СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта Ерёменко О.А.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Единый государственный экзамен — это форма проверки знаний, которая требу­ет хорошо продуманной системы работы учителя по подготовке к нему как на уроке, так и во внеурочное время. В данной работе можно выделить два направления.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта Ерёменко О.А.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская»





Обобщение педагогического опыта

учителя информатики,

Ерёменко Оксаны Андреевны

по теме:

«Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике»

2017 г. Оглавление


АННОТАЦИЯ. 3

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ. 4

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 18

Приложения 19

Приложение 1. 19

Приложение 2. 24

Приложение 3. 25


СЛОВО О ПЕДАГОГЕ. АННОТАЦИЯ.


Сегодня формой аттестации ученика является единый государственный экза­мен. Экзамен по информатике в форме ЕГЭ проводится с 2008 года. Его назначение — оценить обще­образовательную подготовку по инфор­матике выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и аби­туриентов с целью отбора для зачисле­ния в учреждения высшего профессионального образования.

Единый государственный экзамен — это форма проверки знаний, которая требу­ет хорошо продуманной системы работы учителя по подготовке к нему как на уроке, так и во внеурочное время. В данной работе можно выделить два направления.

Первое охватывает тех школьников, для которых информатика является про­фильным предметом. Достаточное количество часов на изучение предмета дает воз­можность осуществлять подготовку учащихся в рамках основного школьного курса.

Второе направление подготовки учащихся к ЕГЭ охватывает тех из них, кото­рые изучают информатику на базовом уровне. Очевидно, что в рамках основного курса (1 час в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ на более или менее приличном, уровне невозможно. Поэтому в данном случае целесообразно применить систему внеурочных занятий.

Подготовку к ЕГЭ необходимо начи­нать уже в среднем звене.

Успеха можно добиться, выделив в своей работе два направления:

1) знание учащимися теории по информатике;

2) умение школьников работать с теста­ми.

Первое из них призвано обеспечить максимальное усвоение материала по предмету. Второе направлено на правиль­ное применение знаний.


ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.

"Внутри каждого человека есть дремлющие силы; силы, способные удивить его самого, так как он зачастую и не предполагает, что обладает ими; силы, способные перевернуть жизнь, стоит их только поднять из глубин и привести в действие"

Оризон Свит Марден

Сегодня формой аттестации ученика является единый государственный экза­мен. Экзамен по информатике в форме ЕГЭ проводится с 2008 года. Его назначение — оценить обще­образовательную подготовку по инфор­матике выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и аби­туриентов с целью отбора для зачисле­ния в учреждения высшего профессионального образования. Важность данного предмета в современной жизни вряд ли можно переоценить – без компьютерной техники невозможно представить медицинскую, строительную, промышленную и транспортную сферу, сельскохозяйственное производство, связь и телекоммуникации, а также многие другие виды человеческой деятельности. Именно потому ЕГЭ по информатике относится к числу выборочных предметов и его нужно сдавать если вы планируете стать программистом, специалистом в области информационной безопасности или физиком-ядерщиком, хотите заниматься автоматизацией и управлением или системным анализом. Сложность этих профессий говорит о том, что подготовка к данному ЕГЭ потребует от школьников немало сил и времени. И не стоит думать, что для прохождения экзаменационного контроля достаточно быть уверенным пользователем ПК!

На данном ЕГЭ ученикам предстоит продемонстрировать не просто владение терминами, но и навыки работы с основными программными пакетами, начальные знания в программировании, хорошую подготовку в математических науках и развитое логическое мышление. Кроме того, стоит узнать все новости о сроках и особенностях проведения данного экзамена, а также подготовиться к возможным новшествам в КИМах 2018 года по информатике и ИКТ.

По­этому актуальной, сегодня становится проблема качественной подготовки школьников к такому экзамену. Но как, с помощью, каких форм, методов и приемов обеспечить успешную сдачу ЕГЭ по информатике, когда и в каком классе необходимо начинать соответ­ствующую подго­товку, какому на­правлению в этой работе отдать пред­почтение?

За годы моей работы в школе я поняла, что условием успешной сдачи ЕГЭ являет­ся формирование предметной готовности ученика.

