СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опытом работы "Рабочая программа дополнительного образования детей по направлению «Ментальная арифметика»"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Ментальная арифметика», как высокоэффективная программа развития умственных способностей детей, средством нетрадиционной методики обучения детей школьного возраста устному счету с использованием арифметических счет Абакус, в рамках дополнительного образования. Эта программа направлена на интеллектуальное, творческое и личностное развитие детей при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей. Занятия по программе «Ментальная арифметика» помогают натренировать нейронные связи головного мозга, развивать скорость и качество мышления, которые особенно актуальны в современном мире. Программа доступна для каждого ребенка и не требует наличие у него хорошо развитых математических способностей. 

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опытом работы "Рабочая программа дополнительного образования детей по направлению «Ментальная арифметика»"»





Рабочая программа

дополнительного образования детей


по направлению «Ментальная арифметика»


рассчитана на детей 9-12 лет
















Пояснительная записка

Программа «Ментальная арифметика» позиционируется как высокоэффективная программа развития умственных способностей детей, средством нетрадиционной методики обучения детей школьного возраста устному счету с использованием арифметических счет Абакус, в рамках дополнительного образования.

Программа дополнительного образования по «Ментальная арифметика» направлена на интеллектуальное, творческое и личностное развитие детей при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей. Наукой доказано: способность к успеху зависит от гармоничного развития правого и левого полушарий мозга. Занятия по программе «Ментальная арифметика» помогают натренировать нейронные связи головного мозга, развивать скорость и качество мышления, которые особенно актуальны в современном мире.

Программа доступна для каждого ребенка и не требует наличие у него хорошо развитых математических способностей. Реализация данной программы предполагает систему разработанных комплексных занятий, с использованием разнообразных форм и методов работы направленных на развитие обоих полушарий головного мозга, а это значит развитие творческих и мыслительных процессов, как равновозможных, гармоничных и согласованных.

Цель и задачи программы

Цель: развитие основных познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение), образующих интегральное качество личности.

Задачи образовательной программы

  • развитие концентрации внимания и скорости реагирования на поставленную задачу, а также способность включать в работу целый ряд познавательных процессов и ресурсов при построении знаковых систем;

  • увеличение объёма долговременной и визуальной памяти;

  • развитие образного мышления;

  • развитие логического мышления

  • формирование вычислительных навыков;

  • развитие воображения, творческого мышления;

  • развитие чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счета;

  • обучение техникам устного счета;

  • воспитание чувства ответственности и уверенности в своих силах;

  • воспитание и развитие гармоничной, срессоустойчивой личности ребенка.


Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих. Научно доказано, что дети в возрасте с 6 до 12 лет имеют наиболее пластичный мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие. Ментальная арифметика берет свое начало в древней Японии, где уже тогда с помощью абака, специальных счетов, дети могли улучшить свою память, производить в уме сложные расчеты, тренировать внимание и концентрацию.

Дело в том, что в отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые, к сожалению, в век современной модернизации, наши дети осваивают предельно рано и которые могут тормозить мозговую деятельность, абак, наоборот повышает умственное развитие, комплексом манипуляций. Кроме обучения, в процессе занятий дети учатся правильно общаться с разными детьми. Развитие социальности дает возможность активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном быстро меняющемся обществе, чувствовать себя нужным и значимым для других, одновременно помогая более слабым. Остроумным и общительным человеком.


Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана на детей 9-12 лет, плавающий возрастной барьер обусловлен тем, что вхождение в систему развития «Ментальная арифметика» возможно для детей с 6 до 12 лет в любой промежуток времени, так как система рассчитана на 2 года обучения, исходя из которых выставляются свои цели, задачи и планируемые результаты.

Данная программа отражает систему обучения первого года включая в себя цели и задачи, также тематический план для реализации данного года. Исходя из мало комплектности групп (до 7 человек) программа базируется на принципе индивидуализации обучения и развития ребенка.

Овладев базовыми знаниями, ребенок получит следующие преимущества:

  • Вследствие развития воображения и интуиции, научиться мыслить нестандартно, что поможет ему в будущей профессии и просто в сложных житейских ситуациях.

  • Всегда будет рассуждать логически и, в тоже время, не шаблонно, смекалка и находчивость поможет чувствовать себя уверенно в условия современной жизни.

