Загоруйко Лариса Александровна,
музыкальный руководитель,
МБДОУ «Детский сад № 38 общеразвивающего вида», г. Сыктывкар
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ –
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том,
чтобы проталкивать в них учеников»
австрийский пианист и педагог Артур Шнабель
В системе современного дошкольного образования происходят инновационные процессы, характеризующиеся изменением мировоззрения педагога и идеологии образования. Обновление содержания дошкольного образования привело к поиску новых форм взаимодействия педагога и ребёнка. Целевые ориентиры, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка в художественно-эстетическом развитии, связаны с решением таких важнейших вопросов, как определение природы, возможностей и закономерностей творческого развития, соотношения врождённого, индивидуального и социального.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в области музыкального воспитания дошкольников определяет одну из основных задач как приобщение детей к музыкальному искусству. Это – основной фактор, влияющий на развитие музыкальных способностей, шире - на становление культурной личности.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) возникает необходимость выявления сущности и смысла творческого развития детей дошкольного возраста в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В связи с этим задачи творческого развития ориентируют педагогов не просто на получение детьми знаний, а на создании условий для развития инициативы и творческих способностей детей в различных видах творческой деятельности. Современное образование обращено сегодня на развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.
К сожалению, исследования доказывают, что существуют проблемы естественного и гармоничного развития детей дошкольного возраста, их творческого потенциала и природной одарённости. К современным проблемам воспитания следует отнести культивирование образовательных задач. Интеллектуально-аналитический уклон в дошкольном воспитании, погоня за знаниями – этим родители и педагоги лишают детей детства. Современные дошкольники способны на «ты» общаться с мобильным телефоном и интернетом, но, к сожалению, не знакомы с мамиными колыбельными, ласковыми играми, массажами, прибаутками, потешками, играми из бабушкиного детства. Играть с малышами в «Ладушки» стало не модным! Современным родителям некогда петь колыбельные, гладить ребёнка, пестовать и тютюшкать его. А может быть, родители не знают и не умеют этого делать? Что будет, если мы все разучимся жить «в детстве», разучимся играть, любить? Возникает острая необходимость в перестройке мировоззрения, философии образования, разработке иного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста нового мышления, другого «формата».
Актуальность выбранной мною темы определяется необходимостью создать условия для решения вышеозначенной задачи. В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на построение такого взаимодействия с дошкольниками, в процессе которого проявляются индивидуальные музыкальные особенности каждого ребенка, происходит развитие способностей. При этом сам ребенок становится активным и инициативным в музыкальной деятельности, то есть становится не объектом, а субъектом образовательного процесса.
Абсолютно все дети любят играть на детских музыкальных инструментах. Музицирование на музыкальном инструменте всегда связано у детей с чувством радости и удовольствия, а это – необходимый залог стойкого интереса ребёнка к музыкальному искусству. Желание играть на музыкальных инструментах настолько велико, что дети не замечают той большой учебной работы, которая проводится в процессе музицирования, и от которой они не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями.
Педагогическая целесообразность
Не побоюсь такого утверждения, что инструментальное музицирование - самая интересная для детей форма музыкальной деятельности. Играть на музыкальных инструментах играя, - именно такая формула наиболее приемлема для начального музыкального воспитания дошкольников.
В настоящее время программами музыкального воспитания в дошкольной образовательной организации предусмотрено приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах, игре в ансамбле и оркестре, но уделяется данному виду музыкальной деятельности малая часть занятия.
Новизна моей работы определяется представленной в ней системой практических занятий для старших дошкольников по игре на детских музыкальных инструментах. Для её составления – наряду с традиционными – я использовала программы, пособия и методические рекомендации, которые не используются в повседневной работе дошкольной образовательной организации. Методологической основой моей работы является соединение принципов педагогики Карла Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики.
Цель моей работы – создание благоприятных условий для развития творческого потенциала дошкольника, формирование его эстетической культуры посредством активного приобщения к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре на детских музыкальных инструментах.
Задачи музыкально-творческого воспитания и развития детей в процессе музицирования:
- воспитание интереса к музицированию через игровую деятельность;
- создание предпосылок к формированию творческого мышления;
- воспитание потребности в самовыражении через коллективное и индивидуальное творчество;
- развитие навыков импровизации через слово, звук, жест, движение;
- формирование представлений о связи музыки, слова, жеста и движения с жизнью.