Значит, даже хорошее обучение на базовом уров­не отнюдь не позволяет школьникам претендовать на высокие результаты. А для получения бо­лее высоких результатов, конечно, требуются знания на более высоком уровне. А значит, дополнительные занятия.

Единый государственный экзамен — это форма проверки знаний, которая требу­ет хорошо продуманной системы работы учителя по подготовке к нему как на уроке, так и во внеурочное время. В данной работе можно выделить два направления.

Первое охватывает тех школьников, для которых информатика является про­фильным предметом. Достаточное количество часов на изучение предмета дает воз­можность осуществлять подготовку учащихся в рамках основного школьного курса.

Второе направление подготовки учащихся к ЕГЭ охватывает тех из них, кото­рые изучают информатику на базовом уровне. Очевидно, что в рамках основного курса (1 час в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ на более или менее приличном, уровне невозможно. Поэтому в данном случае целесообразно применить систему внеурочных занятий.

Работа на уроках строится в виде тематических практикумов, которые, как правило, начинаются с краткого повторения основ теории и работы с раздаточ­ным материалом, включающим все типы заданий ЕГЭ заявленной темы. Кроме того, практикум может содержать специальные задания обучающего характера, направленные на формирование определенных навыков, необходимых для выполне­ния заданий ЕГЭ того или иного типа. Учащимся дается время на письменное вы­полнение определенного задания, а затем проводится фронтальная проверка и кор­рекция знаний. Заканчивается повторение раздела выполнением теста по данной теме. Тесты составлены на основе заданий 2 частей Единого государственного экзамена.

Опыт реализации ЕГЭ показал, что подготовка к нему не должна быть самоце­лью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время она должна проходить постоянно, однако не в виде натаскивания на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения. Ведь тесты можно использовать в качестве контролирующих материалов для проведения объективного итогового и текущего контроля знаний учащихся по темам входящим в КИМ на протяжении всего курса информатики.

Тематические тесты, предлагаемые старшеклассникам в конце изучения каждой темы, — разноуровневые. Пример теста такой формы дан в Приложении 1.

В тесте задания разбиты на две части: в первой части необходимо для каждого задания представить только результат решения, во второй части следует представить пол­ное решение или — если это раздел информационных технологий выполнить задание на компьютере. Правильное решение каждого задания в 1 части оценивается 1 баллом, во второй 2 и 3 баллами. Ученикам заранее известно, что для получения оценки «5» необходимо решить все задания частей 1и хотя бы одно задание из 2 части, оценки «4» — все задания 1 части, оценки «3» — не менее 7 заданий 2 части. Выполняют такой тест ученики не в тетрадях для контрольных работ, а на специальных бланках, аналогичных бланкам ЕГЭ. Тест позволяет в течение короткого времени весьма оперативно скорректировать содержание образования, а также совершенствовать методы преподавания, в том числе для успешной подготовки учеников к новой форме итоговой аттестации.

Опыт показывает, что подготовка к ЕГЭ для учителя представляет большую трудность: если класс не является профильным, остается делать упор на дополни­тельные часы внеурочных занятий. Как известно, существуют две формы таких занятий: элективный курс и консультация.

Одна из главных трудностей, с кото­рыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ, — это не столько незнание содержания материала, сколь­ко неумение работать с тестовым мате­риалом разной типологии и разного уров­ня сложности. В связи с этим возникает необходимость организации на уроках системной работы по подготовке уча­щихся к ЕГЭ по предмету.

Система работы в данном направлении может быть построена следующим образом:

  • в среднем звене — пропедевтическая работа, а именно использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся;

  • в старших классах — на уроках обобщения материала, при контроле знаний — использование тестовых заданий разного уровня слож­ности; знакомство с типологией заданий обеих частей КИМов (тесты раз­вивающего и контролирующего характера);

  • использование тестов обучающего характера при изучении нового материала на занятиях вариативной части (элективных курсах), где рассматриваются различные: способы решения наиболее слож­ных задач.

Наиболее эффективными формами, методами и приемами по подготов­ке к ЕГЭ по информатике являются следующие:

  • работа с тестовыми заданиями;

  • дифференцированный подход в обучении и подготовке;

  • индивидуальные занятия, консультации, обзорные уроки;

  • формирование у учащихся умений, навыков, развитие компетенций, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ;

  • регулярная проверка качества зна­ний по информатике с помощью те­стирования, компьютерных спец­программ (тренажеров по ЕГЭ).

