СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта по теме "Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта использования технологии сотрудничества в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме "Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с.Бада»













Обобщение педагогического опыта по теме

«Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе»









Выполнила: учитель начальных классов Патрина Светлана Сергеевна























2017-2018 уч. год

С введением ФГОС нового поколения изменились требования, предъявляемые к результатам освоения образовательных программ. Теперь у учащихся необходимо сформировать УУД (универсальные учебные действия), позволяющие самостоятельно «добывать» и усваивать знания, а не получать их в готовом виде. Учителю необходимо овладеть современными образовательными технологиями, которые помогают организовать деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время в соответствии с требованиями ФГОС. К современным образовательным технологиям относится технология сотрудничества. Эта технология предполагает обучение учащихся посредством использования парной, групповой работы. Дети не просто выполняют задания вместе, они учатся вместе, «открывают» новое в процессе общения. Знания учащиеся получают самостоятельно в процессе совместной работы. Учиться легче, когда с тобой рядом твой одноклассник, у которого можно спросить о том, что непонятно, попросить помощи. Дети учатся ответственности за успех всей группы, пониманию, что от личного результата зависит результативность твоих товарищей. Учитель является наблюдателем, помощником, направляет работу детей, организует совместную работу, учит групповому взаимодействию, корректирует ошибки. Обучение в сотрудничестве позволяет:

  • эффективно организовать работу на уроке;

  • увеличить объем изучаемого материала;

  • потратить меньше времени на освоение информации;

  • дети учатся общению, самостоятельности, комфортно чувствуют себя в классе и в школе;

  • ребята учатся самостоятельно оценивать свои действия, контролировать свою работу и работу своих товарищей;

  • для учителя появляется возможность использования индивидуального подхода к каждому ученику.

Целью моего исследования является обобщение опыта использования технологии сотрудничества в работе учителя начальных классов. Перед собой я ставлю следующие задачи:

  • проанализировать опыт использования групповой и парной работы на уроках;

  • отметить положительные стороны применения технологии сотрудничества;

  • наметить пути дальнейшей работы по применению технологии сотрудничества.

Я работаю учителем начальных классов и английского языка в начальной школе. В своей работе я использую следующие УМК: «Школа 2100», авторы: Р.Н.Бунеев и др., «Enjoy English» («Английский с удовольствием») под ред. Биболетовой М.З.

Хочется отметить, что элементы технологии сотрудничества я начала включать в свою работу начиная с 1 класса. Сначала ребята учились работать в парах. Целью этой работы было обучение детей общению, т.к. многим детям трудно преодолеть стеснительность, скромность в общении, они не могут включиться в работу класса. Во втором классе основное внимание уделялось также парной работе, но на данном этапе целью работы было обучение совместному взаимодействию для достижения поставленной цели. Дели познакомились с правилами парной работы:

  • При разговоре смотри на собеседника.

  • Называй товарища по имени.

  • Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.

  • Работать должны оба.

  • Один говорит, другой слушает.

  • Своё несогласие высказывай вежливо.

  • При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом.

  • В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем. Мы думаем. Мы решили»…

  • Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.

  • Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.

  • Результатом работы является ваше общее мнение.

  • Покажите готовность вашей пары.

  • Оцениваем работу. Благодарим друг друга.

Очень сложно добиться того, чтобы дети включались в работу совместно, чтобы оба были заинтересованы в достижении результата. Важно при организации парной работы правильно сформировать пары: нельзя объединять в пары двух слабых учеников, а также учеников, конфликтующих между собой. Детям необходимо дать образец общения, проанализировать ошибки в работе, обратить внимание на ребят, у которых удачно сложилась совместная работа, но в то же время необходимо обратить внимание на тех ребят, которые не смогли договориться, не выполнили поставленную задачу, выяснить причины неудачи, наметить пути преодоления трудностей.

Пример использования парной работы на уроке русского языка:

- Поработайте в паре:

Задание. Подберите проверочные слова, выделите корень, подчеркните орфограммы, оцените свою работу:

Г.лова –

П.л.са-

Г.р.дить-

М.л.дой-

В третьем классе особое внимание я уделяю групповой работе. Начала я с того, что познакомила ребят с правилами дружной работы. Эти правила висят на стене класса и по необходимости проговариваются ребятами.

Следующий этап – формирование групп. Существует несколько способов разделить ребят на группы. Первый способ – по желанию дети с удовольствием объединяются в группы со своими друзьями, соседями. Но такой способ не всегда будет эффективным при достижении поставленной цели. Все зависит от результата, который учащиеся должны достигнуть к концу урока. Следующий способ жеребьевка, случайный выбор: вытянуть жетон с номером группы, цветную карточку, приобрести билет и т.д. Можно формировать группы по интересам, набирать команду могут лидеры – по желанию или какому-то критерию. Также группы могут быть собраны по уровням сложности предлагаемых заданий. Я в своей работе чаще использую деление на группы по рядам, дети делятся на 5-6 групп с теми детьми, рядом с которыми они сидят. Этот способ наиболее удобный, ребята быстро разворачиваются назад на соседнюю парту. Это экономит время на уроке и позволяет на некоторое время не менять состав групп.