  • Сможет с легкостью изучать любые школьные дисциплины, благодаря быстрому запоминанию и умению проникать в суть любого явления.

Сроки реализации программы. 2 года. Продолжительность занятий 90минут, 1 раз в неделю. В которые входит постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, лого ритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, совместные проекты и деятельность с родителями.

Программа содержит планирование по разделу обучение «Ментальная арифметика» и системный цикл домашних заданий. Работа проводится фронтально в группах до 7 человек. Обучение осуществляется в несколько этапов: на первом этапе обучения используются механические счёты Абакус, далее детей учат воспроизводить действия в уме, на ментальном уровне, используя образное мышление и воображение. Учитывается деятельностный подход в обучении ментальной арифметике. Детям дошкольного и младшего школьного возраста интереснее и понятнее те занятия, которые даются не в словестно - теоретической форме, а на основе предметной деятельности. В этом случае занятия превращаются в увлекательную игру или интересное соревнование, что способствует быстрому и лучшему усвоению знаний.

Ожидаемые результаты обучения:

  • Ребенок познакомился со счетами( абак), умеет работать на них считая двумя руками одновременно.

  • Освоил прием ментального счета.

  • Научился держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди. Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр)

  • Ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии

  • Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100 и больше, знак «+», «-»)

  • Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»):

  • цепочка однозначных чисел; цепочка двухзначных чисел; цепочка трёхзначных чисел; цепочка четырёхзначных чисел.

  • Имеет достаточную скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий: на счётах «Абакус», при ментальном счете (скорость, кол-во чисел)

  • С легкостью и увлечённостью выполняет упражнения на развитие логического мышления упражнения на глазодвигательную реакцию

  • Проходит активное и взаимоувлеченное взаимодействие с семьей, повышенная вовлеченность семьи в создание развивающей среды, создание комфортных условий для выполнения домашнего задания (не более 20 минут в день).

  • Может считать примеры на сложение и вычитание, состоящие из цепочки от 10 чисел (состоящих из 1, 2, 3 цифр)

  • Умеет одновременно выполнять математические действия и другие действия (н-р: рассказывать стихотворение, играть на музыкальном инструменте, петь и т.д.)

Диагностика освоения детьми программы

Мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования «Ментальная арифметика»

Для определения уровня усвоения программы применяется внутренний (наблюдение) мониторинг. В начале первого года обучения проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка по основным навыкам выполнения задания. В конце первого года проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы на первом году обучения. Результаты заносятся в таблицу индивидуального мониторинга освоения программы.

По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения.

Уровни освоения программы

1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ - ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями.

балла - СРЕДНИЙ - ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.

балла - ВЫСОКИЙ - ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнении заданий.

Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов.



Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Ментальная арифметика»



Учебный план на 1-ый год обучения

Тема

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1.

Знакомство с абакусом. Прямое сложение и вычитание (+/-) на нижних косточках

1

2

6

2.

Младшие товарищи

4

8

12

3.

Старшие товарищи. Сложение

9

11

20

4.

Составная формула (микс формула) сложения

4

6

10


Учебный план на 2-ый год обучения

5.

Старшие товарищи. Вычитание


2

2

6.

Составная формула (микс формула) вычитания


1

1

7.

Переходы через +50

1

1

2

8.

Переходы через -50

1

1

2

9.

Переход +100

1

1

2

10.

Сложение, вычитание. Все формулы

1

6

7

ИТОГО:

8

26

34





2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Начиная с первых занятий обучающийся начинает использовать Абакус для простых арифметических упражнений. В процессе выполнения арифметических действий ребёнок передвигает деревянные косточки одновременно большим и указательным пальцами обеих рук, что способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга. При этом ребенок учится представлять числа и математические действия в виде определенного положения косточек на спицах Абакуса. Со временем постепенно ослабляется привязка ребёнка к счётам и стимулируется его собственное воображение, благодаря чему уже через несколько занятий он сможет производить простейшие расчеты в уме, лишь представляя Абакус перед собой и мысленно совершая движения косточками (работа с воображаемыми счётами).

