СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта по теме "Использование Арт-технологии как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме "Использование Арт-технологии как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"»

КОНКУРС

на присуждение премий

лучшим учителям за достижения

в педагогической деятельности

В 2020 ГОДУ








Обобщение педагогического опыта по теме:


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»












КАТПЕНОВА АКЖАРКЫН ТНЫБАЕВНА


учитель английского языка

Муниципального общеобразовательного автономного

учреждения средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Калачева А.В.

Новоорского района Оренбургской области






Описание педагогического опыта учителя, отражающего сущность его методической системы


Содержание:

  1. Информационная карта педагогического опыта учителя

  2. Сущность методической системы

  • Возникновение опыта

  • Актуальность опыта

  • Теоретическая база

  • Педагогическая идея и технология опыта

  • Заключение

  • Адресная направленность

  • Список литературы

  1. Приложения







































  1. Информационная карта педагогического опыта учителя


Фамилия

Имя

Отчество

Катпенова

Акжаркын

Тныбаевна

Место работы

МОАУ СОШ №1 п. Новоорск им. Калачева А.В.

Должность

Учитель английского языка

Квалификационная категория

Первая

Стаж работы в должности

4 года

Тема педагогического опыта

Использование Арт-технологии как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Условия возникновения опыта

Данный педагогический опыт разрабатывался в течение 4 лет, прошел апробацию в ряде учебных учреждений в ходе практической деятельности автора опыта в качестве учителя английского языка.

Актуальность педагогического опыта

Актуальность опыта обусловлена необходимостью создания и апробации методической системы, способствующей формированию коммуникативной компетенции у обучающихся при изучении английского языка.

Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей опыта является идея обучения на основе творческих способностей учащихся. Арт-технология является по своей сути обучением интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Использование данной технологии призвано расширить интерес учащихся к стране изучаемого языка, помочь учащимся в познании себя, своего внутреннего мира посредством творческой деятельности и сделать процесс изучения иностранных языков более интересным для учащихся.

Местонахождение материалов обобщенного педагогического опыта

на сайтах infourok.ru, multiurok.ru, videouroki.net, mir-olymp.ru.


  1. Сущность методической системы

  • Возникновение опыта

На мой взгляд, каждый молодой учитель задавался вопросом: как стать успешным учителем? И я, конечно же, не исключение. Думаю, что успешный учитель должен не только владеть своим предметом, но и любить детей. Именно любовь открывает сердца учеников. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, то он совершенный учитель.

Для этого необходимо каждому из нас стремиться к профессиональному росту, постоянно заниматься самообразованием, использовать инновационные методики.

В современной школе перечень образовательных технологий широк – это и ИКТ-технологии, и проектная деятельность, и игровые технологии, и многое другое. Являясь молодым педагогом, я все еще нахожусь в активном педагогическо-творческом поиске. Но даже на данном этапе четко вижу основные образовательные проблемы в преподавании английского языка.

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка – задача не из легких. На практике нередко можно наблюдать, что ученики как начальной, так и основной школы испытывают коммуникативные трудности на уроках английского языка. Сложность обучения устной речи, по мнению психологов и педагогов, связана с рядом факторов, основными из которых являются: эмоциональное напряжение, языковый барьер, сниженный интерес к обучению. Система организации обучения и занятий в частности может являться травматичным фактором для здоровья учащихся, что может привести к снижению их успеваемости, ухудшению дисциплины, состоянию тревожности. Все это указывает на необходимость в формировании особой среды, в которой бы учитывались трудности учащихся в обучении и предлагалась квалифицированная поддержка.

Преодолению этих проблем может способствовать правильный выбор педагогических технологий. Преподаватели уже многие годы вводят в учебный процесс различные технологии, которые позволяют сделать обучение интересным, содержательным и способствующим формированию ценности здорового образа жизни.

Одной из таких эффективных технологий стала для меня арт-технология, которая предполагает опору на творчество школьников, позволяет интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.

В условиях современного развивающегося общества с его стремительной динамикой жизни искусство приобретает особое значение, поскольку способно всесторонне влиять на людей и делать их более гуманными. Всем давно уже известно, что в современном образовательном процессе школьные педагоги и психологи уже многие годы привлекают средства искусства к решению задач развития, воспитания, обучения и поддержки детей. Искусство обладает безграничными возможностями для интеллектуального развития учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Применение различных жанров искусства на уроке способно оживить и обогатить иногда рутинный учебный процесс новыми красками, сделать педагогический процесс более насыщенным и интересным, а также обеспечить эффективное достижение результатов педагогической деятельности.


