2.3. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся
В ходе дополнительного образования по программе «Ментальная арифметика» особое значение уделяется работе с родителями. Ведь для овладения особыми навыками просто необходима развивающая среда, которая создает зону комфортности для развития познавательных процессов не только на занятиях, но и в домашних условия. Родители являются неотъемлемой частью реализации данной программой. Задача педагога:
- Развить у родителей интерес и желание помочь своему ребёнку (дать рекомендации в помощи выполнения домашнего задания).
- Формировать психолого-педагогические компетенции у родителей в области обучения арифметике.
- Познакомить с приемами развития у детей навыков контроля и самоконтроля.
Задача родителей:
- поддержать своего ребенка в обучении,
- проконтролировать выполнение домашнего задания,
- создать психологически комфортную атмосферу для его выполнения
Семьи учащихся приглашаются на открытое занятие в конце учебного года.
3. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технической обеспеченности. Для успешной реализации программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение класса необходимым оборудованием (столы, стулья, магнитная доска, экран телевизора, компьютеры, учительский абакус)
3.2. Организация режима реализации программы дополнительного образования
Занятия в каждой возрастной группе проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия – 2 академических часа(90 минут). Наполняемость группы не более 7 человек.
Программа рассчитана на два года обучения 1 год длится с октября по апрель. Предполагаются каникулы в процессе обучения - 2 недели в январе. Также 1занятие отводится на диагностику в начале года, и 1 занятие отводится на диагностику в конце года.
Структура занятия:
Организационная часть - 5 мин. (сюда же входит разбор имеющихся вопросов при самостоятельном выполнении заданий дома);
10 мин. работа у доски по очереди;
мин. работа на абакусе. Самостоятельная проверка заданий, исправление ошибок;
5 мин. физминутка, подвижные математические игры;
7 мин. работа в онлайн платформе;
Итог занятия - 3 мин.
3.3. Перспективный календарно-тематический образовательной деятельности на учебный год
урок | время | первая часть урока (50 мин) | вторая часть урока (50 мин) | ментальный счет | диктант на память |
1 | 110 мин | Прямое сложение и вычитание на нижних косточках | Прямое сложение и вычитание (+/-5) | Прямое +/- на нижних, 1Д3Р | 1Д3Р |
2 | 110 мин | Прямое сложение и вычитание (+/-6) | Прямое сложение и вычитание (+/-7) | Прямое +/- 5, 1Д3Р | 1Д3Р |
3 | 110 мин | Прямое сложение и вычитание (+/- 8, +/- 9) | Контрольная работа №1. Прямое +/- | Прямое +/- 6, 1Д3Р | 1Д3Р |
4 | 110 мин | Прямое +/-, двузначные (2Д) на нижних косточках | Продолжение | Прямое +/- 7, 1Д3Р | 1Д3Р |
5 | 110 мин | Прямое +/- 2Д: десятки на нижних косточках, единицы на всех косточках | Продолжение | Прямое +/- 8, +/- 9, 1Д4Р | 1Д3Р |
6 | 110 мин | Прямое +/- 2Д на всех косточках | Продолжение | Прямое +/- 1Д5Р | 1Д3Р |
7 | 110 мин | Закрепление прямое +/- 2Д | Контрольная работа №2. Прямое +/- 2Д | Прямое +/- 1Д5Р | 1Д3Р |
8 | 110 мин | Младшие товарищи (МТ) +4 | МТ –4 | Прямое +/- 1Д5Р, прямое +/- 2Д2Р на нижних | 1Д4Р |
9 | 110 мин | МТ +3 | МТ –3 | Прямое +/- 1Д5Р, прямое +/- 2Д2Р на нижних | 1Д4Р |
10 | 110 мин | МТ +2 | МТ –2 | Прямое +/- 1Д5Р, прямое +/- 2Д3Р на нижних | 1Д4Р |
11 | 110 мин | МТ +1 | МТ –1 | Прямое +/- 1Д5Р, прямое +/- 2Д3Р на нижних | 1Д4Р |
12 | 110 мин | МТ +/- 2Д: десятки – прямое, единицы – МТ | МТ +/- 2Д: десятки – МТ, единицы – МТ | Прямое +/- 1Д5Р, прямое +/- 2Д3Р десятки на нижних | 1Д4Р |