Таким образом, первоначально, дети учатся производить арифметические операции на уровне физических ощущений: пальчиками (тактильная память), передвигая косточками на счётах. В это же время они учатся представлять счёты в уме, как картинку (образная память), и начинают решать задачи, складывая не цифры, а образы-картинки. При работе на счётах (сначала настоящих, потом воображаемых) действуют сразу несколько видов восприятия по ведущему анализатору: зрительное, звуковое, тактильное. Края косточек заострены, что позволяет развивать мелкую моторику ребёнка.

Развитие арифметических навыков при обучении действиям с абакусом - это не является самоцель системы «Ментальная арифметика». Практика свидетельствует о том, что у многих детей результатом обучения является не только отточенный вычислительный навык, но и улучшаются концентрация внимания, объем памяти, развивается образное мышление, воображение и наблюдательность, совершенствуются умения анализировать и обобщать.

Немаловажный фактор эффективности программы «Ментальная арифметика» в том, что в процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, что является положительным подкреплением. Ребёнок быстро получает ответ, видит непосредственный результат, всё это создает ощущение широких возможностей и уверенность в себе.


2.2. Формы, способы, методы и приемы реализации программы дополнительного образования

Реализация программы проходит в совместной деятельности педагога и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов поддержки детской инициативы. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия.

В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, лого ритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, беседы, работа в тетрадях, квест технологии, работа у доски, работа на компьютерах, математические игры, работа по развитию мелкой моторики. Так же особое внимание уделяется на совместные проекты и деятельность с родителями.

Модель организации образовательного процесса

Совместная деятельность

Самостоятельная

Взаимодействие с

взрослого и детей

деятельность детей

семьями

1

2

3

Образовательная

деятельность

Основные формы: игра,

наблюдение,

экспериментирование,

разговор, решение

проблемных ситуаций и др.

Разнообразная, гибко

меняющаяся предметно-

развивающая и игровая

среда

мастер-

класс, беседы,

рекомендации,

консультации.


Приемы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности

  • Создание проблемных ситуаций

  • Создание ситуации выбора

  • Создание игровых ситуаций для развертывания спонтанной и самодеятельной игры

  • Создание ситуаций контакта со сверстниками и взрослыми

  • Создание ситуаций, побуждающих к высказываниям (возможность высказаться)

  • Формирование ритуалов и традиций группы

  • Групповой сбор

  • Обогащение сенсорного опыта

  • Приоритет групповых и подгрупповых форм работы над индивидуальными

  • Доступность предметно-пространственной среды для различных видов деятельности





2.3. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся

В ходе дополнительного образования по программе «Ментальная арифметика» особое значение уделяется работе с родителями. Ведь для овладения особыми навыками просто необходима развивающая среда, которая создает зону комфортности для развития познавательных процессов не только на занятиях, но и в домашних условия. Родители являются неотъемлемой частью реализации данной программой. Задача педагога:

  • - Развить у родителей интерес и желание помочь своему ребёнку (дать рекомендации в помощи выполнения домашнего задания).

  • - Формировать психолого-педагогические компетенции у родителей в области обучения арифметике.

  • - Познакомить с приемами развития у детей навыков контроля и самоконтроля.

Задача родителей:

  • - поддержать своего ребенка в обучении,

  • - проконтролировать выполнение домашнего задания,

  • - создать психологически комфортную атмосферу для его выполнения

  • Семьи учащихся приглашаются на открытое занятие в конце учебного года.

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технической обеспеченности. Для успешной реализации программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение класса необходимым оборудованием (столы, стулья, магнитная доска, экран телевизора, компьютеры, учительский абакус)

3.2. Организация режима реализации программы дополнительного образования

Занятия в каждой возрастной группе проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия – 2 академических часа(90 минут). Наполняемость группы не более 7 человек.

Программа рассчитана на два года обучения 1 год длится с октября по апрель. Предполагаются каникулы в процессе обучения - 2 недели в январе. Также 1занятие отводится на диагностику в начале года, и 1 занятие отводится на диагностику в конце года.

Структура занятия:

Организационная часть - 5 мин. (сюда же входит разбор имеющихся вопросов при самостоятельном выполнении заданий дома);

10 мин. работа у доски по очереди;

      1. мин. работа на абакусе. Самостоятельная проверка заданий, исправление ошибок;

5 мин. физминутка, подвижные математические игры;

      1. мин. ментальная работа;

7 мин. работа в онлайн платформе;

Итог занятия - 3 мин.