Моя работа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, на детей с уже имеющимися первоначальными навыками игры на детских музыкальных инструментах, так как знакомство с детскими музыкальными инструментами (внешний вид, тембр, способы звукоизвлечения) начинается в группах раннего возраста.
Содержание моей работы структурировано по четырём модулям, взаимодополняющим друг друга. Здесь принцип интеграции выступает как альтернативный способ, соединяющий части в целое.
1 модуль – «Элементарная музыкальная грамота»
2 модуль – «Развитие чувства ритма»
3 модуль – «Развитие основных навыков игры на детских музыкальных инструментах»
4 модуль – «Игра в оркестре (ансамбле)»
Краткое содержание каждого модуля для реализации заложенных в нём задач:
1 модуль – «Элементарная музыкальная грамота»
В рамках этого модуля у детей формируются первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, даётся первоначальная база терминов и понятий музыкального языка.
Деятельность по реализации задач данного модуля может проходить: в форме беседы, в ходе которой детям сообщаются теоретические сведения, иллюстрируемые музыкальными примерами, в сопровождении наглядных пособий, слайдов, видеоматериалов; в форме практического музицирования, в ходе которого дети осваивают элементы музыкальной грамоты.
2 модуль – «Развитие чувства ритма»
В ходе освоения содержания этого модуля дети играют в подвижные игры и игры малой подвижности, музыкально-дидактические игры, а так же – в очень любимые детьми речевые игры, в ходе которых происходит знакомство детей с ритмической нотацией, дети научаются проговаривать и исполнять простейшие ритмы со слоговой поддержкой. Речевые игры являются своеобразным мостиком к интуитивному пониманию выразительных возможностей различных музыкальных средств: темпа, тембра, динамики и других.
В рамках работы по содержанию данного модуля дети воспроизводят ритмические рисунки и отмечают метрическую пульсацию, сильную долю разными способами (хлопками, притопами, «звучащими жестами», игрой на ударных инструментах). Так же дети самостоятельно выкладывают ритмические рисунки песен и попевок, считывают ритмические рисунки с карточек-схем и воспроизводят их разными способами.
3 модуль – «Развитие основных навыков игры на детских музыкальных инструментах»
В рамках этого модуля дети знакомятся с новыми детскими музыкальными инструментами, способами звукоизвлечения. Как правило, на каждый инструмент - одно обращение к нему на одном занятии, потому как знакомство с детскими музыкальными инструментами начинается в младших группах. Потому в рамках этого модуля уделяется большое внимание игре на металлофоне – правильной посадке, правильному держанию музыкального молоточка, правильному звукоизвлечению, игре простейших попевок и партий.
4 модуль – «Игра в оркестре (ансамбле)»
В рамках этого модуля разучиваются партии инструментов в оркестре, отрабатывается законченное, выразительное исполнение музыкального произведения. Дети уверенно играют на инструментах в оркестре, соблюдая ритмический, динамический, темповый ансамбли; понимают дирижёрский жест.
Подводя итог, хочется сказать, что в процессе игры на детских музыкальных инструментах формируется художественно-творческая компетенция дошкольника, обеспечивающая проявление творческого потенциала в разных видах деятельности, а так же напомнить один из принципов гуманистической педагогики - «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (Мишель де Монтень).
Список литературы:
Расскажите детям о музыкальных инструментах. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2010.
Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Под ред. Л.А. Баренбойма. Л.: Музыка, - 1970 – 160 с.
Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности // Музыкальный руководитель. - 2009. - №5. – с.11-13.
Тютюнникова Т.Э. Весёлая шарманка. Шумовой оркестр для детей. М., 2007.
Тютюнникова Т.Э. Под солнечным парусом или полёт в другое измерение: Учебно-методическое пособие для начального музыкального обучения. – СПб.: издательство «Музыкальная палитра», 2008. – 68 с.
Учебно-воспитательный процесс: свежий взгляд и новые подходы: материалы II Международной научно-практической конференции. 25 апреля 2016 г. / Гл. ред. А.В. Степанова. – Чебоксары: ООО «Образовательный центр «Инициатива», 2016. – 404 с.