Подготовку к ЕГЭ необходимо начи­нать уже в среднем звене.

Успеха можно добиться, выделив в своей работе два направления:

1) знание учащимися теории по информатике;

2) умение школьников работать с теста­ми.

Первое из них призвано обеспечить максимальное усвоение материала по предмету. Второе направлено на правиль­ное применение знаний.

С седьмого класса мои ученики заводят общую тетрадь и ведут её на протяжении нескольких лет. Все определения, фор­мулы, схемы, таблицы записываются в эту тетрадь, а в старших классах эта тетрадь становится для них настольной книгой (брошюрой-памяткой). Уже с VII класса я выборочно использую материалы ЕГЭ предыдущих лет для информатических минуток, которые проводятся регулярно в середине, конце или начале урока (за­дания для минуток подбираются из наиболее простых заданий 1 части). При изучении курса информатики следует акцентировать особое внимание на тех вопросах, которые в XI классе будут вынесены на ЕГЭ. Механическая, зрительная память помогает даже сла­бым детям запоминать материал, а тес­ты позволяют правильно соотнести его с предложенным вариантом ответа.

Тесты имеют разный объем: одни ис­пользуются как элемент урока, другие рассчитаны на целый урок, третьи пред­лагаются в качестве домашнего задания.

Все работы обязательно анализиру­ются, отслеживается уровень овладения компетенциями, ведется мониторинг ЗУН и ООУН, учитываются пробелы в знаниях и корректируется индивидуаль­ная работа с учащимися.

Например, тема «Кодирование ин­формации», при изучении которой развивается одна из важнейших компетен­ций — преобразование информации из одной знаковой системы в другую, зани­мает немаловажное место в курсе инфор­матики и ИКТ.

В среднем звене на изу­чение этой темы отводится около 7-8 ча­сов, а в старшей школе — 15 часов на базовом уровне и 20 часов — на профиль­ном. Учитывая спецификацию ЕГЭ, где большинство заданий на проверку зна­ний и умений по данной теме размеще­ны в 1 части и составляют около 14% от всех заданий, подготовка к их выполнению необходима уже в сред­нем звене. Как уже было сказано, здесь она носит пропедевтический характер. Можно использовать следующие в заранее заготовленной таблице отме­чается выполнение задания полностью цифрой 2, частично — цифрой 1, не вы­полнено — 0. Уровень сформированности компетенции отмечен как 1 — низ­кий, 2 — ниже среднего, 3 — средний, 4 — достаточный, 5 — высокий. С ребятами, у которых выявились за­труднения и уровень сформированное компетенции средний или ниже, прово­дятся дополнительные занятия, консультации и т. д.

Некоторые тесты связаны с ориента­цией на такие конкретные цели и задачи, как, например, проверка уровня усвоения сравнительно короткого перечня требу­емых знаний, умений и навыков, высту­пающих в качестве заданного стандарта или критерия усвоения.

Например, для аттестации выпускни­ков образовательных учреждений важно иметь такие задания, которые позволя­ют делать вывод о минимально допустимой компетентности выпускников. При проверке минимально допустимого уров­ня знаний содержание заданий носит принципиально облегченный характер. Поскольку такие задания должны выпол­нять все выпускники, допущенные учеб­ным заведением к аттестации, здесь нуж­но говорить о тестах как методе объек­тивного и эффективного измерения испытуемых с разным уровнем подготов­ленности. Поэтому для старшеклассников состоит из 2 частей – например, по темам «Аппарат­ное и программное обеспечение ПК», «Информация и кодирование», «Алго­ритмизация и программирование» и др.), ответы учащиеся также фиксируют в бланке, аналогичном бланку ЕГЭ.

Не секрет, что одна из важнейших компетенций — умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в си­туациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Развитие этой компетенции предполагается на эта­пе изучения темы «Алгоритмизация и программирование» и проверяется в ЕГЭ в обеих частях. Согласно спецификации, процент макси­мального первичного балла за выполнен­ные по теме «Програм­мирование» задания составляет 25 %, а по теме «Элементы теории алгоритмов» — еще 17%.