Следующий, с моей точки зрения, один из самых сложных этапов – это распределение ролей в группе. Здесь может быть несколько ролей: командир, секретарь, выступающий и др. В моем классе много детей, которые стремятся везде быть первыми, не всегда адекватно оценивающие свои способности. Это создает некоторые трудности при выборе командира группы. Если дети не могут договориться, то я предлагаю свою кандидатуру из участников группы, дети вправе согласиться или нет с моим мнением, проголосовать за предложенную кандидатуру. Часто дети выбирают лидера путем детской считалки. Если состав группы не меняется, ребята могут быть командирами по очереди, чтобы никому не было обидно.

Когда группы сформированы, дети распределили роли, приходит время для выполнения задания. Само задание может быть на карточке, на экране в учебнике, также может быть предоставлен маршрутный лист с перечнем этапов выполнения работы, инструкционная карта.

Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова» на этапе «Постановка проблемы» было предложено следующее задание:

-Прочитайте слова на доске.

-Как вы думаете, сколько групп однокоренных слов записано?

(на доске в столбик слова-карточки: вода, водичка, падает, водный, падение, водопад)

-Какие это группы? (с корнем -вод- и с корнем -пад-)

-Распределите их по столбикам.

-Покажите на доске, как вы выполнили задание.

- Какой вопрос возникает? Почему получились разные ответы?

Ребята также выбирают способ выполнения задания. Это может быть «мозговой штурм» (высказывание наибольшего числа идей и выбор подходящей), «обсуждение по кругу» (каждый участник высказывает свою точку зрения и, затем, совместно, выбирается лучшая), «конвейер» (распределение последовательных операций между участниками группы), «кооперативное взаимодействие» (дети договариваются о том, что будет делать каждый участник группы для того, чтобы сократить время выполнения заданий).

После выполнения предложенного задания группе необходимо представить результат работы. Чаще всего от группы выступает командир, но бывают и исключения, если ребята выбрали отдельного человека – выступающего. Также если ребята распределяли задания между участниками, то представлять результат выходит вся группа и по очереди высказывается по теме. В данном случае видна работа каждого участника микро группы, какой вклад внесен им в совместную работу. На этом этапе существует ряд трудностей, с которыми я столкнулась: ребята не умеют слушать выступление других групп, поэтому необходимо было останавливать выступающих, напоминать остальным группам правила дружной работы; проблемой является стеснительность некоторых ребят, неумение сформулировать свои мысли. Здесь мы ищем способы преодоление трудности: заранее написать текст выступления, поддержка, помощь в выступлении застенчивым ребятам (они могут выступать с места).

Каждый этап урока, где используется групповая работа, конечно, заканчивается этапом рефлексии, самооценки. Ребята учатся оценивать себя своих товарищей по группе и работу группы в целом. Для оценивания я использую алгоритм самооценки из технологии оценивания, разработанный в педагогической системе «Школа 2100».

Таким образом, я могу выделить следующие этапы групповой работы по технологии сотрудничества:

  1. Формирование группы.

  2. Постановка цели работы.

  3. Распределение ролей в группе.

  4. Совместное выполнение работы участниками группы.

  5. Представление результатов работы группы.

  6. Рефлексия, самооценка работы группы.

  7. Подведение итогов работы групп.

Подводя итоги изучения и реализации на практике технологии сотрудничества, следует отметить положительные стороны технологии сотрудничества:

  • Я считаю, что групповая работа в начальной школе является эффективным способом обучения детей общению со сверстниками. Классный коллектив является моделью будущего взрослого общества, поэтому важно научить ребят взаимодействовать между собой, «примерить» на себя разные роли в ситуациях общения.

  • Технология обучения в сотрудничестве дает широкие возможности для обучения учащихся совместной познавательной деятельности, самоконтролю, самооценке, взаимопомощи.

  • Детям нравится работать в группе, им легче справиться с заданиями, потому что они чувствуют поддержку одноклассников, понимают, что их работа важна для конечного результата группы.

  • Дети учатся быть самостоятельными, у них вырабатывается чувство ответственности, повышается работоспособность.

  • Знания учащиеся не получают в готовом виде, они учатся получать их сами, путем совместной групповой или парной работы.

  • Для учителя предоставляется возможность реализации индивидуального подхода при формировании групп, при распределении заданий для групп.

Подводя итоги, хочется отметить, что работа по применению технологии сотрудничества не закончена. Я планирую:

  • осваивать новые виды организации работы в группе, паре;

  • применять разнообразные виды заданий;

  • обучать детей эффективному взаимодействию внутри группы;

  • осуществлять контроль над эффективностью применения технологии на уроках.

Применение технологии сотрудничества не ограничивается только работой на уроке. Данная технология применяется урочной и внеурочной деятельности, при работе с родителями, проведении внеклассных мероприятий. Технология учит общению не только в школе. Она готовит ребенка к жизни в современном обществе, помогает учителям и родителям эффективно взаимодействовать между собой, детьми, с окружающим миром. Применение технологии сотрудничества – это путь к успеху в обучении и воспитании.