Обобщение педагогического опыта на заседании методической комиссии гуманитарных дисциплин БПОУ РК «Политехнический техникум» (июнь 2019г.)
Каждый человек, работающий с детьми, всегда осознает то, какая огромная ответственность возложена на него. Ответственность перед обществом за то, каким придет в мир новое подрастающее поколение. Каждый педагог решает для себя сам, какие методы выбрать для того, чтобы осуществить стоящие перед ним цели и задачи. С самого первого дня работы я поняла одну очень важную истину: ребёнок – это личность, вполне сформировавшаяся, а это значит, что педагог обязан знать и уважать все особенности не только физического развития, но и духовного мира подростка, юноши и девушки. Без этого душевного контакта совместная работа невозможна.
В политехническом техникуме я работаю в качестве преподавателя физической культуры с 1 сентября 2014 года.
У нас, в техникуме созданы условия для решения задач физического воспитания обучающихся. Проблема, над которой я работаю «Формирование устойчивого интереса обучающихся к занятиям физической культуры»
Исходя из этого, в процессе комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, я решаю следующие задачи:
• разъясняю учащимся положительное влияние физической культуры и, в частности, двигательной активности на организм, которая способствует подъёму общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма;
• вырабатываю практические умения и навыки в процессе формирования гармоничного развития учащихся;
• формирую положительную мотивацию к занятиям физической культурой;
• пропагандирую студентам стремиться к здоровому образу жизни.
Общеизвестно, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Образ жизни включает в себя три компонента: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни.
Мы, педагоги, в своей работе не можем влиять на первый и второй компоненты, только на стиль жизни. Быть здоровым – естественное стремление человека. Первый, основной признак здорового образа жизни - это регулярная физическая и двигательная активность, поэтому работа по сохранению здоровья учащихся и воспитанию здорового поколения для меня актуальна и значима. Как увлечь ребят физкультурой, сформировать потребность и привычку самостоятельно регулярно заниматься физическими упражнениями? Как им привить вкус к здоровому образу жизни? Универсальных рецептов нет. Есть только опыт педагогов.
Цель моей работы:
- формирование гармонично развитой личности учащихся посредством воспитания бережного отношения к здоровью, активного приобщения к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями;
- укрепления здоровья средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой;
- обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных качеств;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни, нравственных и волевых качеств;
-формирование основ знаний о физической культуре и спорте;
- создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и духовных способностей.
Мой опыт работы преподавателем физической культуры позволяет утверждать, что с помощью добротно проведенных уроков, системы домашних заданий, определенной организации массовой внеклассной работы можно добиться высокого уровня общефизической подготовки обучающихся и их здоровья. Уроки строю таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Студенты получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Совершенствованию методики проведения урока уделяю постоянное внимание. Обязательно применяю домашние задания на освоение техники движений, развитие двигательных качеств. На уроках стараюсь научить правильному в полном смысле слова «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие обучающихся. Добиться этого должна помочь я, и в первую очередь на уроках. И здесь важный аспект моей деятельности – индивидуальная работа с каждым обучающимся. Достичь повышения уровня физической подготовленности слабоуспевающих учащихся можно только при помощи дифференцированного обучения. При этом простота, доступность, оптимальное чередование нагрузок и отдыха, правильное дозирование нагрузки – обязательное условие на каждом уроке. Урок физкультуры – это своеобразная основа физкультурно - спортивной грамоты. Если на уроке прививаются необходимые умения и навыки, сам урок вызывает интерес и удовлетворение у занимающихся, то можно говорить о формировании у них устойчивой привычки заниматься спортом и физкультурой. На каждом уроке провожу инструктаж по технике безопасности, слежу за выполнением Сан ПиНа. Достижение более высокого результата (для одного студента победа в игре на уроке, для другого победа на соревнованиях) вызывает положительные эмоции от уроков физической культуры, способствует движению вперед и развитию ребенка.
В своей работе я применяю личностно –ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии. Для реализации поставленных целей и задач использую всевозможные формы работы студентов на уроке: групповые, метод индивидуальных заданий (дополнительные упражнения по овладению двигательными действиями), при этом учитываю интересы обучающихся, их двигательные и психические возможности.
Выполнение нормативов важная составляющая, но не единственная. За теорию и практику мною выставляются оценки отдельно по традиционной пятибалльной шкале. Для определения уровня теоретических знаний обучающихся, использую письменные тесты с вариантами правильных ответов. На уроках физкультуры студенты направляют свои усилия не на борьбу с нормативом, а на борьбу с самим собой, преодоление самого себя, на познание самого себя. Студент должен понимать, что он бегает и прыгает не ради достижения какого-то результата, а ради того, чтобы быть здоровым.
При проведении тестов, срезов по физическому воспитанию учитываю темперамент обучающихся и, соответственно их скорость реакции. Устанавливаю индивидуально продолжительность выполняемых заданий. Таким образом юношам и девушкам легче утвердиться. Обязательны общеразвивающие упражнения на каждом уроке, включающие упражнения всех групп мышц и суставов, позволяющие поднять общий тонус, усилить кровообращение и улучшить обмен веществ. Тестирование физических и координационных качеств помогает контролировать усвоение учебного материала, степень физической подготовленности студентов. Проводя регулярно тестирование можно выявить талантливых спортсменов, регулировать их выступления в соревнованиях и прогнозировать их спортивные результаты.
Наряду с успехами, результатами в профессиональной деятельности есть свои трудности и проблемы, которые можно рассматривать в двух планах: субъективном и объективном.
К объективным трудностям, с которыми мне приходится сталкиваться в своей деятельности, относится недостаточная материально-техническая оснащенность спортивного зала. Эту проблему администрация техникума постепенно решает. Для участия в республиканском военно- спортивном слете «Джангрин баатрмуд» приобрели парадные костюмы для смотра песни и строя , где заняли 2место. В открытом первенстве техникума по волейболу, в котором участвовали школы Лаганского района, учредили переходящий кубок, а победители и призеры получали денежные вознаграждения.
Недавно приобрели новый теннисный стол.
Трудности субъективного плана: увеличивается количество детей с различными заболеваниями. Современная молодежь гиперактивна , обладает повышенной возбудимостью, нередко их поступки непредсказуемы. Все большее количество современных детей, испытывают трудности, потому что не умеют трудиться. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание – лень.
Здоровым, крепким людям живется легче и счастливее. Для того, чтобы воспитывать таких людей , мы и работаем и живем. Я убеждена, что в любых условиях, если педагог хочет и умеет думать и работать, он всегда сделает свою работу продуктивной. Мы должны помочь детям не бояться высоких нагрузок и связанных с ними пота и мышечной боли. Тогда мы вырастим нормальное работоспособное поколение.
В дальнейшем, в своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу
по совершенствованию форм и методов преподавания уроков физической культуры;
по совершенствованию рабочих программ и созданию новых с учетом ФГОС и образовательных потребностей обучающихся;
по повышению качества знаний и умений обучающихся
по повышению уровня педагогического мастерства.
В учебно-воспитательном процессе планирую использовать накопленный позитивный опыт, активно внедрять зарекомендовавшие себя инновационные технологии.
Заключение. « Учитесь управлять собой
Во всем ищите добрые начала,
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала.
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвижении в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут!
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливым!»
Спасибо за внимание!
Преподаватель физической культуры: (Атешова Р.У.)