13 | 110 мин | Закрепление МТ, 2Д | Контрольная работа №3. МТ +/- , 2Д | Прямое +/- 2Д2Р (все косточки) | 1Д4Р |
14 | 110 мин | Старшие товарищи (СТ) +9, однозначные (1Д) | СТ +9, 2Д | МТ +4 1Д4Р, прямое +/- 2Д3Р | 1Д5Р |
15 | 110 мин | СТ +8, 1Д | СТ +8, 2Д | МТ -4 1Д5Р, прямое +/- 2Д3Р | 1Д5Р |
16 | 110 мин | СТ +7, 1Д | СТ +7, 2Д | МТ +3 1Д5Р, прямое +/- 2Д4Р | 1Д5Р |
17 | 110 мин | СТ +6, 1Д | СТ +6, 2Д | МТ -3 1Д5Р, прямое +/- 2Д4Р | 1Д5Р |
18 | 110 мин | СТ +5, 1Д | СТ +5, 2Д | МТ +2 1Д5Р, МТ +/- 2Д3Р | 1Д5Р |
19 | 110 мин | СТ +4, 1Д | СТ +4, 2Д | МТ -2 1Д5Р, МТ +/- 4, 3, 2Д3Р | 1Д5Р |
20 | 110 мин | СТ +3, 1Д | СТ +3, 2Д | МТ +/- 1, 1Д5Р, МТ +/- , 2Д4Р | 1Д5Р |
21 | 110 мин | СТ +2, 1Д | СТ +2, 2Д | МТ +/-, 2Д4Р | 1Д5Р |
22 | 110 мин | СТ +1, 1Д | СТ +1, 2Д | СТ +9, 1Д5Р, СТ +9, 2Д3Р | 1Д5Р |
23 | 110 мин | Закрепление СТ+ | Контрольная работа №4. СТ+, 2Д | СТ +8, 1Д5Р,СТ +8, 2Д3Р | 1Д5Р |
24 | 110 мин | Составная формула (микс формула) +6, 1Д | МФ +6, 2Д, 3Д | СТ +7, 1Д5Р, СТ +7, 2Д3Р | 1Д6Р |
25 | 110 мин | МФ +7, 1Д | МФ +7, 2Д, 3Д | СТ +6, 1Д5Р, СТ +6, 2Д3Р | 1Д6Р |
26 | 110 мин | МФ +8, 1Д | МФ +8, 2Д, 3Д | СТ +5, 1Д5Р, СТ +5, 2Д3Р, СТ +5, 2Д4Р | 1Д6Р |
27 | 110 мин | МФ +9, 1Д | МФ +9, 2Д, 3Д | СТ +4, 1Д5Р, СТ +4,2Д3Р, СТ +5, 2Д4Р | 1Д6Р |
28 | 110 мин | Закрепление МФ (+) | Контрольная работа №5. МФ (+), 2Д | СТ +3, 1Д5Р, СТ +3, 2Д3Р, СТ +3, 2Д4Р | 1Д6Р |
29 | 110 мин | СТ -9, 1Д | СТ -9, 2Д, 3Д | СТ +2, 1Д5Р, СТ +2, 2Д4Р | 1Д6Р |
30 | 110 мин | СТ -8, 1Д | СТ -8, 2Д, 3Д | СТ +1, 1Д5Р, СТ +1, 2Д4Р | 1Д6Р |
31 | 110 мин | СТ -7, 1Д | СТ -7, 2Д, 3Д | МФ +7, 1Д5Р, МФ +7, 2Д4Р | 1Д6Р |
32 | 110 мин | СТ -6, 1Д | СТ -6, 2Д, 3Д | МФ +6, 1Д5Р, МФ +6, 2Д4Р | 1Д6Р |
33 | 110 мин | СТ -5, 1Д | СТ -5, 2Д, 3Д | МФ +8, 1Д5Р, МФ +8, 2Д4Р | 1Д6Р |
34 | 110 мин | СТ -4, 1Д | СТ -4, 2Д, 3Д | МФ +9, 1Д5Р, МФ +9, 2Д4Р | 1Д6Р |
35 | 110 мин | СТ -3, 1Д | СТ -3, 2Д, 3Д | СТ+, МФ + сводный 1Д5Р, 2Д4Р | 1Д6Р |
36 | 110 мин | СТ -2, 1Д | СТ -2, 2Д, 3Д | СТ+, МФ+, 1Д5Р, 2Д4Р | 1Д6Р |
37 | 110 мин | СТ -1, 1Д | СТ -1, 2Д, 3Д | СТ -9,-8, 1Д5Р, 2Д4Р | 1Д6Р |
38 | 110 мин | Закрепление | Контрольная работа №6. СТ - , 2Д | СТ -7,-6, 1Д5Р, 2Д4Р | 1Д7Р |
39 | 110 мин | МФ -6, 1Д | МФ -6, 2Д, 3Д | СТ -5, 1Д5Р, 2Д4Р | 1Д7Р |
40 | 110 мин | МФ -7, 1Д | МФ -7, 2Д, 3Д | СТ -4,-3, 1Д5Р, 2Д5Р | 1Д7Р |
41 | 110 мин | МФ -8, 1Д | МФ -8, 2Д, 3Д | СТ -2,-1, 1Д5Р, 2Д5Р | 1Д7Р |
42 | 110 мин | МФ -9, 1Д | МФ -9, 2Д, 3Д | МФ -6,-7, 1Д5Р, 2Д5Р | 1Д7Р |
43 | 110 мин | Закрепление МФ - | Контрольная работа №7. МФ (-), 2Д | МФ - (Свободный), 1Д6Р, МФ -8, -9, 2Д5Р | 1Д8Р |
44 | 110 мин | Переходы через +50(+9 +8) | Переходы через +50(+7 +6 +5) | 2Д5Р (все формулы), 3Д2Р (на нижних косточках) | 1Д8Р |
45 | 110 мин | Переходы через +50(+4 +3) | Переходы через +50(+2 +1) | 2Д5Р (все формулы), 3Д2Р(на нижних косточках) | 1Д8Р |
46 | 110 мин | Переходы через +50 (МФ +6 +7) | Переходы через +50(МФ +8 +9) | 2Д5Р (все формулы), 3Д2Р (на нижних косточках) | 1Д8Р |
47 | 110 мин | Переходы через -50(-9 -8) | Переходы через -50 (-7 -6 -5) | (2Д5Р (все формулы), 3Д2Р(МТ) | 1Д8Р |
48 | 110 мин | Переходы через -50(-4 -3) | Переходы через -50 (-2 -1) | 2Д5Р (все формулы), 3Д2Р(МТ) | 1Д9Р |
49 | 110 мин | Переходы через -50(МФ -6 -7) | Переходы через -50(МФ -8 -9) | (2Д5Р (все формулы), 3Д2Р(МТ) | 1Д9Р |
50 | 110 мин | Переход +100 (+9 +8) | Переход +100 (+7 +6 +5) | 2Д6Р (все формулы), 3Д3Р(МТ) | 1Д9Р |
51 | 110 мин | Переход + 100 (+4 +3) | Переход +100 (+2 +1) | 2Д6Р (все формулы), 3Д3Р (МТ) | 1Д9Р |