Когда дело касается подготовки учащихся к ЕГЭ общеобразовательных школ, где преподавание информатики ведется на базовом уровне и учитель не располагает объемом учебных часов, необходимым для изучения программирования в рамках школьной программы, что явно недостаточно для отработки устойчивых навыков программирования всем контингентом уча­щихся, в том числе не занимающихся программированием дополнительно.

Напомню, что одна из основных тем по которой составляются задания 24 -27, это "Алгоритмизация и программирование". В то же время, именно решение заданий по этой теме вызывает у выпускников наиболь­шие трудности. Это вполне естественно, поскольку вре­мени, отводимого на изучение информатики в школе (как правило, 1 часа в неделю в случае преподавания базового курса), явно недостаточно для формирования устойчивых навыков программирования. Вузы же инте­ресует в основном способность учащихся алгоритмизировать и составлять компьютерные программы на язы­ках программирования.

Поэтому на уроках программирования система под­готовки учащихся к ЕГЭ не совсем про­ста и складывается из нескольких этапов:

  • накопительного, который включа­ет в себя формирование некоторо­го комплекса умений, навыков и способов, деятельности, рассмотре­ние основных методов и приемов, применение которых поможет при решении ряда нестандартных и ис­следовательских задач; изучение внепрограммного материала, необ­ходимого для решения задач ЕГЭ;

  • практического, который включает в себя отработку навыков примене­ния отдельных методов и приемов решения задач; формирование на­выков нахождения различных спо­собов решения задач;

  • диагностического, который вклю­чает в себя в обязательном поряд­ке входящий и итоговый контроль по каждому разделу измерителя­ми, составленными на основе КИМ, используемых при сдаче ЕГЭ по информатике; отслеживание учеб­ных достижений учащихся на ос­нове требований к уровню подго­товки выпускников.

В поддержку развития таких компе­тенций, как «умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситу­ациях, не предполагающих стандартное применение одного из них» и «умение находить рациональные способы решения учебной задачи на основе заданных ли­нейных, разветвляющихся и цикличе­ских алгоритмов», проводятся занятия вариативной части.

Поэтому в ходе подготовки к ЕГЭ должна ставиться задача не только успешной сдачи учащимися экзамена, но и набор ими при этом максимально возможного количе­ства баллов: каждым из учеников в зависимости от уровня его, подготовки.

Я выпустила два физико-математических класса, где планомерно занималась подготовкой к ЕГЭ. Свою работу по подготовке к экзамену в формате ЕГЭ разбивала на две части. Первая состоит в том, что в планы уроков вносилис изменения, ориентированные на подготовку к ЕГЭ практически на каждом уроке. Имеются ввиду те темы, которые встречаются в КИМах. (Приложение 2)

Вторая часть предпо­лагает разработку программы дополнительных занятий по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.

Расскажем подробнее о первой части.

В плане практически каждого урока должно быть предусмотрено время (от 5 до 15 минут) на тестиро­вание, объем таких мини-тестов – 5–10 вопросов. (Приложение 3) Желательно при закреплении материала на уроке давать контрольные вопросы и задания в стандарт­ном формате, соответствующем ЕГЭ. Планы уроков, должны заканчиваться пунктом "Примеры заданий из ЕГЭ". Широкое использование систем тестового контроля не только позволит испод­воль подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но и явится несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты, умело составленные, могут выполнять не только контролирующие, но обучающие и закрепляю­щие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.

Тестирование может проводиться в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляют­ся учителем, используется многочисленная литература с готовыми текстами тестов по основным разделам ба­зового курса. Но представляется более разумным выби­рать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ЕГЭ по информатике, из демонстра­ционных КИМ за прошедшие годы. Широкий доступ учителям к этой базе невозможен, однако в открытом доступе существуют демоверсии, примеры заданий из КИМов, приводимые в печатных изданиях, допущен­ных для подготовки к ЕГЭ Министерством образования и науки и сейчас, огромную помощь и поддержку в этом вопросе оказывает К.Ю. Поляков при непосредственном общении и на своем сайте и сайт Гущина Д.. Задача учителя при подготовке к урокам — вы­брать из имеющегося материала задания, соответствую­щие теме урока.