  • Актуальность опыта

Арт-технология тесно связана с развитием креативности учащихся. Данная технология является по своей сути обучением интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Широко считается, что арт-технологии различного вида помогают учащимся в познании себя, своего внутреннего мира и посредством творческой деятельности сделать процесс познания иностранных языков более интересным для учащихся. Помогает лучше мотивировать учащихся к изучению достаточно сложных грамматических конструкций, к которым, путем применения стандартных технологий обучения, у учеников образуется психологический барьер. Так же широко известно, что арт-технологии помогают снять у учащихся психологический барьер при общении на иностранном языке со своими одноклассниками, а так же способствуют лучшему закреплению пройденного материала, путем активного применения их в речи. Использование арт-технологий дает возможность расширить и углубить полученные культуроведческие знания, путем внедрения творческой деятельности в образовательный процесс, расширить интерес учащихся к стране изучаемого языка.

В соответствии с ФГОС основного общего образования, личностные результаты освоения основной образовательной программы, должны отражать, помимо прочего, как формирование коммуникативной компетенции учащихся, так и формирование навыков межкультурной коммуникации. Они так же включают в себя развитие художественного сознания через освоение художественного наследия России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные связи урока иностранного языка так же тесно связаны с развитием творческого подхода к решению определенных задач. Задания с применением арт-технологий более эффективны, чем стандартные методы обучения иностранному языку, так как способствуют самовыражению учащихся.

Актуальность исследования состоит в том, что, как известно, арт-технологии широко используются в современном педагогическом процессе, так как они не только помогают формировать коммуникативную компетенцию, но и помогают снимать психологический барьер у школьников при общении на иностранном языке. Так же, арт-технологии в современном педагогическом процессе помогают учащимся углубить и расширить культуроведческие знания учащихся и усилить интерес как к родной стране, ее истории и культуре, так и к истории и культуре страны изучаемого языка.

Использование традиционных методов обучения, характеризующиеся шаблонным построением урока, усредненным подходом к обучаемым, нерациональным использованием времени на уроке, низким уровнем обратной связи с учащимися, не обеспечивает достаточной речевой деятельности каждого ученика на уроке, развитию коммуникативной компетенции, его самостоятельной активности.

В настоящее время задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранному языку. Арт-технология, как одна из современных педагогических технологий, помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. В результате применения данной технологии заметно повышение заинтересованности учащихся в изучении иностранного языка, совершенствование навыков устной монологической, диалогической и письменной речи.


  • Теоретическая база

Уникальность арт-технологии заключается в том, что в ее основе лежат достижения и искусства, и науки. Она образовалась на стыке таких наук как медицина, педагогика, культурология, социология и многих других. Методы, используемые арт-технологией универсальны, и могут быть использованы для решения широкого круга учебно-воспитательных задач.

Арт-педагогика - представляет собой синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики). Составляющая слова «Арт» акцентирует внимание на использовании средств искусства (живописи, музыки и пения, движения и танца, театра, литературы, прикладного творчества).

Арт-технология рассматривает искусство в качестве основного психотерапевтического фактора и базируется на использовании приемов арт-терапии.

Впервые, термин «арт-терапия» (лечение искусством) был введен в практику в 1938г. Андрианом Хиллом. В настоящее время арт-технология рассматривается учеными (Б.Д. Карвасарский, М.В. Киселева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Н.Е. Щуркова) как средство прогрессивной педагогики, направленной на развитие и коррекцию психического здоровья детей, формирование коммуникативной культуры учащихся, как средство, способствующее творческому раскрытию и активизации общения между детьми.

Если разложить термин «арт-технология» на составляющие, то сразу видно содержательное наполнение данного понятия. Арт (от англ. art) – визуальное искусство, технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств. Таким образом, арт-технология – это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства.

Основная цель арт-технологии – создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личности.