3.3. Перспективный календарно-тематический образовательной деятельности на учебный год

урок

время

первая часть урока (50 мин)

вторая часть урока (50 мин)

ментальный счет

диктант на память

1

110 мин

Прямое сложение и вычитание на нижних косточках

Прямое сложение и вычитание (+/-5)

Прямое +/- на нижних, 1Д3Р

1Д3Р

2

110 мин

Прямое сложение и вычитание (+/-6)

Прямое сложение и вычитание (+/-7)

Прямое +/- 5, 1Д3Р

1Д3Р

3

110 мин

Прямое сложение и вычитание (+/- 8, +/- 9)

Контрольная работа №1. Прямое +/-

Прямое +/- 6, 1Д3Р

1Д3Р

4

110 мин

Прямое +/-, двузначные (2Д) на нижних косточках

Продолжение

Прямое +/- 7, 1Д3Р

1Д3Р

5

110 мин

Прямое +/- 2Д: десятки на нижних косточках, единицы на всех косточках

Продолжение

Прямое +/- 8, +/- 9, 1Д4Р

1Д3Р

6

110 мин

Прямое +/- 2Д на всех косточках

Продолжение

Прямое +/- 1Д5Р

1Д3Р

7

110 мин

Закрепление прямое +/- 2Д

Контрольная работа №2. Прямое +/- 2Д

Прямое +/- 1Д5Р

1Д3Р

8

110 мин

Младшие товарищи (МТ) +4

МТ –4

Прямое +/- 1Д5Р, прямое +/- 2Д2Р на нижних

1Д4Р

9

110 мин

МТ +3

МТ –3

Прямое +/- 1Д5Р, прямое +/- 2Д2Р на нижних

1Д4Р

10

110 мин

МТ +2

МТ –2

Прямое +/- 1Д5Р, прямое +/- 2Д3Р на нижних

1Д4Р

11

110 мин

МТ +1

МТ –1

Прямое +/- 1Д5Р, прямое +/- 2Д3Р на нижних

1Д4Р

12

110 мин

МТ +/- 2Д: десятки – прямое, единицы – МТ

МТ +/- 2Д: десятки – МТ, единицы – МТ

Прямое +/- 1Д5Р, прямое +/- 2Д3Р десятки на нижних

1Д4Р

13

110 мин

Закрепление МТ, 2Д

Контрольная работа №3. МТ +/- , 2Д

Прямое +/- 2Д2Р (все косточки)

1Д4Р

14

110 мин

Старшие товарищи (СТ) +9, однозначные (1Д)