К началу занятий в кабинете информатики полез­но оформить тематический стенд "Готовимся к сдаче ЕГЭ". На нем можно предусмотреть четыре раздела: "Демонстрационные варианты заданий ЕГЭ", "По­вторяем курс", "Пробное тестирование", "Это должен знать каждый". Раздел "Демонстрационные варианты заданий ЕГЭ" предназначен в основном для учащихся, которые по каким-то причинам вынуждены готовить­ся к сдаче экзамена самостоятельно. Он включает ма­териалы с полными текстами заданий ЕГЭ, которые подлежат замене, 2—3 раза в течение курса, а также тексты домашних заданий по программированию к очередному занятию. Каждое занятие по подготовке к ЕГЭ предваряется обновлением материалов раздела "Повторяем курс", куда вывешиваются ксерокопии таблиц по теме очередного занятия из книги "Струк­турированный конспект курса информатики" под редакцией И.Г. Семакина. В разделе "Пробное тестирование" должна быть представлена информация по проведению различных мероприятий по подготовке к ЕГЭ школьного, районного и городского уровня. К ним относятся интернет-олимпиады по программированию в формате ЕГЭ, проводимые вузами, тре­нировочное тестирование, организуемое региональ­ными центрами оценки качества образования, и т.п. Под рубрикой "Это должен знать каждый" распеча­тывается информация, включающая правила поведе­ния на экзамене, правила заполнения бланков, при­меры бланков ЕГЭ по информатике, а также адреса официальных сайтов в сети Интернет, посвященных проблемам сдачи ЕГЭ (www.edu.ru, www.ege.edu.ru, www.ege.spb.ru).

Можно построить работу следующим образом. Поскольку предмет сдается в качестве экзамена по выбору, а выбор учащихся может быть обусловлен разнообразными причинами, в начале курса подготовки класс условно делился на две группы: первая — средние и слабоуспевающие, вторая — сильные и профессио­нально ориентированные. Конечно, в дальнейшем состав групп менялся.

В обеих группах занятия проводились по единому сценарию. Каждое занятие (2 учебных часа) делилось на теоретическую и практическую части. Теория давалась обеим группам в течение первого часа занятия в одинаковом объеме, разница же в уровне подготовки детей учитывалась при составлении практических зада­ний — ученики первой группы больше времени уделяли решению заданий из 1 части, и из 2 части подробно отрабатывали задания с 1-го по 3-е. Как показал опыт, ученики второй группы, как правило, быстро справля­ются с предлагаемыми тестами и освободившееся вре­мя занятия посвящают разбору заданий по программи­рованию под номером 4 из 2 части.

Теоретическая часть темы давалась в форме лекции, сопровождаемой демонстрацией презентации Power­Point с помощью проектора. Презентации подготав­ливались по каждой теме, подлежащей контролю в за­даниях ЕГЭ. Для демонстрации выбирались вопросы, необходимые для раскрытия темы, которые давались в наглядной, конспективной форме.

Тематические презентации включали в себя теорети­ческую и практическую части. На теоретическую часть отводилось 15—20 минут, включая ответы на вопросы учащихся. Далее шла демонстрация практической части презентации, в которой разбирались примеры из мате­риалов по подготовке к ЕГЭ по рассматриваемой теме, продолжавшаяся 25—30 минут,

Кроме того, при проведении заключительных уроков по теме также демонстрировались презентации продолжительностью 5—8 минут, обобщающие пройденный по той или иной теме материал. Эти же презентации использовались при проведении дополнительных заня­тий по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ непосред­ственно перед экзаменом.

При подготовке презентаций использовалась следую­щая литература:

1. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Под ред. В.Р. Лещинера. М: Интеллект-Центр, 2007.

2. Сайт К.Ю. Полякова.

3. Сайт Д. Гущина.

Второй учебный час занятия посвящался практи­ческой работе учащихся (как уже отмечалось — по индивидуальным маршрутам), на которую отводится до 30 минут. Форма практической работы зависела от повторяемой темы. Это может быть специально подготовленный компьютерный тест, либо работа с интерактивными тестами по подготовке к ЕГЭ в сети Интернет, либо ответы на задания на бланках. В лю­бом варианте предполагается самостоятельная отработка темы учащимися.

Занятие заканчивалось разбором домашних заданий, предложенных на прошлом занятии (на экран с по­мощью проектора выводится решение, предлагаемое преподавателем или приводимое в демонстрационной версии ЕГЭ).