Задачи арт-технологии (по М.В. Киселевой):

  • актуализация и развитие творческих способностей учащихся;

  • повышение самооценки и самосознания;

  • развитие эмоционально-нравственного потенциала;

  • формирование умения решать внутренние и групповые проблемы;

  • формирование умения выражать эмоции;

  • формирование умения разрешать конфликтные ситуации, снятие напряжения, релаксация;

  • развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия.

Арт-технология предлагает различные формы работы с обучающимися. По количеству участников выделяют индивидуальную, групповую, коллективную формы, по степени активности участников – пассивную, активную, смешанную формы работы с учащимися.

В основе арт-технологии лежит техника активного воображения, которая предлагает учащимся возможность для самовыражения и самореализации через результаты своей творческой художественной деятельности. Создавая различные образы, с помощью активного воображения и переводя их в символическую форму, учащиеся не только успешно решают различные проблемы, но и повышают свое психическое и душевное здоровье, развивают свой творческий потенциал.

Арт-терапия обладает большими коррекционными возможностями. Получение положительных психокоррекционных результатов арт-технология позволяет достичь за счет следующих феноменов:

  • художественная творческая деятельность – это альтернативный «язык» выражения своих чувств и переживаний;

  • повышение самооценки через усиление внимания к своим чувствам и переживаниям;

  • сам процесс творчества, дающий возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества (рисунок, сказка, скульптура, лепка и т.п.) и являющегося безопасным способом разрядки напряжения;

  • возможность заново пережить внутренние конфликты прошлого в результате соприкосновения со своим бессознательным и общения с ним на символическом языке образов в условиях безопасного пространства и безусловной поддержке со стороны педагога;

  • возникновение чувства внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовать окружающее пространство;

  • освоение новых форм опыта.

Большинство педагогических технологий, применяемых при обучении и воспитании школьников, направленны на развитие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воля. Сфера влияния арт-технологии шире: она затрагивает не только указанные психические процессы, но и в большей степени распространяется на эмоциональную сферу обучающихся. В формировании коммуникативной компетенции в обучении английскому языку важно преодолеть языковой барьер. По своей сути, этот барьер является проблемой эмоциональной и психологической нерешимости обучающихся на уроках английского языка. И в данном случае применение Арт-терапии как эффективного средства в формировании коммуникативной компетенции является значимым в современной методике и педагогике.


  • Педагогическая идея и технология опыта

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. (Компетентность – наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.)

А для того, чтобы общение имело место быть, что нам необходимо? Знать язык (в широком смысле), владеть лексикой, фонетикой, грамматикой.

Формы и приемы современных арт-технологий многообразны, что дает возможность использовать их на разных этапах урока: его начало, изложение нового информационного блока, закрепление пройденного, минутка гимнастики, домашнее задание.

Конечно, при выборе арт-технологии нужно учитывать и возрастные особенности учащихся, и зону их ближайших интересов. То, что будет интересно детям 7-12 лет, будет совершенно безразлично для подростков. Применение арт-технологии в дошкольном образовании так и в начальной школе является наиболее эффективным, т.к. в младшем школьном возрасте тяга к спонтанной художественной творческой деятельности сильнее, чем в подростковом.

В своей практике я использую следующие арт-педагогические технологии:

  1. Сказкотерапию – различные сказки про буквы, когда мы учимся читать, фонетические сказки про Mr. Tongue, грамматические сказки. Конечно, данная технология рассчитана, прежде всего, на младших школьников. Такие сказки особенно хороши для детей чувствительных, с богатым воображением. Сказки хорошо запоминаются и вспоминаются даже через несколько лет.

  2. Ритмичные физкультминутки (action songs) – очень хорошо подходят для активных детей тем, кому необходимо подвигаться. Если физкульминутку делать под музыку или видео, то она будет развивающей и для «аудиалов» и «для визуалов». В основном, такие динамические паузы признаются детьми начальной школы. Их используем для переключения детей с одной деятельности на другую и элемента релаксации. Также физкультминутки хорошо развивают фонематический слух и расширяют словарный запас.

  3. Работа с песнями и музыкой – является также важным элементом арт-педагогической технологии, поскольку песню мы не только слушаемь, но и поем, а также выполняем различные задания до, во время и после прослушивания песни. Прежде всего, песни замечательно развивают фонетматический слух и способствуют развитию навыков аудирования, усвоению лексики и грамматики.