52 | 110 мин | Переход +100 (МФ +9 +8) | Переход +100 (МФ +7 +6) | 2Д6Р (все формулы), 3Д3Р (МТ) | 1Д9Р |
53 | 110 мин | Переход -100(-9 -8) | Переход -100 (-7 -6 -5) | 2Д6Р (все формулы), 3Д3Р (МТ) | 1Д10Р |
54 | 110 мин | Переход -100 (-4 -3) | Переход -100 (-2 -1) | (2Д6Р (все формулы), 3Д3Р (МТ) | 1Д10Р |
55 | 110 мин | Переход -100 (МФ -9 -8) | Переход -100 (МФ -7 -6) | 2Д6Р (все формулы), 3Д3Р (МТ) | 1Д10Р |
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий в группе
В конце учебного года 1 раз проводится мониторинг в виде олимпиады по ментальной арифметике. Олимпиада - это мощная мотивация на дальнейшее развитие, на усердные занятия и новые победы. В нашей олимпиаде - главное участие. Участники олимпиады будут соревноваться в трех основных номинациях: счет на абакусе, счет в уме и логические задачи. Все участники получат "Сертификаты участников". Победители будут награждены дипломами и памятными призами.
Приложения
Приложение №1 Инструкция по технике безопасности для детей
Общие требования безопасности
Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в классе
Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета
Не загромождать проходы сумками и портфелями
Не включать электроосвещение и средства ТСО
Не открывать форточки и окна
Не передвигать учебные столы и стулья
Не трогать руками электрические розетки
Травмоопасность в кабинете:
при включении электроосвещения
при включении приборов ТСО
при переноске оборудования и т.п.
Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей
Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления
Требования безопасности перед началом занятий
Не открывать ключом дверь кабинета
Входить в кабинет спокойно, не торопясь
Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности
Не менять рабочее место без разрешения учителя
Требования безопасности во время занятий
Внимательно слушать объяснения и указания педагога
Соблюдать порядок и дисциплину во время урока
Не включать самостоятельно приборы ТСО
Не переносить оборудование и ТСО
Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте
Требования безопасности в аварийных ситуациях
При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке
В случае получения травмы, обратитесь к педагогу за помощью
При плохом самочувствии или при внезапном заболевании сообщите педагогу
V. Требования безопасности по окончании занятий
Приведите своё рабочее место в порядок
Не покидайте своё рабочее место без разрешения педагога
Выходите из кабинета спокойно, соблюдая дисциплину.
Таблица индивидуального мониторинга освоения программы
1 год обучения Ф.И.О. |
Возраст |
Показатели для мониторинга | Уровень на начало учебного года | Уровень на конец учебного года |
Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр) | | |
Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии | | |
Знание арифметических знаков (цифры от 0 до 9) | | |
Знание арифметический знаков (числа от 10 до 100 и больше, знак «+», «-») | | |
Умение считать на счётах - Абакус (работа двумя руками, работа пальцами) | | |
Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»): |
цепочка однозначных чисел; | | |
цепочка двухзначных чисел; | | |
цепочка трёхзначных чисел; | | |
цепочка четырёхзначных чисел. | | |
Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий: |
на счётах «Абакус» | | |
при ментальном счете (скорость, кол- во чисел) | | |
- упражнения на развитие логического мышления | | |
- упражнения на глазодвигательную реакцию | | |
взаимодействие с семьей, вовлеченность семьи в создание развивающей среды, создания комфортных условий для выполнения домашнего задания(не более 20 минут в день) | | |