О домашних заданиях хотелось бы рассказать под­робнее.

Работа с домашними заданиями в факультативном курсе по подготовке к экзамену решает две различ­ные задачи. С одной стороны, это своеобразная форма контроля преподавателем степени усвоения рассмот­ренного материала (для этого учащиеся предъявляют решения на бумаге), с другой — способ закрепления материала, причем закрепление отдается на домаш­нюю отработку. В связи с этими соображениями нам показалось целесообразным организовать проверку домашних заданий не совсем, традиционным спо­собом – проверяется только наличие выполненных заданий, результат выполнения определяется путем самопроверки после обсуждения правильного реше­ния на экране, учащиеся диктуют учителю итоговое соотношение правильных и неправильных решений в своих работах по изучаемой теме. При этом все уча­щиеся имеют возможность осуществить самоконтроль и исправить допущенные ошибки. В результате в тетрадях или в электронных документах они имеют правильные варианты для дальнейшего самостоятельного повторения темы и соответствующих примеров. Учитель ведет учет примерно в такой форме: фами­лия, тема, номер задания, число правильных ответов из числа заданных.

В этом учебном году форма работы немного изме­нилась — выполненные домашние задания представ­ляются как в бумажном виде, так и в электронном, с использованием электронной почты. Дети имеют возможность присылать решения досрочно, и зачас­тую до урока учитель мог получить результат. Конеч­но, такая форма требует больших затрат времени и возможна только с небольшой группой наиболее ак­тивных учащихся.

В поурочном планировании были предусмотрены два занятия, полностью посвященные тестированию в формате ЕГЭ по материалам демонстрационных версий прошлых лет. Одно занятие давалось в сере­дине курса, другим курс подготовки завершался.

Все выше сказанное осуществлялась мною при работе в профильных классах. И конечно были и заметны результаты этой работы из 9 учащихся профильного класса сдававших информатику сдали все.

Работая в классах где информатика изучается на базовом уровне, основной упор делается на индивидуальную работу с учащимися.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Газета «Информатика» № 6, 2008.

  2. Газета «Информатика» № 2, 2009.

  3. Газета «Информатика» № 5, 2009.

  4. https://ya2018.com/edu/ege-2018-po-informatike-i-ikt/

  5. Султанова С.В. Формирование предметной готовности учащихся к ЕГЭ по информатике. //Информатика и образование. 2009, № 6, с. 22 – 25.

  6. Самсонова Ю.В. Система подготовки старшеклассников к ЕГЭ по информатике. //Информатика и образование. 2009, № 11, с. 51-56

Приложения

Приложение 1.

Тест по теме «Информация и кодирование»

Часть А

А1. Для кодирования звука в компьютере используется принцип…

  1. амплитудной модуляции

  2. согласований частот

  3. оцифровки

  4. фазовой модуляции

А2. Количество отсчетов звукового сигнала в единицу времени – это...

  1. частота регенерации

  2. частота дискретизации

  3. разрядность

  4. размерность

А3. Микросхема, состоящая из ЦАП и АЦП, вся работа со звуком в которой ложится на центральный, профессор, относится к ...

  1. аппаратным аудиокартам

  2. программным аудиокартам

А4. Основными характеристиками кодирования звука в компьютере являются ...

  1. частота регенерации

  2. частота дискретизации

  3. разрядность

  4. размерность

А5. Количество бит, выделенное для представления кода одного отсчета при кодировании звука, называется ...

  1. разрешением

  2. расширением

  3. размерностью

  4. разрядностью

А6. В каком формате файл хранит информацию о виде музыкального инструмента, длительности ноты и т. д.?

  1. midi

  2. wav

  3. mp3

  4. mpeg

A7. Способ хранения и обработки видеосигнала, при котором компоненты видеосигнала хранятся по отдельности, называется ...

  1. композитивным видеосигналом

  2. компонентным видеосигналом

  3. цифровым видеосигналом

А8. Основными характеристиками цифрового видео являются ...

  1. частота кадров

  2. разрядность

  3. глубина цвета

  1. экранное разрешение

  2. частота дискретизации

  3. качество изображения

А9. На что влияет коэффициент сжатий видео?