  4. Пантомимы – часто используем для отработки новой лексики. При изучении алфавита буквы рисуем в воздухе, перед тем как писать их в тетради, и рисуем на спине друг у друга и угадываем их. Дети постарше с удовольствием изображают разные существительные или глаголы-действия.

  5. Ролевые игры, театр – многие дети любят погрузиться в новый образ и разыграть диалог в необычной ситуации. Ситуации продумываю заранее, а иногда совместно с детьми. Причем ситуации могут не только различаться ролями, но и местом действия (у доктора, в магазине или на улице), но и сменой стран (в России, в Англии или в Китае) и эпох (первобытные времена, в средние века, в будущем). Ролевые игры проводим в виде парной, групповой и коллективной работы. Подключаются даже те ребята, которые испытывают проблемы в общении с одноклассниками, поэтому ролевые игры являются социально-значимым элементом арт-педагогики.

  6. Crafts (прикладное искусство) – это прекрасная возможность сделать что-то своими руками и запомнить это. На начальном этапе дети лепят буквы из пластилина и украшают их фасолем или горохом, красивыми пуговицами или бусинами. Позже при изучении лексических тем, прикладное творчество хорошо используется на уроке или дома для закрепления изученного материала.

  7. Рисование и раскраски. Кроме того, к crafts можно отнести и рисование. При этом рисование может быть целенаправленным – нарисуй своего питомца и расскажи о нем, так и как средство для проверки качества усвоения пройденного материала – так называемые «арт-диктанты» или «арт-раскраски». Не все дети умеют хорошо рисовать и как раз в этом случае использование арт-раскрасок помогает принести радость ученику от осознания того, что и он может справиться с этой задачей. Нередко я использую свои собственные материалы, подготовленные специально к уроку. Часто это изображения – раскраски картинок изучаемых слов. Цель этих наработок не только познакомить учащихся с лексикой, но и использовать их как элемент арт-терапии для снятия напряжения и стресса. Дети всегда радуются таким небольшим картинкам и с удовольствием их раскрашивают. Особенно благотворно это влияет после выполнения контрольной работы, когда детям разрешается раскрасить картинки.


  • Заключение

В чем состоит преимущество, на мой взгляд, арт-технологий перед другими формами учебной работы?

Во-первых, практически каждый ребенок может стать полноправным участником урока и для этого не требуется от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических), у каждого есть возможность проявить себя.

Во-вторых, в процессе участия ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его и помочь.

В-третьих, арт-технологии позволяют повысить успеваемость и качество усвоения изученного материала, и позволяет настроить работу по наиболее значимым каналам восприятия для всей группы учащихся.


  • Адресная направленность

Данный педагогический опыт может представлять интерес для учителей иностранного языка, работающих в образовательных организациях.


  • Список литературы

  1. Алексеева, М. Ю. Развитие творческого мышления младших школьников средствами арт-терапии (на материале обучения иностранному языку): Дисс. канд. пед. наук. – 2007. – 244 с.;

  2. Афанасьева, А.Е. Использование арт-технологий в обучении английскому языку в средней школе / А. Е. Афанасьева. – Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. – 2016. – № 11 (115). – С. 1411-1413. – URL: https://moluch.ru/archive/115/30545/;

  3. Безрукова, В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. - М.: «Сентябрь», 2004. – 160 с.;

  4. Кириллова, А.И. Использование арт-технологий на уроках иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5398;

  5. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2008. – 160 с.;

  6. Колкова, М.К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов. – СПб.: КАРО, 2008. – 224 с.;

  7. Копытин, А.И. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт.- М.: «Когито-Центр», 2012. -286 с.;

  8. Копытин, А. И. Системная арт-терапия. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.;

  9. Копытин, А.И., Свистовская, Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. 2-е стереотип. Изд.-М.: «Когито-Центр», 2010. – 197 с.;

  10. Петричук, И. И. Еще раз об игре // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 2. – с. 37–41.;

  11. Подгорнева, Г. А. Особенности организации процесса обучения иностранному языку на младшей ступени // It-n.ru. — Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http %3A %2F %2Fit-n.ru %2Fttachment.aspx %3Fid %3D15310 &name=attachment.aspx %3Fid %3D15310&lang=ru&c=57362fea3dce.