СТ +9, 2Д

МТ +4 1Д4Р, прямое +/- 2Д3Р

1Д5Р

15

110 мин

СТ +8, 1Д

СТ +8, 2Д

МТ -4 1Д5Р, прямое +/- 2Д3Р

1Д5Р

16

110 мин

СТ +7, 1Д

СТ +7, 2Д

МТ +3 1Д5Р, прямое +/- 2Д4Р

1Д5Р

17

110 мин

СТ +6, 1Д

СТ +6, 2Д

МТ -3 1Д5Р, прямое +/- 2Д4Р

1Д5Р

18

110 мин

СТ +5, 1Д

СТ +5, 2Д

МТ +2 1Д5Р, МТ +/- 2Д3Р

1Д5Р

19

110 мин

СТ +4, 1Д

СТ +4, 2Д

МТ -2 1Д5Р, МТ +/- 4, 3, 2Д3Р

1Д5Р

20

110 мин

СТ +3, 1Д

СТ +3, 2Д

МТ +/- 1, 1Д5Р, МТ +/- , 2Д4Р

1Д5Р

21

110 мин

СТ +2, 1Д

СТ +2, 2Д

МТ +/-, 2Д4Р

1Д5Р

22

110 мин

СТ +1, 1Д

СТ +1, 2Д

СТ +9, 1Д5Р, СТ +9, 2Д3Р

1Д5Р

23

110 мин

Закрепление СТ+

Контрольная работа №4. СТ+, 2Д

СТ +8, 1Д5Р,СТ +8, 2Д3Р

1Д5Р

24

110 мин

Составная формула (микс формула) +6, 1Д

МФ +6, 2Д, 3Д

СТ +7, 1Д5Р, СТ +7, 2Д3Р

1Д6Р

25

110 мин

МФ +7, 1Д

МФ +7, 2Д, 3Д

СТ +6, 1Д5Р, СТ +6, 2Д3Р

1Д6Р

26

110 мин

МФ +8, 1Д

МФ +8, 2Д, 3Д

СТ +5, 1Д5Р, СТ +5, 2Д3Р, СТ +5, 2Д4Р

1Д6Р

27

110 мин

МФ +9, 1Д

МФ +9, 2Д, 3Д

СТ +4, 1Д5Р, СТ +4,2Д3Р, СТ +5, 2Д4Р

1Д6Р

28

110 мин

Закрепление МФ (+)

Контрольная работа №5. МФ (+), 2Д

СТ +3, 1Д5Р, СТ +3, 2Д3Р, СТ +3, 2Д4Р

1Д6Р

29

110 мин

СТ -9, 1Д

СТ -9, 2Д, 3Д

СТ +2, 1Д5Р, СТ +2, 2Д4Р

1Д6Р

30

110 мин

СТ -8, 1Д

СТ -8, 2Д, 3Д

СТ +1, 1Д5Р, СТ +1, 2Д4Р

1Д6Р

31

110 мин

СТ -7, 1Д

СТ -7, 2Д, 3Д

МФ +7, 1Д5Р, МФ +7, 2Д4Р

1Д6Р

32

110 мин

СТ -6, 1Д

СТ -6, 2Д, 3Д

МФ +6, 1Д5Р, МФ +6, 2Д4Р

1Д6Р

33

110 мин

СТ -5, 1Д

СТ -5, 2Д, 3Д

МФ +8, 1Д5Р, МФ +8, 2Д4Р

1Д6Р

34

110 мин

СТ -4, 1Д

СТ -4, 2Д, 3Д

МФ +9, 1Д5Р, МФ +9, 2Д4Р

1Д6Р

35

110 мин

СТ -3, 1Д

СТ -3, 2Д, 3Д

СТ+, МФ + сводный 1Д5Р, 2Д4Р

1Д6Р

36

110 мин

СТ -2, 1Д

СТ -2, 2Д, 3Д

СТ+, МФ+, 1Д5Р, 2Д4Р

1Д6Р

37

110 мин

СТ -1, 1Д

СТ -1, 2Д, 3Д

СТ -9,-8, 1Д5Р, 2Д4Р

1Д6Р

38

110 мин

Закрепление

Контрольная работа №6. СТ - , 2Д

СТ -7,-6, 1Д5Р, 2Д4Р

1Д7Р

39

110 мин

МФ -6, 1Д

МФ -6, 2Д, 3Д

СТ -5, 1Д5Р, 2Д4Р

1Д7Р

40

110 мин

МФ -7, 1Д

МФ -7, 2Д, 3Д

СТ -4,-3, 1Д5Р, 2Д5Р

1Д7Р

41

110 мин

МФ -8, 1Д

МФ -8, 2Д, 3Д

СТ -2,-1, 1Д5Р, 2Д5Р

1Д7Р

42

110 мин

МФ -9, 1Д

МФ -9, 2Д, 3Д

МФ -6,-7, 1Д5Р, 2Д5Р

1Д7Р

43

110 мин

Закрепление МФ -

Контрольная работа №7. МФ (-), 2Д

МФ - (Свободный), 1Д6Р, МФ -8, -9, 2Д5Р

1Д8Р

44

110 мин

Переходы через +50(+9 +8)

Переходы через +50(+7 +6 +5)

2Д5Р (все формулы), 3Д2Р (на нижних косточках)

1Д8Р

45

110 мин

Переходы через +50(+4 +3)

Переходы через +50(+2 +1)

2Д5Р (все формулы), 3Д2Р(на нижних косточках)

1Д8Р

46

110 мин

Переходы через +50 (МФ +6 +7)

Переходы через +50(МФ +8 +9)

2Д5Р (все формулы), 3Д2Р (на нижних косточках)

1Д8Р

47

110 мин

Переходы через -50(-9 -8)

Переходы через -50 (-7 -6 -5)

(2Д5Р (все формулы), 3Д2Р(МТ)