  1. Количество цветов

  2. Частоту кадров

  3. Качество изображения

  4. Частоту дискретизации

А10. Во сколько раз увеличится информационный объем страницы текста (текст не содержит управляющих символов форматирования) при его преобразовании из кодировки MS-DOS (таблица кодировки содержит 256 символов) в кодировку Unicode?

  1. В 2 раза

  2. В 8 раз

  3. В 16 раз

  4. В 256 раз

A11. Какое количество информации получит второй игрок при игре в крестики-нолики на поле 16x16 после первого хода первого игрока, играющего крестиками?

  1. 5 бит

  2. 6 бит

  3. 7 бит

  4. 8 бит

А12. При кодировании рисунка для последующего представления на компьютере средствами растровой графики изображение ...

  1. разбивается на ряд областей с одинаковой яркостью

  2. представляется совокупностью координат точек, имеющих одинаковый цвет

  3. преобразуется в массив координат отрезков, разбивающих изображение на области с одинаковым цветом

  4. представляется в виде мозаики квадратных элементов, каждый из которых имеет свой цвет

  5. переводится в черно-белый вариант

А13. В соответствии с кодовой таблицей ASCII символы английского алфавита кодируются двузначными числами, причем сочетание «i love» кодируется так: 73 76798669, а сочетание «i live» — так:

  1. 73 73768669

  2. 73 79768669

  3. 73 76867669

  4. 76 73737686

  5. 73 76738669

А14. Для кодирования 16-цветного изображения на 1 видеопиксель требуется
битов ...

  1. 1

  2. 2

  3. 4

4) 8

5) 16

А15. Количество информации в сообщении о том, что на светофоре горит красный свет, равно ...

  1. 1 биту

  2. 2 битам

  3. 1 байту

  4. более чем 1 биту

А16. Если досье на преступников занимают 45 Мбайт и каждое из них имеет объем 12 страниц (48 строк по 64 символа в каждой, 1 символ занимает 8 бит), то число досье равно ...

1) 1280

2) 3840

  1. 1250

  2. 1560

  3. 1024

А17. Система RGB служит для кодирования ... информации.

  1. текстовой

  2. числовой

  3. графической

  4. звуковой

А18. Сколько существует различных кодировок букв русского алфавита?

  1. Одна

  2. Две (MS-DOS, Windows)

  1. Три (MS-DOS, Windows, Macintosh)

  2. Пять (MS-DOS, Windows, Macintosh, КОИ-8, ISO)

A19. Известно, что в ящике лежат 256 шаров. Из них 128 черных, 64 белых, остальные желтые. Количество информации в сообщении «Случайным образом до­стали желтый шар» равно ...

  1. 5 бит 2)1 бит 3) 2 бита 4)4 бита

А20. Для кодирования цвета фона страницы Интернета используется атрибут bgcolor="XXXXXX", где в кавычках задаются шестнадцатеричные значения ин­тенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели. Какой цвет будет у стра­ницы, заданной тегом body bgcolor="FF0000"?

  1. Белый 2)Зеленый 3)Красный 4)Синий

Часть В

В1. Цветной сканер имеет разрешение 1024x512 точек на дюйм. Объем памяти, занимаемой просканированным изображением размером 2x4 дюйма, составляет около 8 Мбайт. Какова выраженная в битах глубина представления цвета сканера?

В2. Сколько понадобится дискового пространства в килобайтах, чтобы со­хранить 16-битный звук с частотой дискретизации 24 кГц продолжительностью 512 секунд?

В3. Текст записан в кодировке ASCII. После того как из текста удалили 20 сим­волов, его информационный объем стал равен 1200 битам. Найдите объем исходно­го текста.

В4. Книга состоит из трех глав. Первая глава содержит 24 страницы, вторая глава в 3 раза больше, чем третья. Сообщение о том, что книгу наугад открыли на странице из третьей главы, содержит 3 бита информации. Найдите количество стра­ниц во второй главе.

В5. Вычислить объем видеофайла (в Гбайтах) длительностью 60 с, скоростью смены кадров 30 кадров/с, разрешением 800x600 точек и разрядностью цвета 24 бит. Объемом звуковой составляющей видеоклипа можно пренебречь.


