Формирование патриотического воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Беловицкая Ольга Витальевна ,
учитель музыки МБОУ «Средняя школа №3
имени Алексея Иосифовича Макаренко»
2022г
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине
- Целью патриотического воспитания является развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни, общества, высокой ответственности и дисциплинированности.
Концепция духовно-нравственного
воспитания российских школьников.
( от греческого "земляк, соотечественник")
это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.
Патриотизм понимается как:
- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране .
С 1 сентября Министерство просвещения России запустило в школах масштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговор о важном»
Старт состоялся 5 сентября 2022 г. и проводится каждый понедельник.
Целью проекта является формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентиров учащихся на основе национальных ценностей.
Центральными темами «Разговоров о важном» станут: патриотизм и историческое просвещение,
нравственность, экология и др.
Перед обсуждением «Разговора о важном» проводится церемониальное поднятие флага и исполнение гимна .
«Государственный флаг,
как немеркнущее
Красное знамя Победы, служит воспитанию у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности, ответственности за будущее России»
В.В. Путин
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию:
- любовь к тем местам, где человек родился и вырос;
- забота об интересах Родины ;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Основные направления в системе патриотического воспитания
- Художественно-эстетическое
- Историко-краеведческое
- Социально-патриотическое
- Военно-патриотическое
- Спортивно-патриотическое
Искусство помогает воспитывать школьников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны.
Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ:
ДУХОВНУЮ МУЗЫКУ, ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРОВ-КЛАССИКОВ, КОМПОЗИТОРОВ РОДНОГО КРАЯ;
ВВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В МИР МУЗЫКИ ПОСРЕДСТВОМ ИНТОНАЦИЙ, ОБРАЗОВ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ;
ЗНАКОМСТВО С НАРОДНОЙ МУЗЫКОЙ, ИСТОРИЕЙ НАРОДА, ЕГО ТРАДИЦИЯМИ И ОБЫЧАЯМИ;
ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ ОТЕЧЕСТВА, СИМВОЛИКОЙ, ИСТОРИЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ;
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРНЫХ СОЧИНЕНИЙ;
ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ РОДНОГО ГОРОДА, РЕСПУБЛИКИ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ, МУЗЫКОЙ.
Раздел : «Россия – Родина моя»
помогает познать, услышать удивительную красоту народной музыки, познакомиться с календарными обрядовыми песнями, народным фольклором, колядками.
Раздел : «О России петь - что стремиться в храм»
дает понятие о храмовых песнопениях в виде церковных богослужебных песнопений – тропарей, стихир, молитвенных напевов, исполняемых хорами, хоровыми капеллами.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ:
С ПЕРВОГО КЛАССА ДЕТИ ВХОДЯТ В МНОГООБРАЗНЫЙ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ:
ВОКАЛЬНУЮ ИМПРОВИЗАЦИЮ
ЧЕРЕЗ ИНТОНАЦИИ ПЕСЕН, ТАНЦЕВ, МАРШЕЙ
ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
ПРОСТЕЙШИХ НАРОДНЫХ МЕЛОДИЙ,
ХУДОЖЕСТВЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ (МОЛИТВ, КАНТОВ)
КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН
ПОПЕВОК
ПЕВЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА СВОИХ УРОКАХ СТАРАЮСЬ ПРОБУДИТЬ В ДЕТЯХ ИНТЕРЕС К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ:
НАРОДНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ
К ЖАНРАМ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
ОБЫЧАЯМ
МУЗЫКАЛЬНОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
К УСТНОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
К НАРОДНЫМ ПРАЗНИКАМ
ОБРЯДАМ
ФОЛЬКЛОРУ ДРУГИХ НАРОДОВ
Вся работа по патриотическому воспитанию на уроках музыки дает хорошие результаты:
ДЕТИ С ИНТЕРЕСОМ ВОСПРИНИМАЮТ МАТЕРИАЛ УРОКА
ПОЯВЛЯЕТСЯ УСТОЙЧИВЫЙ ИНТЕРЕС К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ
К ИСТОРИИ НАРОДА
ЧУВСТВО ГОРДОСТИ ЗА СВОЕ ОТЕЧЕСТВО
УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К КОРЕННЫМ ЖИТЕЛЯМ ТОГО КРАЯ, ГДЕ ОНИ РОДИЛИСЬ
МБОУ «Средняя школа №3 имени Алексея Иосифовича Макаренко»
Герои школы
Макаренко А.И.
Герой Советского Союза
Участие во Всероссийском патриотическом проекте "Парта Героя"
Открытие бюста Долонину В.А. Герою России (посмертно)
Музей истории МБОУ «Средней школы №3 имени Алексея Иосифовича Макаренко»
Юнармейские отряды
Участие в концертах в в/ч
Встреча с Цеевым Э.К. – Героем России
Школьный фестиваль
С Днем Рождения, моя Адыгея!!!
Таким образом, проблема гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день очень актуальна и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