1Д8Р

48

110 мин

Переходы через -50(-4 -3)

Переходы через -50 (-2 -1)

2Д5Р (все формулы), 3Д2Р(МТ)

1Д9Р

49

110 мин

Переходы через -50(МФ -6 -7)

Переходы через -50(МФ -8 -9)

(2Д5Р (все формулы), 3Д2Р(МТ)

1Д9Р

50

110 мин

Переход +100 (+9 +8)

Переход +100 (+7 +6 +5)

2Д6Р (все формулы), 3Д3Р(МТ)

1Д9Р

51

110 мин

Переход + 100 (+4 +3)

Переход +100 (+2 +1)

2Д6Р (все формулы), 3Д3Р (МТ)

1Д9Р

52

110 мин

Переход +100 (МФ +9 +8)

Переход +100 (МФ +7 +6)

2Д6Р (все формулы), 3Д3Р (МТ)

1Д9Р

53

110 мин

Переход -100(-9 -8)

Переход -100 (-7 -6 -5)

2Д6Р (все формулы), 3Д3Р (МТ)

1Д10Р

54

110 мин

Переход -100 (-4 -3)

Переход -100 (-2 -1)

(2Д6Р (все формулы), 3Д3Р (МТ)

1Д10Р

55

110 мин

Переход -100 (МФ -9 -8)

Переход -100 (МФ -7 -6)

2Д6Р (все формулы), 3Д3Р (МТ)

1Д10Р





3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий в группе

В конце учебного года 1 раз проводится мониторинг в виде олимпиады по ментальной арифметике. Олимпиада - это мощная мотивация на дальнейшее развитие, на усердные занятия и новые победы. В нашей олимпиаде - главное участие. Участники олимпиады будут соревноваться в трех основных номинациях: счет на абакусе, счет в уме и логические задачи. Все участники получат "Сертификаты участников". Победители будут награждены дипломами и памятными призами.




























Приложения



Приложение №1 Инструкция по технике безопасности для детей

  1. Общие требования безопасности

    1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в классе

    2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета

    3. Не загромождать проходы сумками и портфелями

    4. Не включать электроосвещение и средства ТСО

    5. Не открывать форточки и окна

    6. Не передвигать учебные столы и стулья

    7. Не трогать руками электрические розетки

    8. Травмоопасность в кабинете:

  • при включении электроосвещения

  • при включении приборов ТСО

  • при переноске оборудования и т.п.

    1. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей

    2. Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления

      1. Требования безопасности перед началом занятий

        1. Не открывать ключом дверь кабинета

        2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь

        3. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности

        4. Не менять рабочее место без разрешения учителя

      2. Требования безопасности во время занятий

        1. Внимательно слушать объяснения и указания педагога

        2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока

        3. Не включать самостоятельно приборы ТСО

        4. Не переносить оборудование и ТСО

        5. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте

      3. Требования безопасности в аварийных ситуациях

        1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке

        2. В случае получения травмы, обратитесь к педагогу за помощью

        3. При плохом самочувствии или при внезапном заболевании сообщите педагогу

V. Требования безопасности по окончании занятий

          1. Приведите своё рабочее место в порядок

          2. Не покидайте своё рабочее место без разрешения педагога

          3. Выходите из кабинета спокойно, соблюдая дисциплину.

Таблица индивидуального мониторинга освоения программы

1 год обучения

Ф.И.О.

Возраст

Показатели для мониторинга

Уровень на начало

учебного года

Уровень на конец

учебного года

Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр)



Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии



Знание арифметических знаков (цифры от 0 до 9)



Знание арифметический знаков (числа от 10 до 100 и больше, знак «+», «-»)



Умение считать на счётах - Абакус (работа двумя руками, работа пальцами)



Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»):

цепочка однозначных чисел;



цепочка двухзначных чисел;



цепочка трёхзначных чисел;



цепочка четырёхзначных чисел.



Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий:

на счётах «Абакус»



при ментальном счете

(скорость, кол- во чисел)



- упражнения на развитие логического мышления



- упражнения на глазодвигательную реакцию



взаимодействие с семьей, вовлеченность семьи в создание развивающей среды, создания комфортных условий для выполнения домашнего задания(не более 20 минут в день)