Часть С

С1. Злой экзаменатор никогда не ставит пятерок; по информатике. По причине своей зловредности он заранее определил количество отметок каждого вида и произ­вольно расставил их 24 абитуриентам. Количество информации, содержащееся в сооб­щении «Абитуриент Иванов получил четверку», равно 1 + log23 бит. Информационный объем сообщения «Абитуриент Сидоров получил тройку» равен 3 + log23 - log25 бит. Найти количество абитуриентов, не проваливших экзамен.

С2. Алфавит племени Пиджен состоит из четырех букв. Аборигены закодирова­ли слово DACB с использованием следующей кодовой таблицы:


А

В

С

D

1

0

010

01

и передали его, не сделав промежутков, отделяющих одну букву от другой. Пере­числите все возможные способы прочтения переданного слова.


Приложение 2.

Задания для подготовки к ЕГЭ.


ВАРИАНТ №1.

1. Получено сообщение, информационный объем которого ра­вен 64 битам. Чему равен этот объем в байтах?

1)5 2)2 3)3 4)8

2. Сколько единиц в двоичной записи числа 195?

1) 5 2) 2 3) 3 4) 4

3. Значение выражения 1016 + 108 + 102 в двоичной системе счисления равно


1) 1010 2) 11010 3) 100000 4) 110000

4. Для 5 букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв — из двух бит, для некоторых — из трех). Эти коды представлены в таблице:

а

b

с

d

е

000

11О

01

001

10

Определите, какой набор букв закодирован двоичной строкой 1100000100110

l) bacde 2) badde 3) baade 4) bacdb

5. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256 000 бит/с. Передача файла через данное соединение заняла 3 мин. Определите размер файла в килобайтах.



Карточка № 1

1. Наименьшая единица измерения информации — это ...

а) байт; б) символ; в) бит; г) мегабайт.

2. Сколько бит содержится в одном байте?

а) 8; б) 2; в)1024; г) 10.

3. Шахматная доска состоит из 64 полей: 8 столбцов на 8 строк. Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования координат одного шахматного поля?

1) 4 2) 5 3) 6 4)7

4. Каждый символ закодирован одним байтом. Оцените информационный объем следующего предложения в этой кодировке: В одном килограмме 1000 грамм.

1) 16 килобайтов 2) 256 бит 3) 32 бита 4) 16 байтов

Приложение 3.

Задачи ЕГЭ по теме: «Логика»

1. Для какого из указанных значений X истинно высказывание ((ХV(X5)) → (Х15)?

1)1 2)5 3)10 4)15

2. Для какого из указанных значений X ложно высказывание ((Х3) → (Х6)) ∨(¬ (Х

1)5 2)2 3)3 4)4

3. Для какого из указанных значений X истинно высказывание ((Х4) - (Х5))  (Х (Х

1)6 2)5 3)3 4)4

4. Укажите, какое логическое выражение равносильно выражению ¬(A∨B)∨C.

1) ¬А∨¬В∨¬С 3) (AB)∨С

2)(¬А¬В)\/С 4)А¬ВС


5. Укажите, какое логическое выражение равносильно выражению ¬(A∨¬(B∨C)).

1) ¬A∨¬B∨¬C 3) ¬A(B∨C)

2)А¬(В¬С) 4) A∨(¬B¬С)

6. Укажите, какое логическое выражение равносильно выражению ¬(АВ)С.

1) (¬A¬B)C 3) (АВ)¬С

2)А¬В¬С 4)А¬(ВС)

7. Символом F обозначено одно из указанных ниже логиче­ских выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фраг­мент таблицы истинности выражения F:



X

Y

Z

F

1

1

0

1

1

0

1

0

1

1

1

1

Какое выражение соответствует F?

1) ¬Х ∨ Y ∨ Z 2) X  Y  ¬Z

3) X ∨ ¬Y ∨ Z 4) ¬X ∨ ¬Y ∨ ¬Z

8. Символом F обозначено одно из указанных ниже логиче­ских выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фраг­мент таблицы истинности выражения F:



X

Y

Z

F

1

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

0

Какое выражение соответствует F?

1) ¬X ∨ Y ∨¬Z 3) X ∨ ¬Y ∨ Z

2) X  Y ¬ Z 4) ¬X  ¬Y ∨¬Z




27